Новости
Апрель
Февраль-Март
Январь
Декабрь
Октябрь-Ноябрь
Сентябрь
Июль-Август
Июнь
Апрель-Май
2004
2003
2002
|
В ТУВЕ ПРОЙДЁТ I РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ "ПЕВЧЕСКОЕ
ИСКУССТВО И ТРАДИЦИОННЫЕ РЕМЕСЛА СТАРООБРЯДЦЕВ СИБИРИ"
10-17 июля. Тува.
В Туве в верховье Енисея, где находятся уникальные поселения старообрядцев,
с 10 по 17 июля пройдет I региональный фестиваль "Певческое искусство
и традиционные ремесла старообрядцев Сибири". Идею проведения фестиваля
поддержало Российское Министерство культуры. Окажет содействие в его проведение
и Министерство культуры Республики Тыва, а также отдел культуры Кызылской
мэрии. Фестиваль станет первым крупномасштабным мероприятием появившегося
в Туве в январе этого года Центра традиционной русской культуры. Как сообщила
организатор фестиваля Надежда Пономарева, согласие на участие в нем уже
дали коллективы из Кемерово, Новосибирска, Красноярска и других городов
Сибири. Пройдет фестиваль в старообрядческом поселке Эржей.
ИА "Тува-Онлайн"
ИЕРЕЙСКАЯ ХИРОТОНИЯ
31 мая. г. Москва.
На День Св. Духа, Митрополит Андриан совершил хиротонию диакона Павла
Зырянова во иереи на приход г. Екатеринбурга.
www.rpsc.ru
ПАЛОМНИЧЕСТВО НА БОГИ
30 мая. с. Тарбагатай.
30 мая, в день почитания Пресвятыя Троицы,
после праздничного богослужения, состоялось первое паломничество на места
подвигов епископа Афанасия (Амвросия Федотова /1877-1938 гг./) - на Боги
(ударение на второй слог - ред.). Так местные жители стали называть до
того безымянные горы после того, как здесь были найдены иконы, спрятанные
преосвященным Афанасием, епископом Иркутско-Амурским и всего Дальнего
Востока (Белокриницкая иерархия) и его сродниками.
После Троичного богослужения паломники из разных мест выехали в село Тарбагатай
(Бурятия) к часовни во имя священномученика Афанасия. Здесь были представители
РПСЦ Иркутска, Улан-Удэ, Верхнего Жирима и с. Тарбагатай. Возглавил торжества
иконом Дальневосточное епархии иерей Александр Шестаков. Ему сослужили
иерей Елисей Елисеев, чтец Антоний Мальцев (г. Улан-Удэ) и другие христиане,
всего 30 человек, до половины из которых были дети разных возрастов.
До гор доехали на автобусе, который предоставили прихожане общины г. Улан-Удэ.
К подножью и в горы шли крестным ходом. Председатель Тарбагатайской старообрядческой
общины Вячеслав Измайлов нес икону владыки Афанасия, исполненную им еще
в 2002 году. Пели величание. У пещеры молились молебен владыке, прикладывались
к его образу. Все участники торжеств вернулись наполненными новыми чувствами
и переживаниями.
После восхождения, внизу на дальней от горы поляне развили костер, организовали
походный ужин, чай со сладостями для детей.
Кстати сказать, недавно здесь был зафиксирован случай исцеления. Один
из христиан имел продолжительное время на ноге опухоль, которая вызывала
сильную боль. Поднявшись в горы и приложившись к частичке Животворящаго
Креста Господня и иконе священномученика Афанасия, он получил избавление
от недуга. Опухоль буквально на следующий день бесследно исчезла.
Организаторы уверены, что паломничество к пещерам святителя Афанасия станет
постоянной традицией этих мест.
ПРЕБЫВАНИЕ МИТРОПОЛИТА АНДРИАНА В КИШИНЕВСКОЙ
ЕПАРХИИ РПСЦ
19-25 мая. Кишинёв.
С 19 по 25 мая Митрополит Московский и всея
Руси Андриан совершил архипастырскую поездку по Республике Молдова и Приднестровской
Молдавской Республике. Владыка посетил крупнейшие приходы Кишиневской
епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Целью поездки было непосредственное знакомство Митрополита с положением
дел в епархии, некоторые приходы которой в последнее время страдают от
нестроений и раздоров.
Митрополит Андриан пожелал лично побывать в конфликтующих приходах, беспристрастно
выслушать все стороны, увещевая и призывая христиан к миролюбию, покаянию
и братской любви.
Эта поездка Митрополита Андриана явилась прямым продолжением усилий по
умиротворению ситуации в Кишиневской епархии, которые предпринял ранее
и Освященный собор, состоявшийся 9-11 февраля 2004 года в Москве. Именно
соборное решение заложило фундамент стабилизации, отрешив от управления
Кишиневской и всея Молдовы епархией епископа Зосиму, и поручив временное
управление этой епархией преосвященному Савватию, епископу Киевскому и
всея Украины.
Пресс-служба РПСЦ
ПЕРВОИЕРАРХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ
ЦЕРКВИ ПОЗДРАВИЛ ВЫПУСКНИКОВ РОССИЙСКИХ ШКОЛ С "ПОСЛЕДНИМ ЗВОНКОМ"
25 мая. г. Москва.
В в связи с праздником выпускников "Последний звонок" в российских
общеобразовательных средних школах Митрополит Московский и всея Руси Андриан
(Четвергов), Первоиерарх Русской Православной Старообрядческой Церкви
(РПСЦ), поздравил юношей и девушек - христиан - с получением среднего
образования, сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru".
Находясь за пределами РФ в довольно продолжительной
зарубежной поездке, он никого не смог поздравить лично, так что это поздравление
имеет скорее "метафизический" и символический характер. Так,
как до последнего времени у старообрядцев Белокриницкой иерархии не было
постоянно действующей духовной школы, то общее среднее образование - основной
тип образования духовенства и мирян в РПСЦ. Нынешний Первоиерарх РПСЦ
Митрополит Андриан недавно назначил ответственным за организацию духовного
училища и учебного процесса в нем настоятеля храма РПСЦ в городе Владимире
иерея Иоанна Думнова.
Как известно, у самого митрополита Андриана, вдовца,
трое детей, двое из которых -недавние школьники, а младшая дочь еще учится
в школе.
МОЛОДЁЖНЫЙ ОТДЕЛ ПРИ МИТРОПОЛИИ
20 мая. г. Москва.
Во второй половине мая указом Митрополита Андриана
при Митрополии создан отдел по делам молодежи. Руководителем отдела назначен
иерей Александр Маслов. В задачу отдела входят организация епархиальных
молодежных съездов, а так же проведение в 2005 году Общероссийского молодежного
съезда, издание молодежной газеты и ряд других вопросов.
Руководству отдела очень важно знать Ваши мысли по поводу организации
работы с молодежью. Все Ваши соображения Вы можете направлять по адресу:
srbin1@narod.ru
www.staroobrad.ru
ВТОРОЙ ВЫПУСК "РУСИ ПРАВОСЛАВНОЙ" В 2004
ГОДУ
18 мая. Владивосток.
Вышел в свет второй, в этом году, номер газеты
"Русь Православная", издаваемой на Дальнем Востоке. Основная
часть издания посвящена событиям прошедшим в феврале - апреле этого года
в Москве, это и Освященный Собор РПСЦ и Совет Митрополии и другие события,
связанные с началом первосвятительского служения Митрополита Андриана.
Представлены отрывки из интервью вл. Андриана данные центральной прессе,
материалы о церковной жизни за Байкалом, освящен конфликт в Казани. Есть
в номере страницы посвященные воскресной школе и догматике.
Заказы на газету можно отправлять по адресу:
rus@mail.primorye.ru, baikal_rpsc@newmail.ru.
Москвичи смогут приобрести газету в книжной лавке на Белорусской после
1 июня.
НОВОЗЫБКОВЦЫ ЗАХВАТИЛИ ХРАМ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОГО
ЕПИСКОПА КУРСКОГО АПОЛЛИНАРИЯ
17 мая. Курск.
В пятницу, 14 мая, группировка Новозыбковской древлеправославной архиепископии
захватила Успенский храм в Курске, где в течение 14 лет проводит богослужения
община древлеправославного епископа Аполлинария (Дубинина), сообщает корреспондент
Портала-Credo.ru.
Называющий себя древлеправославным патриархом Новозыбковским
Александр (Калинин), которого не признали таковым ни министерство юстиции,
ни Московская патриархия, где его по-прежнему называют архиепископом,
вместе с десятком своих священнослужителей продемонстрировал хорошую подготовку
к захвату Успенского храма с двумя приделами. Вначале нападавшие заняли
сторожку, а затем забаррикадировались в храме, нанеся при этом легкие
телесные повреждения священнослужителям, подчиняющимся древлеправославному
епископу Курскому Аполлинарию.
По его мнению, этот захват был спланирован на соборе
в Новозыбкове, который проходил там с 4 мая. Только что вернувшийся из
Бухареста, где он побывал по приглашению древлеправославного архиепископа
Тульчинского и всея Румынии Евмения, епископ Аполлинарий намерен немедленно
выехать в Курск. "Я пообещаю им гражданскую войну, - заявил он в
адрес лиц, оккупировавших храм. - Потому что на агрессию нужно отвечать
жестко".
Отметим, что в Румынии, где отделившиеся от Новозыбковской
архиепископии старообрядцы ведут большую работу по поддержке соотечественников,
сторонники "патриарха" Александра Калинина организовали судебный
процесс в попытке отторгнуть имущество у Древлеправославной церкви с центром
в Курске, образовавшейся летом 2001 года. Пока этот судебный процесс отложен.
В конце июня 2001 года состоялась и последняя перед
нынешней попытка захвата представителями древлеправославия с центром в
Новозыбкове (Брянская область) Успенского храма в Курске. Тогда они просидели
там около десяти суток, после чего буквально были вынесены прихожанами
общины епископа Аполлинария (Дубинина). "Я намерен привлечь к ответственности
сотрудников правоохранительных органов Курска, бездействие которых привело
к новому захвату храма", - говорит эксперт общероссийского движения
"За права человека" Владимир Степанов, в течение последних двух
лет оказывающий правовую поддержку обвиненному в контрабанде епископу
Аполлинарию. Впрочем, епископ уверен, что этот захват никак не связан
с его делом, по которому 25 мая суд в Брянске предположительно вынесет
оправдательный приговор.
ВСТРЕЧА МИТРОПОЛИТА АНДРИАНА И МИТРОПОЛИТА ЛЕОНТИЯ
В БЕЛОЙ КРИНИЦЕ
15 мая. с. Белая Криница.
Белая Криница по-прежнему остается духовным и историческим центром старообрядческого
мира. События, которые здесь время от времени происходят, имеют большое
значение для современной жизни Древлеправославия, для развития отношений
между двумя ветвями единой старообрядческой Церкви.
15 мая 2004 года (н. ст.) в Белой Кринице состоялась
встреча Митрополита Московского и всея Руси Андриана и Митрополита Белокриницкого
Леонтия (Брэила, Румыния), которые приехали сюда, чтобы ближе познакомиться
друг с другом и молитвенно почтить память инока Павла Белокриницкого,
упокоившегося на этой земле 150 лет назад.
Встреча старообрядческих Первоиерархов состоялась
в Успенском соборе женского Белокриницкого монастыря. В 11 часов утра
Митрополит Андриан под звон колоколов в сопровождении большого числа встречающих
прошел в храм. Помолившись у царских врат, он благословил всех стоявших
в соборе и с амвона обратился к народу. Находясь под впечатлением, которое
на него произвел величественный вид храмов Белой Криницы, он произнес
несколько слов и о красоте здешних мест, и о духовном величии наших предков,
создавших в Белой Кринице твердыню древлего христианского благочестия.
Следом за владыкой Андрианом в храм вошла делегация
Древлеправославной Старообрядческой Церкви (Румыния), возглавляемая Митрополитом
Леонтием. На амвоне оба Митрополита сердечно приветствовали друг друга
братским целованием. Затем владыка Леонтий обратился с краткой речью к
митрополиту Андриану и всем присутствующим. В заключение он сказал:
- Сама земля Белой Криницы святая, и дай Бог здоровья и сил тем, кто живет
на ней и бережет ее. Но сегодня, чтобы соблюсти нашу святыню, требуются
совместные усилия всех старообрядцев, в чем да поможет нам Господь Бог.
Вслед за своими владыками обе делегации взаимно
приветствовали друг друга. Среди духовенства, прибывшего из Румынии, было
много добрых знакомых: архиепископ австралийский и американоканадский
Софроний, епископ молдавский Нафанаил, протоиерей Иоанн Мороз (Сарыкёй),
протоиерей Георгий Агапов (Климоуцы), протодиакон Марк (Брэила). Но были
и новые для россиян лица: иерей Петр Халким (Брэила), чтец Григорий Тимофей
(Брэила), уставщик Никола Изотов (Сарыкёй).
Русская Православная Старообрядческая Церковь на
утренней встрече была представлена правящим архиереем Киевским и всея
Украины епископом Савватием, управляющим делами Московской Митрополии
иереем Евгением Чуниным (Ржев), управляющим делами Киевской епархии протоиереем
Сергием Масловым (Винница), протоиереем Меркурием Сосиным (Киев), иереем
Леонтием Сергеевым (Черновцы), иереем Стефаном (Грубно), диаконом Виктором
Савельевым (Москва), диаконом Романом Масловым (Винница), референтом Митрополита
Московского чтецом Ромилом Хрусталевым.
В 13 часов в Белую Криницу приехал и епископ Аугсбургский
и всея Германии Амвросий в сопровождении архимандрита Мануйловского монастыря
(Румыния) Феофилакта (Калинова) и иерея Меркурия Бука (Альбштадт, Германия).
После общей трапезы и гости, и хозяева – все направились молиться всенощное
бдение. Наступавший праздник – шестая неделя по Пасхе, о слепом, – готовились
встречать на особый лад - как праздник перенесения мощей святого исповедника
митрополита Амвросия Белокриницкого. Как известно, в 2000 году из гор.
Триеста (Италия) в Брэилу были привезены мощи святителя. И вот на аналой
рядом с иконой Амвросия белокриницкого была положена и частица его святых
мощей, доставленная на Буковину из Покровского собора Брэилы. На воскресную
литургию 16 мая собралось почти все село, приехали богомольцы и из Черновцов.
Службу возглавлял Митрополит Леонтий. Вместе с владыкой Андрианом стояли
они у престола, а дьяконы и клирошане то на липованский, то на российский
манер возглашали ектеньи и пели псалмы и молитвы. Соединение разных погласиц,
разных стилей (иногда переходящее даже в некоторое соревнование: чья традиция
краше) в целом говорило лишь об одном – насколько богата и разнообразна
наша общая старообрядческая богослужебная традиция. По окончании обедни
Митрополит Леонтий произнес проповедь на тему воскресного Евангелия, а
затем как свидетель и непосредственный участник рассказал о подробностях
перенесения мощей св. Амвросия.
- Мы пока не принесли с собой раку с мощами святителя
на Украину, в Белую Криницу, потому что здесь случаются ограбления храмов,
и нет твердого порядка, но мы понимаем, что мощам святителя Амвросия в
Брэиле не место, да и нам тоже, - закончил он.
Митрополит Андриан в своей проповеди говорил о
свете Христовом, о духовной слепоте современного человека, который часто
не ищет и не видит Бога пред собою, о долге христиан, обязанных нести
нынешним слепцам этот спасительный Христов свет.
В заключение владыка Леонтий передал в дар преосвященнейшему
Андриану частицу мощей святого исповедника Амвросия, Митрополита Белокриницкого.
17 мая около полудня Митрополитов Андриана и Леонтия с большой радостью
встречали прихожане храма во имя... в гор. Черновцы. Оба первосвятителя
по очереди оградили себя крестом, затем Митрополит Андриан облачился в
епитрахиль и соборную мантию, и в сопровождении хоругвей и икон оба владыки
вступили в храм, где положили начал общей молитве. «От запада и юга и
моря и востока чада твоя» собрались славить Христа и единодушно молиться
канон Пасхе. Пение Пасхи сменилось общей братской трапезой, за которой
было сказано много искренних слов о христианской любви и церковном единстве.
В 14 часов российско-румынская старообрядческая делегация главу администрации
Черновицкой области М. В. Романова. Во время беседы внимание губернатора
было обращено на то, что Успенский храм в Белой Кринице является уникальным
памятником архитектуры – единственным в своем роде на Буковине. Поэтому
его осмотр включен в экскурсионные маршруты области, и автобусы привозят
сюда туристов, несмотря на отдаленность села и плохие дороги. К нашему
общему прискорбию, в последние годы здание обветшало, - сказал Митрополит
Андриан, - начались протечки, изразцы, которыми украшены стены, отваливаются.
Для того, чтобы сохранить этот удивительный храм для потомков, чтобы на
черновицкой земле по-прежнему существовало это архитектурное чудо, необходимо
участие государства в ремонте и реставрации кровли и фасадов. Но, к сожалению,
г-н Романов оказался сторонником, как он выразился, «нового подхода» к
восстановлению памятников архитектуры. В ответ на высказанную тревогу
о сохранности Белокриницкого храма, он рассказал, как много различных
конфессий сегодня обосновалось в Черновицкой области, и пожелал жителям
Белой Криницы развивать экономическую самодеятельность, и обустраивать
село для привлечения туристов, в чем, по его мнению, и состоит залог будущего
процветания.
Более предметные переговоры в тот же день прошли
в Администрации Глыбокского района. Епископ Аугсбургский Амвросий в сопровождении
настоятеля храмов в Белой Кринице иерея Сергия Бобкова и иерея Николы
Бобкова (Старая Некрасовка), обсудили с главой Администрации Н. Н. Карлийчуком
возможности помощи селу в рамках довольно скудного бюджета района. Николай
Николаевич пообещал, что в этом году к Белой Кринице будет построена дорога
с твердым покрытием. Разговор состоялся при участии районных специалистов
– архитектора, экономиста и местных предпринимателей.
Возвратившись в Белую Криницу из Черновцов, Митрополиты
и члены делегация приняли участие во всенощном бдении.
При подготовке к службе было решено в память об
иноке Павле молиться не заупокойную, а полиелеосную службу с чтением ему
канона по общей минее. Это запомнится надолго... Свечи в сумерках храма...
«Преподобне отче Павле, моли Бога о нас» - размеренным голосом читал Григорий,
приехавший из Брэилы чтец. Так впервые в этом запеве прозвучало молитвенное
обращение к иноку Павлу Белокриницкому о заступничестве у престола Божия
о нас, недостойных и слабых его наследниках. Предстоящие люди со свечами
в руках с благоговением кланяются в пояс...
Земной путь инока Павла достаточно хорошо известен,
его подвиг многократно описан. Напомним о нем лишь вкратце. Вместе со
своим спутником, иноком Алимпием, он обошел земли многих стран Востока
в поисках достойного архиерея, способного понять и признать правоту и
чистоту старообрядческой Церкви. В конце концов, Господь указал им того,
кого они искали, кого так долго ждала старообрядческая Церковь. Митрополит
босносараевский Амвросий, к которому в Константинополе они обратились
с апостольским проповеданием истинной веры, отправился с ними в Белокриницкий
монастырь, принял древлеправославное миро-помазание и довершил полноту
иерархии в старообрядчестве. Было это в 1846 году.
Митрополит Амвросий был причислен к лику святых
в 1996 году здесь же, в Белой Кринице, на первом Всемирном старообрядческом
соборе. И здесь же, 17 мая 2004 года, молились преподобному Павлу Белокриницкому,
пока как местночтимому святому.
В это день вечером епископ Амвросий, у которого
заканчивался срок действия визы, вместе с о. Меркурием Буком отправился
в Германию, а в Белую Криницу приехал архиепископ Славский Флавиан, и
отдельно прибыл епископ Зосима.
18 мая после торжественной службы, которую возглавлял
Митрополит Андриан, состоялся крестный ход к могилам иноков Павла Белокриницкого
и Алимпия Милорадова. В движении многолюдной процессии были сделаны три
остановки. Сначала был освящен крест, установленный стараниями о. Сергия
Бобкова на том месте, где находился алтарь храма мужского Белокриницкого
монастыря, разрушенного советскими войсками в послевоенное время. Затем
помолились литию у могил иноков Павла и Алимпия, после чего крестный ход
направился к могилам Белокриницких Митрополитов, где паки служили литию.
После трапезы Митрополит Леонтий с сопровождающими лицами выехал в Брэилу,
а делегация Московской Митрополии, возглавляемая Митрополитом Андрианом,
продолжила поездку по Украине и Молдове.
Пресс-служба РПСЦ.
ПАМЯТЬ МЕСТНОЧТИМЫХ СВЯТЫХ КОНСТАНТИНА АРКАДИЯ ШАМАРСКИХ ОТМЕТИЛИ ПРАВОСЛАВНЫЕ
ХРИСТИАНЕ УРАЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ
13 мая. п. Шамары.
Торжественные богослужения прошли в поселке Шамары Шалинского района Свердловской
области; мощи преподобномучеников покоятся в местном храме во имя Рожества
Иоанна Предтечи Крестителя Господня.
13 мая, после Божественной Литургии, настоятель Шамарского храма о.Михаил
Татауров в сослужении иконома Уральской епархии о.Вячеслава Зобнина (г.Миасс),
о.Николы Татаурова (г.Пермь), диакона Павла и мирян отправились к месту
упокоения святых Константина и Аркадия. По рассказу одной из участниц
торжеств Анастасии Зобниной, к могиле преподобномученников (находится
она в нескольких десятков километров от поселка, близ деревни Платоново)
через большое поле христиане шли крестным ходом, пели стихеры Пасхе, у
часовни на могиле святых читали канон.
"Солнечный день (но иногда дождь-то капал...), свежий, но теплый
ветерок, поле уже зеленое, а возле реки цветут подснежники, - рассказывает
Анастасия. - Помолились молебен, после - спустились под горку к святому
источнику. Над колодцем стоит большой крест, из-под него черпают цельбоносную
воду (которая помогает с верой приступающим от различных телесных недугов).
Неподалеку "кабинки", где паломники обливаются".
Усилиями и трудами о.Михаила и церковной общины с каждым годом эти святые
места преображаются к лучшему. Так, за последние годы благоустроили источник
с целебной водой, в церковном доме достроили второй этаж - принимать гостей
(на престольный праздник, например, съезжаются старообрядцы не только
со всей епархии, но и из самых отдаленных уголков России). "Теперь
на втором этаже "гостевого домика" шесть комнат на 4-5 человек,
в конце коридора - балкон. Внутренние стены дома украшены фотовыставками
"История РПСЦ", "История Шамарской общины", "Наши
дети"... На первом этаже проходят занятия воскресной школы, за Литургией
в храме причащаются до 20 ребятишек... А те, что уже подросли, читают
и поют на клиросах", - делится своим наблюдением А.Зобнина.
После службы, настоятель о.Михаил сказал небольшую проповедь, рассказал
о празднике, о том, как и при каких обстоятельствах были обретены мощи
Константина и Аркадия. Произошло это 8 лет назад.
- Меня неотступно преследует мысль, - говорил отец Михаил, - что храм
наш построен по молитвам преподобномучеников, для того, чтобы в нем были
положены их святые мощи...
Раки с мощами находятся тут же, к ним с верою и благоговением может приступить
каждый христианин.
Напомним, решение о канонизации шамарских мучеников было принято в 1997
году на Освященном Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви
под председательством преосвященнейшего митрополита Алимпия. С того времени
и по сей день круглый год не иссякает в Шамарах поток паломников.
Дай Бог, чтобы и дальше росла и крепла община в небольшом поселке, окруженном
лесами и благолепием!
ЖУРНАЛ "ЦЕРКОВЬ"
В Москве вышел очередной (№6) номер журнала
«Церковь», в основном посвященный упокоению митрополита Алимпия и митрополичьей
интронизации владыки Андриана. Журнал имеющий прекрасную полноцветную
полиграфию насыщен фотоматериалами, многие из которых представляют историческую
ценность. Объем - 64 полосы, тираж не определен. Главный редактор - Александр
Антонов. Журналы можно заказать по адресу: 109052, Москва, ул. Рогожский
поселок, д. 29, РПСЦ.
ИЗ СООБЩЕНИЙ ВНЕШНЕЙ ПРЕССЫ
Май.
Отлично сохранившийся экземпляр «Четьи-Минеи», изданный предположительно
в 1580 году, обнаружен в Уфе при разборке старинного особняка. Специалисты
считают, что данная книга вышла из типoгpaфии русского первопечатника
Ивана Федорова в числе первых десяти его книг вслед за «Апостолом», «Учительным
Евангелием» и «Букварем». На книге целы бронзовая застежки, и лишь в одном
месте треснул переплет. Текст книги напечатан на греческом и церковнославянском
языках на бумаге с водяными знаками. Находка поражает редакторской культурой,
прекрасным качеством печати в два цвета и уровнем исполнения гравюр.
Израильские археологи обнаружили в районе Эйн-Гейди находки, подтверждающие
ветхозаветную историю о возвращена евреев из вавилонского плена. В одной
из пещер в скалах Иудеи были найдены предметы, изготовленные в Вавилоне
в VI веке до Р. X. Среди них — стеклянные и золотые бусы, бронзовые зеркала,
алебастровые сосуды. Особенное впечатлил же на ученых произвела печать
с изображением вавилонского жреца, поклоняющегося богу Луны. Именно к
времени появление этих предметов Ветхий Завет относит завоевание царем
Вавилона Навуходоносором Иудейского царства и пленение его населения.
По сведениям ученых, район Эйн-Гейди, который заселили освобожденные Иудеи,
пользовался покровительством Персии и экономически процветал.
В Карелии, на острове Кижи в Онежском озере, начались работы по реставрации
уникального памятника деревянного зодчества — Преображенской церкви. Для
ремонта храма решено применить уникальную технологию: церковь поднимут
в воздух по частям, с помощью домкратов, установленных в стальном каркасе.
Затем каждую часть можно будет реставрировать отдельно. Планируется, что
после реставрации Преображенская церковь должна простоять без постороннего
вмешательства не меньше века. Так что торопиться мастера не будут. Окончание
работ намечено на 2014 год — как раз в этом году храму исполнится три
столетия.
ВСТРЕЧА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОВЦС МП С ДЕЛЕГАЦИЕЙ
МОСКОВСКОЙ МИТРОПОЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
11 мая. г. Москва.
Председатель Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл
встретился с делегацией Русской Православной Старообрядческой Церкви во
главе с ее предстоятелем старообрядческим Митрополитом Московским и всея
Руси Андрианом.
В теплой обстановке открытости и доверия обсуждались
отдельные нужды старообрядческих общин. Была отмечена важность сотрудничества
в сферах информационной, издательской деятельности, в организации паломнических
поездок, а также взаимодействия с целью оздоровления нравственной атмосферы
в жизни общества.
В ходе встречи обсуждались следующие вопросы:
1. О храмах, отобранных МП или до сих пор не возвращённых. В частности,
говорили, про храм в Иваново, который был отобран Московской Патриархией
в 1991 году. Митрополит Кирил в этом случае обещал посодействовать. Кроме
этого, обсуждалось ещё несколько подобных вопросов.
2. О паломнических поездках к дораскольным святым. Был разговор о том,
что бы старообрядцам была возможность выделить дом или помещение, где
паломники могли остановиться.
3. Было принято решение наладить своего рода "прямую связь"
с тем, что бы при возниконовении конфликтных ситуаций (по храмам и притеснения
со стороны местных приходов или епархий РПЦ МП) аппарат Митрополии мог
напрямую связываться с аппаратом ОВЦС МП.
На память о встрече митрополит Кирилл вручил
митрополиту Андриану икону Спасителя, исполненную в древнерусской традиционной
манере.
Во встрече также приняли участие заместитель председателя
ОВЦС МП епископ Егорьевский Марк, секретарь ОВЦС МП по межправославным
отношениям протоиерей Николай Балашов, управляющий делами Московской митрополии
РПСЦ иерей Евгений Чунин, заведующий информационно-издательской службой
РПСЦ иерей Алексей Лопатин, личный секретарь старообрядческого митрополита
Московского и всея Руси диакон Виктор Савельев, председатель старообрядческой
общины в честь Тихвинской иконы Божией Матери Андрей Пряхин, референт
старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Ромил Хрусталев,
сотрудник ОВЦС МП Дмитрий Петровский.
Затем делегация Русской Православной старообрядческой
Церкви в сопровождении заместителя председателя ОВЦС епископа Егорьевского
Марка посетила Троицкий собор Свято-Данилова монастыря, где наместник
обители архимандрит Алексий (Поликарпов) познакомил митрополита Андриана
и сопровождающих его лиц с монастырскими святынями.
http://www.mospat.ru/text/news/id/6877.html
ЗАСЕДАНИЕ УЧЕБНОГО ОТДЕЛА МИТРОПОЛИИ РПСЦ
10 мая. г. Москва.
П под председательством Митрополита Андриана состоялось заседание учебного
отдела. Было принято решение возобновить деятельность Духовного училища
с сентября 2004 года. Ректором училища был назначен иерей Иоанн Думнов.
Заместителем ректора по учебной части назначен Петров И.Б.
www.staroobrad.ru
ТЕЛЕПЕРЕДАЧА О ЕПИСКОПЕ АФАНАСИЕ
8 мая. г. Улан-Удэ.
На местном телеканале "Тивиком" г. Улан-Удэ состоялся получасовой
прямой эфир священноиерея РПСЦ Елисея Елисеева. Разговор с телезрителями
был посвящен теме прославления епископа Афанасия, к которой жители города
проявили нескрываемый интерес.
МИТРОПОЛИТ АНДРИАН ПРИСУТСТВОВАЛ НА ИНАУГУРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА
7 мая. г. Москва
В Андреевском зале Большого Кремлёвского Дворца прошла инаугурация Президента
Российской Федерации В.В. Путина. В числе приглашённых региозных деятелей
был и Митрополит Андриан наряду с Патриархом РПЦ МП Алексием, главным
раввином и главным муфтием. Стоит отметить, что Митрополит Андриан был
единственный из глав старообрядческих конфессий приглашён на церемонию.
www.staroobrad.ru
МИТРОПОЛИТ АНДРИАН СОВЕРШИЛ АРХИПАСТЫРСКУЮ ПОЕЗДКУ
ПО ПОДМОСКОВЬЮ
5-6 мая. Московская область.
В день Преполовения Пятидесятницы, первоиерарх Русской Православной Старообрядческой
Церкви (РПСЦ) митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов) посетил
известное село Беливо близ г. Орехово-Зуево, сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru".
В ходе архипастырской поездки по Богородскому краю
и Гуслицам (исторические области восточного Подмосковья), которая проходит
с 5 по 6 мая, митрополит посетил города Егорьевск, Орехово-Зуево и Павлов
Посад, а также поселок Давыдово и ряд гуслицких сел.
Между тем, Беливо занимает особое место в программе
поездки митрополита. Дело в том, что издавна повелось на Преполовение
праздновать в этом старинном старообрядческом селе память довольно известного
месточтимого святого: преподобного Леонтия Цареградца, Беливского, Гуслицкого
чудотворца. По преданию, это был "беглый поп", по одной из самых
распространенных версий в мире его звали Иоанном Лукьяновым. На рубеже
17-18 вв. он посетил Цареград, Святую землю и ряд других святых мест,
о чем остались путевые заметки и записки о. Иоанна Лукьянова. По возвращении
с Востока он окончательно убедился в правде Старой веры, а затем, спасаясь
от гонителей, покинул Калужские пределы и до конца своей жизни подвизался
в селе Беливо, тогда еще достаточно глухой местности. Затем он и сам стал
иноком и основал нечто вроде скита в лесу близ Беливо, где и почил мирно
в первой трети 18 века. В постриге ставший Леонтием, он был прославлен
и прижизненными, и - особенно - посмертными чудесами, но никогда и никем
официально не канонизировался.
Село Беливо было также известно своей самобытной
школой оформления и иллюстрации певческих и иных рукописных книг.
В некоторых гуслицких селениях первоиерарх РПСЦ
появляется впервые за их историю. Также впервые первоиерарх РПСЦ принял
участие в праздновании памяти месточтимого святого.
Митрополита Андриана сопровождает множество священников
и других духовных лиц. Возвращение митрополита в Москву ожидается вечером
6 мая через г. Павлов Посад.
СОБОР В МОСКВЕ
4-5 мая. г. Москва.
П под председательством Древлеправославного Патриарха Московского и Всея
Руси Александра - прошел Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви.
Собор своим постановлением причислил к лику святых: св. свщмч. и исп.
Стефана (Расторгуева, архиепископа Московского и Всея Руси. +1937), св.
свщмч. и исп. Пансофия (Иевлева, еп. Ростова-на-Дону и Курского. +1937)
и др.
Также затрагивалась тема взаимоотношений с Древлеправославной Церковью,
(еп. Аполлинария).
www.staroobrad.ru
АНОНС.
МАТЕРИАЛЫ ПО СТАРООБРЯДЧЕСТВУ
Май. г. Чита.
Три объемных материала по Старообрядчеству его истории и сегодняшнему
дню вошли в очередной 11-й номер регионального научно-популярный журнал
"Забайкалье. Наука, культура, жизнь".
Это издание на своих страницах периодически размещает информацию о различных
религиозных направлениях. К теме Старообрядчества редакция обращаются
впервые.
В номер вошли следующие работы: Константинова Н. "На волне духовного
возрождения", рассказывающая о старообрядческом приходе села Доно
Читинской области; ее же интервью "Кризис будет преодолен" -
о проблемах становления церковной жизни в Забайкалье; Елисеев Е. "Жизнь,
служение и подвиг священномученика Афанасия". Эти материалы с черно-белыми
и цветными фотографиями рассказывают читателю о жизни РПСЦ в Забайкалье.
ПРОСЬБА О ПОМОЩИ
Май. г. Чита.
Христиане Старообрядческой общины во имя священномученика и исповедника
Аввакума г. Читы обращаются ко всем благочестивых христианам с просьбой
об оказании помощи в строительстве храма.
Расчетный счет: 40703810476010000038
ЧРФ К.Б. «Сибирское ОВК» г. Чита, БИК 047601747,
К/С 30101810500000000747, ИНН 0323039171, КПП 753602001
Читинская община во имя священномученика и исповедника Аввакума.
ВСТРЕЧА МИТРОПОЛИТА АНДРИАНА С ВИЦЕ-ПРЕМЬЕРОМ РЕСПУБЛИКИ
ТАТАРСТАН
30 апреля. г. Казань
В Казани Митрополит Андриан провел встречу с заместителем премьер-министра
Татарстана Зилей Валеевой. Посетив вице-премьера в Кабинете министров
республики, первоиерарх поставил вопрос о восстановлении в рамках программы
подготовки празднования 1000-летия Казани двух старообрядческих храмов
в историческом центре города. Также он попросил содействовать в выделении
участка под строительство храма в Набережных Челнах. На встрече так же
обсуждались и конфликтный вопрос о строительстве католического костёла
рядом с кафедральным собором Казанско-Вятской епархии (про это мы писали
в предыдущих выпусках). Митрополиту было указано, что его обращения президенту
Татарстана ничего не решат, так как вопрос фактически решён. По неофициальным
данным, католиками были сделаны определённые нежные вклады с тем, что
бы вопрос со строительством костёла был решён в их пользу.
По окончании беседы с Зилей Валеевой митрополит Андриан ответил на вопросы
журналистов. Митрополит заявил, что взаимодействие Старообрядческой Церкви
с различными государственными органами и общественными объединениями станет
более открытым. Это, по его словам, необходимо для формирования собственных
социальных программ. Кроме того, митрополит Андриан высказался за дальнейшее
развитие контактов с РПЦ и другими конфессиями ради разрешения взаимных
претензий.
www.staroobrad.ru
В ЗАМЕН РАЗРУШЕННОЙ ЧАСОВНИ
Апрель. с. Ягодное Селенгинского района. Бурятия.
Руководство колхоза имени Ленина Селенгинского района Бурятии выделено
христианам РПСЦ здание под организацию часовни.
В селе Ягодное старообрядческая часовня была построена в 20-х годах ХХ-го
века. Здесь в 1930-х годах служил священноиерей Сергий Думнов (отец и
дед знаменитого ныне рода священников Думновых, служащих в Барнауле, Владимире,
Нижегородской и Владимирской областей), репрессированный и умерший в Читинской
области в застенках НКВД в 1943-м году. В дальнейшем первая часовня была
«национализирована» и определена под магазин, позже – под овощной склад.
В 1970-х годах сруб разобрали и перевезли в с. Тохой. Теперь же, в качестве
компенсации, колхоз передает одно из колхозных зданий христианам.
КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ ИСТОРИКОВ
26-30 апреля. г. Владивосток.
В приморском краевом центре прошла VIII Дальневосточная научно-практическая
конференция молодых историков.
На конференции был представлен стендовый доклад христианки РПСЦ Ирины
Сережниковой «Книжные маргиналии в изучении истории Старообрядчества Забайкалья»,
рассказывающий о находках и открытиях сделанных при исследовании записей,
оставленных христианами на полях старопечатных книг.
СОВЕТ МИТРОПОЛИИ РПСЦ
26-28 апреля. г. Москва.
В в митрополии Московской и всея Руси состоялся Совет митрополии РПСЦ.
Члены Совета обсуждали важные и актуальные церковные вопросы. Один из
них - о духовном образовании в Церкви. Постановление Совета об этом вопросе
предполагает следующее: учредить при митрополии Отдел духовного образования;
активизировать усилия по разработке концепции духовного училища (института);
создать Учебный совет при Отделе духовного образования в составе: митрополит
Андриан - председатель Совета, протоиерей Валентин Новожилов, иерей Леонтий
Пименов, иерей Алексий Лопатин, священноинок Симеон (Дурасов), иерей Иоанн
Севастьянов, иеродиакон Варнава (Страхов), диакон Анатолий Сафронников,
Лебедев А.С, Петров И.Б. Палий Н.И., Панкратов А.В., Шишкин А.В.; призвать
всех настоятелей храмов организовать при своем храме постоянно действующую
воскресную школу; поручить Учебному совету обеспечение необходимой учебной
литературой и методическими пособиями; поручить Учебному совету организовать
проведение регулярных учебно-методических семинаров по деятельности Воскресных
школ; считать целесообразным организацию летних юношеских христианских
лагерей в каждой епархии; поручить Учебному совету координацию и методическое
руководство деятельностью летних юношеских христианских лагерей; поручить
Учебному совету провести анкетирование по учету потребностей в духовном
образовании в г. Москве; рассмотреть возможность и подготовить предложения
по организации приходской школы г. Москвы; в целях активизации молодежного
общения считать своевременным и важным регулярное проведение в Москве
и епархиях молодежных съездов; для повышения духовно-профессионального
уровня клириков организовать проведение семинаров по обмену опытом; архиереям
или икономам доложить о предпринятых действиях на очеред-ном Освященном
Соборе; обратиться к предпринимателям с призывом делать целенаправленные
пожертво-вания на дело духовного образования.
Совет обсуждал также вопросы о предстоящей поездке Митрополита Андриана
в Белую Криницу, о финансовом положении митрополии. По последнему вопросу
были приняты решения: поручить икономам епархий произвести частичное перераспределение
сумм взносов между приходами епархий (без уменьшения общеепархиальной
суммы); напомнить настоятелям и председателям церковных общин о необходимости
ежеквартальных взносов на содержание Митрополии; направить должникам письмо-предупреждение
с напоминанием о необходимости погашения задолжен-ности и ответственности
за регулярность внесения взносов.
По вопросу о положении в Кишиневской епархии даны следующие определения:
сообщения и хода-тайства прихожан храмов Кишинев-ской епархии в поддержку
епископа Зосимы принять к сведению; определить местом временного (сроком
до очередного Освященного Собора) пребывания и служения епископа Зосимы
приход г. Гомеля; назначить епископу Зосиме с 1 мая 2004 года временное
содержание из средств Митрополии; согласно постановлению Освященного Собора
9-11 февраля 2004 года иметь окончательное суждение о месте постоянного
служения епископа Зосимы на очередном Освященном Соборе.
Также на Совете рассматривались вопросы о положении в общинах и переводе
священников на другое место служения.
Кор. "Рп"
ЗА ВОЗРАЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА
28-го апреля. г. Улан-Удэ.
В столице Бурятии прошла встреча представителей власти, науки и общественности
Республики Бурятия и представителей церквей по вопросу поиска путей противодействию
нравственному и духовному разложению российского общества и в частности
молодежи.
В работе совещания приняли участие представители Русской Православной
Старообрядческой Церкви г. Улан-Удэ и Тарбагатайского района. Были заслушаны
доклады по ситуации в различных сферах жизни. В частности, глава администрации
с. Верхний Жирим Тарбагатайского района рассказала собравшимся о многолетнем
опыте противодействию распространению пьянства в селе, свой положительный
опыт сотрудничества со священством и мирянами РПСЦ.
В результате, собравшиеся приняли решение о создании в Республики Бурятии
общественного движения «Духовное возрождение».
ВЫДЕЛЕН УЧАСТОК ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА
28 апреля. г. Чита.
Старообрядческой общине г. Читы выделен земельный
участок под строительство храма во имя священномученика и исповедника
Аввакума. Участок в 15 соток будет располагаться в удобном районе города
на улице Авиационной в непосредственной близости от автотрассы. Христиане
решили в дальнейшем приобрести деревянный дом в каком-нибудь отдаленном
селе, перевезти его в город и тем серьезно сэкономить на проектировании.
Но финансовое положение в общине крайне тяжелое, христиане обращаются
ко всем нам с просьбой по мере сил оказать помощь.
ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО АВВАКУМОВСКОЙ ДАУРИИ
27 апреля. Читинская обл.
На память священномученика и исповедника Аввакума христиане-старообрядцы,
проживающие в Забайкалье совершили первое паломничество по Аввакумовской
Даурии.
Поездка по святым местам была организована старостой читинской общины
Вячеславом Роженцовым. Христиане побывали на местах, описанных в «Житии»
протопопа Аввакума: на озерах Арахлей, Шакша, Иргень-озере; на месте убиения
четырех козаков-мучеников воеводой Пашковым; в селении Преображенка, где
Аввакум крестил детей, в с. Беклемишево, где некогда располагалась старообрядческая
церковь на Яблоневом хребте и в других памятных местах. На Иргень-озере
христиане пропели Пасхальные стихеры и величание мученикам.
Впечатления от поездки у всех осталось очень хорошее. Паломничество по
этим суровым местам по своему эмоциональному накалу не забываемо. Христиане
Забайкалья надеются, что в дальнейшем такие поездки смогут осуществить
многие, желающие посетить эти святые места.
КОНЦЕРТ ДУХОВНЫХ ПЕСНОПЕНИЙ НА РОГОЖСКОМ
25 апреля. г. Москва.
Вечером 25 апреля в Покровском соборе состоялся концерт духовных песнопений,
на котором выступили Новосибирский хор, объединённый хор Московского благочиния,
объединённый хор Ярославско-Костромской епархии и ряд других хоров. Велась
профессиональная запись концерта. Планируется выпустить СD-диск с записями
концерта. По неофициальной информации, диск должен быть выпущен к следующим
Жёнам-Мироносицам, когда будет праздноваться 100-летие распечатания Алтарей.
www.staroobrad.ru
ПРАЗДНИК ЖЁН-МИРОНОСИЦ НА РОГОЖСКОМ
25 апреля. г. Москва.
По традиции на Рогожском в Праздник Жён Мироносиц прошла торжественная
служба, которую возглавил Митрополит Московский и всея Руси Андриан. На
праздник приехало несколько десятков священников и диаконов, а так же
владыки: епископ Саватий Киевский, епископ Силуян Сибирский, епископ Амвросий
Аугсбургский и епископ Зосима. Прошёл традиционный крестный ход, а после
праздника - общая трапеза.
По материалам пресс-службы Митрополии РПСЦ
ВИЗИТ МИТРОПОЛИТА АНДРИАНА В г. БОРОВСК КАЛУЖСКОЙ
ОБЛАСТИ
19 апреля. г. Москва.
Состоялся визит Митрополита Андриана в г. Боровск Калужской области. В
ходе визита митрополит посетил храм Рожества Пресвятой Богородицы, где
совершил пасхальное богослужение. Затем митрополит осмотрел ход строительства
мемориальной часовни на месте христианского подвига и мученической кончины
боярыни Морозовой, её сестры, княгини Урусовой, других исповедниц за древлее
благочестие пострадавших в 17 веке. Особое значение визиту Первосвятителя
придала запланированная встреча с губернатором Калужской области Анатолием
Дмитриевичем Артамоновым и главой Боровской администрации Родионовым,
которые традиционно с симпатией и вниманием относятся к древней русской
духовной культуре. В ходе взаимного знакомства и беседы обудили возможную
помощь, которую администрация области могла бы оказать для завершения
строительства часовни к 100-летнему юбилею дарования религиозных свобод
гражданам России. Пользуясь случаем, митрополит Андриан познакомился с
достопримечательностями старинного русского города Боровска, посетил знаменитый
Пафнутиев Боровский монастырь, побывает в местном музее старообрядчества.
По материалам пресс-службы Митрополии РПСЦ
ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АФАНАСИЯ
18 апреля. Бурятия.
Старообрядцы Дальневосточной епархии РПСЦ молитвенно отмечают день памяти
местночтимого святого-священномученика Афанасия, епископа Иркутско-Амурского
и всего Дальнего Востока.
Епископ Афанасий (в миру - Федотов Амвросий Феофанович) родился в 1877-м
году, вырос, а затем и служил Богу в забайкальском селе Тарбагатай. В
1937 году был репрессирован, а в 1938-м расстрелян за религиозные убеждения.
Спустя 50 лет, в 1989 году его реабилитировали посмертно. В 2003 году
на сов-местном совещании Сибирской и Дальневосточной епархии РПСЦ епископ
Афанасий был причислен к лику святых.
В городе Улан-Удэ и в Тарбагатайском районе Бурятии прошел ряд мероприятий,
посвященных этому событию. Накануне торжеств внуки епископа Афанасия доставили
из центральной России в Улан-Удэ икону новопрославленного священномученика.
Выполнил образ старообрядческий иконописец из Калуги Геннадий Токарев.
Не остались в стороне от этого делания и жители Забайкалья. Уставщик Тарбагатайской
старообрядческой общины РПСЦ Вячеслав Измайлов написал еще одну икону
тарбагатайского владыки, которая в свою очередь была увезена из Бурятии
в Москву. Христиане приняли решение выпустить настенный церковный календарь
на 2005 год с изображением иконы священномученика Афанасия.
Вечером 17-го апреля в церкви г. Улан-Удэ была бденная служба, где христиане
многократно воспевали величание своему святому заступнику. Воскресным
утром 18-го апреля в старообрядческой часовне с. Тарбагатай собрались
жители и гости районного центра для того, чтобы почтить светлую память
земляка. После обедни иерей Елисей Елисеев и собравшиеся на празднования
христиане молились водосвятный молебен, завершившийся крестным ходом.
Торжества посетили христиане Иркутска, Улан-Удэ и села Верхний Жирим.
На служении присутствовало около 50-ти человек. Среди молящихся было немало
близких и дальних родственников епископа Афанасия. Среди них - и внуки
святителя, уроженцы Тарбагатайского района - Борисовы: Маркел Иванович,
Татьяна Ивановна (ныне проживают в Новосибирске), и чтец Семен Иванович
(Москва) и чтец Иувеналий Андреевич Думнов (Новосибирск). Они, будучи
уже в преклонном возрасте, проделали столь нелегкий путь и приехали сюда
специально для участия в торжествах.
Молитвенного служения, подобного этому, в Тарбагатае не происходило около
70-ти лет. Христиане прошли крестным ходом по центральной улице села от
часовни до здания бывшего Свято-Никольского храма (ныне - районная поликлиника),
где находится мемориальная доска святому земляку, установленная в 2002
году Правительством Бурятии. "Здесь до 1937 года находился Старообряд-ческий
храм, в котором служил святой священномученик Афанасий, епископ Иркутско-Амурский
(Федотов А.Ф), пострадавший за веру Христову" - гласит мемориальная
надпись. Было трогательно видеть, как текли слезы у Семена Ивановича Борисова,
несшего икону священномученика Афанасия, когда христиане запели величание
его деду.
Праздничная трапеза, организованная С.И. Борисовым, и поездка в горы к
пещерам, где владыка Афанасий хранил церковную утварь, заинтересо-вавшая
телевидение Бурятии, стали достойным завершением торжества. Именно 18-го
апреля была обнаружена вторая (малая) пещера. Здесь же были найдены некоторые
детали церковных предметов: застежка от старопечатной книги, подставка
подсвечника, обгоревшая с двух сторон доска бывшей иконы. Находки подтвердили,
что обнаружено именно то место, которое пытались разыскать.
Событиями, прошедшими в Тарбагатае, живо интересовались СМИ. Местная пресса
и ИТАР ТАСС, местное телевидение и радио освещали ход мероприятий.
Праздник завершился, разъехались гости, но ни у кого нет ощущения, что
он окончен. Вячеславу Измайлову уже сейчас заказали 10 икон владыки Афанасия.
В издательстве "Златоуст" принято решение о переиздании канона
епископу Афанасию, написанного старообрядцем Димитрием Урушевым (г. Москва).
Есть планы на регистрацию в селе Тарбагатай общины во имя священномученика
Афанасия, епископа Иркутско-Амурского. Местная администрация и христиане
пришли к предварительному соглашению о месте расположения будущего старообрядческого
храма, уже сейчас есть планы на строительство церкви в честь священномученика
Афанасия. В 2005 году ко дню почитания вл. Афанасия в с. Тарбагатай планируется
проведение научно-практической конференции "Афанасьевские чтения".
Христиане-старообрядцы обращаются в молитвах к своему земляку: "Святый
священномучениче Афанасие, моли Бога о нас" и верят, что его святыми
молитвами будет восста-новлена церковная жизнь на нашей многострадальной
земле.
Ирина Фролова,
г. Улан-Удэ
ВИЗИТ МИТРОПОЛИТА АНДРИАНА В г. КОЛОМНУ МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
16 апреля. г. Коломна.
Старообрядцы гор. Коломна торжественно встретили храмовый праздник - день
памяти исповедника Павла, епископа Коломенского.
Павел Коломенский - один из первых старообрядческих святых, вставший на
защиту древнего русского церковного благочестия и пострадавший от рук
патриарха Никона в 17 веке. В то время, когда Никон самовластно производил
церковную реформу, заменяя старопечатные церковные книги на новые, вводя
неведомые русским обряды и церковные чины, святитель Павел, предвидя грядущие
беды, открыто заявил о своем несогласии с поспешной и крутой ломкой древних
церковных обычаев и порядков. Никон жестоко расправился с Павлом: собственноручно
избил его на глазах других архиереев, арестовал, сослал в северные пределы,
а в довершение всего, подослал тайных убийц.
С тех пор в течение вот уже трех столетий старообрядцы по всей России
и во многих иных странах мира в память страданий и подвига святителя Павла
совершают молебствования и богослужения. Специально ради этого праздника
Преосвященнейший Андриан, Митрополит Московский и всея Руси, Предстоятель
Русской Православной Старообрядческой Церкви прибыл в Коломну, чтобы возглавить
праздничное богослужение на месте, где некогда была кафедра коломенского
святителя.
Накануне, 15 апреля, Митрополит в сослужении настоятеля храма иерея Михаила
Рожкова, семи священников из ближайших подмосковных приходов, совершил
всенощное бдение, а на следующий день при стечении множества молящихся
- Божественную литургию. По окончании литургии старообрядцы пропели молебен
и совершили крестный ход вокруг храма святого исповедника Павла Коломенского.
Пресс-служба Митрополии РПСЦ
ПЕРВЫЕ ПАСХАЛЬНЫЕ СЛУЖЕНИЯ
11 апреля. ДВ-епархия РПСЦ.
Пасхальные торжества прошли во всей ДВ-епархии! Во многих приходах эти
празднования являлись очередными, но в трех новообразующихся общинах это
были первые пасхальные торжества за многие десятки лет. Так Пасху отслужили
в часовне с. Тарбагатай (Бурятия) Вячеслав и Наталья Измайловы. В с. Верхний
Жирим (Бурятия) на праздник, организованный диаком Алексием Дюковым, начавшийся
в 9 часов утра пришло около 30 человек; они видели Пасхальное служение
со священником впервые в жизни.
Особо хочется отметить праздничное моление в Петропавловске-Камчатском,
где ныне временно находится известный в РПСЦ уставщик и архитектор Алексей
Афанасьевич Синельников. Здесь собрались христиане на служение в частной
квартире буквально впервые в истории Камчатки. Но эту службу они запомнят
на всю жизнь, настолько прекрасно ее организовал Алексей Афанасьевич!
ЗАЯВЛЕНИЕ МИТРОПОЛИТА АНДРИАНА В СВЯЗИ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ КРИШНАИТСКОГО
"ХРАМА" В МОСКВЕ
7 апреля. г. Москва.
Наша древняя Первопрестольная столица - это
кроме всего прочего особая культурная и духовная среда, поэтому вторжение
чужеродного духа крайне нежелательно. Ведь речь идет не о возвращении
некогда принадлежавшего индуистам здания, а о возведении небывалого у
нас храма. Конечно, в таком мегаполисе различные конфессии вынуждены тесно
сосуществовать. Однако было бы справедливо, чтобы место под застройку,
выделяемое той или иной религиозной организации, соотносилось с тем историческим
и культурно-образующим местом, которое данная конфессия занимает в жизни
Москвы. В связи с этим предоставление лучших уголков столицы под храмы
нетрадиционным и экзотическим верованиям выглядит неоправданным.
07.04.2004 НГ-религии
320 ЛЕТ ПЕЧАЛЬНО ИЗВЕСТНЫМ "12 СТАТЬЯМ ЦАРЕВНЫ СОФЬИ"
7 апреля 1684 года. г. Москва.
От царского имени появился закон "О наказании разспевающих и принимающих
ереси и расколы", в народе этот закон более известен под названием
"12 статей царевны Софьи". Царевна Софья была дочерью Царя Алексея
Михайловича и старшей сестрой Петра I. Она пришла к власти в том числе
и благодаря стрелецким полкам, настроенным простарообрядчески, однако
почти сразу же подвергла их репрессиям, старообрядческие лидеры стрельцов
были казнены, среди которых и священник Никита Добрынин.
После стрелецких бунтов и "Хованщины" царевна Софья активизировала
борьбу со старообрядчеством, в итоге появились "12 статей".
Закон разработанный совместно с патриархом Питиримом ставил ревнителей
древлего благочестия вне закона, согласно его статьям староверы обзывались
"хулителями веры", а за открытое исповедание старых обрядов
подпадали под смертную казнь. В одной из статей говорилось: "Аще
ли раскольник святой церкви покаяние не принесет и святых тайн не причастится,
то такового казнить лютой смертию, аще ли захочет покаяться святой церкви,
такового следует исповедать, причастить и казнить". Даже за сочувствие,
знакомство и просто за не доносительство на старообрядцев, полагалось
битье батогами и заточение в кандалах. В итоге среди старообрядцев от
безысходности участились гари, люди опасались оказаться в руках воинских
команд и принятия насильного никонианского причастия. Именно в это время
началось массовое переселение старообрядцев на рубежи и за пределы России
www.staroobrad.ru
ВОССТАНОВЛЕНО ИЗДАНИЕ "ВЕСТНИКА МИТРОПОЛИИ"
Апрель. г. Москва.
В Митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой
Церкви после трехлетнего перерыва восстановлен Информационно-издательский
отдел и информационный бюллетень «Вестник митрополии».
Первый (4) номер издания вышел около месяца назад. На 16-ти страницах
издания помещена масса информации о последних событиях в РПСЦ, в том числе:
Постановление последнего Освященного Собора РПСЦ, состоявшегося в феврале
2004 года; распоряжения митрополита Андриана, Пасхальное поздравление
первосвятителя РПСЦ и множество иной ценнейшей информации. В сопровождении
к сигнальному экземпляру «Вестника митрополии» редакция обращается ко
всем христианам с предложением об оформлении годовой подписки.
|
ввопрос
священнику
e-mail
автору проекта
|