CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Ссылки Гостевая Форум

Современность

 

"Сарахван" на глазок

 

Антимастодонтия : атеистична ли наука?

 

Архипастырское пасхальное поздравление

 

Солженицын А.И. "О старообрядчестве"

 

Знатнов А.В. "Противление злу ненасилием"

 

Кутузов Б.П. "Об антистарообрядческой деятельности и официальной позиции РПЦ"

 

Освящение Троицкого храма в Николо-Улейминском монастыре

 

Мельников Ф.Е. - певец (древнего) Православия

 

Об оккультизме, магии и "нетрадиционных методах"

 

Архипастырское рождественское послание

 

Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"

 

Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"

 

Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"

 

Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"

 

Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет

 

Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."

 

Всемирный собор старообрядческой церкви

 

Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения

 

К вопросу об ИНН

 

Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"

 

интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)

 

Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства

 

"Сарахван" на глазок

 

 

Чтобы обновить гардероб делегации, приехавшей на Дни Тарбагатайского района в Улан-Удэ, семейские рубахи и сарафаны шились по 17 часов в сутки.

Встав в пять часов утра и наготовив чаю, Анна Евдеевна Чебунина уселась за свою старенькую швейную машинку. Срочный заказ для тарбагатайских артистов отодвинул на задний план даже генеральную уборку.

67-летняя бабушка уже много лет одна обшивает 19 коллективов художественной самодеятельности Тарбагатайского района, гастролирующих в ярких семейских костюмах по всему миру. Национальная одежда, сшитая ею по старинке на глаз, особенно подчеркивает самобытность народа, не утратившего свою культуру и традиции.

«Сейчас болею и вот в пять часов встаю, чтобы все успеть. Им быстрее сшить надо. Встала, поела и быстрее за машинку. Пообедали — дед лег, а я сюды. Вот надо убираться, а я сижу, пока не стемнеет, — смеется Анна Евдеевна, вдевая нитку в иголку своей старенькой швейной машинки, когда-то собранной из двух. — Шью давно — всю ее уж переломала».

Первый раз Анна Чебунина взялась за иголку еще в детстве, чтобы смастерить себе игрушку. Потом мастерство портнихи не раз помогало устоять на ногах ее семье.

«Росла у войну и любила у куклы играть. Так хотела, чтобы куклу купили, а мне так и не взяли. Не на что было. Отец погиб — мамка и бабушка растили. Вот куклы я сама и шила, одежу имя. Раньше в семейской много ходило — бабушка у меня семейскую носила. Мать тоже для себя шила, и я вот посмотрела. У нас учительница приехала, и вот мы с мамкой пошли попросить, чтобы платье мне соорудила. Она мне одно сшила, а другое скроила. Я сама стала шить. Ну, и получилось», — приговаривает мастерица, выводя строчкой на рукаве мужской атласной рубахи простой узор.

За две недели Анна Евдеевна, передвигающаяся по дому только с помощью тросточки, уже соорудила тридцать четыре семейские рубахи. А полностью сшить добротный женский костюм портниха может за неделю.

«Вот семьдесят вещей привезли. По ним надо новые сшить. Вот и сижу. Ладно, сейчас давления нет. Потом обверложить, а машинка такая… Ну, ничего, так кромочку подогну», — неторопливо рассказывает портниха, утирая краем халата покрасневшие глаза.

Все взрослые и детские художественные коллективы, которыми так богата тарбагатайская земля, Анна Евдеевна обшивает уже десять лет. Портниха кропотливо реставрирует старинные костюмы, сохранившиеся у людей еще от предков, шьет новые, придумывая в качестве украшения свои незатейливые узоры.

«Сколь имя перешила и на кажного все разные, — с материнской заботой говорит Анна Чебунина. — Че придумаю, то и крутю. Завтра запона буду шить».

Не оставила Анна Евдеевна и свое детское увлечение мастерить куклы. Ее тряпичные дети разъехались в разные страны мира в качестве сувениров. А в музеях родного поселка выставочные экспонаты, сделанные ее руками, с гордостью показывают приезжим гостям.

«Чем только я эти куклы не набивала, — смеется Анна Евдеевна. — А чтоб она стояла, я в ноги камешки кладу. У меня ниче пропашшего нету: мелконькие лоскуточки остаются — кружочки шью. А теперь уж и шить не с чего — все посшила. А без работы я не могу. Это, конечно, желание есть, вот и делаешь. Без хворости или с хворостью, дали задание — и делаешь».

Сейчас в Тарбагатае осталось совсем немного стариков, которые заказывают себе семейские наряды.

«Старики, которым шила в наших краях, умерли. А теперь мало кто семейскую-то носит. Девушки семейскую не будут просить. У меня вон сундук полный набитый: три сарахвана есть, атлас, кички, булавки — все есть. Только надевать некуда», — сетует Анна Евдеевна.

Чебунина шьет национальные костюмы, начиная от рубахи и заканчивая кичкой — головным убором замужней семейской женщины. Секреты пошива она объяснить не может, зная их интуитивно, унаследовав от бабушки и матери.

«Так, как костюм шьет тетя Аня, его носили наши пра-пра-пра в центральной части России, — говорит Галина Чебунина, художественный руководитель ансамбля «Судьбинушка», являющегося постоянным клиентом Анны Евдеевны. — Только сарафан стал короче. Если там произошло смешение стилей — появились белый цвет, вышивка, то здесь люди сохранили именно старорусский костюм. Когда мы приезжаем на международные фестивали, нас спрашивают: «А вы кто по национальности: турки, курды, цыгане? Настолько костюм не похож. Он полон символами, о которых мы уже мало что знаем. Даже тетя Аня не знает, почему нужно именно так, но она делает все по старым канонам. Вот скоро будем покупать новую швейную машинку. Тетю Аню будем нанимать — детей обучать».

 

Татьяна Воронина.

Перепечатано из газеты "Информ-Полис" № 18(553) 7 мая 2003 г.

 

 

 

вопрос священнику

 

e-mail автору проекта

  Rambler's Top100 Rambler's Top100    
может этот сайт поможет . Одноступенчатый фильтр умягчение воды лучший выбор.
Hosted by uCoz