|
||||
Правила
Обращение "Об отношении к проявлениям национализма и экстремизма" Собора РПСЦ
Христианам, отпавшим от Церкви Христовой
Решения Епархиального съезда Дальневосточной епархии РПСЦ (Хабаровск, 19-20 ноября 2005 года)
Вопросы для подготовки к исповеди
Священноиерей Евгений Чунин "Таинство покаяния"
Я.А. Богатенко "Статьи о церковном пении"
Виновен ли митрополит Амвросий в грехе симонии?
Постановление Совета Митрополии РПСЦ (26-28 апреля 2004 года)
Постановление Освященного Собора РПСЦ (9-11 февраля 2004 года)
Устав Русской Православной Старообрядческой Церкви
Свидетельства истинности Старообрядческой Церкви
|
НАСТАВЛЕНИЕ ПЕРЕД ИСПОВЕДИЮ
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4,17).
Наша земная жизнь (ее назначение, цель) является приготовлением к Вечной Жизни. От того, как мы живем здесь, зависит наше будущее: или станем сонаследниками Царства Небесного, или погибнем, пойдем во тьму кромешную, уготованную дияволу и слугам его. Во все дни своей жизни человек в житейской суете мятется. И в повседневной суете забывает, что время жизни протекает стремительно быстро, как сон, как цвет. Время жизни сокращается с каждым мигом, конец земного пути с каждым мигом приближается. И пока еще не наступил для нашей души грозный момент перехода в вечность, - очистим ее от тяготеющих грехов через Исповедь у своего духовного отца – священника Божия, пастыря Христовой Церкви. Самое удобное время для очищения души от греховной скверны – это дни святого поста – время, в которое християне особенно усиливают молитву и воздержание в пище. Каждый грех, даже самый малый, удаляет человека от Бога. И чтобы возвратить согрешившего человека к Себе, Господь установил спасительное таинство Покаяния. Вершиной покаяния "в себе", раскаяние в содеянных грехах, является исповедь вслух перед Богом (Евангелием и Крестом) и духовным отцом. Християнину необходимы частая Исповедь и причащение святых Тайн. Кто приходит на Исповедь, не имея твердого намерения впредь исправиться, и по стыду утаивает грехи, тот должен знать, что такая Исповедь бывает недействительна и даже оскорбительна для Бога. Кто скрывает свой грех, тот творит двойной грех. А между тем на Исповеди чем больше испытаешь стыда за грехи свои, тем спасительнее. Сокрушение и плач о грехах – неотъемлемая часть Исповеди. Признаки отсутствия сокрушения следующие: когда кто открывает свои грехи как бы с некоторым бесстыдством, говорит о них, как об обыкновенных делах, оправдывает свои поступки или переносит свою вину на других. Некоторые думают, что их грехи так велики, что не стоит и каяться. Не надо забывать, что наше Покаяние принимает Сам Всемогущий Бог, и Он силен простить самые тяжкие грехи. У многих християн есть так называемые неисповеданные грехи, с которыми они живут в течение многих лет, а может быть, и всей своей жизни. Такие люди иной раз желают их открыть духовному отцу, да уж слишком стесняются о них говорить; так проходит год за годом. А между тем эти грехи постоянно тяготят душу и готовят ей вечное осуждение. И как счастлив бывает человек, когда по-настоящему он исповедует все свои согрешения. Нарыв прорывается и душа получает духовное облегчение и выздоровление. И надо бояться нераскаянных и неисповеданных грехов! Наша жизнь, что пар: сегодня мы живем, а завтра готов нам исход из временной жизни. Куда же мы спрячем там свои грехи — это как бы наш долг, который постоянно нами чувствуется, постоянно нас тяготит. Исповедуешь их перед духовным отцом, и на сердце легко-легко станет. Сколько слез надо, чтобы оплакать неисчислимость грехов наших! Преподобного авву Диоскория, который постоянно плакал, однажды спросил ученик его: «О чем ты плачешь?» Старец ответил: «Плачу о грехах своих, чадо». Ученик возразил: «Не имеешь грехов, отче». Старец сказал: «Уверяю тебя, сын мой, если бы можно было видеть мне грехи свои, то мало было бы четырех человек, чтобы вместе со мной оплакать их». Святой Иоанн Златоуст говорит человеку, сокрушающемуся о грехах: «Только плачь не просто и не для вида, но плачь горько, как плакал Петр (апостол); изведи истоки слез из самой глубины души, ''чтобы Господь, умилосердившись, простил тебе прегрешения. Человеколюбивый Господь от тебя требует небольшого труда, а Сам дает великое, от тебя ожидает повода, чтобы дать тебе сокровище спасения. Предложи Ему слезы, а Он даст тебе прощение». Подготавливаясь к Исповеди, необходимо примириться с ближними и простить грехи друг другу. В молитве «Отче наш» мы просим Господа: «и остави нам долги (грехи) наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Поэтому, если мы не прощаем людей, обижающих нас, то получается, что мы просим Господа, чтобы и Он не простил нас: «и остави нам... якоже и мы оставляем». Мы должны помнить слова Христа Спасителя: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику (Под даром к жертвеннику подразумевается наше желание помолиться в церкви, поставить свечу в храме, отслужить Литургию и т.д.) и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24). На вопрос апостола Петра: «Сколько раз прощать брату моему... до семи ли раз?» Христос ответил: «...до седмижды семидесяти раз» (Мф.18, 21-22), т. е. прощать всегда. Что означает взаимное прощение? Простить человека, причинившего нам какой-либо вред, — значит относиться к нему так, как будто он и не делал нам зла, отказаться от всякого отмщения, предать все, что произошло, полному забвению и питать к нему добрые чувства. А попросить прощения у человека, которого мы обидели, — значит искренне признать свою неправоту и чистосердечно раскаяться перед ним и просить забыть обиды и огорчения, нанесенные ему. Кажется, что нет ничего проще, чем простить человека или попросить прощения у него. Для этого не требуется много времени, физических сил, материальных средств и т. п. Однако как часто воцарившаяся злоба в сердце человека воздвигает непреодолимые препятствия для взаимного прощения друг друга. Если легко простить на словах, не от сердца, то очень и очень трудно бывает простить искренне, от глубины души и сердца. Некоторые просят прощения у тех, с кем не было у них никаких ссор и совсем не спешат к тем, с кем у них есть ссора или вражда. Но бывает, что кое-кто идет в своем лицемерии дальше — приходит и говорит человеку, которого обидел: прости меня, виноват я! Но в сердце своем продолжает считать себя правым, а того — виноватым перед ним. Исполнив обряд прощения формально, такой человек лжет перед Богом и людьми, ибо фактически не уничтожает источника взаимной вражды. Как же сломить гордость и преодолеть самолюбие? Для этого нужно, прежде всего, проникнуться мыслью о том, что все обиды и оскорбления, наносимые нам другими людьми, ничтожно малы в сравнении с нашей виновностью перед Богом, Которого мы ежедневно, ежечасно оскорбляем своими грехами. Будем помнить притчу Спасителя о царе, который пожелал сосчитаться с рабами своими (Мф. 18, 23-35). А между тем, Господь Исус Христос, зная наперед все множество наших грехов, не возненавидел нас. Он страдал за эти самые грехи, молил Отца Небесного, вися на Кресте, как за своих распинателей, так и за всех нас, которые своими грехами причиняют нестерпимую боль Его сердцу и как бы вновь распинают Его. Каждый из нас помнит, что когда он искренне и доброжелательно относился к людям, то и с их стороны чаще всего встречал искренность и доброжелательство. Если же лукавил и проявлял вражду, то и в ответ получал то же. Значит все дело в нас самих. Если отношения с другими людьми вчера у меня были хорошими, а сегодня испортились, то причину надо искать сначала в себе самом, что-то я сделал не так и отношения испортились. Нарушив отношения, я не только сам согрешил, но и навел на грех и другого человека, вчерашнего своего друга, побудив его омрачить свое сердце неприязнью ко мне. А раз так, то я действительно оказался и виновнее, и грешнее, поэтому и первым должен просить у него прощения. Совесть християнина свидетельствует, что он каждый день грешит и грехи бывают очень тяжкими. Согрешаем мы вольно и невольно, часто даже не сознавая своей греховности! Перед Исповедью очень необходимо вспомнить и оплакать свои грехи. Для этого необходимо усилить молитву и пост, почитать поучения святых отцов о покаянии. При тщательном исследовании своей жизни можно увидеть множество греховных пороков, от которых нас очищает святое таинство Покаяния. Бывает, что на исповеди человек начинает во всем оправдывать себя, объяснять причины своего грехопадения влиянием других людей, болезнями и немощами или искушениями от лукавого. Такое самооправдание не является искренним покаянием. Нужно суметь довести себя до самообличения и возбудить в себе чувства виновности перед Богом и людьми. Будем всегда помнить, что за каждый совершенный нами грех ответственность перед Богом несем мы сами. Бог дал человеку свободную волю. И если мы грешим, то вина в этом только наша, и больше ничья. Поэтому ни в коем случае на Исповеди нельзя сваливать вину за свои грехи на диявола, а также на кого-либо из людей или на какие-либо внешние обстоятельства. Господь только тогда простит наши грехи, если мы всю вину за свои грехи чистосердечно возложим на себя и будем исполнять возложенную епитимию. Пусть твою исповедь наполняет печаль, что ты оскорбил Бога; стыд, что довел себя до такой неисправности. Пусть, как в огне, горит в стыде за грехи душа твоя, чем более будет гореть она, тем это спасительнее. Нужно довести скорбь о грехах до такой степени, чтобы они стали мерзкими для души и она отвращалась от них. Нельзя откладывать Покаяние, ибо, очищая душу святой Исповедью, мы удаляем ее от тьмы греховной. Грех же неисповеданный затемняет душу, а скопление грехов заглушает голос совести и делает душу менее способною к истинному покаянию. Поскольку память нам часто изменяет, то хорошо делают те, которые записывают грехи свои. А о тех грехах, которых ты, при всем своем желании, не можешь вспомнить, не беспокойся, что они тебе не простятся. Ты только имей искреннюю решимость во всем покаяться и со слезами проси Господа простить тебе все твои грехи, которые помнишь и которых не помнишь. А если вспомнишь что после Исповеди, то в следующий раз обязательно исповедай. Грех – более опасная и губительная язва, чем все болезни тела. Нездоровье телесное угрожает временному существованию человека, а язвы греховные губят душу, ведут к смерти вечной и низвергают ко дну адову, обрекая на нескончаемые страдания. Чтобы избежать греха, нужно побороть влечение к нему, усмирить страсти телесные и душевные (Страсть – сильное влечение человека ко греху). Страсти телесные отсекаются через воздержание в удовлетворении естественных потребностей и постом. Страсти душевные искореняются смирением, кротостью, милосердием, любовью, долготерпением и другими християнскими добродетелями. Путь к Богу на Небо есть путь многотрудного подвига — совершения добра во славу Божию, для спасения себя и на пользу людям. Никто не восходит на Небо, живя на земле лениво и порочно. Поэтому во всем и всегда необходимо держать под контролем совести свои мысли и действия, стараться не осквернять грехом свою безсмертную душу. Для истинного покаяния необходимо греховные привычки заменить противоположными – добрыми и спасительными. Если, например, кто пристрастился к пустословию, пусть привыкает впредь удерживать язык свой от злоречия и употреблять слова только полезные и нужные, и как можно больше творит молитву. Будем помнить, что зависть побеждается любовью, сребролюбие уничтожается милостыней, блуд искореняется целомудрием, чревоугодие пресекается постом, уныние устраняется молитвой. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Если ты, например, похитил чужое? Вперед давай и свое. Долгое время любодействовал? – Теперь воздерживайся от общения со своей женой в известные дни и привыкай к воздержанию. Оскорблял и обижал кого? Теперь благословляй обижающих тебя. Ты прежде предавался сластолюбию и пьянству? – Теперь постись и пей одну воду. Прежде ты сладострастными очами смотрел на красивых женщин? – Впредь совсем не смотри на них». Этому же учит и святой Василий Великий: «Ты злословил? – Благослови. Лихоимствовал? – Отдай. Упивался? – Постись. Гордился? – Смирись. Завидовал? – Брось». Достойно покаявшиеся по разсуждению духовного отца допускаются к причащению святых Тайн. Таинство Причащения после искреннего Покаяния дает великую духовную силу. Через это Таинство мы становимся наследниками Жизни Вечной и получаем крепость от Бога для жизни по закону Божию и совершения Его воли. А если кто приступает к Причастию, не подготовив себя постом, молитвой и чистосердечной исповедью, тот, хотя бы и тысячу раз причащался Тела и Крови Христовой, хотя бы ничего другого и не вкушал кроме этой Божественной Пищи, не будет иметь Христа в себе и сам не будет во Христе. Если християнин чистосердечно исповедует свои грехи духовному отцу и достойно причастится святых Тайн Тела и Крови Христовой и после этого вскоре умрет, не согрешив смертным тяжким грехом, то душа такого человека не проходит мытарств, а сразу после смерти переходит в вечно блаженную жизнь с угодниками Божиими. И никогда не следует забывать, что для христианина самое большое несчастье – лишить свою душу святых таинств Исповеди и Причащения. И святые отцы в своих наставлениях часто напоминают нам об этом и призывают проводить краткую нашу земную жизнь в покаянии и благочестии, достойно приступать к спасительной Чаше. Во святом Евангелии мы слышим наставления Спасителя Своим ученикам (и всем пастырям Церкви): "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф. 18,18). "Сего ради, - наставляет нас книга "Златоуст", - священницы должны исповедающих им грехи вязати, сиречь налагати на них епитимий, по рассуждению, в наказание ко очищению (своих грехов). Аще же кии священник оставляет, что по небрежению, или, служа лицу, таковыи несть пастырь, но губитель; аще бо не свяжет епитимиёю кающегося, то предаёт душу его вечней муце... Аще ли священник не даёт епитимий исповедавшим грехи своя, и прощает их самоволие, таковыи тако же осуждение приймет от Бога... Глаголет бо Писание: слепец слепца водит, оба в яму впадут. Но аще кто не послушает отца своего духовнаго, и не будет подвизатися к Богу о гресех своих, то прощения грехов не приймет" (Поучение в неделю 27-ю). Следует всегда помнить и то, что кто и "живя чисте и в покаянии, а не приемлет Тайн Христовых, не может спастися. Речё бо Господь: "Ядыи Мою плоть и пияи Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем" ("Златоуст", поучение в неделю 5-ю поста). Истинно так! Итак, чтобы получить нам прощение грехов у Бога на Исповеди через духовного отца, должны мы: 1) чистосердечно и навсегда примириться со всеми и простить: и кого мы обидели или оскорбили, и кто нас; 2) во всем раскаяться перед духовным отцом и в своих грехах считать только себя виновным перед Богом и людьми; 3) иметь твердую решимость исправить свою жизнь, не грешить более; 4) обязательно выполнять епитимию и другие наставления духовного отца (епитимия должна быть ежедневной, в поклонах, земных и поясных, от исповеди до исповеди, и на всю жизнь). Аминь! Епитимия – по святоотеческому определению, есть наказание, определенное священными правилами; или, лучше сказать, духовное врачевство, приличное недугу, т.е. греху (VI Всел. соб. прав. 102). Поэтому и необходимо нам это лекарство ежедневно, врачующее многие наши недуги и дающее силу помнить свои согрешения, а на будущее — противиться им. В наше время важно знать и помнить учение святых отец (Василия Великаго, Иоанна Златоуста и др.), что покаяние без соблюдения постов недействительно. Об этом следует помнить и исповедующим, и исповедующимся. И еще одно примечание. Учение святой Церкви наставляет и предупреждает и духовных отцов, и духовных чад о следующем: "Которые держат (исполняют) епитимию покаяния... тех имей сыны духовныя; а которые не держат епитимий, отвергни их, чтобы не погибнуть и тебе (отцу духовному) с ними, приобщаясь чужим грехам" (Номоканон, правила 186 и 188; Василия Великаго, правила 84 и 85). |
|
||
|