|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Календарь
|
2 декабря по старому стилю (15 декабря по новому) Пятница +
Св. пророка Аввакума (4). Св. праведнаго Филарета милостиваго. Прп. отец наших Иоанна, Ираклемона, Андрея, Феофила. Св. мц. Миропии. Прп. Афанасия, затворника печерскаго. Служба св. свщмч. Аввакуму (по Общей минеи). Св. пророку Аввакуму поется на павечернице. На утр. Ев. Лк. 67. На лит. Ап. Тим. 290 и Флп. 246. Ев. Лк. 95 и Лк. 77.
Святой пророк Аввакум, один из 12 малых пророков, происходил из колена Симеонова, пророчествовал около 650 года до Р. X. Священномученик и исповедник Аввакум родился 20 ноября 1621 г. в нижегородском селе Григорово, в семье священника. Рано потеряв отца, воспитывался матерью, "великой постницей и молитвенницей". Женился на односельчанке Анастасии Марковне, ставшей на всю жизнь его верной "помощницей ко спасению". В 21 год рукоположен в диаконы, в 23 - в иереи, а через восемь лет "совершен в протопопы" г. Юрьевца Поволжского. Дар проповедника, дар исцеления больных и бесноватых, готовность "душу положить за овцы своя" привлекали к нему многочисленных духовных чад из всех слоев общества. За суровые обличения произвола местных властей и распущенности паствы был гоним и неоднократно биен едва не до смерти. Ища защиты в Москве, сблизился с кружком ревнителей благочестия, возглавляемым царским духовником о. Стефаном Внифантьевым. К кружку примыкал и будущий патриарх Никон. Целью боголюбцев было упорядочение церковного богослужения, издание исправной богослужебной и духовно-просветительной литературы, а также улучшение нравов тогдашнего русского общества. Став патриархом, Никон стал действовать в противоположном направлении. Вместо исправления он стал изменять книги и чин богослужения по новогреческим образцам, изданным в католической Венеции. Никоновская реформа Русской Церкви застала св. Аввакума в Москве, где он служил в церкви Казанской Божией Матери на Красной площади. Борьбу за святоотеческое предание возглавил «огнепальный протопоп». Для насаждения церковных "затеек" патриарха в ход шли пытки, уморение голодом, сожжение на костре. Протопоп был посажен "на чепь", потом вместе с семьей сослан в дикую Даурию (Забайкальский край) под начало "лютого воеводы" Пашкова. После десятилетнего скитания в невероятно тяжелых условиях Сибири, где он потерял двух малолетних детей, страдальца вызвали в Москву, вновь убеждали принять никоновы новины. Но исповедник остался непреклонен. Перед собором 1666 г. св. Аввакума вновь привозят в Москву, держат в Боровском монастыре и десять недель уговаривают отказаться от убеждений, но тщетно. "Сице аз верую, сице исповедую, с сим живу и умираю", - отвечал мучителям святой воин Христов. Беззаконно расстриженный и преданный анафеме вместе со своими единомышленниками иереем Лазарем, диаконом Феодором и иноком Епифанием, он был отправлен в Пустозерск, расположенный близ Северного океана, в край вечной мерзлоты, где томился в земляной яме пятнадцать лет. Лишенный возможности устной проповеди, св. Аввакум пишет и через верных людей рассылает по всей Руси послания, толкования, наставления и утешения чадам Церкви Христовой. Ныне известно более 90 творений святого, и почти все они созданы в годы пустозерского заточения. Здесь им написано знаменитое "Житие". Внимая призывам исповедника, все большее число русских людей открыто вставало на защиту старой веры. Рьяный сторонник нововведений патр. Иоаким стал требовать казни святых исповедников. После смерти Алексея Михайловича на российский престол восходит малолетний сын Феодор. Протопоп Аввакум шлет новому царю челобитную с призывом вернуться к дедовскому благочестию. В ответ, по совету патриарха Иоакима, последовал приказ: сжечь пустозерских узников "за великия на царский дом хулы". 14 апреля 1682 г. в Великий пяток, в день крестных страданий и смерти Господа нашего Исуса Христа, приговор был приведен в исполнение.
|
НОВОЕ:
8 декабря - первая галерея в нашей новой рубрике "Лица"
25 ноября - мы приглашаем Вас принять активное участие в нашей новой рубрике"Лица", ждём от Вас фотографий, которые мы с великим удовольствием, разместим на сайте!
17 ноября - в "Современности" размещена подборка материалов "Православный путь или Am(erican) Way?"
13 ноября - в "Библиотеке" размещена рукопись соловецкого инока Герасима Фирсова "О сложении перстов" |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|