CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Ссылки Гостевая Форум

Ответы

 

Духовные ответы. Выпуск №3

 

Духовные ответы. Выпуск №2

 

Духовные ответы. Выпуск №1

 

Ответы на вопросы читателей

 

 

Издательство “Китеж” выпускает серию изданий, объединенных общим названием “Духовные ответы”. Под этим заголовком издаются не потерявшие до сего дня значения материалы старообрядческих журналов “Церковь”, “Старообрядческая мысль”, “Старообрядец”, “Златоструй”, “Щит веры” и пр.

1. Держателем права собственности на данную книгу является Издательская группа Тверской никольской старообрядческой общины (kitezh@sonnet.ru)

2. Свободное использование и распространение данной книги разрешается только для некоммерческих целей (образовательных,исследовательских, учебных и пр.)

3. Какое-либо коммерческое использование данной книги возможно только с разрешения собственника.

Издательство просит всех заинтересованных лиц со своими вопросами, просьбами или претензиями адресоваться в старообрядческую книжную лавку (125047 Москва, ул. Бутырский вал, д. 8/3)

 

 Духовные ответы. Выпуск №3

Третий номер "Духовных ответов" посвящен обрядовым вопросам в православии. Ныне они стали занимать внимание общества не менее, чем вопросы о сущности религии, иногда даже выходя на не свойственное им первое место. Предлагаем Вашему вниманию стаью из журнала "Церковь" за 1909 г. (№48).


Церковные обряды и старообрядцы

 

  Современное положение вещей и общественное поведение не могло не отразиться и на старообрядчестве, в особенности на молодом его поколении, школьниках и не школьниках. Старые добрые устои уже не имеют для молодого поколения той силы и крепости, как в старые времена. Учащаяся молодежь, чтобы не выделяться в среде своих товарищей и не быть “притчею во языцех” ослабляется по-своему, а неучащаяся тоже по-своему, между своими сверстниками. Тех и других ослабляет молодая и легковерная среда, в которой они вращаются; те и другие подделываются под современное общество, подражают манерам и моде окружающей среды. Это примечается как в нравственно-бытовой жизни, так и в церковно-обрядовой, когда дело касается внешнего выражения обряда между чужими по вере и духу, а вслед за тем и между своими. Ибо всякое дело входит в привычку, искоренение которой впоследствии делается делом нелегким.

  Пока мы обращаем внимание читателя на церковный обряд, нередко до известной степени пренебрегаемый некоторыми членами даже из самих старообрядцев, что, конечно, довольно печально и жаль.

  Пренебрегать выстраданное и сохраненное целыми столетиями, по меньшей мере, есть такое преступление, оправдать которое никоим образом нельзя ни с принципиальной, ни с дисциплинарной его стороны. С принципиальной стороны — церковный обряд — это предание  или установление Церкви, и как таковое обязательно для выполнения в настоящее и будущее время. Церковный обряд по своему началу есть предание Церкви, а в практическом его применении есть обряд. Дисциплинарная же его сторона — суть строго правильное и аккуратное выполнение его теми, обязанности которых он касается как в домашней жизни, так и в церковно-общественной.

  На церковный обряд нельзя смотреть, как только на практически-обрядовое безразличие, которое якобы не касается основных начал христианской Церкви, которая, по слову Божию, есть догматический авторитет для всех последователей Христа. Ибо Христос сказал: “Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь” (Мф., 17: 18). То есть, если кто не будет слушать Церкви в ее установлениях и предписаниях, тот не может называться христианином; таковой не более и не менее, как идолопоклонник и последний по нравственности человек-мытарь.

  Посему-то так настойчиво и говорит апостол: “Стойте и держите предания, имже научистеся или словом или посланием нашим” (2 Сол., 2: 15), и ученику своему Тимофею: “Предание сохрани” (1 Тим., 6: 20). А от тех, кто не соблюдает церковное предание, повелевает отлучаться (2 Сол., 3: 6). Многочисленные и строгие напоминания учителей церковных о точном выполнении предписаний Церкви ни для кого теперь не новы, поэтому мы и не приводим их.

  Мы не будем говорить и о тех, от кого формально отлучаемся как от “безчинно ходящих, а не по преданию, еже прияша от апостолов” (2 Сол., 3: 6) и их преемников. Наша цель в данном случае не та. Нам хотелось бы поддержать самих старообрядцев или, точнее, некоторых из них, носящих почти одно имя старообрядцев; на самом же деле они   плохие последователи старого обряда.

  Старообрядец — это строгий последователь заветов Христа, апостолов и древней православной Церкви. А раз он таковой, то и на самом деле должен быть таковым. Но когда он на деле не таков, т.е. плохо и небрежно выполняет старые обряды, тогда кто же после этого он? Лицемер и обманщик для народа, ослушник для Церкви и попиратель ее уставов.

  Не нужно забывать, что старообрядчество сильно и плодотворно строгим выполнением древних обрядов,  поддержкой такой репутации, по которой говорили бы о нем, как о таковом. “Э, да у них бывает все то-то и то-то!” — таковые отзывы губительны для старообрядчества и его процветания.

  Отсюда небрежно выполняющие старые церковные обряды грешат против древней и современной Церкви: первой они являются ослушниками, а последней — и ослушниками, и тормозом ее процветания.

  Например, грустно и досадно смотреть на таких старообрядцев, которые небрежно выполняют крестное знамение и кивают головами вместо поклонов. И это можно заметить во всех возрастах и во всяком положении. Разве это истые старообрядцы? — Нет, они только выдают себя таковыми.

  Долг пастырей церковных и отчасти каждого члена православной старообрядческой Церкви — прежде всего, быть самим добрым примером и выводить всякую небрежность у других. И тем быть действительным и не лицемерным членом истинной Церкви. Досадно иногда смотреть на украшенных сединами почтенных старичков, которые никогда не скажут рядом с ними стоящим небрежникам из числа молодых прихожан. А ведь святой Иоанн Златоуст говорит: “Не предоставляйте всего учителям, не возлагайте всего на предстоятелей; и вы можете назидать друг друга. Ибо, — говорит апостол, — созидайте кийждо ближняго, якоже и творите; и еще: утешайте друг друга в словесех сих (1 Сол., 5: 11; 4: 18). То же советуем вам теперь и мы. Вы можете, если хотите, больше нас сделать друг для друга: ибо вы чаще общаетесь друг с другом, лучше нас знаете, дела свои, видите взаимные недостатки, больше имеете откровенности, любви и общительности; а это немаловажно для научения, но доставляет великие и благодетельные удобства. Вы лучше нас можете и обличать, и убеждать друг друга. Притом я — один, а вас много, и все вы, сколько вас есть, можете быть учителями. Посему увещаваю вас, не нерадите о таком даровании; каждый из вас имеет или жену, или друга, или слугу, или соседа; обличай же его, убеждай его. Ибо не безрассудно ли для угощения устроять собрания и общества, иметь назначенный день для свидания друг с другом, восполнять недостающее у одного общими средствами..., а для изучения добродетели не делать этого” (Беседа св. Иоанна Златоуста на Послание к евреям, беседа 30).

  Таково наставление вселенского учителя, придерживаться которого полезно и для нынешнего времени. Ни для кого из нас не трудно, не бесчестно и не нетактично, во имя и в поддержание  церковного благочестия,  сделать при случае благородное замечание пренебрегающим прямым долгом православного христианина и истинного сына Церкви Христовой.

 

 

вопрос священнику

 

e-mail автору проекта

  Rambler's Top100 Rambler's Top100    
Hosted by uCoz