|
||||
Ответы
|
Издательство “Китеж” выпускает
серию изданий, объединенных общим названием “Духовные ответы”. Под
этим заголовком издаются не потерявшие до сего дня значения материалы
старообрядческих журналов “Церковь”, “Старообрядческая мысль”, “Старообрядец”,
“Златоструй”, “Щит веры” и пр. 2. Свободное использование и распространение данной книги разрешается только для некоммерческих целей (образовательных,исследовательских, учебных и пр.) 3. Какое-либо коммерческое использование данной книги возможно только с разрешения собственника. Издательство просит всех заинтересованных
лиц со своими вопросами, просьбами или претензиями адресоваться в
старообрядческую книжную лавку (125047 Москва, ул. Бутырский вал,
д. 8/3)
Церковные обряды и старообрядцы Современное положение вещей и общественное поведение не могло не отразиться и на старообрядчестве, в особенности на молодом его поколении, школьниках и не школьниках. Старые добрые устои уже не имеют для молодого поколения той силы и крепости, как в старые времена. Учащаяся молодежь, чтобы не выделяться в среде своих товарищей и не быть “притчею во языцех” ослабляется по-своему, а неучащаяся тоже по-своему, между своими сверстниками. Тех и других ослабляет молодая и легковерная среда, в которой они вращаются; те и другие подделываются под современное общество, подражают манерам и моде окружающей среды. Это примечается как в нравственно-бытовой жизни, так и в церковно-обрядовой, когда дело касается внешнего выражения обряда между чужими по вере и духу, а вслед за тем и между своими. Ибо всякое дело входит в привычку, искоренение которой впоследствии делается делом нелегким. Пока мы обращаем внимание читателя на церковный обряд, нередко до известной степени пренебрегаемый некоторыми членами даже из самих старообрядцев, что, конечно, довольно печально и жаль. Пренебрегать выстраданное и сохраненное целыми столетиями, по меньшей мере, есть такое преступление, оправдать которое никоим образом нельзя ни с принципиальной, ни с дисциплинарной его стороны. С принципиальной стороны — церковный обряд — это предание или установление Церкви, и как таковое обязательно для выполнения в настоящее и будущее время. Церковный обряд по своему началу есть предание Церкви, а в практическом его применении есть обряд. Дисциплинарная же его сторона — суть строго правильное и аккуратное выполнение его теми, обязанности которых он касается как в домашней жизни, так и в церковно-общественной. На церковный обряд нельзя смотреть, как только на практически-обрядовое безразличие, которое якобы не касается основных начал христианской Церкви, которая, по слову Божию, есть догматический авторитет для всех последователей Христа. Ибо Христос сказал: “Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь” (Мф., 17: 18). То есть, если кто не будет слушать Церкви в ее установлениях и предписаниях, тот не может называться христианином; таковой не более и не менее, как идолопоклонник и последний по нравственности человек-мытарь. Посему-то так настойчиво и говорит апостол: “Стойте и держите предания, имже научистеся или словом или посланием нашим” (2 Сол., 2: 15), и ученику своему Тимофею: “Предание сохрани” (1 Тим., 6: 20). А от тех, кто не соблюдает церковное предание, повелевает отлучаться (2 Сол., 3: 6). Многочисленные и строгие напоминания учителей церковных о точном выполнении предписаний Церкви ни для кого теперь не новы, поэтому мы и не приводим их. Мы не будем говорить и о тех, от кого формально отлучаемся как от “безчинно ходящих, а не по преданию, еже прияша от апостолов” (2 Сол., 3: 6) и их преемников. Наша цель в данном случае не та. Нам хотелось бы поддержать самих старообрядцев или, точнее, некоторых из них, носящих почти одно имя старообрядцев; на самом же деле они — плохие последователи старого обряда. Старообрядец — это строгий последователь заветов Христа, апостолов и древней православной Церкви. А раз он таковой, то и на самом деле должен быть таковым. Но когда он на деле не таков, т.е. плохо и небрежно выполняет старые обряды, тогда кто же после этого он? Лицемер и обманщик для народа, ослушник для Церкви и попиратель ее уставов. Не нужно забывать, что старообрядчество сильно и плодотворно строгим выполнением древних обрядов, поддержкой такой репутации, по которой говорили бы о нем, как о таковом. “Э, да у них бывает все то-то и то-то!” — таковые отзывы губительны для старообрядчества и его процветания. Отсюда небрежно выполняющие старые церковные обряды грешат против древней и современной Церкви: первой они являются ослушниками, а последней — и ослушниками, и тормозом ее процветания. Например, грустно и досадно смотреть на таких старообрядцев, которые небрежно выполняют крестное знамение и кивают головами вместо поклонов. И это можно заметить во всех возрастах и во всяком положении. Разве это истые старообрядцы? — Нет, они только выдают себя таковыми. Долг пастырей церковных и отчасти каждого члена православной старообрядческой Церкви — прежде всего, быть самим добрым примером и выводить всякую небрежность у других. И тем быть действительным и не лицемерным членом истинной Церкви. Досадно иногда смотреть на украшенных сединами почтенных старичков, которые никогда не скажут рядом с ними стоящим небрежникам из числа молодых прихожан. А ведь святой Иоанн Златоуст говорит: “Не предоставляйте всего учителям, не возлагайте всего на предстоятелей; и вы можете назидать друг друга. Ибо, — говорит апостол, — созидайте кийждо ближняго, якоже и творите; и еще: утешайте друг друга в словесех сих (1 Сол., 5: 11; 4: 18). То же советуем вам теперь и мы. Вы можете, если хотите, больше нас сделать друг для друга: ибо вы чаще общаетесь друг с другом, лучше нас знаете, дела свои, видите взаимные недостатки, больше имеете откровенности, любви и общительности; а это немаловажно для научения, но доставляет великие и благодетельные удобства. Вы лучше нас можете и обличать, и убеждать друг друга. Притом я — один, а вас много, и все вы, сколько вас есть, можете быть учителями. Посему увещаваю вас, не нерадите о таком даровании; каждый из вас имеет или жену, или друга, или слугу, или соседа; обличай же его, убеждай его. Ибо не безрассудно ли для угощения устроять собрания и общества, иметь назначенный день для свидания друг с другом, восполнять недостающее у одного общими средствами..., а для изучения добродетели не делать этого” (Беседа св. Иоанна Златоуста на Послание к евреям, беседа 30). Таково наставление вселенского учителя, придерживаться которого полезно и для нынешнего времени. Ни для кого из нас не трудно, не бесчестно и не нетактично, во имя и в поддержание церковного благочестия, сделать при случае благородное замечание пренебрегающим прямым долгом православного христианина и истинного сына Церкви Христовой.
|
|
||
|