|
||||
Новости
|
ТОРЖЕСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ Некогда Самарская губерния была одним из важнейших центров Белокриницкого согласия и в Самаре находилась кафедра старообрядческого епископа. Крупные общины староверов этого согласия существовали во всех уездных городах губернии, а ряд сел и деревень вплоть до 1917 года были населены преимущественно, а то и исключительно, "белокриницкими" старообрядцами. Но закрытие храмов, репрессии, миграционные процессы существенно ослабили позиции РПСЦ в Самарской области. В настоящее время на ее территории официально зарегистрированы только три общины этой Церкви: в Самаре, Тольятти и Сызрани. Визит Митрополита Андриана, несомненно, стал важным событием в жизни староверов Самарского края. Первый и единственный визит главы Русской Старообрядческой Церкви в Самару состоялся в 1913 году. Тогда Архиепископ Иоанн (Картушин) приезжал в город на закладку храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Символично, что с визитом Митрополита Андриана самарская община РПСЦ связывает свои надежды на возвращение этой церкви. Величественный каменный храм "белокриницкая" община начала строить в 1913 году на земле, пожертвованной старообрядкой, почетной гражданкой Самары Марией Саниной. В 1915 году церковь была построена, в ней начались службы, а в 1929 году ее закрыли. С тех пор община не имеет своего храма и молится по домам. Староверы не раз обращались к городским властям с просьбой вернуть им Казанскую церковь, но эти просьбы не были услышаны. При советской власти здание храма было передано заводу, затем приватизировано. В нынешнем году город наконец выкупил его у прежнего владельца, но… тут же заявил о передаче храма Самарской епархии Русской Православной Церкви (РПЦ). 21 мая на храм спешно водрузили кресты, о чем поспешили рассказать все городские телеканалы. Однако среди горожан это известие не вызвало эйфории. Спорной ситуации вокруг старообрядческого храма был посвящен ряд газетных публикаций в местной и центральной прессе (в том числе и в "НГР"), причем симпатии журналистов были явно на стороне староверов, которые представили властям кипу архивных документов, подтверждающих их права на храм, и в очередной раз попросили о его возвращении. Ситуация сразу же попала под контроль Митрополии РПСЦ. Уже через несколько дней после водружения крестов Митрополия передала в Отдел внешних церковных связей РПЦ документы, касающиеся спорного храма. В июне в Самару был направлен представитель Митрополии, диакон Димитрий Мартышин, который провел ряд встреч с властями. Совет Митрополии РПСЦ, состоявшийся 4-6 августа в Москве, одобрил действия по возвращению самарского храма. В то же время Митрополит Андриан лично обратился к губернатору Самарской области Константину Титову и к мэру Самары Георгию Лиманскому с посланиями, в которых просил вернуть церковь общине. Однако власти промолчали. И вот глава РПСЦ лично прибыл в Самару. Из аэропорта Митрополит направился в областную администрацию, где встретился с министром культуры Самарской области Ольгой Рыбаковой, которая заявила, что руководство области рассматривает попытку городских властей передать старообрядческий храм епархии РПЦ как досадную ошибку. Она заверила Митрополита, что областные власти поддерживают требование Старообрядческой Церкви о возвращении храма общине. После этого состоялась встреча Митрополита с городскими властями. Положение, в котором при этом оказались власти, завидным не назовешь - попытка передать храм Самарской епархии обернулась скандалом. Но Казанская церковь - это не просто объект муниципальной собственности, оно только что приобретено у владельца. Выкупить здание и передать его РПЦ - это понятно. Но выкупить здание для староверов? Конечно, по Конституции все религиозные организации равны, но не до такой же степени! Городские власти заверили Митрополита, что старообрядческая церковь не будет передана Самарской епархии, но просили учесть, что город выкупил здание для того, чтобы разместить в нем не только храм, но и самарское отделение Международного фонда славянской письменности и культуры. Власти предложили рассмотреть возможность размещения при старообрядческом храме самарского отделения фонда или иной культурной организации, цели и задачи которой не противоречат убеждениям староверов. Казанская церковь очень обширна и помимо собственно
храма имеет просторные помещения, в которых когда-то размещались школа,
библиотека и архив старообрядческой епархии. Вероятно, предложенный городскими
властями вариант использования здания наиболее приемлем. Да и сама община
хочет принимать участие в проектах, посвященных истории и культуре Самарского
края. В понедельник Митрополит Андриан встретился с Николаем
Уткиным. В ходе встречи обсуждался целый ряд вопросов, касающихся деятельности
Старообрядческой церкви в России и на территории Тольятти. Одной из основных
тем беседы стало желание Старообрядческой церкви построить на территории
города храм. В ряде областных центров обсуждались вопросы возможного возвращения
конфискованного имущества, зданий церкви. В нашем же городе пока таких
храмов не было вообще, хотя в Местную религиозную общину входит около
300 человек, на богослужение приезжают жители города Жигулевска. Представители
Местной общины представили мэру эскиз храма, который предполагается построить
в Тольятти, а также сообщили, что на сегодняшний день оформляется акт
выбора земельного участка. Как сообщает пресс-центр мэрии Тольятти, во
время встречи была достигнута договоренность о том, что повторно вопрос
строительства храма будет обсуждаться после полного оформления документов
и разработки необходимой проектной документации. Кроме того, представители
церкви отметили, что предполагают вести строительство за счет собранных
пожертвований. Новосибирский кафедральный собор старообрядческой церкви является самым крупным, после московского, храмом России. Пять лет назад, в преддверии празднования 2000-летия Рождества Христова, он был освящен. И завтра, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, собор будет отмечать 5-летие со дня освящения. По этому случаю из Москвы в Новосибирск прибыл митрополит Андриан. Мэрия Новосибирска оказывает посильную помощь всем религиозным конфессиям, и старообрядческая церковь - не исключение. Пять лет назад, когда собор еще только готовился к освящению, городские власти выделяли средства на благоустройство территории храма. Учитывая значимость завтрашнего события, мэр распорядился выделить еще 150 тыс. рублей, которыми епархия также умело распорядилась. Владимиру Городецкому показали строящиеся на территории храма объекты, продемонстрировали убранство собора. Митрополит Московский и всея Руси Андриан выразил глубокую благодарность руководству города за оказанную помощь. Благодаря этой поддержке территория вокруг храма заметно преобразилась: заасфальтирована подъездная дорога, завершается стройка административного корпуса, где будут расположены приемная для посетителей, комнаты для проживания одиноких прихожан, трапезная. Священнослужители обсудили с мэром возможность расширения территории собора. Такая возможность есть, поскольку храм расположен в частном секторе Заельцовского района, где местность нуждается в явном благоустройстве. Предварительное согласие на это от мэра получено. Владимир Городецкий поручил администрации района внимательно изучить вопрос и помочь старообрядческой церкви. Будет также установлен светофор на пересечении с дорогой к храму. Мэр поздравил митрополита Андриана, епископа Силуяна и в их лице всех прихожан старообрядческой церкви с 5-летием со дня освящения кафедрального собора и с предстоящим престольным праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Сегодня храм, по словам мэра, стал духовным центром возрождения старообрядческих традиций. Несмотря на все разрушения в прошлом, нынешнее возрождение святынь имеет особенно большое значение. У церкви и власти города - общие заботы, которые направлены, в первую очередь, на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, на оказание помощи нуждающимся людям. Владимир Городецкий поблагодарил митрополита Андриана
за приезд в наш город и вручил ему сувениры на память о Новосибирске:
прекрасно иллюстрированные книги и набор медалей, посвященных знаменательным
местам в столице Сибири. А город получил в подарок от митрополита 5-томник
краткой истории старообрядческой церкви, написанный выдающимся публицистом
Федором Мельниковым. По окончании официальных встреч гости познакомились со столицей Приморья, поднялись к Поклонному кресту на Орлиную сопку, проехали на край России - на берег полуострова Эгершельд. Вечером Высокопреосвященнейший митрополит Андриан в неформальной обстановке встретился с прихожанами старообрядческой общины г. Владивостока в домовой церкви по ул. Махалина, 14. Здесь шел разговор о насущных проблемах общины и перспективах ее становления. 16-17-го сентября митрополит Андриан посвятил знакомству
с другими приходами Приморского края. Утром 16-го числа он в сопровождении
епископа Силуяна, священства и мирян выехал в г. Большой Камень, где был
любезно принят главой муниципального образования ЗАТО Большой Камень Карасевым
А.А. Беседа первоиерарха Церкви Христовой с администрацией города шла
о возможности создания в с. Суходол мужского монастыря и строительстве
нового храма непосредственно в городе Большой Камень. Так же был затронут
вопрос создания в с. Суходол этнографияеского музея по Старообрядчеству
Приморья. В с. Суходол высоких гостей встречали иконом ДВ-епархии
РПСЦ иерей Александр Шестаков, иерей Константин Лунев, христиане г. Большой
Камень и п. Шкотово. Митрополит Андриан посетил суходольский храм во имя
преподобного Сергия Радонежского и познакомился со здешними насельниками.
В процессе встречи было получено высочайшее благословение на поэтапное
создании на базе с. Суходол старообрядческого мужского монастыря. 17-го сентября в связи с ограниченностью времени
митрополит Андриан смог посетить только одну общину - старообрядческий
приход п. Вольно-Надежденское, где трудами Сергея Степанского отстроена
каменная церковь во имя св. великомученика Георгия Победоносца. Материал подготовлен редакцией газеты «Русь православная»
(г. Большой Камень). В Москве издательско-продюсерским Центром "Дизайн.
Информация. Картография" осуществлено второе издание книги Ф.Ф. Болонева
"Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX веках". Впервые книга "Старообрядцы
Забайкалья в XVIII-XX вв." была издана в 1994 году небольшим тиражом
и сразу же после выхода в свет стала библиографической редкостью. Книга
вызвала значительный интерес: своеобразие культуры, быта, одежды, говора,
мировоззрения старообрядцев (семейских) Забайкалья, непохожесть на других
русских привлекли внимание учёного и неучёного люда. Настоящее издание
книги автор существенно переделал и дополнил. В ней представлены темы,
о которых прежде невозможно было писать, например, очерк о Церкви и её
значении в народной жизни старообрядцев Забайкалья, о старообрядческих
купцах-меценатах, подвижниках русской культуры, о современном состоянии
старообрядчества в Бурятии. Также рассмотрены и другие не менее интересные
вопросы этнокультурного взаимодействия семейских с теми народами, с которыми
пришлось жить бок о бок, делиться опытом и достижениями на протяжении
веков. - О нас всегда старались говорить свысока, как о раскольниках, секте, - заметил митрополит. - Но факт: наши предки пережили 350 лет непрерывных гонений, однако донесли в чистоте ту веру, которая была до раскола. Редкий гость вызвал неподдельный интерес в Хабаровском крае, где, как известно, имеются старообрядческие общины. Они немногочисленны, а церковь Покрова пресвятой Богородицы, созданная старообрядцами, находится на самой окраине краевой столицы. Но это, подчеркнул митрополит, очередное свидетельство того, что государство, выстраивая свои отношения с Русской православной церковью, все предыдущие годы признавало лишь официальную ее ветвь - новообрядческую, что и помогало ей развиваться количественно и материально. Однако сейчас ситуация меняется. Губернаторы территорий с пониманием относятся к представителям старой веры, признавая, что последователи протопопа Аввакума имеют также все основания считать себя Русской православной церковью, а вера, сохраненная ими, есть духовный огонь предков. - Сейчас благоприятное время, чтобы восполнить те потери, которые мы имели, - считает митрополит Андриан. Добавим, что нынешние местные старообрядцы - жители, как правило, отдаленных поселков, где гармоничнее всего реализуется цель единения природы и человека, поскольку считают нынешнюю цивилизацию разрушающей нравственность. Отказ от алкоголя, курения, от социальных государственных выплат, запрет на брак и с иноверцами, обязательное двоеперстие, следование древним церковным канонам - также отличительные черты старообрядчества. Так, представители старой веры не могут согласиться с канонизацией царя Николая II по той причине, что тот курил. Староверы считают себя более требовательными к себе, чем иноверцы. Ирина Аксенова "Российская газета", 16 сентября 2004
г. Состоялось знакомство архиереев и беседа на тему о положении Православия в современном Приморье, о духовно-нравственном состоянии общества и роли Православной веры в его жизни. Архиепископ Вениамин также рассказал об истории Владивостокской епархии РПЦ. Между архиереями был затронут вопрос о необходимости начала диалога по вопросу о единстве двух Церквей и преодолении последствий раскола XVII века. Встреча прошла в теплой обстановке благожелательности
и взаимопонимания. На память о встрече архиепископ Вениамин подарил митрополиту
Андриану свод церковных правил – "Кормчую", изданную в 18 веке
в редакции Патриарха Иосифа, и свою книгу – "Библейскую историю Ветхого
и Нового Завета". Митрополит Андриан подарил архиепископу Вениамину
книгу "Старообрядцы Приморья: история, традиции". История старообрядчества вызывает неослабевающий интерес исследователей. Это обусловлено уникальным опытом старообрядчества в решении самых острых проблем современности: мирное сосуществование в многоконфессиональном мире, воспитание максимально активной личности, опыт жизнеустройства в экстремальных условиях. В конференции выразили желание участвовать более 90 ученых и исследователей из центральных городов и автономных республик России, из США, Японии, представители старообрядческих общин Сибири и Дальнего Востока. В конференции принимает участие митрополит Андриан, Московский и Всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви. Приезд митрополита - событие выдающееся. Оно происходит впервые за всю историю дальневосточного края. Открытие конференции состоялось в 10 часов в музее
имени Арсеньева. Там же вчера состоялось открытие выставки «Кто жил, в
ничто не обратится. Приморские старообрядцы: середина XIX - конец XX вв».
Пресс-служба РПСЦ по Приморскому краю. На ознакомление с иркутской старообрядческой общиной у митрополита всего два часа. Запланировано посещение церкви и кладбища. На большее времени не хватит. Хотя, наверное, больше и не надо. В городе старообрядцев немного. По самым большим праздникам человек 40 приходит. Община появилась шесть лет назад. Церковь расположили в бывшем общежитии, принесли полтора десятка икон и начали вести службы. Правда, сейчас священника нет. "У старообрядцев проблемы с этим на сегодняшний день. Будет священник - будет и приход больше", - говорит Руслан Ташлыков, помощник старосты старообрядческой общины. Впрочем, митрополит Андриан рассказал, что такие проблемы не только в Иркутске: "У нас специального образования не существовало. С 1 сентября открылось духовное училище. Надеюсь, оно восполнит наши образовательные проблемы". Раскол Русской Православной церкви произошел 300 лет назад. Но к изменениям, которые тогда были внесены, старообрядцы до сих пор относятся болезненно и объединяться не спешат. "Соединение возможно, если та церковь вернется к истокам, к чистоте и примет старые обряды", - считает Андриан, митрополит Московский и всея Руси. Старообрядческих общин особенно много на востоке страны. Когда-то именно туда бежали те, кто не приняли церковную реформу. Сегодня на Дальний Восток отправился и митрополит Андриан. Он намерен посетить Хабаровск, Владивосток. Елена Ставицкая. Телерадиокомпания "АС Байкал ТВ" Забайкалье впервые за 350 лет удостоилось чести приезда главы старообрядческой церкви России. 4-х дневная программа пребывания владыки обширна: посещение приходов в селах Тарбагатай и Верхний Жирим, паломничество в горы Боги, к пещерам священномученика Афанасия, воздвижение поклонного креста на месте строительства церкви, которая будет названа в его честь. На сегодняшней встрече с Леонидом Потаповым владыка Андриан от имени старообрядческой церкви обратился к президенту с просьбой о помощи в реставрации храмов в районах республики и строительстве церкви в Улан-Удэ: "Хотелось бы обратить ваше внимание: на то
строительство, которое начато, чтобы оно продолжалось, чтобы создать духовный
центр, более того, мы хотели бы создать епископию, центр епархии, поэтому
там предстоит кроме храма построить ряд помещений. И конечно, нашей общине
не по силам решение этой задачи, поэтому просьба к вам поддержать нас". Леонид Потапов рассказал владыке о своих семейских корнях, о своей семье. Неожиданностью для главы старообрядческой церкви стало известие о том, что буквально вчера президент России подписал указ о введении владыки в состав совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России. Леонид Потапов рассказал о работе такого совета у нас в республике: "Претворяя в жизнь концепцию национальной политики, мы регулярно эти вопросы рассматриваем это совет по вопросам взаимодействия с религиозными объединениями, второй совет - рассматривает вопросы национальной политики и национальных проблем. В рамках выполнения концепции национальной политики у нас есть и программа сохранения и развития культуры семейских". Владыка Андриан отслужил вечернюю службу в Свято-Никольском
храме, расположенном на территории Этнографического музея на Верхней Березовке.
О передаче этого храма епархии владыка попросил президента. Наши жертвы безмерны. Прежде всего потому, что речь идет о детях, в которых - все надежды на наше будущее. И этого будущего нас хотят лишить. Да не будет! Трагедия, которую мы переживаем, должна сплотить всех нас, сделать более мудрыми, научить защищать то, что нам дороже всего, иначе у нас, как единой и великой страны, не будет будущего. В эти дни в храмах прошли молебствия, в которых христиане молились Спасителю о невинных жертвах терроризма, о здравии и спасении пострадавших, об утешении скорби их близких. Будем же сострадательны и милосердны друг к другу, будем плакать с плачущими, сострадать страдающим и помогать нуждающимся в помощи. И Господь наш, Исус Христос, подаст нам и силы, и волю с достоинством преодолеть одно из самых тяжелых испытаний в новейшей истории России. Смиренный Андриан, митрополит Московский и всея
Руси. Глава старообрядцев России побывает в селе Тарбагатай,
где компактно проживают старообрядцы и где до 1938 года находился кафедральный
собор Иркутско-Амурской и Всего Дальнего Востока старообрядческой епархии.
Здесь владыка освятит место под строительство храма. Церковь будет возведена
в честь руководившего епархией владыки Афанасия, который в прошлом году
был причислен к лику святых как священномученик. Также делегация староверов
посетит места паломничества семейских Бурятии, пещеры “На богах” близ
горы Омулевка в Тарбагатайском районе. Во вторник Митрополит встретится с Президентом
Бурятии Леонидом Потаповым и общественностью республики. Он сообщил, что главная цель его поездки – это знакомство с жизнью старообрядческих общин Сибири и Дальнего Востока. До Красноярска Андриан посетил Томск, Барнаул, Бийск, Новокузнецк. Митрополит Андриан особо отметил, что надеется
на помощь глав территорий, где расположены общины староверов. «Старообрядство
после тяжелых многочисленных гонений очень ослабло и требует помощи»,
- заявил Митрополит. Следует отметить, что сегодня в Красноярске состоится
встреча губернатора Красноярского края с митрополитом Андрианом, архиепископом
Енисейским и Красноярским РПЦ Антонием и представителем Русской православной
церкви за рубежом. Кроме того, митрополиту Андриану от имени главы города
была вручена золотая медаль, отлитая в честь 350-летия Красноярска. Данная поездка Митрополита Андриана является первым архипастырским посещением Сибири в истории Русской Православной Старообрядческой Церкви за послереволюционные годы. Предстоятель РПСЦ посетит храмы городов Барнаула,
Минусинска, Бийска, Абакана, Новокузнецка. Цель посещения Новокузнецка
– знакомство с духовной ситуацией в городе, встреча с руководством городской
администрации, налаживание отношений с представителями других конфессий. Россия вступила в пору духовного испытания. Взрывы, диверсии и захват заложников, отнимающие жизни десятков мирных людей, имеют целью подчинить волю народа великой страны злой воле относительно небольшой группы террористов. Это люди, чьи действия основаны на сатанинской гордости, на отсутствии совести, на попрании морали, на презрении ко всему человеческому. Только этим можно объяснить то, что в заложниках у них сегодня – сотни детей. Великое испытание сегодня требует от нас мужества и сплоченности, взаимной поддержки и терпения. По словам величайшего из христиан, святого апостола Павла: «от терпения опытность, от опытности надежда» (Рим. 5). Наша надежда – на помощь Божию, которая дает внутренние духовные силы нашему народу не испугаться, не дрогнуть от страха, а противостать злу. «Дерзайте, дети, взывайте к Богу, и Он избавит вас от насилия, от руки врагов» (Вар. 4). Соболезнуя и сопереживая о всем, что случилось в последние дни, мы должны еще раз задуматься: почему в час беды Господь не защитил нас? Сегодня мы должны, наконец, четко понять – как нам нужна Его помощь, Его защита и благословение. Наш путь к победе над злом и к надежде – путь покаяния и исправления грехов, путь слезной молитвы о своих согрешениях и твердого упования на милость Божию. Старообрядческая Церковь в эти дни молится о здравии раненых и об утешении скорби родных и близких жертв авиакатастроф и московских терактов. Мы молимся об избавлении от напасти вражией детей и взрослых, захваченных в школе города Беслана. Мы молимся о даровании крепости духа и мудрости нашим правителям, силы и выдержки воинству, защищающему нас. Выражаем уверенность, что и все силы международного сообщества объединяться для борьбы терроризмом, угрожающим не только России, но и всему цивилизованному миру. Смиренный Андриан, митрополит Московский и всея
Руси. Училище было создано решением Совета Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви, который состоялся 26-28 апреля этого года. Незадолго до этого времени Церкви было возвращено здание бывших Сторожевых палат Рогожского кладбища, в котором в последнее время располагалось отделение милиции. В течение 4 месяцев помещения здания были приспособлены под аудитории и учебные кабинеты, подобраны преподавательские кадры, созданы учебные программы. В начале ХХ века старообрядческая Церковь располагала целой сетью училищ и школ, в 1911 году в Москве открылось высшее учебное заведение – Учительский старообрядческий Институт. Но, как и другие училища, он прекратил свое существование с приходом Советской власти. И более в прошлом веке у старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, не было своих образовательных учреждений, хотя попытки их воссоздать в 90-х годах предпринимались. И вот сегодня произошло знаменательное событие в современной истории старообрядчества – в Духовном училище прошли первые занятия. Студентами училища стали 20 юношей и девушек из Сибири, с Урала, Тверской и Смоленской областей, Молдовы и Украины. На первом курсе им предстоит изучать Священное Писание и историю Церкви, богослужебный устав и церковно-славянский язык, богословие и церковное право, прикладное церковное искусство и основы реставрации. Учебный год начался с молебна преподобному Сергию
Радонежскому чудотворцу, который отслужили прямо в учебных классах ректор
училища о. Иоанн Думнов, управляющий делами Митрополии протоиерей Евгений
Чунин, о. Алексий Михеев. Первокурсники составили хор, первая спевка которого
и произошла во время молебна. На молебне и на освящении помещений училища
также присутствовали преподаватели и старейшие прихожане храмов Рогожского
кладбища. Оргкомитет 4-й Международной конференции "Старообрядчество
Сибири и Дальнего Востока. История и современность: местная традиция,
русские и зарубежные связи", созываемой в городе Владивостоке один
раз в 4 года, определил время проведения очередной конференции. Она пройдет
в период с 15 по 17 сентября в краеведческом музее имени Арсеньева. |
|
||
|