CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Ссылки Гостевая

Новости

 

Июнь

 

Апрель-Май

 

Март

 

Февраль

 

Январь

 

Ноябрь-Декабрь

 

Октябрь

 

Сентябрь

 

Август

 

Июль

 

2003

 

2002

ЮБИЛЕЙНЫЙ ОСВЯЩЕННЫЙ СОБОР

31 октября. г. Новозыбков.

На последней недели октября в городе Новозыбкове Брянской области в Спасо-Преображенском Каведральном Соборе состоялся Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви, который был приурочен к 80-летнему юбилею восстановления Трёхчинной иерархии в Русской Древлеправославной Церкви. 80 лет тому назад в Саратове в Храме Св. Димитрия Солунского от обновленческого раскола Господствующей церкви был принят 2-ым чином Архиепископ Саратовский Никола (Позднев). Именно этот юбилей и празднуют ныне християне РДЦ. Собор под председательством Патриарха Александра и при участии всех епископов: еп. Иосифа Гомельского, еп. Варнавы Башкирского, еп. Германа Пермского и еп. Льва Курского, а так же 30 священников решал насущные вопросы церковной жизни, по которым были приняты соответствующие решения. К сожалению, из-за перегруженной повестки заседаний не был рассмотрен планировавшийся ранее вопрос о создании совместной комиссии с РПСЦ для богословско-канонических собеседований.
www.staroobrad.ru

КУРЛЯНДСКАЯ ВЫГОНКА
Октябрь 1783 года
220 лет назад, завершилась неудачей, начавшаяся в ноябре 1782 г. выгонка курляндских староверов. По приказу Российского Сената майор Торбеев с подчиненным ему воинскими отрядами, предпринял попытку произвести выгонку староверов проживающих в Курляндии, для чего пересек границу Речи Посполитой. Однако многие ревнители древлеправославия с семьями переселились в Литву, Беларусь и далее в Польшу, так, что отряды находили только пустые деревни. Некоторые староверцы, совместно с местными жителями оказывали пришедшим воинским командам сопротивление. Спустя почти год, скитаясь по крепостям и запустевшим деревням, майор Торбеев вынужден был со своим отрядом уйти обратно в российские пределы, не выполнив поставленной задачи.

ГУСЛИЦКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
29-30 октября. г. Куровское.
Администрация Орехово-Зуевского района и краеведческое объединение "Радуница", в ДК г. Куровское провели первую межрегиональную историко-краеведческую научно-практическую конференцию "Гуслица - старая и новая. Возрождая добрые традиции".
Вот некоторые темы докладов прозвучавших на конференции:
- Титов Константин, диакон старообрядческой Церкви г. Орехово-Зуево. "Традиции духовного воспитания в семьях гуслицких староверов".
- Андриянова Устинья Григорьевна, директор Степановского краеведческого музея на общественных началах, краевед. "Сохранение гуслицких традиций".
- Зотова Елена Яковлевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, хранитель фонда медного литья. "Гуслицкое и загарское медное литье. Проблема классификации".
- Михайлов Сергей Сергеевич, научный сотрудник "Российского института культуры и природного наследия им.Д.С.Лихачева МК РФ. "Проблема церковно-краеведческого изучения Гуслицы".
- Агеева Елена Александровна, научный сотрудник МГУ им. М.В. Ломоносова, декан исторического факультета Университета Российской академии образования"К проблеме гуслицкого миропонимания (по материалам экспедиций 1980-1990 гг.)".
- Аверьянов Константин Александрович, доктор исторических наук, ст. научный сотрудник института российской истории РАН. "О первом упоминании волости Гуслица в письменных источниках".
Кроме того с докладами выступили: - Вургафт Сергей Григорьевич, исследователь истории подмосковного старообрядчества, главный редактор журнала "Духовные ответы", Карякин Юрий Александрович, директор Ильинской основной школы, краевед, и др.
Конференция прошла очень плодотворно, среди приглашенных гостей присутствовал деп. Гос. Думы А.В. Коржаков. Среди участников конференции были представители РПСЦ, ДПЦ, РПЦ и единоверцы. Было зачитано много докладов, организованны экскурсии:
- в Спасо-Преображенским монастырь (миссионерский РПЦ),
- в старообрядческую Церковь д. Устьяново,
- в школьный музей д. Степановка,
- приглашены на обед в село Ильинский погост (Гуслица), где также осмотрели школьный музей,
- ознакомились с недавно построенной старообрядческой Церковью в д. Молоково.
Материалы конференции будут опубликованы предположительно к концу декабря 2003 г.
www.staroobrad.ru

НЕОБЫЧНОЕ ЯВЛЕНИЕ НАБЛЮДАЛИ НЫНЕШНЕЙ ОСЕНЬЮ В ЛЕСАХ ЖИТЕЛИ БУРЯТИИ
29 октября. г. Улан-Удэ.
Необычное явление наблюдают нынешней осенью в лесах жители Бурятии. Здесь можно встретить зацветшие осенью кусты багульника и ивы. На таежных опушках попадаются, словно ранней весной, и цветы подснежников. Как сообщили корр. ИТАР-ТАСС в институте биологии Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, повторное цветение этих растений стало следствием стечения целого ряда природных аномалий. Минувшее лето было в Забайкалье сверхзасушливым. Кроме того, смог крупных лесных пожаров целый месяц не давал солнечным лучам достигать земли. В результате неблагоприятных условий растения не успели использовать весь потенциал цветения. А теплая осень позволила им наверстать это «упущение». Цветы раскрылись несмотря на то, что уже иногда с неба сыпется легкий снежок.

ИНТЕРВЬЮ С ОТЦОМ ИОАННОМ ДУМНОВЫМ
25 октября. г. Владимир.
В газете "Молва", издающейся во Владимире появилось интервью с иереем Иоанном Думновым, настоятелем Успенского храма во Владимире.
Это интервью мы и предлагаем Вашему вниманию (в статье есть вводная часть о том, что такое старообрядчество, которую мы опустили):

Имеется старообрядческая община и во Владимире. Как ей сегодня живется? Об этом мы решили поговорить с настоятелем храма священноиереем Иоанном Думновым.
- Прежде всего следует отметить, что постепенно отношение к старообрядцам со стороны Русской Православной Церкви меняется. Так Поместный собор РПЦ в 1971 году охарактеризовал Никонову реформу как "крутую и поспешную ломку церковной обрядности", предпринятую в силу иного взгляда на обрядовые различия как на различия в вере. Ныне к нам, старообрядцам, со стороны РПЦ относительно спокойное отношение, мы мирно сосуществуем, но различия в вероисповедании сохраняются.
- В представлении многих россиян старообрядцы выглядят этакими хозяйственными мужиками, упорными стяжателями, прижимистыми, твердыми, настойчивыми в труде, смекалистыми, ловкими, часто очень одаренными, но одновременно обуянными большой духовной гордостью. Обладая такими качествами, они наверняка должны были достигнуть высот, говоря на сегодняшнем языке, в предпринимательстве...
- Напомню такие известные фамилии купцов прошлого, как Рябушинский, Третьяков, Мамонтов, Бахрушин, Алексеев, Бугров. А взять, например, Морозовых, потомков владимирских крестьян, которые стали гордостью русской хлопчатобумажной промышленности. Их деды были мастерами: сами работали, сами красили. Из одного мужичьего корня выросли четыре промышленные династии, четыре дела, каждое громадное, технически совершенное, качеством своих товаров знаменитое, о рабочих заботящееся.
- Как на ваш взгляд, отец Иоанн, старообрядческое вероисповедание отразилось на формировании таких своеобразных личностей?
- Всем им свойственна глубокая религиозность. Даже когда бывшие крестьяне начинали жить на широкую купеческую ногу, они часто переключались на разнообразную благотворительную деятельность - строили церкви, школы, клиники, богадельни, тратили деньги на поддержку печатных изданий, художественных галерей, театров. Веруя, что все - от Бога, купцы спокойно относились как к удачам, так и неудачам; как будто им было все равно, что наживать, что терять. С точки зрения экономической стратегии, это очень ценно. Возможность не бояться ошибок дает громадное преимущество единоличному хозяину: он смел, предприимчив, гибок, не оглядывается назад.
Всю философию крупных русских промышленников и купцов можно кратко выразить в древнем старообрядческом стихе об Иоанне Предотече, который был как бы заповедью для наших старообрядцев: "Послал Господь три дара. Уже как первый дар - крест и молитву. Второй дар - любовь и милостыню. Третий дар - ночное моление. Четвертую заповедь - читательскую книгу".
- Старообрядцы, вашей общины унаследовали качества предков?
- Отвечая на этот вопрос, стоит вкратце вспомнить последние вехи истории нашей общины. С 1915 года старообрядцы совершали богослужения в каменном храме на углу Дворянской и Летне-Перевозинской улиц. А в 1928 году церковь у старообрядцев отобрали. С того времени и по сей день храм используется не по назначению. Владимирцы знают, что в этом красивом, красного кирпича здании находится музей хрусталя. Даже после возрождения общины 15 ноября 1991 года нам не вернули родной храм, а передали общине в пользование другой храм, Успенскую (Богородицкую) церковь по улице Большая Московская.
При восстановлении этого храма и потребовалась наша старообрядческая закваска. Я приехал во Владимир в 1992 году, в общине было всего 10 человек. Помощи от государства мы не получали: только от некоторых предпринимателей и от частных лиц. В основном, все пришлось делать своими руками, во все вкладывать свои заработанные деньги. Но, слава Богу, что никто не мешает старообрядцам. Они же своими силами могут горы свернуть. Ведь мы стараемся вести здоровый образ жизни, основанный на сохранении древней духовности и высоких ценностных ориентирах. Труд для старообрядцев вообще является своеобразной формой христианского подвижничества. В нашей общине строго осуждается пьянство, курение. Наша церковь учит с уважением относится к семье и браку, любить своих ближних и заботиться о них, почитать родителей, уважать супруга, ответственно относиться к воспитанию детей. Таинства у нас те же, что и в РПЦ - крещение, миропомазание, покаяние, причащение, священство, венчание и елеосвящение. Богослужебный язык - старославянский. Многовековой опыт показывает, что он подходит как нельзя лучше для молитвенного общения с Богом.
- Внутреннее убранство вашего храма удивительно соответствует духу древности: древнерусские иконы, старопечатные книги, необычная утварь. Судя по всему, сделано вашей общиной немало. А есть ли еще старообрядцы в области?
Кроме нашей во Владимирской области зарегистрировано еще четыре старообрядческих общины - в Суздале, Меленках, Коврове и селе Рытово Вязниковского района.

Оригинал: КРАСНИКОВ СТАРОЖИЛ. РУССКИЙ ХАРАКТЕР СТАРООБРЯДЦЕВ. // Молва (Владимир).- 25.10.2003
www.staroobrad.ru

ВИЗИТ ДЕЛЕГАЦИИ БРАИЛОВСКОЙ МИТРОПОЛИИ В МОСКВУ
17-22 октября. г. Москва.
На Киевском вокзале г. Москвы утром, 17 октября 2003 г., состоялась торжественная встреча духовенством Русской Православной старообрядческой Церкви митрополита Леонтия, первоиерарха т.н. "липованской" Церкви в Румынии, фактически духовного лидера русской общины Румынии. Владыка Леонтий носит титул митрополита Белокриницкого и всех древлеправославных христиан и епископа г. Браила. Хотя село Белая Криница в данное время находится в пределах Украинского государства, а реально кафедра митрополитов Румынии находится в дунайском г. Браила, наименование "Белокриницкий" дает им первенство чести среди всего древлеправославного епископата.
Это первый визит в Россию митрополита Леонтия (до этого он бывал только в с. Белая Криница на Буковине). Его сопровождают архиепископ Флавиан и епископ Нафанаил. Ранее в Москву прибыл архиепископ Австралийский и Американский, духовно окормляющий все зарубежные (по отношению к Румынии, России и Германии) приходы Белокриницкой иерархии Софроний. Очевидно, наибольшее количество липован, т.е. романизированных русских, уникального субэтноса, сохраняющего русскую самоидентификацию и органически сплавляющего в себе элементы русской и романской культур - не менее двух тысяч, проживает сейчас в г. Турине. Власти Италии и Пьемонта 20 октября с.г. должны дать окончательный, многие надеются, положительный ответ на просьбу о передаче пьемонтским старообрядцем одного из культовых зданий в Турине. В самой Румынии липован не менее ста тысяч человек:
"Липованская Церковь не смотря на свою верность "старому календарю" является, быть может, в силу своего этнического характера, признанной государственной властью и официальной Церковью Румынии. Митрополит Леонтий считается "vip-персоной", приравниваемой к высшим чиновникам этого Балканского государства. Он имеет право выступать в парламенте и т.д. Многие липованские священники получают "гос. дотации", по сути зарплату, от румынского государства. Русская Церковь в Румынии является "официально признанным "общественным" институтом". Некоторые даже называют ее "вторым господствующим исповеданием" в Румынском государстве, но это название и определение сугубо неофициальны. Сохраняет липованская Церковь неплохие отношения и с румынскими "старостильниками". В результате обнищания населения усиливается эмиграция липован в Италию, Россию и другие более благополучные страны, что ставит под вопрос будущее одного из своеобразнейших балканских субэтносов.
Белокриницкий митрополит Румынии Леонтий, не первый, кто посетил Москву. Из его предшественников в Москве побывали Кирилл (Тимофеев), еще в 19 в., нелегально, в годы Первой мировой войны (в эмиграции, гражданин Австро-Венгрии) Макарий, предшественник Леонтия митрополит Тимон и, наконец, нынешний митрополит Белокриницкий.
Митрополит Леонтий считается одним из самых молодых православных первоиерархов - он стал митрополитом в 31 год. Пользуется доверием и уважением паствы. После торжественной встречи митрополит Леонтий с сопровождающими его епископами и священниками проследовал на Рогожское кладбище, в Московскую Митрополию РПСЦ.
В последующие дни Владыка Леонтий посетил Троицок-Сергиевскую Лавру, где поклонился Честным мощам преподобного Сергия Радонежского.
22 октября делегация отбыла в Румынию.
Портал-Кредо.Ру

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В КАФЕДЕРАЛЬНОМ СОБОРЕ В МОСКВЕ
14 октября. г. Москва.
На Праздник Покрова Пресвтыя Богородицы по традиции состоялось празднование престольного праздника в Покровском Кафедральном Соборе на Рогожском. Как и всегда, было много молящихся, собравшихся со всех концов России и ближнего Зарубежья. Службу возглавил Владыка Силуян, которому сослужили многие священники и диаконы. После службы состоялась праздничная трапеза.
www.staroobrad.ru

ПРЕДСОБОРНОЕ ПРИСУТСТВИЕ
10 октября. г. Москва.
В Рогожском посёлке прошло Предсоборное присутствие Русской Православной Старообрядческой Церкви, на котором присутствовали все Архиереи, кроме епископа Аугсбургского Амвросия, а так же половина икономов епархий. Были рассмотрены основные вопросы церковной жизни, по которым были вынесены соответствующие решения. Основным решением было то, что Освященный Собор, ввиду болезни Владыки Алимпия, переноситься на февраль месяц 2004 года.
www.staroobrad.ru

НОВЫЙ ХРАМ В МОЛОКОВО
5 октября. д. Молоково.
В деревне Молоково на только что построенном Храме Покрова Пресвятой Богородицы был воздвигнут Крест и отслужен молебен. Инициатором и вдохновителем строительства стал молоковский старовер, бывший начальник охраны президента Б.Н. Ельцина, Александр Васильевич Коржаков. Помощником ему в этом благородном деле стал его земляк, нынешний комендант Большого Кремлевского дворца Н.А. Демин.
В богослужении в честь воздвижения Креста приняли участие представители Русской Православной старообрядческой Церкви во главе с настоятелем Покровского кафедрального собора Москвы протоиереем Леонидом Гусевым. В качестве приглашенных присутствовали руководители районной и местных администраций.
14 октября в храме прошло богослужение посвященное престольному празднику Покрова Пр. Богородицы. Отделочные работы еще продолжаются, идет работа по сооружению колокольни. Старообрядческий Храм в Молоково, станет настоящим украшением Гуслицкого края. (Голоднов Е. //Радуница. № 8, октябрь 2003. /Орехово-Зуево/)
www.staroobrad.ru

 

ввопрос священнику

 

e-mail автору проекта

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100  
Hosted by uCoz