Новости
Август
Июль
Июнь
Май
Апрель
Март
Февраль
Январь
Декабрь
Ноябрь
Октябрь
Сентябрь
2002
|
"ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ" О СТАРООБРЯДЧЕСТВЕ
Сентябрь. Москва.
Теме старообрядчества посвящена страница сентябрьского выпуска ежемесячника
"День Литературы" (главный редактор Владимир Бондаренко). Виктор Бужинский в статье-исследовании
"Сруб не сгорел, он все еще горит" со ссылками на исторические примеры и исследования
предпринимает честную и взвешенную попытку анализа взаимосвязи истории раскола в русской церкви
в 17 веке и утратой современным обществом национальной объединяющей идеи, а также предлагает свое
видение перспектив возрождения оной. В статье "Кто такие начетчики?" Андрей Езеров рассказывает
об истоках и традициях начетничества в Византии и на Руси и поднимает вопрос о необходимости продолжения
этих традиций.
ЮБИЛЕЙ РОГОЖСКОГО СВЯЩЕННИКА
29 сентября, Москва, Рогожское.
В этот день обычная, казалось бы, воскресная служба в Покровском соборе на Рогожском кладбище
отметилась особенным, хотя и малозаметным на первый взгляд, торжеством: старейший по продолжительности
служения на Рогожском священноиерей Виктор Жельцов в этот день встречал свое семидесятилетие.
Будучи хиротонисан еще архиепископом Никодимом в далеком 1985 году, о. Виктор начинал свое служение
в этом храме во времена настоятельства блаженной памяти протоиерея Александра Берестнева; когда
же тот заболел - бывало, о. Виктору иногда приходилось и одному сослужить митрополиту (до 1988
г. - архиепископу) Алимпию. Позже в помощь о. Виктору был рукоположен о. Анатолий Бугров, а затем
переведен из Нижнего Новгорода и назначен настоятелем о. Леонид Гусев. Ныне стаж служения о. Виктора
в Покровском соборе составляет уже почти 18 лет! По этому случаю храм был более обычного полон
молящимися: собрались поздравить своего духовного отца многочисленные духовные чада; иные приехали
и из других градов и весей. Несмотря на болезненное недомогание, в воскресный день пришел в храм
и возглавил богослужение преосвященнейший митрополит Алимпий; ему сослужили протоиерей Леонид
Гусев - настоятель храма, сам юбиляр - о. Виктор, а так же священноинок Евагрий Подмазов. Оставив
свои храмы, прибыли почтить рогожского ветерана и подмосковные служители - иерей Евгений Михеев,
(г. Верея, Московская обл.), иерей Артемон Шендригайлов (г. Боровск, Калужская обл.), иерей Алексий
Михеев (с. Устьяново, Московская обл.). Участвовали в богослужении оба рогожских диакона - иеродиакон
Варнава Страхов, диакон Иоанн Гусев и чтецы. После литургии состоялся молебен Преображению (пред
иконою, только-только возвратившейся на Рогожское после похищения). Затем было провозглашено торжественное
многолетие юбиляру. По окончании службы первым поздравил именинника с семидесятилетием митрополит
Алимпий, и в знак благодарения за его многолетное усердное служение пожаловал юбиляру наперсный
крест. Отец Виктор, принимая Святый Крест из рук архипастыря, не мог сдержать слез. Затем прозвучали
и другие поздравления; юбиляра буквально осыпали цветами. Всем известно, с какой любовью и уважением
издавна относятся к о. Виктору рогожане - за его скромность, молитвенное усердие, терпение и незлобивость.
ПЕРВЫЕ АВВАКУМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
28 сентября, Большое Мурашкино (Нижегородская область)
В городе Большое Мурашкино Нижегородской области состоялись Первые Аввакумовские чтения - научная
конференция, приуроченная к 320-й годовщине казни протопопа Аввакума и его соузников. В малом
зале районного Дома культуры собрались ученые Нижегородского университета, представители областной
и местной власти, интеллигенция города. Были приглашены и старообрядцы: о. Леонтий Пименов (г.
Орехово-Зуево Моск. обл.), настоятель храма во имя священномученика и исповедника Аввакума о.
Никола Егоров, диакон Константин Титов (г. Орехово-Зуево Моск. обл.), миряне. На чтениях присутствовал
и священник единоверческой церкви из Малого Мурашкина о. Василий Варламов. Инициатива проведения
чтений принадлежала директору историко-художественного музея Большого Мурашкина С. Мартазовой,
которая при поддержке главы администрации района В. Кокурина и профессора Ю. Галая, смогла собрать
представительную научную конференцию. С приветственным словом к участникам чтений обратился министр
культуры Нижегородской области и другие высокопоставленные чиновники. Затем слово было предоставлено
иерею Леонтию Пименову, который от лица старообрядцев высоко оценил инициативу проведения научных
чтений на родине Аввакума и пожелал успеха участникам. В течении однодневного заседания прозвучало
14 докладов на различные темы, среди которых стоит особо отметить выступления старообрядца С.
Рудакова на тему "Керженские споры об Аввакумовых письмах" (единственное сообщение,
сделанное на этой конференции старообрядцем), и очень содержательный доклад кандидата фил. наук
Б. Пудалова "Древнерусское летописание в сочинениях нижегородских старообрядцев". Этот
доклад, построенный на анализе недавно открытых документов, был сделан на очень высоком профессиональном
уровне. Впрочем, и выступления других участников вызвали живой интерес в зале, временами переходивший
в стихийный обмен мнениями и обсуждение. В заключение конференции о. Никола Егоров - настоятель
местной старообрядческой общины во имя Св. священномученика и исповедника Аввакума - обратился
к собравшимся со словом приветствия, в котором отметил поистине всемирное признание и многогранность
творчества Аввакума. Пожелав участникам чтений творческих успехов, о. Никола пригласил всех посетить
храм, освященный в честь великого Григоровского подвижника. Это приглашение было с радостью принято
участниками и гостями чтений. Затем автобус доставил хозяев, участников и гостей конференции на
родину Аввакума, в село Григорово. Здесь, стоя рядом с его памятником, старообрядцы исполнили
духовные стихи, и, в первую очередь, конечно, "В Даурии". По общему мнению, эти первые
Аввакумовские чтения очень удачно были названы именно Первыми, так как все участники надеются
на продолжение этих встреч на родине великого протопопа.
ТОРЖЕСТВА В СИБИРСКОЙ ЕПАРХИИ
Сентябрь. г. Новосибирск.
140-летие создания и 10-летие восстановления Сибирской епархии Русской Православной Старообрядческой
Церкви отметили христиане обширной сибирской территории России и средней Азии.
В г. Новосибирске на праздничные торжества съехались духовенство и представители старообрядческих
общин г. Омска, Томска, Барнаула, Минусинска, Алма-Аты, Усть-Каменогорска, Новокузнецка, Бийска,
Иркутска, Улан-Удэ и многих других общин этого региона. 20-21 сентября в кафедральном соборе Новосибирской
и всея Сибири епархии прошел престольный праздник храма во имя Рожества Пресвятыя Богородицы.
Праздничное богослужение возглавил преосвященный Силуян, предстоятель Новосибирский епархии.
По окончании служения архиерей произнес поздравительную приветственную проповедь, в которой отметил
путь пройденный епархией за 10 лет и коснулся вопросов преемственности сегодняшних христиан духовному
подвигу подвижников Церкви Христовой, трудившихся Богу в Сибири более 100 лет назад. Им были помянуты
имена ряда святителей и священников, прославленных Господом: преосвященный Савватий (Левшин),
епископ Тобольский и всея Сибири - основатель епархии; преосвященный Мефодий (Екимов), епископ
Томский и всея Сибири - прославленный в нетленных мощах;преосвященный Иосиф (Антипин), епископ
Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока - причисленный к лику святых; преосвященный Тихон (Сухов),
епископ Томско-Алтайский - священномученик, и многие другие.
Священство и миряне, вспоминая страницы истории и говоря о сегодняшнем дне, отметили многие заслуги
епископа Силуяна в нынешнем возрождении церковной жизни Сибири и Средней Азии.
Праздничные торжества прошли на высокой духовной ноте. К этому дню вышли праздничные номера газеты
"Сибирский Старообрядец", подготовлены праздничные юбилейные буклеты.
"ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ ТВЕРИ"
В Твери увидела свет книга "Памятники литературы Древней Твери" - результат многолетней
работы журналиста и исследователя В.З. Исакова. Книга представляет собой фундаментальное исследование
и сборник переводов памятников литературы, появившихся на тверской земле в XIII - XVII веках.
Основные разделы сборника: Повести о тверских князьях, Жития тверских святых; Сказания о чудотворных
иконах; Наставления, послания, грамоты, слова, проповеди; Монастырские летописцы. Среди 26 памятников,
представленных в этих разделах: Повесть о Михаиле Тверском, Жития Арсения Тверского, Макария Калязинского,
Нила Столобенского, Анны Кашинской; История о первом патриархе Иове; Сказание об Оковецкой иконе
Божией Матери, Повесть о Выдропусской иконе Божией Матери, сочинения Максима Грека, грамоты и
послания патриарха Иова, Дионисия Радонежского, Авраамия Палицына и другие.
Переводы сделаны впервые по рукописям и редким дореволюционным публикациям.
Безусловный интерес вызывают вводное источниковедческое исследование, обширные примечания, Словарь
тверских книжников и подробная исчерпывающая библиография. Дополняют книгу черно - белые иллюстрации.
Издательство сохранило формат и хороший полиграфический стиль ранее изданных "Тверских летописей"
и "Жития князя Михаила Тверского".
Материалы сборника - незаменимый источник по истории православия и православных культурных традиций
на тверских землях.
НОВЫЕ ЗАПИСИ ДУХОВНЫХ СТИХОВ
Сентябрь. г. Бийск Алтайского края. Третья кассета духовных стихов, исполняемых клирошанами Бийского
старообрядческого приходавышла в свет под названием "Обращение к душе".
Первые две записи "Духовных стихов" в исполнении Александра Емельянова и Игоря Мыльникова
широко известны во всей старообрядческой Церкви, как в Росси, так и за рубежом. Особенностью третьего
выпуска является то, что на этот раз духовные стихи исполняет Игорь Мыльников Сольно.
Кассеты поступили в продажу ряда общин Сибири и Дальнего Востока.
СТАРООБРЯДЦЕВ ПЕРЕПИСЫВАЮТ "ДВОРАМИ" И ПО ПАМЯТИ
26 сентября. Тува.
Стали известны подробности переписи в республике Тува. Досрочной переписью
в Туве оказались охваченными около 150 старообрядцев, проживающих в отдаленных районах республики
в глухой тайге и не признающих никаких документов. Оказалось, что со времен последней переписи
населения в нашей стране количество их дворов увеличилось с 27 до 35, а общее число старообрядцев
возросло с 125 до 145 человек.
Уполномоченная по переписи по Каа-Хемскому району Тувы Анна Клепикова сообщила,
что до места назначения переписной работник, проводник и переводчик со старообрядческого русского
языка на современный добирались несколько дней. Сначала на лодках по Малому Енисею, затем пешком.
Счетчиком был коренной житель местного поселка Сизим, так как староверы, впервые появившиеся в
Туве в 1861 году, не общаются с незнакомыми людьми.
Как известно, со времен церковного раскола времен патриарха Никона они
не признают никакую власть, паспорта называют 'бумажками диавола с печатью сатаны', отказываются
от пенсий, живут и кормятся только тайгой.
Перепись тоже вызывает у них негативное отношение, поскольку вера запрещает,
как говорят сами старообрядцы, 'ведение всяких бумаг на человека'. Поэтому переписчики не говорили
таежным отшельникам, с какой целью прибыли в их заимки, а просто заводили со старообрядцами беседу
и все запоминали. Потом, отходя в сторону, быстро записывали услышанное в опросные листы. Разумеется,
о качестве такой 'переписи', равно как и о том, насколько она была полной, можно только догадываться.
СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ СВЯЩЕННИК - НА ОСТРОВЕ САХАЛИН
25 сентября, Южно-Сахалинск.
На острове Сахалин, на этих удаленных рубежах нашей отчизны, 24-25 сентября побывал священник
Аркадий Кутузов. До 1920-х гг. старообрядцев на Сахалине проживало немало. И это были не только
ссыльные: многие переезжали сюда семьями, и суровые климатические условия не могли сломить их
крепкую Веру и настойчивые характеры. Но после наступления реакции 1920-1930-х гг. староверы в
большинстве эмигрировали в Японию, и далее - в Китай, Австралию, Южную Америку, Турцию. В националистической
Японии до сих пор живут несколько крупных русских старообрядческих семей, ими построены храмы.
Только русский Сахалин до сих пор остаётся без Церкви. Да и о староверах Белокриницкой иерархии
на Сахалине практически не известно. Только в городе Корсакове собираются беспоповцы (варианты
контактов с ними обсуждались о. Аркадием). Этот приезд на Сахалин старообрядческого священника
состоялся впервые за последние сто лет! О. Аркадий прибыл по приглашению южно-сахалинского старообрядца
Кирилла Товбина и его семьи. В процессе пребывания на Сахалине о. Аркадий Кутузов обсуждал с местными
старообрядцами вопросы создания в Южно-Сахалинске старообрядческой общины и перевода в старообрядческое
русло сахалинской молодёжной межконфессиональной газеты "Смайл - Улыбка", редактором
которой является Товбин. После визита отца Аркадия оживились надежды на восстановление Старой
Веры на Сахалине.
ЕПАРХИАЛЬНОЕ СОВЕЩАНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ЕПАРХИИ
23-24 сентября. г. Новосибирск. В здании епархиального управления Новосибирской и всея Сибири
епархии состоялось традиционное совещание епархии.
В работе совещания приняли участие: правящий архиерей - преосвященный Силуян (Килин), епископ
Новосибирский и всея Сибири, протоиерей Михаил Задворнов (г. Новосибирск), протоиерей Геннадий
Коробейников (г. Томск), иерей Михаил Гаевой (г. Бийск), иерей Глеб Казаченко (Усть-Каменогорск),
иерей Никола Думнов (г. Барнаул), иерей Вячеслав Измайлов (г. Иркутск), иерей Павел Романюк (г.
Новосибирск), иерей Александр Черногор (г. Новокузнецк), Иерей Елисей Елисеев (г. Улан-Удэ), иерей
Вячеслав Акентьев (г. Алма-Ата), диакон Анатолий Сафронников (г. Новосибирск), а также миряне
из ряда общин Сибири.
На совещании были рассмотрены вопросы внутрицерковной жизни, такие как: положения в общинах Сибирской
и Дальневосточной епархии; финансовое положение епархиального управления; организация курсов церковнослужителей;
работа молодежных съездов и летних христианских лагерей.
Во вступительном слове и в ряде выступлений преосвященный епископ Силуян обращал внимание участников
совещания на необходимость повышения качественного уровня богослужений, необходимости более настойчивого
моления ко Господу всех христиан и укрепления, одухотворения всей нашей повседневной жизни. "Все
это - сказал преосвященный владыка, - поможет христианам преодолеть многие козни лукавого века
сего".
Постановление съезда Новосибирской епархии готовится к публикации в епархиальных СМИ.
ТОРЖЕСТВА ОБНОВЛЕНИЯ ХРАМА
23-24 сентября. г. Новосибирск. Освящение (открытие) домовой церкви во имя святой великомученицы
Варвары состоялось при епархиальном управлении Новосибирской и всея Сибири епархии.
Ранее, в течении 25 лет в Заельцовском районе г. Новосибирска по улице Пестеля 10 располагалась
деревянная церковь. Которая, после окончания строительства кафедрального собора по улице Снежная
1, была перенесена в новые стены. Здание бывшей церкви с надворными постройками были переданы
в ведение епархиального управления.
После перепланировки в здании были созданы необходимые для деятельности кабинеты и подготовлена
небольшая церковь, которая призвана стать местом подготовки и обучения церковных служителей. Чин
обновления храма отслужил преосвященный епископ Силуян, которому сослужили: протоиерей Михаил
Задворнов (г. Новосибирск), протоиерей Геннадий Коробейников (г. Томск), иерей Михаил Гаевой (г.
Бийск), иерей Глеб Казаченко (Усть-Каменогорск), иерей Никола Думнов (г. Барнаул), иерей Вячеслав
Измайлов (г. Иркутск), иерей Павел Романюк (г. Новосибирск), иерей Александр Черногор (г. Новокузнецк),
Иерей Елисей Елисеев (г. Улан-Удэ), иерей Вячеслав Акентьев (г. Алма-Ата), диакон Анатолий Сафронников
(г. Новосибирск), чтецы, певцы и прихожане г. Новосибирска и гости.
Настоятелем обновленного храма во имя великомученицы Варвары (пожалуй единственного в Старообрядческой
Церкви России) назначен иерей Павел Романюк.
К МОСКОВСКИМ СТАРООБРЯДЦЕМ ВЕРНУЛАСЬ ИКОНА, ПОХИЩЕННАЯ У НИХ 45 ЛЕТ НАЗАД
19 сентября. Москва.
"Сегодня счастливый день для Министерства культуры, людей верующих
и неверующих", - заявил министр культуры РФ Михаил Швыдкой во время торжественной передачи
иконы "Преображение Господне" Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Икона Преображения Господня была создана в XV-м веке новгородскими мастерами. В 1957 году она
была похищена из иконостаса Зимней церкви Рогожской старообрядческой общины в Москве. Сейчас ее
стоимость составляет на мировом антикварном рынке несколько сот тысяч долларов.
Не так давно вдова высокопоставленного мексиканского дипломата, работавшего
в Москве в 1960-х годах, Маргарет Смит решила продать эту икону одной из частных нью-йоркских
галерей. Муж госпожи Смит вывез в свое время икону из СССР законным путем. Только сейчас Маргарет
Смит узнала, что ставшая семейной реликвией икона была похищена из церкви, и приняла решение передать
ее законному владельцу.
В прошлую пятницу икона была передана представителям министерства культуры
РФ в посольстве России в Мексике. В понедельник, 16 сентября, икона прибыла в Россию.
Церемония возвращения иконы прошла в рамках Международной конференции по
вопросам незаконного оборота культурных ценностей в здании музея Пушкина на Пречистенке сегодня
днем.
"Через сорок пять лет странствий икона вернулась на родину и теперь
возвращается на то место в храме, откуда она была похищена", - заявил Михаил Швыдкой в своей
речи. Присутствовавший на церемонии передачи глава Русской Православной Старообрядческой Церкви
Владыка Алимпий не мог сдержать своего волнения и преклонился перед иконой, не дожидаясь, когда
Швыдкой закончит свое выступление, сообщает корреспондент Портала "Credo.Ru".
В свою очередь, владыка Алимпий подчеркнул, что икона, созданная "во
времена Иоанна Калиты", "благочестиво сберегалась на протяжении трех с половиной веков"
и теперь будет оберегаться еще сильнее. Закончив речь, владыка Алимпий осенил себя двумя перстами,
вызвав ажиотаж у телеоператоров и находившихся на церемонии иностранцев. После этого вся процессия
во главе с владыкой Алимпием, державшим икону на руках, и сопровождавшим его Михаилом Швыдким,
вышла на перекрытую улицу, где были припаркованы машины старообрядцев.
Все это время присутствовавшие на церемонии представители старообрядческого
духовенства исполняли молитвенные песнопения, которые звучали до тех пор, пока икону не погрузили
в машину владыки Алимпия.
Иконостас, куда вскоре вернется икона "Преображение Господне", является цельным и органичным памятником
русской культуры. Созданный в XV-XVI веках, он происходит из Керженца. Возвращенная в Россию икона
хорошо сохранилась - она была превосходно отреставрирована около семидесяти лет назад.
О СОЗЫВЕ ОСВЯЩЕННОГО СОБОРА РПСЦ 2002 ГОДА
17 сентября. Москва. В Московской Митрополии утверждены даты проведения очередного Освященного
Собора РПСЦ: с 16 по 18 октября 2002 года. Об этом сообщил преосвященнейший митрополит Алимпий.
В настоящее время продолжается прием материалов и заявлений для соборного
рассмотрения.
НОВЫЕ КРЕСТЫ ВОЗРОЖДЕННОГО ХРАМА
15 сентября, Килия (Одесская область, Украина)
В воскресный день состоялся подъем крестов на главы восстановленного храма в г. Килия (который,
был разрушен ужасным пожаром в 1997 году). Прошедшие годы были отмечены большим напряжением сил
как молодого настоятеля - иерея Николы Муравьева, так и всех прихожан храма и их помощников. Можно
так сказать, что сегодня их совокупные труды "увенчались" прекрасными новоизготовленными
осьмиконечными крестами. В торжественном молебне приняли участие, кроме самого настоятеля, еще
четверо священников: протоиерей Алексей Комендантов (с. Приморское), иерей Сергий Столярчук (г.
Вилково), иерей Илия Косырев (г. Измаил), иерей Михаил (г. Вилково) и чтецы. Если вернуться к
горестным событиям пятилетней давности, то невозможно забыть, сколь многие христиане тогда не
верили в возрождение этого огромного храма. Да, страшный пожар разрушил его, можно сказать, до
самого основания: остались одни "голые" высокие каменные стены и колокольня. И только
на самом верху колодца-колокольни виднелись остатки деревянного потолка звонницы, да в алтарной
апсиде остался полуобгоревший Престол - как немой свидетель произошедшего бедствия. Было необходимо
проделать огромную работу: полностью восстановить сгоревшее деревянное перекрытие (пролет почти
20 метров!) и купол, а так же заново восстановить все внутреннее обустройство и убранство храма.
Специалисты утверждали, что практически это равноценно постройке нового храма! Однако о. Никола,
не тратя драгоценное время на бесполезные сетования, приступил к поиску спонсоров и мастеров,
изысканию и закупке леса и других материалов. К кому только он не обращался, где только не просил
помощи и поддержки! И мало-помалу работа пошла. Поэтому сегодняшнее торжество - это настоящий
праздник не только для самой церковной общины и ее настоятеля, но и для всех спонсоров, строителей,
со-трудников и помощников! Вместе с ними радуемся их нынешней победе и мы.
НАЧАЛО ИНДИКТА (НОВОГО ЛЕТА) или ПРАВОСЛАВНЫЙ НОВЫЙ ГОД
13-14 сентября. Дальневосточная епархия РПСЦ.
В ряде старообрядческих общин Востока России установлена традиция день начала Индикта (Нового
Лета) отмечать подобно тому, как отмечают в миру светский новый год.
В Индикт - римское название 1-го числа сентября месяца. В греческих и славянских месяцесловах,
а затем и в Читьи-Минеях, под 1 сентября значилось: "начало индикта, сиречь новаго лета".
Когда было принято счисление времени по индиктам и установлено праздновать новолетие 1 сентября
- с точностью не известно. Но уже в 4 веке отмечали этот праздник как христианский новый год.
Считается, что именно в этот день начал Исус Христос Свое благовестие о завершении Ветхого и начале
Нового (Лета Господня).
Празднование индикта в Православии установлено святыми отцами 1-го Вселенского Собора как начало
исчисления церковного года и богослужебного круга.
МОЩИ ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ ПЕРЕДАНЫ КИПРСКОЙ ЦЕРКВИ
11 сентября. Кипр. Православная реликвия - мощи евангелиста Луки - передана
Ватиканом Кипрской Церкви. Как передает корреспондент РИА "Новости", мощи были доставлены 11 сентября
на Кипр из Рима. Они будут храниться в приходе евангелиста Луки в предместье Никосии. Настоятель
церкви евангелиста Луки отец Икономос Феоклитос назвал возвращение чтимой реликвии Православной
Церкви "одним из крупнейших событий в церковной жизни последнего времени, великим благословением
для православия".
ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНОГО ЗНАКА НА РОГОЖСКОМ КЛАДБИЩЕ
10 сентября. г. Москва.
На главной аллее Рогожского кладбища, напротив архиерейских могил, был торжественно открыт памятный
знак в честь одного из виднейших предпринимателей старой России, многолетнего председателя общины
храмов Рогожского кладбища Матфея Исидоровича Кузнецова. В 30-е годы родовой склеп Кузнецовых
был разрушен - также как и могилы Рябушинских, других старообрядцев, а добытый мрамор пошел на
облицовку первой линии метрополитена.
Спустя целую человеческую жизнь - 70 лет - на месте, где находились могилы рода Кузнецовых, Московский
фонд культуры на средства префектуры юго-восточного округа и ряда предприятий установил памятный
знак в виде усеченной пирамиды из бронзы с барельефом и надписью: Кузнецов Матвей Сидорович, известный
российский фарфорозаводчик.
На церемонию открытия памятника настоятель рогожского Покровского храма протоиерей Леонид Гусев
с диаконом Иваном Гусевым и некоторыми клирошанами прибыли торжественным строем, в предношении
креста. Затем помолились литию, после чего отец Леонид от имени общины выразил благодарность всем
устроителям памятника и немного рассказал о старообрядчестве.
В выступлении представителей Московского фонда культуры прозвучал призыв к современным русским
предпринимателям брать пример не с Била Гейтса, а с Матфея Кузнецова.
С кратким словом от имени потомков прославленного фарфорового короля обратилась к собравшимся
Е. А. Галкина.
ВЫСТАВКА "АЗ, СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ЕПИСКОП"
10 сентября. г.Томск. В центре новейшей документации Томской области открылась
выставка "Аз, старообрядческий епископ".
Выставка подробно знакомит преимущественно со старообрядцами "третьей
волны" - политическими ссыльными. Около 30 документов, поступивших из Томского управления ФСБ,
ранее нигде не публиковавшихся, рассказывают о жизни томской общины старообрядцев в 20-50-х годах
прошлого века. В основном это протоколы допросов епископов, которые отбывали ссылку, а потом были
расстреляны как руководители повстанческой организации "Сибирское братство". Но есть и "мирные"
документы – переписка епископа Амфилохия с монахинями Шудельского женского монастыря, обращения
в пастве епископа Тихона, купчая на дом, купленный епископом Антонием для монахов. Эти свидетельства
истории ценны и уникальны не только тем, что по крупицам воссоздают биографию старообрядческих
монастырей и простых верующих, но и тем, что это есть подлинные автографы духовных наставников
томской паствы. Выставка приурочена к съезду старообрядческой молодежи, который проходил в Томске
с 26 по 29 августа. На ее открытии побывал Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея
Сибири.
ВОССТАНОВЛЕНО ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ СТАРООБРЯДЕЦ"
Сентябрь. г. Улан-Удэ. Издательской группой "Златоуст" Верхнеудинской Православной Старообрядческой
общины г. Улан-Удэ издан первый номер газеты "Дальневосточный старообрядец".
Впервые издание с этим названием вышло в свет в 1922 году в г. Владивостоке. Тогда это были небольшие
газетные листки, скорее более политического содержания. Затем в 1930-х годах в г. Харбине с этим
названием вышел журнал, рассказывающий о жизни христиан в эмиграционном Китае.
В 1997 году Совет Съездов Древлеправославных общин Приморского края начал издавать небольшим тиражом
журнал-газету, рассказывающую о внутренней жизни христиан-дальневосточников. Первый Епархиальный
Съезд Дальневосточной епархии в 1999 году принял решение сделать это издание епархиальным печатным
органом, но по различным причинам издание "ДВс" тогда же и прекратилось.
По благословению преосвященного Силуяна, епископа Новосибирского, всея Сибири и Дальнего Востока
община г. Улан-Удэ начала издавать газету "Дальневосточный старообрядец" с сентября
сего года. Газета предназначена в основном для христиан-старообрядцев. В ней планируется помещать
проповеди, рассказывать о событиях церковных и т.п. Издатели надеются, что издание будет ежемесячным.
НАЧАЛО БОГОСЛУЖЕНИЯ
Сентябрь. с. Нижний Жирим Р. Бурятия. Христиане села Нижний Жирим Тарбагатайского района весной
сего года создали общину Русской Православной Старообрядческой Церкви во имя святителя Николы
Чудотворца, тогда же приступили к ее регистрации, а совместно с администрацией села к созданию
церкви. Сегодня здесь начались постоянные соборные богослужения.
ПРАЗДНОВАНИЕ 850-ЛЕТИЯ КОСТРОМЫ.
29 августа. г. Кострома. В конце августа Кострома официально отмечала 850-летие своего первого
летописного упоминания.
"Пик" церковного празднования этого события пришелся на 29 августа - день явления Феодоровской
иконы Пресвятой Богородицы, "иже на Костроме".
В этот день во всех храмах города состоялись праздничные богослужения, были организованы многолюдные
Крестные ходы.
Рано утром в в Преображенском кафедральном соборе Костромской и Ярославской старообрядческой епархии
состоялась праздничная Божественная Литургия. На это богослужение, которое совершал преосвященный
Иоанн, епископ Костромской и Ярославский, стеклось все духовенство епархии и множество богомольцев.
Храм был полон молящихся. На торжества прибыли многочисленные гости - из ближайших приходов, а
так же из Ярославля, Москвы и Ржева. Владыке Иоанну сослужили: иерей Василий Терентьев (настоятель
кафедрального собора), протоиерей Валентин Новожилов (с. Дурасово, Костромской обл.), священноинок
Мануил Чибисов (с. Чернопенье, Костромской обл.), иерей Анатолий Потеряев (г. Ярославль), иерей
Анатолий Носочков (с. Павликово, Ярославской обл.), иерей Тимофей Овчаров (с. Глухово, Ярославской
обл.), диакон Александр Витушкин (с. Дворищи, Костромской обл.), диакон Иоанн Чунин (г. Ржев)
и несколько чтецов разного возраста.
После Литургии, примерно в 11 часов утра, колокольный перезвон возвестил начало крестного хода,
приуроченного к празднованию явления Феодоровской иконы. Праздничный образ, богато украшенный
живыми цветами, был чинно и торжественно, под величавое пение певчих, изнесен из храма. Так началось
шествие, маршрут которого проходил по центральным улицам заволжского района города. Постепенно
к шествию присоединялись жители Заволжья, некоторые из которых выходили из домов, осеняя себя
крестным знамением. Пройдя центральную часть района, шествие продолжилось через улицы частного
сектора, где запах ладана смешивался с ароматом спелых яблок. Завершился Крестный ход там же,
где и начался - в Преображенском соборе.
По окончанию Крестного хода, уже в храме, владыка Иоанн обратился к собравшимся с проникновенным
словом о почитании иконы, напомнил о её истории и значимости.
В эти праздничные дни в Костроме находился и предстоятель Московского патриархата РПЦ - патриарх
Алексий П. Он совершил богослужение в кафедральном соборе Костромской епархии РПЦ, и вместе с
архиепископом Александром - Костромским и Галичским - возглавил Крестный ход, в котором приняло
участие духовенство и миряне РПЦ.
Материалы о праздновании смотрите на сайте http://mikmedia.narod.ru/frame.html.
По случаю юбилея города администрацией Костромской области был дан официальный прием.
На этом торжественном приеме, устроенном в одном из наиболее фешенебельных залов города, присутствовали
представители многих религиозных конфессий города. Наиболее многочисленную группу - от духовенства
РПЦ - возглавлял патриарх Алексий с архиепископом Александром; от старообрядческой епархии присутствовали
преосвященный епископ Иоанн и благочинный ярославско-костромской старообрядческой епархии протоиерей
Валентин Новожилов.
II-ОЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ СЪЕЗД МОЛОДЕЖИ
29 августа. г. Томск. Здесь завершил работу II-ой епархиальный съезд старообрядческой молодежи
Новосибирской и Всея Сибири епархии, который проходил с 24 по 29 августа сего года.
Съезд проходил под председательством преосвященного Силуяна - Епископа Новосибирского и Всея Сибири.
В работе съезда приняло участие более 60 человек-делегатов сибирских приходов (Томск, Новосибирск,
Омск, Новокузнецк, Барнаул), общин ближнего (Усть-Каменогорск) и дальнего зарубежья (Сидней, Австралия),
представители Миасса, Ржева, Казани.
На съезде были заслушаны и обсуждены доклады по вопросам христианского воспитания и образования;
отдельным, наиболее актуальным и интересным на сегодняшний день периодам истории старообрядческой
церкви, а так же издательской деятельности.
С докладом "Межконфессиональное сотрудничество" выступил консультант отдела по работе
с национальными автономиями и конфессиями при Администрации Томской области А.Ю. Емельянов.
По проблемам глобализации, а также с инициативой создания старообрядческого культурно - просветительского
общества выступил преподаватель кафедры высшей математики НГПУ О.С. Вдовин.
Доклад священника Евгения Чунина из г. Ржева <Молодежь - как полноправная участница церковной
жизни> был зачитан посланницей автора - д. Еленой Бушмановой.
К открытию съезда была подготовлена выставка традиционных ремесел, а также экспозиция по истории
Томского прихода. В рамках культурной программы съезда гостям была предложена двухчасовая экскурсия
по историческим местам г. Томска, а так же состоялось выступление хора кафедрального собора Рождества
Пресвятыя Богородицы г. Новосибирска, под управлением В.А. Долгова.
К съезду старообрядческой молодежи была приурочена и выставка "Аз, старообрядческий епископ",
организованная в Томском областном Центре документации новейшей истории. На выставке были представлены
документы, поступившие из томского управления ФСБ. Выставка достаточно подробно познакомила со
старообрядцами т.н. "третьей волны" - политическими ссыльными 1920 - 50-х гг, включая
сибирских епископов Амфилохия (Журавлева), Арсения (Давыдова), Тихона (Сухова).
Съезд привлек весьма пристальное внимание местных СМИ.
ОБЪЯВЛЕНИЕ
2-й СЕМИНАР СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ИЗДАТЕЛЬСТВ И ИЗДАТЕЛЕЙ
Община храма святителя Николы Чудотворца на Тверской заставе в Москве (м. "Белорусская"),
организует 2-й семинар старообрядческих издательств и издателей, который планируется провести
15 октября 2002 года. Приглашаются редакторы, издатели и сотрудники старообрядческих изданий и
других средств церковной информации.
Начало семинара 15 октября в 10.00.
На семинаре предполагается обсудить различные аспекты издательской и информационной деятельности,
познакомить друг друга с издательскими планами и продукцией издательств, наметить возможные пути
для взаимодействия.
После прочтения докладов, во второй половине дня, состоится круглый стол по обсуждаемым вопросам.
Заявки на участие в семинаре направлять по адресу: г. Москва, ул. Бутырский вал, д. 8/3, иерею
Алексию Лопатину; тел. 251-06-12, т/факс 340-41-77, Е-mail: cherk-vesty@yandex.ru
|
вопрос
священнику
e-mail
автору проекта
|