Номоканон (продолжение)
Новый дизайн сайта доступен по адресу www.semeyskie.narod.ru
Правило 25
С особенною изысканностью убирать на главе волосы запрещает 96 правило Шестаго вселенскаго собора, а неповинующихся его запрещению отлучает. Зонара, толкователь священных правил, изъясняя сие 96 правило Шестаго собора, упоминает о многоразличных украшениях в длинном их отрощении, а по отношению к бороде эти модники, говорит он, поступают совершенно наоборот: І Ибо как только появится юношеский пушок, то тотчас же сбривают его, чтобы не перешел в волос, но чтобы бросалась в глаза гладкость их лица, и они, так сказать, могли бы уподобляться женщинам и казаться нежнымиІ. И далее делает разныя указания украшения бороды различной подбривкой и подстрижкой, и в заключении говорит, что отцы собора отечески наказывают делающих то и преслушающих их подвергают отлучению, и скорбит о том, что в его время духовные плохо наблюдают сие соборное правило. Стоглавый собор во главе 41 возобновил запрещение Шестаго вселенскаго собора в отношении брадобрития, но ошибся в ссылке не на 96, но на 11-е правило онаго, за что от недоброразсудных и подвергается сие небрежению. Но что под особенною изысканностью убранства на главе волос Шестый собор запрещает и брадобритие, об этом не только один Зонара и Стоглав, но и Матфей Правильник в таком же разуме приводил сие 96-е прав. Шестаго вселенскаго собора. А согласно Матфею свидетельствовал и Номоканон в 174 правиле своем, что брадобритие, вравне как и модное убранство на голове волос, под отлучением воспрещается. Но еще и прежде Шестаго вселенскаго собора было воспрещение об этом. В 3 главе первыя книги Постановлений святых апостол о сем пишется сице : ІИбо тебе, верующему и человеку Божию, не позволительно отращать волосы на голове и собирать их воединоІ, т.е. в косу и завивать их, или чрез расческу и завивку делать их кудрявыми, или подкрашивать их. Это и закон возбраняет, говоря во Второзаконии : ІНе сотворите себе из волос ни отрощения, ни извитий.І Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природы. ІНе обнажайте,- говорит закон, - бород вашихІ, ибо сие ( быть без бороды) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же, обнажающий бороду свою чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будеши у Бога, создавшаго тебя по образу и подобию Своему. Итак, если хочешь нравиться Богу, то воздерживайся от всего,что ненавидит Он, и не делай ничего, что не нравится ЕмуІ. Эти словеса Апостольских постановлений указал и св. Епифаний Кипрский для осуждения ереси массалиан (книга его Панарий, ересь 60, а по другому общему счету 80-я, главы 6,7). Сию же выдержку Епифания Кипрскаго привел и преподобный Никон Черногорский в 37 слове толкования его Господних заповедей. Да и Шестый вселенский собор, хотя вторым правилом своим и отложил от всеобщаго руководства Церкви Апостольския постановления, но относительно украшения волос на голове и сам согласно Апостольских постановлений изложил свое 96-е правило. А потому указанныя слова Апостольских постановлений не могут быть заподозреваемы во искажении от инославных, но действительно сие есть апостольское завещание. А святый апостол Павел о женах говорит : ІВсяка жена молитву деющая, или пророчествующая откровенною главою, срамляет главу свою : едино бо есть и тожде еже быти остриженней : аще бо не покрывается жена, да стрижется : аще ли же срам жене стрищися или бритися, да покрываетсяІ (1-е Коринф., зач.147). Святый Иоанн Златоустый сие уясняя, говорит : жене апостол не только во время молитвы, но и всегда покровенной быти повелевает (26 беседа его на 4 ст. 11 главы, 1-го Коринф.). В требнике же Гедеона Балабана епископа Львовскаго в заповедях святых отец на листе 669 пишется тако : ІАще жена острижет власы своя, непщующи яко Бога ради кроме точию иноческаго жития, дерзнувшая сие сотворити, анафема. Не повеле бо ся от Бога жене стрищи власы, точию егда приидет на иноческое житие. Аще ли наваждением неким вражиим острижет власы своя, да отлучится от Церкви и от причастия лето едино, и да покаетсяІ.
Правило 26
Со умилением и вниманием многим подобает пение приносити Богу, а не кликати безчинно и естество на вопль понуждати, и ничего неподобнаго и церковному строению не сочтаннаго не пети, по 65-му правилу Шестаго вселенскаго собора. А по правилам Гангрскаго собора, клятвою осуждаются и гнушающиеся носящих обычныя брачныя ризы, и простыя странныя одеяния умышляющии, и отвращению подвергаются во изнеженных мягких одеждах ходящии, по 21-му правилу онаго.
Правило 27
Крест не писати на земли, или где может ногами попиратися, а где так написанные заглажди, а преслушающий сие отлучается по 73 правилу Шестаго вселенскаго собора.
Правило 28
Есть удавленину, звероядину и мертвечину, аще будет священник, то по 63-му правилу святых апостол извергается, аще мирский - отлучается. Тому же осуждению подвергаются и те, которые ухищряются есть кровь животных в каком бы то ни было ея употреблении, по 67 правилу Шестаго вселенскаго собора. А 22-е прав. Седьмаго вселенскаго собора глаголет пророческим словом : ІГоре тем, которые едят с какими-либо позорищными вымыслами или сатанинскими песнями и блудническими гласованииІ, а посвященным и монахом воспрещает наедине с женщинами ясти, но разве только где по прилучаю и с благоговейными, а также и в корчемницы входити, кроме нужды путнаго шествия, и преслушающии отлучаются, по 54 прав. святых апостол. Но пленным християном позволительно из рук языческих, если не будет сие идоложертвенное, (ясти), по 1-му прав. Григория Неокесарийскаго.
Правило 29
Предающиися игре и пьянству, священнии извергаются, а мирскии отлучаются, по 42 и 43 правилам святых апостол.
Правило 30
По 71-му правилу полных переводов или по 60 славянской кормчей Карфагенскаго собора, и по 15 Шестаго вселенскаго собора возбраняются зрелища зверской игры, и театральных представлений, и всякия безобразныя игры людей, смехотворства и пляски на позорищах. И кто упражняется в сих, таковые священные извергаются, а мирские отлучаются.
Правило 31
Кто посмеется глухому или слепому, или хромому, таковый священный извергается, а мирянин отлучается, по 57 прав. святых апостол.
Правило 32
Кто предается предосудительной игре, таковый священный извергается, а мирянин отлучается, по 50 правилу Шестаго вселенскаго собора и 42 и 43 святых апостол.
Правило 33
Носить хари, или иначе наряжаться, как некоторые безумствуют и до ныне в праздненстве Рожества Христова, строго воспрещает 52 правило Шестаго вселенскаго собора. А преслушающих сего, священных подвергает извержению, а мирских отлучению.
Правило 34
Воспрещается смотреть изображения на дсках или на ином чем представляемыя, обаяющия зрение и растлевающия ум, и производящия воспламенения нечистых удовольствий, по 100-му прав. Шестаго вселенскаго собора, и творящия такия изображения отлучаются.
Правило 35
Ни жена в мужском монастыре, ни муж в женском да не спит, а кто сие учинит, тот отлучается по 47 прав. Шестаго вселенскаго собора.
Правило 36
Мыющиися в бане вместе с женщинами, священные извергаются, а мирстии отлучаются, по 77 прав. Шестаго вселенскаго собора.
Правило 37
Осквернившагося токмо устами, диякона и священника запрещает от священнаго служения их 75 прав. Василия Великаго. Различно толкуют сие осквернение уст толкователи священных правил, начиная от похотнаго целования мужчины с чужою женщиною, и низводят до целования срамот их друг у друга, или если бы кто покусился соблудить с девицею, но восстал от ложа, не растливши оную.
Правило 38
Аще готовящемуся ко святому причащению случится в нощи истечение семени : то следует таковому самому искусить свою совесть, не от страстнаго ли воспоминания о какой женщине, или от объядения или пьянства произошло это, или просто изошло излишество семени. И в первом случае должен удержаться от святаго причащения, а в последнем и приступить может. Зри о сем правила : 4 Дионисия, 12 Тимофея и послание при оных Вальсамона.
Правило 39
Вступивший в законный брак никакой епитимии не подлежит, ибо по изречении Апостола : Ічестна женитьба во всех и ложе не скверно, блудником же и прелюбодеем судит БогІ( Евреом, зач. 333). Однако же брак не допускается девам, посвятившим себя Богу и инокиням, а равно и инокам, по правилам 15, 16 Четвертаго вселенскаго собора, 6 и 18 Василия Великаго; презвитерам, диаконам и иподиаконам по их рукоположении, по 26 правилу святых апостол, 3 и 6 Шестаго вселенскаго собора. А епископу по его рукоположении не допускается не только брак, но даже и брачное сожительство прежде бывшаго брака его, по 12 правилу Шестаго вселенскаго собора. И кто из сих лиц вступит в брак, таковый, если священный, извергается, а инок, инокиня и дева посвященная отлучаются, донеле же не расторгнут воспрещеннаго им брачнаго сожительства, и потом да подлежат епитимии любодействующих, по правилам 18, 19 и 60 Василия Великаго, а по 19 правилу Анкирскаго собора епитимии двубрачных.
Правило 40
Второженец отлучается, смотря по его летам и обстоятельствам, на год или на два, а троеженец на три или на четыре года, по 4 прав. Василия Великаго. А многоженство, т. е. четверобрачие и так далее, называется делом скотским и совершенно чуждым человеческому роду, а почему и недопустимо во Святой Церкви, по 80 правилу Василия Великаго, где велено расторгать таковые браки, и таких супругов подвергать епитимии на четыре года. Толкователям же сего правила, Зонару мнится, что здесь более лет запрещения разумеется, а Вальсамон предположил их быть не менее осьми, как и 178-е правило Номоканона на 8 лет таковых отлучает.
Правило 41
Елико же аще без священных молитв своя рабы на сочетание браку совокупляюще, не боголюбив брак составляют им, но блудническое смешение утверждают: Іих же не совокупи Бог священными молитвами призываем, тии вси сходятся на грехІ. - Так гласит новая заповедь царя Алексия Комнина в Кормчей, глава 43, лист 336. И русский митрополит Иоанн, нареченный пророком Христа, бывый в лето 1080 по Христе, в 30 церковном правиле своем, также на епитимию блудников отлучает (тех), которые живут в браке без священнословнаго повенчания. А Фотий митрополит повелел отлучати на три лета покаяния и потом, аще восхотят жити, чтобы венчати их (Русск. Историческая библиотека, т.6, стр. 272). Также и Сава архиепископ сербский повеле таковых венчати, и, аще будут дети, то и их по криле матери поставляти и с ними вкупе венчати ( древлеписменная, житейник его).
Правило 42
Брак составляти православному с еретиком отрицает 72 правило Шестаго вселенскаго собора, а преслушающих отлучает, разве только еретическое лице согласится и приимет Православие, по 14 правилу Четвертаго вселенскаго собора и 31 правилу Лаодикийскаго.
Правило 43
Брак в сродстве плотьском и духовном не допускается по правилам 53 и 54 Шестаго вселенскаго собора, 2 Неокесарийскаго, 23, 78, 87 Василия Великаго, 11 Тимофея и 13 Феофила, родство плотьское, по преданию церкви, дошедшему до нас, выходит из предел в кровном родстве в осьмом степени, двухродном - в шестом, а в трехродном - в четвертом. В последних наблюдается при сем чтобы не было и смешения имен родства, дабы отец не был свояком сыну, или племянник дядею своему дяде и сему подобно. И аще будет брак беззаконный от сродства, то в кровном сродстве в недостатке единыя степени исправляется двухлетнею епитимиею неядением мяса, по изречению Кормчей на листу 562. Применительно сему, кажется, и в других сродствах недостаток единыя степени также можно исправить. Но если незаконность онаго будет более одной степени, то сицевый брак не приемлется в Церковь, аще не разлучится, но и разлученные епитемиею кровосмесников да исправляются, по 177 прав. Номоканона. Предел же духовнаго сродства ограничивается только детьми кумовей, также как и от крове до осьмаго степени. Обаче же и в сем случае не вси отцы древней церкви были между собою согласны, но нецыи осьмую степень наблюдали только между детей крестнаго отца и его крестнаго сына, а между прочими детьми кумовей ищут только чтобы превзошло четвертый степень, по указанию Кормчей на листах 542 и 543.
Правило 44
Кто для супружества похищает жену, осуждается анафемою по 27 правилу Четвертаго вселенскаго собора и не приемлется в покаяние, доколе не возвратит похищенныя жены к ея родителям, по 22-му правилу Василия Великаго. Аще похищенная обручена была иному, то похититель должен возвратить ее тому, кому она была обручена, по 11 правилу Анкирскаго собора, и подлежат епитимии прелюбодеев, по 98 прав. Шестаго вселенскаго собора.
Правило 45
Аще брак законно составится, к тому да не разлучается, хотя бы муж и бил жену свою, или тратил ея имения, или хотя бы жена и была беснуема, по 9 правилу Василия Великаго и 15 Тимофея Александрийскаго. Но аще распустятся, то с другими лицами да не сочетаваются, но да пребывают так, или да смирятся между собою, по 115, или, по Славянской кормчей, 102 правилу Карфагенскаго собора.
Правило 46
Вземший в супружество вдову, или отвержену от супружества, или позорищную не может быти епископ, ни презвитер, ни диякон, по 18 правилу святых апостол. Также аще и по рукоположении у кого из священных лиц впадет жена в прелюбодеяние, и он ее не оставит, то извергается от сана, по 8 правилу Неокесарийскаго собора.
Правило 47
Супруги должны по согласию удерживаться от совокупления, когда готовятся ко Святому Причащению. Ибо по пятому правилу Тимофея Александрийскаго отлучается от причастия тот, кто на ту нощь преспит с женою, еще они должни иметь воздержание в воскресные дни и великия праздники, по 63 прав. Номоканона, и во время очищения жены от обычных течений ея нечистот, по 7 правилу Тимофея и 2 Дионисия архиепископов александрийских. Устав Большой такое же воздержание совещавает иметь и во всю святую Четыредесятницу и прочия постныя дни, под которыя не дозволяется браку повенчание.
Правило 48
Мужеложник , а равно и жену мужески неистовствовав, скотоложник и птицеложник яко прелюбодей осуждается по правилам 7, 62, 63 Василия Великаго, 4 Григория Нисскаго, 22, 26 и 41 Номоканона. А 16-е правило Анкирскаго собора до двадесяти лет возраста своего скотоложествовавщих отлучает на 15 лет, но, смотря по усердию кающагося делает им снисхождение, а после двадесяти и при имении жены - на 30 лет. А если имеющий жену яко лет 50, то отлучается до конца жизни его, и точию на кончине да сподобится.
Правило 49
Аще тайно прелюбодействуют супруги друг от друга, епитемиею отлучения да исправляются, по 4 прав. Григория Нисскаго на 18 лет, а по 7 и 85 прав. Василия Великаго на 15 лет, но аще со слезами покаются, то по правилам 20-му Анкирскаго собора, 87 Шестаго вселенскаго собора и 77 Василия Великаго, на 7 лет.
Правило 50
Рукоблудие творящии по 58 правилу Номоканона епитимийствуются на сухоядение 40 дней, и по 100 поклонов на день, или, если не может сего сотворити, то отлучается на лето от причащения. Аще ли инок, то в полтора сего, т. е. на 60 дней. Аще ли двое друг другу творят рукоблудие, тогда 80 дней такожде епитимийствуются, или на два лета от причащения отлучаются, по 59 правилу Номоканона. Аще кто оставит сей грех и прием



Hosted by uCoz