История |
Новый дизайн сайта доступен по адресу www.semeyskie.narod.ru |
автор Валентина Синелькова кандидат исторических наук ГОРСТОЧКУ РУССКИХ СОСЛАЛИ В СТРАШНУЮ ГЛУШЬ ЗА РАСКОЛ Дождалися мы жестокой зимы: Выслали всех без всякой вины. Из старообрядческих стихов. Вторая половина XVIII века. Невообразимые пространства Российского государства, особенно в Сибири, оставались неосвоенными и малонаселенными. Вопрос колонизации отдельных районов настолько назрел, что его нужно было решать немедленно. Медеплавильным, сереброплавильным и железоделательным заводам, возникшим на востоке страны к этому времени требовалось множество рабочих, которых нужно было кормить. В продовольствии нуждались и продовольственные войска, казаки, мало производящие хлеба. Правительство Екатерины II усмотрело в старообрядцах прекрасных колонистов, которые смогут производить хлеб и другие сельскохозяйственные продукты там, где их не хватает. Они исконные земледельцы, предприимчивы, трудолюбивы, трезвы, отличные общинники, да и на западных границах без них спокойнее. Поэтому возложить на них задачу развития земледелия было просто необходимо. Часть староверов пришла, вернее, бежала в Сибирь на вольные земли по своей инициативе, скрываясь от преследователей за веру, от помещиков и царских властей. В различных местах они получали название по месту их прежнего проживания. Так, старообрядцы, выходцы с реки Керженец, бывшей Нижегородской губернии, на Алтае и в Западной Сибири получили название "кержаки". Староверы, проникшие "за Камень", на реку Бухтарму, стали именоваться "каменщиками", или бухтарминскими старообрядцами. Другая часть старообрядцев была отправлена в Сибирь из пределов Польши насильственно, в сопровождении солдат и казаков. Переселение в Забайкалье происходило неодновременно. Первая партия старообрядцев прибыла в Иркутск в декабре 1756 г. Вот что по этому поводу сообщает Иркутская летопись: "Сего (1756) года пришли в Иркутск польские старообрядцы для поселения их за Байкалом. Их сопровождал подполковник Иванов". А в январе-феврале следующего 1757 г. староверы были отправлены из Иркутска в Забайкалье и поселены по Чикою и Иро, притокам Селенги. Предположительно они были выселены из Польши в первую выгонку 1735 г., но в Забайкалье попали не сразу. К сожалению, нет свидетельств о том, каков был маршрут их следования и где они проживали в течение этого времени. Правда, предания староверов сохранили воспоминания о том, что шли они в места поселения много лет. В 1764 г. царский генерал-майор Маслов выселил из пределов Польши и направил в Сибирь вторую партию старообрядцев. Одна группа староверов была поселена по притокам Иртыша и на Алтае. За ними было закреплено название "поляки", которое сохранилось за ними до настоящего времени. Другая группа ревнителей старой веры была приведена в Забайкалье. Первоначально их тоже называли "поляками". По крайней мере, в "Росписи Тарбагатайской Зосимо-Саватиевской церкви..." (подробно об этом документе будет сказано ниже) в 1765 г. была сделана такая запись: "Новопоселенные ис поляков с их семейством". "Поляками", "польскими колонистами", "польскими выселенцами" называет их П. С. Паллас, посетивший Забайкалье в 1772 г. Такое же название встречается у Иоганна Сиверса, который путешествовал в этих краях в 1791 г. Но уже в 20-6 г. ХІХ в. в литературных источниках появляется другое название - "семейные". Впервые употребляет его путешественник Алексей Мартос, побывавший у староверов в Тарбагатае в 1824 г. Название "семейные" или "семейские" было зафиксировано декабристом А. Е. Розеном в 1830 г. Неизвестно, было ли это самоназванием или так их прозвали старожилы. В отличие от одиночных ссыльных, они пришли в Забайкалье семьями и были поселены на новых местах большими семейными общинами, образовав особую этнографическую группу. Вероятно, поэтому за ними и закрепилось наименование "семейские". Теперь известны некоторые подробности переселения. Людей собирали в Калуге, где на берегу Оки за городом специально выстроили амбары (бараки), в которых перемерло немало народу. Затем на судах везли до Казани и до Верхотурья. В "Ведомости", обнаруженной доктором исторических наук Н. Н. Покровским в Центральном государственном архиве древних актов, показано, "сколько выведенных из Польши российских беглых людей... в Сибирь отправлено было". "Из Калуги отправлено в разных партиях 10917 человек. Из того числа, следуя до Тобольска, померло и бежало (надо полагать, не от хорошей жизни - Ф. Б.) 2690. В Тобольске в формирующиеся в Томский и Селенгинский полки годных в службу с их семействами определено 3955 человек. За неспособностью быть в службе... отправлено на поселение в Селенгинское ведомство 2949 чел." Другая группа в составе 824 человек, по данным найденного нами документа, была в 1765 г. поселена недалеко от Верхнеудинска в селах Тарбагатай, Куйтун, Куналей, Десятниково и Бурнашево, где уже проживали русские старожилы. Позже, в течение 35 последующих лет ХVІІІ века, из этих деревень часть староверов будет расселена в другие селения - Надеино, Жиримское, Новобрянское, Заиграево и др. В марте 1767 г. на 25 подводах прибыла третья партия под конвоем одного унтер-офицера и трех рядовых солдат в "Заганские деревни". 453 посельщика образовали селения Шаралдай, Цовый Заган, Мухоршибирь, Хонхолой, Никольское... Вероятно, в этом же 1767 г. 26 семей староверов из Иро переселились в Бичуру (имеются даты и более позднего их переселения). Четвертая партия, по некоторым данным, прибыла в Забайкалье в 1780 г. и была расселена по этим же староверческим селам. Но для подтверждения последней даты нужны архивные материалы, найти же подобные исторические документы, проливающие свет на важные факты истории, порой так же трудно, как иголку в стоге сена. Тем не менее искать надо, ибо архивные документы дают самый надежный и верный материал для воссоздания истории наших предков. Некоторые историки, не имея в своих руках достоверных фактов, писали о добровольном переселении старообрядцев в Забайкалье. Хотя очевидно, что добровольность и солдатский конвой - вещи несовместимые. Автором этих строк впервые найден документ "Росписи Тарбагатайской Зосимо-Саватиевской церкви прихожанам разных селений" (начаты в 1746 г., окончены в 1779 г.), в котором обнаружены подробные списки "новопоселенных ис поляков с их семейством" по деревням: в Тарбагатайской слободе, в Куйтунской, Куналейской, Десятниковой, Бурнашевской. По материалам исповедных росписей я составил таблицу, в которой показано, как были расселены старообрядцы, направленные в тарбагатайские деревни: Количество лиц мужского и женского пола по селениям почти равное. В общем итоге 412 мужчин и столько же женщин. Почти в каждой третьей семье имеют-ся вдовы, сироты составляют около 14 проц. Название селений Число поселенных Число семей Число дворов (условно) Число вдов + вдовцов Число сирот Число одиноких Тарбагатаская слобода 107 31 17 9 12 6 Куйтун 397 113 40 31+10 49 16 Куналей 205 61 26 18+2 30 13 Десятниково 66 15 8 5 7 1 Бурнашево 49 13 7 7+3 15 - Итого 824 233 98 70+15 113 36 Чуть ли не в каждой второй семье имеются приемыши - сироты. Видимо, это дети тех старообрядцев, которых насильственно забрили в рекруты или же подвергли иной репрессии. Но осиротевшие не оставлены в беде: каждый из них определен в надежную крепкую семью. В чем ценность найденного документа? Известно, что исповедная роспись - своеобразная перепись людей православного вероисповедания, "обретающихся при оной церкви". Велась она посемейно, ежегодно учитывая прихожан всех сословий от мала до велика. Исповедь являлась одним из способов политической слежки за умонастроениями людей. Церковнослужители обязывались доносить властям о всех инакомыслящих. Отметим сразу же, ни один из 824 человек на протяжении 15 лет на исповедь не явился. Да и кто из староверов мог пойти на исповеди к никонианским попам после всего пережитого ими. Найденный документ несет большую информацию: точную дату поселения, количество новопоселенных по деревням, фамилии первых жителей. Потомки тех "новопоселенных ис поляков" проживают до сих пор в названных селах. В Центральном государственном архиве Бурятской АССР автором найдены переписи населения за 1811, 1819, 1851 и другие годы. Обработка всех этих архивных документов позволит выявить родословные семейских крестьян - тружеников. "Росписи..." дают весьма ценные материалы и о старожильческом русском населении. В них показаны численность и сословный состав населения, состав и структура семей, возраст прихожан, их занятия и пр. В "Росписи..." представлены духовные "коронованные" служилые казаки, казачьи дети, крепостные дворовые полковника Озерова, ясашные, пашенные крестьяне, посадские, бобыли, вдовы и пр. Словом, отражен весь социальный состав забайкальского населения. В "Росписях..." мы находим фамилии, которыми названы отдельные семейские села. В списках неоднократно упоминается фамилия "пригорода Удинска служилого" казачьего цятидесятника Ивана Ивановича Надеина (уже в росписи 1746 г., а умер он в 1773 г.). Вероятно, Надеин поселил на месте своей дачи или заимки небольшую группу приведенных старообрядцев, которые назвали поселение его именем - Надеино. Деревню Пестерёво основали Пестеревы: их несколько семей этих списках. Название Бурнашево произошло от фамилии Бурнашевых, очень здесь распространенной. Село Десятниково было, по всей вероятности, основано Михалевыми. Академик Паллас "называет две деревни, расположенных по ручью Тарбагатай - Бурнашевка и Михайловка (думаю, что у Палласа описка). Историк В. Гирченко называет эту же деревню - Михалевская. Так именует ее и А. М. Селищев, который читал Палласа в подлиннике. Фамилия Михалевых встречается уже в списках 1746 г., а также в документах более позднего времени. Весьма разветвленный род Михалевых проживает в этих селах до настоящего времени. В селе Куйтун в 1740 г. насчитывалось 14 дворов. Название этого населенного пункта, так же, как и название сел Куналей, Тарбагатай, бурятского происхождения. Хуйтэн - холодное место. Куналей образовано от слова хунилаа, что в переводе с бурятского означает "сборка", "складка", то есть местность, где горные отроги перемежаются с падями. Тарбагатай - местность богатая тарбаганами (сурками). Кстати, в Забайкалье имеется несколько населенных пунктов с названием Тарбагатай. Был даже спор о том, какое именно село имел в виду Н. А. Некрасов, описавший его в поеме "Дедушка". Было обоснованно доказано, что писал село Тарбагатай нынешнего Улан-Удэнского района, так как сведения о нем он почерпнул из записок декабриста А. Е. Розена, посещавшего именно єто село во время перехода из Читы в Петровский Завод. Русский крестьянин сыграл главную роль и в земледельческом освоении Забайкалья. Это он с топором и с сохой поднял вековую целину его горно-таежных и степных мест и показал прекрасный образец стойкости, трудолюбия, мужества и бескорыстия. В освоении новых земель им затрачена колоссальная энергия, выработаны трудовые традиции, накоплен большой хозяйственный опыт. Здесь он быстро устанавливает прочные хозяйственные и бытовые связи с коренным населением. Крепнет их дружба, усиливается их взаимное культурное влияние... Особо следует отметить значение семейских в развитии производительных сил Забайкалья. Гонимые царскими властями, эти дюжие люди проявили здесь крепкую спаянность, взаимопомощь, трудолюбие, наблюдательность и смекалку земледельцев, прилежание и любовь к земле, выносливость в борьбе с суровой природой, стойкость перед невзгодами, деловой практицизм и трезвый расчет. Все это имело первостепенное значение в освоении земель за Байкалом. В ХVІІІ столетии территория Бурятии была слабо заселена. С приходом семейских начинается активное заселение Западного Забайкалья. Не случайно в 1808 г. даже такой махровый реакционер, как иркутский губернатор Трескин, весьма высоко оценивает их земледельческий талант и трудолюбие. "Пример редкого трудолюбия, прилежания к хлебопашеству,-писал он,- подают поселенные в Верхнеудинском уезде старообрядцы. Они поселены лет за 40 на местах песчаных и каменистых, где даже не предвиделось возможности к земледелию, но неусыпное трудолюбие их и согласие сделало, так сказать, и камень плодородным. Ныне у них лучшие пашни и их хлебопашество составляет им не токмо изобильное содержание, но есть главнейшая опора Верхнеудинского и Нерчинского уездов. Начальство долгом считает обвестить по всей губернии редкое прилежание, трудолюбие и общеполезность крестьян-старообрядцев Верхнеудинского уезда-Мухоршибирской, Куналейской и Урлуцкой волостей и изъявить им за то совершенную свою признательность". Возложенную на них правительством задачу освоения Забайкалья и создания в нем устойчивого хлебопашества они с честью выполнили уже через 20-30 лет после поселения. Писатель А. Мартос, посетив селения семейских в декабре 1823-январе 1824 г., писал, что "благодетельное искусство земледелия здесь, в краю отдаленном, принесло им известный материальный достаток, поселило самое дружество к соседям". И далее: "Русские, избрав берега Чикоя и Хилка своим отечеством, перенесли сюда же и образ своей домашней жизни, дух веселонравия, деятельность и свои привычки гостеприимства. Довольство, чистота блистали в светлице пришельца! Так в недрах Сибири жители Стародуба, Добрянки, Гомеля обрели для себя новое отечество, а неутомимое прилежание, деятельность даровали переселенным возможное на земле счастье. Настоящее поколение, родившееся за Байкалом, довольно своим настоящим". Удивительно яркие впечатления о семейских остались у декабристов, которые познакомились близко с этой группой староверов во время перехода из Читы в Петровский Завод в 1890 г. Многие из декабристов вели дневники и оставили об этом переходе очень интересные воспоминания. Наиболее подробные описания знакомств с семейскими крестьянами находим у А. Е. Розена. Он в этом пути снабжал декабристов продовольствием и, естественно, был более связан с населением. Это дало ему возможность живо обрисовать различные стороны жизни и быта старообрядческого общества. Приведу некоторые отрывки из его "Записок". "Через три перехода прибыли на дневку в обширное село Тарбагатай, похожее с первого взгляда на хорошие села ярославские, приволжские по наружному виду жителей и просторных домов. Здесь на протяжении 50 верст кругом живут все семейские. Так поныне называются обитатели нескольких деревень, которых деды и отцы были сосланы за раскол большею частью из Дорогобужа и из Гомеля. Им дозволено было переселиться в Сибирь с женами и детьми, отчего и получили наименование семейных или семейских". Далее тот же автор сообщает: "В Тарбагатае мы дневали и имели |