CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Ссылки Гостевая

Наука

 

Товбин К. "Русская Идея и современный россиянин"

 

Вихрев В. "Репрессии семейских священников в 30-е годы XX века"

 

Курикалова А.В. "О почитании старообрядцами Забайкалья местночтимых святых"

 

Епископ Герман "Святыни Иркутско-Амурской епархии, как её духовный потенциал"

 

Курикалова А.В. "Жизнь и служение исповедника Сергия Думнова"

 

Петренко О.В. "Размышление физика о тайне сотворения вселенной"

 

Митрополит Андриан "Иркутско-Амурская епархия РПСЦ в свете исторической перспективы"

 

Сережникова И.М. "Книжные маргиналии в изучении истории старообрядчества Забайкалья"

 

Гусев М. "Особенности старообрядческого приходского издания"

 

Юхименко Е.М. "Историческая память старообрядчества и почитание протопопа Аввакума в Выговской пустыни"

 

Сережникова И.М. "Лицевой апокалипсис Барминых в Забайкалье"

 

Леонов А.М. "Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев (семейских)"

 

Леонов А.М. "Забайкальские старообрядцы (семейские) глазами русских этнографов и историков"

 

Мурашова Н.С. "Хронологический перечень важнейших дат алтайского старообрядчества"

 

Кобко В.В. "Материалы по истории старообрядческой Свято-Никольской общины г. Владивостока"

 

Священноиерей Аркадий "Знаменный распев как сохранение певческой культуры"

 

Мизь Н.Г. "Некоторые факты старообрядческой истории Приморья в экскурсионных маршрутах"

 

Товбин К.М. "Личность в старообрядческой мысли XVII - XXI вв"

 

Фролова И.В. "Как местночтимые святые становятся общецерковными"

 

Елисеев Е.Е. "Этапы восстановления Дальневосточной епархии в конце XX века"

 

Ричард А.Моррис "Старообрядческие общины в Северной Америке"

 

Сережникова И.М. "Крест на сопке Орлинной в г. Владивостоке"

 

Паничев А.М Кобко В.В "О старообрядческой цивилизации в Приморье"

 

Кокорин С.В. "Старообрядческий институт в Москве"

 

Кокорин С.В. "Роль духовных центров русского старообрядчества"

 

Высокопреосвященнейший Андриан, митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви ( в миру - Четвергов А. Г.)

 

 Иркутско-Амурская епархия Русской Православной Старообрядческой Церкви в свете исторической перспективы

 

Мое продвижение на Восток России продолжается уже 3 недели, можно сказать, на перекладных, современных перекладных: с самолета я пересаживаюсь на скоростные автомобили, с них на скоростные поезда, потом опять на самолет. Мне удалось за это непродолжительное время посетить более десятка приходов, множество исторически значимых мест и уникальных природных заповедников. Впечатления от увиденного и ощущения прикосновения к благодатным местам, а через них к истории нашего Отечества переполняют мою душу.

И естественно, мысли обращаются к тем далеким временам, когда перемещения осуществляли чаще всего пешим ходом, годами и даже десятилетиями, порой под свист смертоносных стрел. И перед мысленным взором встает великий и могучий, волевой и целеустремленный, чистый и честный, сильный и справедливый русский православный народ.

В 2011 году христиане-дальневосточники будут праздновать 100-летие учреждения самой отдаленной от центра России Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии Древлеправославной Церкви Христовой Белокриницкой иерархии (ныне – Русская Православная Старообрядческая Церковь).

Но это не значит, что старообрядчество на Востоке  России насчитывает всего лишь 100 лет своего пребывания здесь. История освоения дальневосточных российских пределов тесно переплетена с историей сохранения на Руси той изначальной православной церковной традиции, которую в 10 веке от Рожества Христова Киевская Русь приняла от Византии как государственную религию и которую позднее стали называть Древлеправославием и старообрядчеством. Начало этих процессов пришлось на переломную эпоху в жизни и истории всего нашего государства: его расширения, проникновение на восток, освоения новых богатых земель с одной стороны и раскола Русской Православной Церкви – с другой.

Обращает на себя внимание тот факт, что по Божиему произволению восточные пределы России перешли во владение Московии до церковного раскола, потрясшего российскую Церковь во второй половине 17 века. Приведем лишь некоторые факты. В начале 1580-х годов началось присоединение к России Сибири казачьим атаманом Ермаком Тимофеевичем, к концу 16-го столетия была присоединена вся Сибирь. В 1632 году енисейский казачий сотник Петр Бекетов основал Ленский острог, позже переименованный в Якутск. В 1640 году казаки во главе с Москвитиным достигли устья Амура, спустя три года экспедиция Пояркова (1643 – 1646 гг.) совершила плавание по реке Зее и части Амура, а в 1649 - 1653 годах Ерофей Хабаров совершил свои походы в Приамурье. Одновременно с открытием Приамурья русские землепроходцы проникли в Забайкалье. В 1655 году казаки приказного человека на Амуре Степанова открыли вход в устье реки Уссури, поднялись по ней до устья реки Иман, впервые достигнув территории современного Приморья. В XVII веке была открыта Камчатка и сделано ее первое описание.

Бесспорно, что национальные герои России, первопроходцы и исследователи, были носителями древней, дораскольной православной традиции, что подтверждают многочисленные предметы материальной культуры того времени.

История здешних мест сохранила лишь малые крупицы информации о противодействии христиан новинам патриарха Никона на Дальнем Востоке непосредственно в 17 веке. Одной из самых ярких страниц истории Забайкалья является ссылка протопопа Аввакума Петрова (1620-1682) в Даурию. 11 лет длился сибирско-забайкальский период ссылки протопопа Аввакума – теоретика и основоположника стояния древнего православия против униатских, прокатолических (читай – отступнических) церковных новин.

 

Пребывание священномученика и исповедника Аввакума в Восточно-Сибирских пределах является особой гранью красоты церковной, которой украсил Господь Бог эти земли. Чудеса спасения Аввакума и его семьи, смерть двух сыновей-страстотерпцев (пострадавших за стояние отца в истинной вере) – все это  занимает особое место в Житии протопопа Аввакума, написанного им самим по просьбе его соузников. Как не восхититься премудростию Божией, как не восславить дела Его во святых Его! Места пребывания протопопа Аввакума в Даурии в настоящее время являются местом, привлекающим взоры паломников не только в России, но и за рубежом. В этой связи Иркутско-Амурская  епархия не может не занять свое значимое место в ряду других, наполненных благодатию Божией, областей России.

Другой, не менее славной гранью духовного алмаза Церкви Христовой в этих краях является история «семейских» старообрядцев Забайкалья. Последние исследования известного этнографа и историка Фирса Федосовича Болонева показали, что в Забайкалье староверы переселялись во второй половине XVIII века не двумя выгонками с польской Ветки, но более чем 24 выгонками со всего Запада России. Здесь мы находим представителей западных рубежей, сохранявших старую веру от Черного до Балтийского моря, от украинской Винницы до польской Ветки.

История семейских Забайкалья – это особый пласт истории старообрядчества, много изученный, но по сей день мало осознавший себя, имеющий великий потенциал. В настоящее время до 30%  населения Бурятии и до 10% населения Читинской области являются потомками старообрядцев. Это около 500 тысяч человек, так или иначе относящих себя к Древлеправославной духовной традиции.

Третий, не менее яркий штрих истории дальневосточной епархии – начало XX века – период переселения в Приамурье липован из Бессарабии, которые на волне аграрной реформы Столыпина заселяли и осваивали обширные территории этого края.

В настоящее время мы только начинаем приступать к проблемам изучения истории этого периода. Множество моментов были сокрыты в советский период, множество документов утрачено или не раскрыто по сей день, но даже имеющиеся материалы впечатляют. Доподлинно известно, что в одной Амурской области к 1910 году находилось порядка 25 общин, 20 храмов, в которых служило 10 священников. Эти цифры говорят о многом. К примеру, сейчас в Амурской области мы имеем одну общину, одного священника и единственный строящийся храм.

В след за святым протопопом Аввакумом эти края многократно освящались духовным подвигом священномучеников, мучеников и исповедников, положивших душу свою во спасение христиан и, своей проповедью учения Церковного, благоукрасивших ожививших духовную красоту Восточных пределов России.

Эти земли помнят подвиг исповедника Мефодия (Екимов, 1824-1898 гг.), епископа Сибирского, который в конце XIX века положил душу свою за Христа. За служение Богу и священнослужение в Забайкалье был арестован, сослан в Иркутск, затем в Вилюйск, где и преставился ко Господу в 1898 году. Через 10 лет в 1908 году его тело было обретено нетленным и перенесено в с. Павловск близ г. Якутска. А в 2003 году Старообрядческая Церковь причислила его к лику местночтимых святых как исповедника.

Немало трудов на становление Дальневосточной старообрядческой епархии положил преосвященный Иосиф (Антипин, 1856-1927 гг.), епископ Амурско-Иркутский, послуживший в этом сане с момента официального учреждения епархии в 1911 году до 1927 года, когда Господь призвал его душу к покою. Местом его первосвятительской кафедры было село Бардагон Амурской области, близ города Алексеевска (ныне г. Свободный). О житии святителя Иосифа, причисленного к лику святых Освященным Собором РПСЦ 2001 года, написано довольно много. Думаю, нет таких исследователей дальневосточного старообрядчества, кто не знаком с его славным и богодухновенным служением Христу.

Великим и славным подвигом мученичества Христа ради освятил эти края преосвященнейший Афанасий (Федотов, 1877-1938 гг.), епископ Иркутско-Амурский, чья кафедра располагалась в Тарбагатайском районе Бурятии. Его святительское служение Христу на земле длилось всего 9 лет, с 1929 по 1938 год. Он был расстрелян по решению тройки ОГПУ за стойкость в вере Христовой как опасный антисоветчик. В 2003 году священномученик Афанасий Иркутско-Амурский также причислен к лику святых. Сегодня в его честь на его родине в селе Тарбагатай строится храм, пишутся его иконные, совершаются паломничества на места его духовных подвигов.

Сколькими еще гранями украшен Дальневосточный духовный алмаз?

История этих земель помнит труды и молитвы протоиерея Иоанна Кудрина, старшего старообрядческого священника Капелевской армии А.В. Колчака, эмигрировавшего в г. Харбин, а затем в Австралию; протоиерея Иоанна Шадрина, после эмиграции служившего и упокоившегося в Трехречьи (Манчжурия).

Здесь приняли мученическую исповедническую кончину от безбожной советской власти такие пастыри Церкви Христовой как:

- протоиерей Тимофей Афанасьев (с. Бардагон Амурской области), иерей Викул Борисов и иерей Петр Изотов. Расстреляны в 1933 году в г. Хабаровске.

- иерей Антоний Пучков (г. Иркутск). Расстрелян в 1938 году.

- иерей Зиновий Афанасьев. Умер на Соловках от истощения.

- иерей Феодор Минаков. Умер как лишенец от истощения.

- иерей Карп из села Киселевка (фамилия и другие данные уточняются), иерей Феодор Судаков, иерей Никон Минаков и другие священнослужители по сей день считаются пропавшими без вести.

- иерей Сергий Думнов (с. Ягодное, Бурятия). Умер в 1943 г. от истощения в лагерях.

- иерей Антоний Кушнарев (г. Улан-Удэ, Бурятия). Отсидел 10 лет лагерей, умер вскоре после освобождения от болезней и надорванного здоровья.

Сколько было тех, чьи имена мы сегодня не помним? Сотни уставщиков и тысячи простых прихожан страдали за Христа в тяжелейший период для Церкви – в период безбожных гонений ХХ века.

Нельзя забыть и о тех священнослужителях, кто в сложнейший советский атеистический период второй половины 20 века не оставлял эти края, но посещал и окормлял христиан. Это иерей Тимофей Николаев (Приморский край), иерей Роман Кирилов (г. Барнаул), упокоившийся два года назад иерей Антоний Зайцев (г. Алма-Ата), ныне здравствующий иерей Иоанн Рыбаков (Ростовская область), иерей Симон Килин (г. Минусинск) /ныне – епископ Силуян/.

 

Возрождение церковной жизни Дальневосточной епархии РПСЦ началось в первой половине 1990-х годов. Оно было связано как с общей атмосферой потепления и религиозных свобод в стране, так и с трудами преосвященного Силуяна (Килина), епископа Новосибирского и всея Сибири, на чьи плечи легла забота о христианах этого региона.

 За последнее десятилетие в период становления епархия достигла определенного уровня развития. На сегодняшний день в ней имеется 17 зарегистрированных общин, около 10 религиозных групп, 7 освященных храмов и 7 храмов, готовящихся к освящению. За это время здесь служило 12 священников. В епархии, восстановленной решением Освященного Собора РПСЦ 1998 года, издается известная во всем старообрядческом мире газета «Русь православная», внутрицерковная газета «Дальневосточный старообрядец», формируется церковный архив. Здесь при немногочисленном количестве христиан ведется активная работа: проводятся съезды мирян и епархиальные съезды, ведется активная исследовательская и благотворительная деятельность.

Однако сегодня мы не можем сказать, что церковное руководство РПСЦ, да и сами христиане дальневосточной епархии удовлетворены положением, которое занимает старообрядчество Восточной Сибири и Дальнего Востока в социальной жизни этих регионов. Мы не закрываем глаза на внутренние проблемы: слабую подготовку духовенства, малое количество грамотных уставщиков и отсутствие здесь учебных заведений для их подготовки.

На сегодняшний день состояние церковной жизни Востока России скорее можно назвать застойным, а в ряде областей даже плачевным. Отчасти это обусловлено тем, что по старообрядчеству Иркутско-Амурской епархии был нанесен мощный удар советского атеизма. На всей территории от Иркутска до Тихого океана уцелела всего одна церковь – в селе Доно Читинской области, но и в ней долгое время не проходили моления. Эти регионы пострадали как никакие другие от лихолетий атеизма, из-за чего в большинстве регионов прервалась и восстанавливается с различными сложностями духовная преемственность поколений. Сейчас возрождать уже прерванную духовную традицию приходится подвижникам веры, многие из которых молоды, многие из которых своеобразно представляют себе старообрядчество. Потому нередки различные искажения и отклонения,  такие как у секты жоговцев, распространившейся по ветке Байкало-Амурской магистрали, присоединявшихся к нашей Церкви во второй половине 90-х годов и отлученных от Нее в 1999 г. за неправославные мудрования.

 

Чиноначалие Старообрядческой Церкви возлагает немалые надежды на будущее Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии. Со своей стороны мы планируем оказать всяческое содействие христианам в скорейшей хиротонии на Дальневосточную кафедру своего постоянного епископа, а также в обучении священнослужителей и уставщиков в открывшемся уже в этом году училище при Московской митрополии РПСЦ.

Духовное возрождение России является необходимым условием укрепления ее благосостояния, создания крепкого дееспособного общества, способного не только созидать и творить, но и постоять за себя, за собственную идею, за благополучную жизнь последующих поколений.

РПСЦ готова к сотрудничеству с властями в осуществлении соответствующих проектов духовного просвещения и социальной помощи населению во благо и процветание России и Христовой Церкви.

Хочется надеяться, что не напрасны были старания и страдания наших предков, направленные на расширение и упрочение позиции нашего государства в Дальневосточном регионе. Молим Бога, чтобы славная духовная связь времен от протопопа Аввакума, святых епископов Мефодия, Иосифа и Афанасия и всех священномучеников, мучеников и исповедников земли дальневосточной до сегодняшних христиан не только укрепилась, но и дала добрые и великие плоды, познать которые предстоит идущим за нами поколениям христиан.

 

 

вопрос священнику

 

e-mail автору проекта

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100 be number one Каталог православных ресурсов 
"Русское Воскресение"  
Hosted by uCoz