CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ПРИБАЙКАЛЬЯ

 

 

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Ссылки Гостевая

Современность

 

Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"

 

Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"

 

Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"

 

Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"

 

Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет

 

Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."

 

Всемирный собор старообрядческой церкви

 

Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения

 

К вопросу об ИНН

 

Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"

 

интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)

 

Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства

 

Ирина Фролова

 

ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ДЕТИ. СОЮЗНИКИ ИЛИ ПРОТИВНИКИ?

 

Проблема воздействия телевидения на сознание человека не раз освещалась на страницах периодической печати, в том числе и православной. Какую опасность таит в себе магический голубой экран, опасен ли сам по себе телевизор или надо внимательнее относиться к телевидению вообще. Со всеми этими вопросами нам доводилось уже встречаться. Сегодня хотелось бы обратиться к теме воздействия мультипликации на детское сознание, мировоззрение, мироощущение.

Стоит понаблюдать на уроках физкультуры за детьми, проводящими много времени у телевизоров и компьютеров. Выявляется общая закономерность: эти дети заторможены, вялы, у них нарушена реакция.

Тупое сидение у экрана, когда 90% информации воспринимается глазами при почти полной неподвижности тела, приводит к гиподинамии, заболеваниям практически всех органов. В первую очередь сердца, сосудов, мозга и глаз.

Ученые говорят, что мы наблюдаем появление поколения людей с совершенно особой психикой. Живя в современных музыкальных, неестественно организованных ритмах, где частые удары происходят с равными интервалами, их души настраиваются реагировать на окружающий мир сообразно заданной частотности. Из шумового фона современных городов они улавливают только то, что укладывается в известный частотный диапазон. Остальное пролетает незамеченным. Из огромного разнообразия мира они способны выделять только небольшую эмоциональную и интеллектуальную "пайку".

Вспомним героев мультфильмов прошлых лет. Бравые ребятишки и не менее бравые зверушки не только побеждали злодеев и всяких неприятных личностей, но и переделывали их: противной старушке Шапокляк захотелось иметь друзей; злую сестру Айболита не только наказывали, но и прощали потому, что они раскаивались в своих злых делах... Зло при встрече с добром всегда проигрывало. И это было законом, при котором было легко жить. Этот закон усваивали дети. Они воспитывались на героических и романтических примерах.

Детский кинематограф воспитывал, образовывал и даже выполнял психотерапевтическую функцию. Он снимал стрессы. Ласковые интонации успокаивали. Это была своего рода лечебница...

А теперь же детское кино (не говоря уже о "взрослых" фильмах, которые смотрятся детьми не реже чем взрослыми) приводит к психическим расстройствам, иногда весьма серьезным.

В этом можно убедиться, посмотрев на то, что и как рисуют современные дети. Педагог-психолог предлагает детям поиграть в телепередачу: представить, что чистый лист бумаги - это телевизор и его нужно заполнить любыми рисунками. 95% детей заполняют экран мортальными образами - образами смерти: дерущимися скелетами, трупами, черепами, костями или уродами. Краски при этом используют только черные, красные и грязно-коричневые.

Когда детям предлагают придумать игру с двадцатью фигурками, все участники до единого устраивают перепалку, в результате которой все оказываются убитыми. Почти в половине случаев "последний герой" пускает себе пулю в лоб.

Десять лет назад при той же установке - нарисовать телепередачу - дети рисовали в основном пап, мам, зверушек, пейзажи. Многие мальчишки, конечно, рисовали и батальные сцены. Но при этом использовали все цвета. И "наши" всегда были победителями. Мальчишки рисовали себя могучими героями, а девочки - румяными красавицами в платьях всех цветов радуги. Сейчас дети изображают себя очень маленькими и непременно серым цветом. Это говорит о большой тревоге и желании никак не проявляться...

И главное - детские рисунки  свидетельствуют о тотальной победе сил смерти над жизнью.

Ребенок, проводящий долгое время в виртуальном мире, сталкиваясь с реальным миром, неизбежно входит с ним в конфликт. Этот мир не соответствует той модели, которая уже вложена в его подсознание. Он должен быть изменен или уничтожен. Если не получается ни то, ни другое, тогда нужно покончить с собой. Иных вариантов решений создавшегося конфликта для таких детей не существует. Есть запасной выход - уйти из этого мира, но не совсем: алкоголь, наркомания. Наркотическое опьянение как бы освобождает от необходимости совершать поступки и делать выбор...

Но стоит изменить атмосферу в семье, убрать тревогу, изолировать от мортальных образов, ввести ребенка в мир покоя, красоты и добра, как он на глазах меняется: успокаивается, расслабляется.

Директор НИИКСИ В.Е. Семенов, говорит, что телевидение перестало выполнять свои прежние функции. Оно не воспитывает, не приобщает зрителя к культуре, не занимается образовательными программами. Даже развлекательная функция стала антикультурной, безвкусной и патологической по сути. Агрессивные фильмы и игры заражают агрессией. Жестокость и аномальные действия на экране провоцируют жестокость и аномальные действия в жизни.

Что же делать? Если уж нет в вашей семье возможности полностью обойтись без телевизора, сделайте его работу подконтрольной вам. Контролируйте, какие фильмы смотрят ваши дети, если не хотите их потерять.

Говоря о пагубности телевизионных передач мы полностью забываем о роли родителей в этом процессе. Именно с нашего молчаливого согласия телевизор порабощает наших детей. Еще в их младенчестве мы усаживаем дитя к телевизору, чтобы он не плакал и не мешал нам заниматься домашними делами. Именно мы решили, что лучше дети сидели бы у телевизора, чем гуляли на улице. Так нам было спокойнее.

Мы предоставили детям право самостоятельно организовывать свой досуг и не считали опасным то, что наш ребенок сев к телевизору с утра не отходил от него до вечера, просматривая все подряд, без выбора.

Мы забываем, а точнее не хотим помнить о своей родительской ответственности пред Богом и законодательством в воспитании детей. Как только ребенок выходит из ясельного возраста, перекладываем ответственность за его воспитание на школу, улицу и телевизор.

Там, где должна подключаться мудрая родительская цензура (в выборе друзей, в привычках и увлечениях) ее чаще всего и не хватает. Мы позволяем смотреть детям мультсериалы о покемонах - карманных монстрах и тому подобное. Писание говорит, что настанут времена, когда бесы во плоти будут ходить по земле среди людей. Не является ли мультипликация нашего времени всемирным приучением людей к этому времени: вот вам милые мутанты-черепашки, вот доброе приведение, вот милые монстры и веселые демоны.

Стоит лишь посмотреть на этих злобных уродов, чтобы стало понятно, что детям нельзя их показывать. Зрелище это, мягко говоря, не эстетично. Щели вместо ртов, пустые глазницы, из которых время от времени выбрасываются пучки света. Куда делся тот былинный сказочный богатырь, который имел и силу, и честь? Куда девалась Василиса-Прекрасная, чьей силой была скромность, трудолюбие и верность. Передаваемый сказками из поколения в поколенье положительный стереотип православных славянских  народов массированно и целенаправленно уничтожается. И чем закончится этот эксперимент над нашей нацией - неизвестно.

Однако, вернемся к мультсереалам. Один и тот же "герой" в одной серии являясь "положительным" персонажем, в очередной оказывается отъявленным злодеем. Ребенок, помимо агрессии, страха, откровенного антиэстетизма, получает ложную и очень опасную информацию об "устройстве мира".

В подсознании ребенка прочно усваивается идея об отсутствии миропорядка, об отсутствии в мире добра. Добро - это лишь функция. Сегодня она проявилась, а завтра вчерашний ее носитель в подобной ситуации поведет себя прямо противоположным образом. Дети, не обученные тому, как вести себя в этом мире, теряют всякую способность обучиться этому непростому делу.

Мы, родители, взрослые должны понять, что детям нельзя смотреть на насилие. Им нельзя проводить по несколько часов в день у телевизора и компьютера. Уйдя в свой иллюзорный мир ребенок перестает реагировать на ваши реальные к нему обращения, просьбы, уговоры, даже приказы. Вас нет в его вымышленном  сознании, и если вы появляетесь, то только как раздражитель, от которого надо избавиться. Он замыкается, ищет помощи на стороне, контактирует только с ему подобными. Учителя не могут справиться с такими детьми. Не могут справиться и родители.

И, чуть подрастая, дети думают, глядя на нас: "Куда вы, несовременные родители лезете со своими устаревшими и скучными Православными молитвами. То ли дело веселые покимоны, ну уж на худой конец песни и танцы у современных новых христиан (читай - в сектах)". И тогда спасать детей, за которых мы отвечаем становится слишком поздно. Но может быть, в вашем случае еще не поздно и вы можете помочь своему ребенку.

Телевидение может быть вашим союзником и активным помощником, если вы научитесь его контролировать, и может стать  неотвратимым злом, которое вы сами запустили в свой дом.

 

вопрос священнику

 

e-mail автору проекта

  Rambler's Top100 Rambler's Top100    
Hosted by uCoz