|
||||
Лица
|
или «остановись, мгновение!»
Люди, люди… В своей общине мы знакомы едва ли не с каждым прихожанином, - с тем, кого за службой приветствуем словами «Доброго здоровия!», с кем обмениваемся взглядами, с кем останавливаемся на крыльце храма или разделяем единую трапезу. История каждой общины – это в первую очередь история людей, ее составляющих. Община обрастает историей своих людей, подобно полноводной реке, питаемой небольшими ручьями. Здесь каждый человек – всегда личность нетривиальная: этот воевал в Великую Отечественную, тот присоединился от «никониан», самостоятельно отыскав свой путь к Богу, у этого – корни, уходящие в крупный казачий или купеческий род, а у того - неприятности в семье, невосполнимая утрата или, напротив, долгожданное и трогательное до слез прибавление в семействе. А вот этот человек – основал общину, вымолил у Бога здание церкви или привлек состоятельного спонсора. И каждый общинник неизменно «столп непоколебим». Подчас глядишь в эти незамутненные мирской суетой лица и пытаешься понять, что же через века и поколения помогло каждому из них пронести свою веру, свой уклад, которые и позволяют в сутолоке ли улицы, в чужом городе, по слову, по виду признать человека своим, подойти поклониться и услышать в ответ слова теплого приветствия. «Вечно гонимые, вечные ссыльные», - так писал о старообрядцах Александр Солженицын. И отнюдь не только длинный сарафан, покрытая платком голова девушки или пожилой женщины, подпоясанная рубаха или борода позволяют нам называться старообрядцами. Подчас внешние атрибуты лишь четче подчеркивают внутреннее состояние человека – взгляд, манеры, характер. Но и внешнее не всегда может служить мерилом того, что сокрыто от глаз постороннего. Быстротечна жизнь. Как раскаленный песок, обжигая, убегает сквозь пальцы, так проходят времена, так меняются нравы… Еще лет десять назад журналисты рисовали старообрядца чрезмерно-строгим и консервативным, принципиально отказывающимся от всего «внешнего», напускного, пугающе-современного. А то и вовсе представляли его этакой «матрешкой», над которой можно позабавиться, а то и хуже – поглумиться. Прошло совсем немного времени и старообрядец XXI века сел за руль иномарки, устроился на работу в банк, он решает духовные проблемы общины по мобильному телефону, хмурится, глядя в монитор компьютера, администрирует собственный сайт, смотрит телевизор и не чурается дать интервью, чтобы разъяснить суть своей веры, рассказать о своей истории, а то и заявить о своих претензиях на исторические владения Церкви, которые в годы Советской власти насильственно изымались. Старовер стал отвечать требованиям и веяниям времени, он мобилен, вовлечен в демократические преобразования, в сферу рынка. И оттого не удивляйтесь, если встретите старообрядца у ближайшего банкомата… Но вместе с этим – он по-прежнему чинно молится по древней вервице, изучает крюковое пение, благоговеет перед иконой, строго держит пост и бережно передает своим детям то, что впитал с молоком матери и сам. Летопись Православия на Руси разматывает уже вторую тысячу лет. Нерушимо стоят древние старообрядческие церкви, созидаются новые, в наши храмы по зову предков десятками ручьев и речушек стекается народ. Идут старушки, пересиливая свою немощь, идут старики, опираясь на свои тросточки, к ранней службе из соседних деревень и с окраин городов съезжаются молодые семьи, везут младенцев, которые, кажется, уже и сами понимают важность присутствия на богослужении. Сила старообрядчества в преемственности традиций; от стариков – молодежи, от истории – современности. Из прошлого – в будущее. Написать цифровой кистью единый портрет старообрядчества – задача сколь нереальная, столь и не нужная ни сегодня, ни завтра. Никогда. Но выхватить мгновение из многообразия духовной жизни, запечатлеть, показать обществу и сохранить для потомков этот миг «между прошлым и будущим» – это в силах каждого из нас. Сегодня мы запускаем новую рубрику – «Лики старой веры». Надеемся, что вместе с Вами мы сможем создать универсальную подборку снимков, которые традиционно интересны каждому из нас, а возможно, они заинтересуют и других – историков, культурологов, публицистов. И всякого, кто неравнодушен к своей истории, к той незамутненной нравственности, которую сундук Старой Веры сохранил для каждого. И стоит приоткрыть эту скрипучую дверцу, чтобы увидеть… Мы призываем Вас вместе с нами активно участвовать в наполнении этой рубрики. Мы ждём от Вас иллюстрации из приходов, из общин, из монастырей, отовсюду, где бы только не находился древлеправославный христианин.
Максим ГУСЕВ
|
|
||
|