Новости
Июнь
Апрель-Май
Март
Февраль
Январь
Ноябрь-Декабрь
Октябрь
Сентябрь
Август
Июль
2003
2002
|
90-ЛЕТИЕ ХРАМА УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ В ТОМСКЕ
Сентябрь. г.Томск.
В сентябре этого года томская старообрядческая община отметила юбилей
своего храма. Юбилею томской церкви - единственной старообрядческой церкви
уцелевшей в сибирском регионе после церковного разорения 1930-х гг., ее
истории, были посвящены в свое время несколько статей как в церковной,
так и светской региональной и местной периодике. В статьях обобщены имеющиеся
на сегодняшний день архивные материалы, воспоминания, во многом восстанавливающие
историю томской общины. (См.: Сибирский старообрядец.Специальный выпуск.
1998.№ 14; К истории томской старообрядческой общины// Сибирский старообрядец.
2002.№ 8; Е.А. Долнакова. Храм во имя Успения Пресвятыя Богородицы в Томске//
Архитектура и строительство Сибири. 2003. №6-7; М. Коробейникова. К юбилейной
дате//Остров веры. 2003.№4. ).
Освящение храма Успения Пресвятыя Богородицы состоялось 22 сентября 1913
года. Его закладку осуществили четырьмя годами раньше - в 1909 году. Чин
освящения совершал первый томско-алтайский епископ Иоасаф (И.С. Журавлев).
Епископу Иоасафу сослужило 8 священников, в том числе настоятель храма
о. Трифон Сухов (будущий томско-алтайский епископ Тихон, канонизирован
в сентябре с.г. ), известный епархиальный деятель, начетчик, один из редакторов
журнала "Сибирский старообрядец" о. Даниил Суворов и др. Торжество
события передает церковная периодика того времени: "В 6 часов утра…
было совершено освящение воды, и потом самое освящение храма… Благодарение
Господу Богу, теперь старообрядцы-томичи радуются. Подходя к храму и слыша
несущийся с него мощными волнами звон, они приходят в восторг и плачут
от радости, ибо случилось наяву то, о чем предки наши и не помышляли"
(Церковь. 1913. №47.). Однако следует отметить, что давление властей наблюдалось
и после дарования религиозных свобод, ведь Томск являлся в то время губернским
центром, в нем находилась епископская кафедра господствующей церкви, центр
по борьбе с "зловредным расколом" - т.н. противораскольническое
братство, открытое в 1884 г. Так, не был разрешен крестных ход к месту
закладки церкви в1909 г., неоднократно отмечались и другие факты преследования
и просто пренебрежительного отношения к старообрядцам.
Освящение храма стало важнейшим этапом истории не только томской Успенской
общины. В 1911 г., после разделения Сибирской епархии на Томскую и Иркутскую,
и образования Томско-алтайской епархии, Томск на долгие годы становится
епархиальным центром Древлеправославной старообрядческой церкви (неоднократные
попытки организации епископской кафедры в Томске известны и в "гонительный"
период). Епархиальная деятельность будет насильственно уничтожена в 1930-е
гг., но духовное влияние Томской общины будет продолжаться как в эти,
так и последующие годы. Так сложилось Божиим промыслом, что богослужения
в храме прерывались только на период 1941-1946 (?) гг. - в этот период
церковное здание использовалось в качестве военного продовольственного
склада. Практически постоянно община имела и своих священников, как известно,
для Сибири этот вопрос всегда стоял крайне остро.
Время сказало свое слово. Храм нуждается в срочном ремонте и реставрации,
в связи с чем был включен в свое время в список реставрационных работ
Центра охраны памятников истории и культуры. С мая 2003 г. начался его
капитальный ремонт, убран подгнивший основной свод, убраны все 5 куполов
основного свода, сделана временная кровля. В настоящее время ремонт продолжается,
срублен свод, идет рубка основного барабана. Стоит задача найти мастеров
для изготовления барабанов, имеющих навыки кровельных работ по куполам.
Эти работы предполагается начать весной. Конечно, многое будет решать
наличие средств, но возлагая надежды на Бога, прихожане верят, что томская
церковь будет сохранена и для следующих поколений
www.staroobrad.ru
О КАЛЕНДАРЕ "ХРАМЫ ТОМСКА"
Сентябрь. г.Томск.
Муниципальное учреждение по сохранению исторического наследия г. Томска
"Томск исторический", выпустило настенный, перекидной календарь
"Храмы Томска". Выпуск календаря приурочен к юбилею города,
которому в следующем году исполняется 400 лет. Естественно, календарь
отличает отличная полиграфия, дизайн.
Обложку календаря украшает часовня Иверской Божией Матери, находящаяся
по соседству с памятником В.И. Ленину на центральной площади города. В
календаре содержится историко-архитектурная справка по каждому храму с
комментарием на английском языке. Кроме 8 новообрядческих храмов на страницы
календаря угодили католический костел, мусульманская мечеть, еврейская
синагога. На этот раз не обошли вниманием и старообрядческую церковь Успения
Пресвятыя Богородицы. Надо сказать, что история старинного томского храма
плохо известна томичам - информации по церкви нет ни в одном путеводителе
или издании по истории города. Казалось бы, авторам комментариев следовало
пойти по простому пути и воспользоваться предоставленной информацией по
истории храма самими старообрядцами, тем более что представители МП "Томск
исторический" настоятельно просили это. Поданная достаточно подробно
и добротно информация была полностью проигнорирована. В результате получилось
следующее. Старообрядческая церковь названа "австрийской" (последнее
слово авторы умудрились написать с большой буквы, конечно, без кавычек);
ошибочно названа дата закладки храма - 1910, а не 1909 г. В самом деле,
храм строился по типовому проекту, но не возможно согласиться с утверждением,
что он "представляет копию" Святоникольского храма патриаршей
церкви при станции Томск-II, построенной незадолго до этого. Ошибочно
названы годы служения Томско-Алтайского епископа Иоасафа (Журавлева) на
архиерейской кафедре - 1913-1919, а не 1906 -1919 (1921?) гг. К тому же,
что он похоронен "за алтарем церкви", достоверных сведений нет,
а документальные источники указывают другое место погребения. Неверно
названа дата основания кружка старообрядческой молодежи, 1922, а не 1918
г. Не мог в быть "почетным представителем" кружка и Ф.Е. Мельников,
находящийся к этому времени за пределами большевистской досягаемости.
В 1940-45 гг. Томская старообрядческая церковь не могла быть "единственным
действующим христианским храмом", поскольку именно в этот период
здание церкви было конфисковано.
Остается глубоко сожалеть, что по истории нашей церкви томичи и гости
города получат в очередной раз искаженную информацию.
www.staroobrad.ru
ПРИГЛАШЕНИЕ НА "ЕФРЕМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ"
4-5 декабря. г. Улан-Удэ.
Правительство Республики Бурятия, Бурятское благочиние Читинской и Забайкальской
епархии Русской Православной Церкви, Восточно-Сибирская государственная
академия культуры и искусств. Музей Бурятского Научного Центра СО РАН,
Научно - производственный центр охраны памятников культуры Бурятии извещают
о проведении региональной научно - практической конференции "Ефремовские
чтения", которая состоится 4-5 декабря 2003 года во ВСГАКиИ.
На конференции предполагается обсуждение следующих проблем:
- миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Сибири и на
Дальнем Востоке;
- проблемы возрождения Православия в Сибири и на Дальнем Востоке; роль
духовных лиц в истории и культуре Сибири;
- духовность и нравственность как основа развития личности, общества и
государства;
диалог и преемственность культур в Байкальском регионе, в Восточной Сибири
(межкультурная коммуникация и взаимопонимание);
- современные процессы в религиозной жизни общества и религиозный синкретизм;
- история сибирского казачества;
- история и современное состояние старообрядчества в Сибири и на
Дальнем Востоке;
- проблемы сохранения и использования памятников православной '"духовной
культуры.
Напоминаем о предоставлении в Оргкомитет заявки на участие и материалов
в печатном и электронном виде, с оформлением ссылок на использованные
источники.
Приглашаем к обсуждению вопросов конференции и участию в дискуссии государственные,
общественные и иные организации, деятелей церкви, науки и культуры.
Просим Вас до 20 ноября 2003 г. прислать свою заявку на участие в конференции,
сообщить тему выступления и прислать материалы к конференции. Принимаются
работы соответствующие поставленным проблемам в печатном и электронном
виде, объемом до 5 страниц, выполненных в формате RTF, шрифт Times New
Roman, размер шрифта 12, межстрочный интервал 1,5 убедительная просьба
проверять тексты на грамотность и файлы на наличие вирусов.
Контактная информация:
670047, г. Улан- Удэ, ул. Сахьяновой, 8, музей БНЦ СО РАН
телефон: (3012)433080
e-mail muzey@pres.bsc.buryatia.ru или lbova@pres.bsc.buryatia.ru
ОСТРОЖСКАЯ БИБЛИЯ
30 сентября. г. Москва.
В издательстве "Третий Рим" вышло из печати и поступило в продажу
переиздание Лицевой Острожской Библии (изд. Рябушинского). Издание можно
преобрести в Москве в лавке Белорусской общины на Бутырском валу.
www.staroobrad.ru
ВОРОНЕЖСКИЕ ВЛАСТИ СОЧЛИ НЕВОЗМОЖНЫМ ОСВОБОДИТЬ
МЕСТНУЮ СТАРООБРЯДЧЕСКУЮ ОБЩИНУ ОТ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
30 сентября. г. Воронеж.
Воронежская городская старообрядческая община Московской митрополии обратилась
к городским властям с просьбой об освобождении от арендной платы за земельный
участок.
В 1996 г. местная религиозная организация РПСЦ по решению мэрии получила
в долгосрочную аренду сроком на 49 лет полуразрушенный бывший жилой одноэтажный
дом в центре города. (Историческое здание старообрядческой молельни было
уничтожено в начале 1930-х гг). Между тем, в нынешнем году сумма налога
должна превысить 23 тысячи рублей.
Соответствующее подразделение мэрии подготовило необходимую документацию
на льготы, однако, в соответствии с установленными муниципальным представительным
органом власти порядком, подобные решения должны получать санкцию Городской
думы. За минуту до обсуждения вопроса депутат Евгений Хамин (владелец
сети фитнес-центров, получавший льготы для своего бизнеса) закричал: "Секта!"
и устремился к трибуне. Оратор записал в "грехи" старообрядцам
многое, в том числе даже многожёнство.
Депутат Сергей Шишлаков, тоже коммерсант, вступился за приверженцев древлего
православия и русскую историю; по его словам, раскол случился из-за того,
что в стародавние времена "они просто "бабки" в Москве
не поделили. Что же они после этого сектанты?" Хамин начал созваниваться
со своим консультантом по религиозным вопросам, после разговора с которым
признал, что с многожёнством переборщил, а что "секта", то сущая
правда.
В ходе дебатов депутат Галина Кудряцева напомнила коллегам о принципе
отделения Церкви от государства и о том, что в подобной льготе депутаты
отказывали даже епархии РПЦ МП.
По поводу отношений с епархией тот же Шишлаков заметил: "Полбюджета
Центрального района вбухано в строительство храма (нового кафедрального
собора) в Первомайском саду. Откуда там плитка взялась, кто проводил там
озеленение". На что Кудрявцева, выигравшая несколько судебных процессов
с чиновниками разного уровня, предложила: "Если так, давай возбудим
уголовое дело!".
Портал-Кредо.ру
ПЕРЕГОВОРЫ О ВЫДЕЛЕНИИ НОВОГО МЕСТА ДЛЯ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО
ХРАМА
29 сентября. г. Чебоксары.
Представители Чебоксарской старообрядческой общины (председатель В. В.
Тимофеев, В.Ф. Александрова и Ф.А. Ремизова) посетили институт "Чувашгражданпроект"
по вопросу о выделении нового земельного участка под возрождение старообрядческого
храма в г. Чебоксары. Их принял начальник 2-го отдела института Ю.М. Новоселов
и предложил новое место под строительство в центре города недалеко от
Художественного музея взамен ранее предлагавшегося участка в районе речного
порта. Новое место удобно с точки зрения транспортных магистралей, однако
рядом с местом предполагаемого строительста размещаются два частных дома
с огородами. После выезда не место старообрядцы согласились закрепить
за собой предложенный участок. В тот же день Городское управление архитектуры
в лице А.В. Соколовой предложила старообрядцам подготовить генплан расположения
храма на новом месте и вынести его на рассмотрение градостроительного
совета в рабочем порядке.
"Староверы Чувашии" http://starovery-in-chuvashia.boxmail.biz
СТАРООБРЯДЦЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ ЧУВАШИИ
27 сентября. Чебоксары.
В аналитической программе "Обзор местности с Александром Беловым"
телесеть "Канал5+" был показан сюжет корреспондента Ольги Григорьевой
о Чебоксарской старообрядческой общине и интервью с передседателем общины
диаконом Валерием Тимофеевым. В сюжете были затронуты вопросы о взаимоотношении
старообрядческих общин и налоговых органов, причем был поднят вопрос о
целесообразности налоговых льгот, каковыми давно пользуются новообрядцы,
особенно по ставкам земельного налога для возрождающихся старообрядческих
общин. Особое внимание в интервью было уделено стремлению Чебоксарской
старообрядческой общины возродить в Чебоксарах Крестовоздвиженскую церковь.
Многие старообрядцы Чувашии считают, что необходимо вести более активную
информационную политику и сотрудничать со средствами массовой информации,
чтобы голос староверия был слышен, новообрядческая церковь не претендовала
на роль единственного представителя Православия.
"Староверы Чувашии" http://starovery-in-chuvashia.boxmail.biz
ПРИГЛАШЕНИЕ НА КРЕСТНЫЙ ХОД
24 сентября. г. Боровск (Калужская область).
24 сентября 2003 г. в г. Боровске (Калужская область) состоится Крестный
ход из старообрядческого храма Введения Пресвятыя Богородицы к строящейся
часовне святых мучениц и исповедниц Феодоры и Евдокии. Начало полунощницы
в 7.30 Начало крестного хода в 11.00 Начало молебна у часовни в 12.00
www.staroobrad.ru
КАНОНИЗАЦИЯ СВЯТЫХ В СИБИРСКОЙ ЕПАРХИИ
22 сентября. г. Новосибирск.
В Новосибирске прошло епархиальное совещание епархии Новосибирской и всея
Сибири. Помимо текущих вопросов приходской и епархиальной жизни, был рассмотрен
вопрос о "Канонизации местночтимых святых". Принято решение
о почитании как местночтимых святых священномученика Тихона (Т.Г. Сухова),
епископа Томско-Алтайского, священномученика Амфилохия (Журавлева), епископа
Томско-Алтайского, священномученика Арсения (Давыдова), епископа Минусинского,
священномученика Афанасия (Федотова), епископа Иркутско-Амурского, исповедника
Мефодия (Екимова), епископа Тобольско-Сибирского. Благословлено составлять
местночтимым святым службы, жития, писать иконы, освящать в честь их храмы.
К настоящему времени написаны иконы, составлены и изданы жизнеописания
священномученика Афанасия (Федотова), святителя Иосифа Дальневосточного.
Составлено житие, написан канон и икона священномученику Тихону (Сухову),
собраны материалы для жизнеописания епископа Мефодия (Екимова), священномученика
Арсения (Давыдова).
www.staroobrad.ru
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В г. НОВОЗЫБКОВЕ БРЯНСКОЙ
ОБЛАСТИ
21 сентября. г. Новозыбков (Брянская область).
На Рожество Пресвятые Богородицы Рожественско-Никольский храм г. Новозыбкова
Брянской области отмечал свой престольный праздник. На праздник съехадись
священники и миряне со всех близлежайших приходов. Всенощную и Литургию
служил настоятель храма иерей Сергий Бедный, в сослужении с иереем Сергием
Малащенко (пгт. Добрянка, Черниговская область Украины). На молебен и
на крестный ход приехал иерей Георгий Иванов из г. Клинцов Брянской области.
После Литургии был отслужен водосвятный молебен, и прошёл Крестный ход.
После Крестного хода состоялась праздничная трапеза, за которой прозвучали
поздравления настоятелю Храма и прихожанам. Надо отметить, что прихожан
в Храме было значительно больше, чем в обычные дни - около 200 человек.
Все гости с радостию заметили, что Храм и сам приход до неузнаваемости
изменился - из умирающего прихода, после поставления сюда о. Сергия Бедного
в январе прошлого года, приход начал возвращаться к активной жизни: так
были частью заменены покрытия, водружен новый купол, готовиться к восстановлению
летний храм. Надо отметить, что храм восстанавливается исключительно на
деньги прихожан, количество которых существенно увеличилось именно с момента
прихода о. Сергия, а городские власти, несмотря на все свои обещания,
увы, средств так и не предоставили. Хотелось бы так же сказать, что в
следующем, 2004 году, Храм будет отмечать своё 230-летие. Храм этот древнейший
деревянный храм во всей Брянской области.
www.staroobrad.ru
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В КАФЕДЕРАЛЬНОМ СОБОРЕ
г. НОВОСИБИРСКА
20-21сентября. Новосибирск.
В Новосибирском кафедральном соборе во имя Рожества Пресвятыя Богородицы
состоялись торжественные архиерейские богослужения престольного праздника.
Епископу Новосибирскому и всея Сибири владыке Силуяну сослужили протоиерей
Михаил (Задворнов - настоятель собора), иерей Павел Романюк (настоятель
церкви св. великомученицы Варвары, Новосибирск), иерей Никола Думнов (Барнаул),
о. Глеб Казаченко (Усть-Каменогорск), о. Елисей Елисеев (Улан-Удэ), о.
Вячеслав Измайлов (Иркутск), о.Александр Черногор(Новокузнецк), о. Михаил
Гаевой (Бийск), о.Вячеслав Акентьев (Алма-Ата), дьякон Анатолий Сафронников
(Новосибирск), дьякон Валентин Бесштанников (Томск),чтецы Андрей, Сергий,
Антоний(Новосибирск), Константин (Барнаул), Дионисий (Томск). Разделить
торжество престольного праздника с новосибирцами приехали многочисленные
гости: из Москвы, Барнаула, Бийска, Томска, Новокузнецка, Минусинска,
Бишкека, Залесово, Улан-Удэ, Читы и других мест. Особой торжественностью
и красотой отличалось пение клиросов, состоящих из певцов разных приходов.
Правым, мужским, клиросом руководили Федор Устинов и Владимир Долгов,
левым, женским, руководила девица Наталья Долнакова. Каноны читали чтецы
Никола и Дионисий Коробейниковы (Томск).
В половине седьмого утра 21 сентября состоялась торжественная встреча
владыки Силуяна, затем - соборное облачение, полунощница, часы, Божественная
литургия и молебен с водосвятием и крестным ходом вокруг собора. Канон
на молебне читал Александр Емельянов. Были провозглашены здравицы Митрополиту
Алимпию, епископу Силуяну, духовенству, всем чтущим и поющим, всем молящимся.
После проповеди все гости были приглашены на торжественную трапезу. Вместительное
подвальное помещение, где проводятся праздничные мероприятия, было со
вкусом украшено, столы красиво сервированы и заставлены многочисленными
угощениями, приготовленными стараниями прихожанок. Следует отметить, что
в организации обеда активно участвовала молодежь. Под руководством дьяконицы
Марьи девушки - клирошанки готовили, накрывали на стол и ухаживали за
трапезой. Гости сердечно поздравляли хозяев с престольным праздником.
Председатель церковного совета храма Покрова из Минусинска Иван Скачков
подарил приходу доску - вывеску с названием храма.
К престольному празднику был издан настенный календарь на 2004 год и новый
номер " Сибирского Старообрядца".
www.staroobrad.ru
НАСТЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ
16 сентября. Москва.
Увидел свет настенный календарь на 2004/7512
год, посвященный стопятидесятилетию со дня рождения святителя Иосифа епископа
Иркутско-Амурского всего Дальнего Востока. Этот календарь был выпущен
совместными усилиями издательства "Златоуст" и администрации
сайта. Заявки на календарь принимаются по адресу : semeyskie@narod.ru
АРХИПАСТЫРСКАЯ ПОЕЗДКА ЕПИСКОПА АНДРИЯНА
9 - 11 сентября. г. Ижевск.
Епископ Андриан с 9 по 11 сентября с рабочим визитом посетил г. Ижевск,
г. Сарапул и пос. Камбарка.
В Камбарке он имел беседу с современным владельцем здания бывшей старообрядческой
церкви, в результате которой было принято решение о заключении договора
о передаче церковного помещения в бесплатную аренду, что позволит организовать
в нем общую молитву. В г. Сарапуле владыка Андриан встретился с главой
администрации города и обсудил возможные варианты предоставления старообрядческой
общине здания для совершения церковной службы. В праздник Усекновения
главы Иоанна Крестителя епископ Андриан совершил службу в Покровском храме
г. Ижевска, на которой поставил во чтецы свещеносца Дионисия и отрока
Константина.
www.staroobrad.ru
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОСТОЖЕНСКОЙ ОБЩИНЕ г. МОСКВЫ
8 сентября. Москва.
На день Сретения Владимирской иконы Пресвятыя Богородицы Храм Остоженской
общины г. Москвы отмечал свой престольный праздник. К Престолу был практически
полностью закончена побелка фасада здания, и сам Храм являл собою праздничное
зрелище - своими белокаменными стенами и золотыми куполами. Божественную
Литургию на Праздник служил настоятель храма иерей Сергий Лисуренко в
сослужении с настоятелем Покровского Кафедрального Собора протоиерея Леонида
Гусева и другими московскими и подмосковными священниками. По настоящему
празднично звучали голоса чтецов и певцов, тем более, что помимо клирошан
Храма-именинника, на праздник приехали и певцы с Рогожского, и многих
подмосковных приходов. По окончании службы была устроена торжественная
трапеза, во время которой, о. Леонид Гусев передал поздравление настоятелю
и причту храма от имени Владыки Алимпия, Московского и Всея Руси.
Так уж получилось, что Престольный праздник совпал с не менее важным начинанием
Остоженской общины - возведением Иконостаса по тем проектам, которые сохранились
от первоначального, дореволюционного облика Иконостаса. Как и всегда было
на Руси, строительство и украшение храма - это забота не только настоятеля
и причта храма, но и всех православных християн. Дело по воссозданию Иконостаса
весьма затратное и долгое, поэтому мы обращаемся ко всем християнам-старообрядцам
- внести свою лепту в возведения Иконостаса одного из красивейших Храмов
Москвы.
Остоженская община г. Москвы
НОВАЯ КНИГА БОЛОНЕВА
Сентябрь. г. Новосибирск.
Готовится к переизданию книга известнейшего
исследователя cтарообрядчества Фирса Федосовича Болонева "Старообрядцы
Забайкалья в ХVШ-ХХ вв"
Впервые книга "Старообрядцы Забайкалья в ХVШ-ХХ вв." была издана
в 1994 году небольшим тиражом и сразу же после выхода в свет стала библиографической
редкостью. Книга вызвала значительный интерес: своеобразие культуры, быта,
одежды, говора, мировоззрения старообрядцев (семейских) Забайкалья, непохожесть
на других русских привлекли внимание ученого и неученого люда.
Настоящее издание книги автор существенно переделал и дополнил. В ней
представлены теми, о которых прежде невозможно было писать, например,
очерк о Церкви и ее значении в народной жизни старообрядцев Забайкалья,
о старообрядческих купцах-меценатах, подвижниках русской культуры, о современном
состоянии старообрядчества в Бурятии. Также рассмотрены и другие не менее
интересные вопросы этнокультурного взаимодействия семейских с теми народами,
с которыми пришлось жить бок о бок, делиться опытом и достижениями на
протяжении веков.
Книга будет издана в Москве в ИПС "ДИК" уже в этом году. Объем
книги - 304 страниц.
Заявки на книгу можно осуществить уже сегодня по адресу:
630058, г. Новосибирск, ул. Русская, д. 23, кв. 105 Болоневу Ф.Ф.
д.тел. 33-97-91, E-mail: bolonev@rambler.ru
факс Института археологии и этнографии СО РАН:
(8. 38-32) 30-11-91
"ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ СТАРООБРЯДЕЦ" - ПОДПИСКА НА 7512 ЛЕТО
Сентябрь. г. Улан-Удэ.
Подошел к концу издательский год нашего журнала,
вернее сказать - издательское лето (ибо издается "Дальневосточный
старообрядец" с сентября по сентябрь месяц по Православному календарю).
Издано 12 номеров газеты, которые соединенные вместе и прошитые дают единый
годовой журнал.
Вы не могли не заметить, что нумерация страниц нашего издания отличается
от привычной газетной нумерации. В течении года шло накопление страниц
из номера в номер, вплоть до сего 12-го номера. Теперь, если вы сохранили
все номера "ДВс", то, сложив их, вы получите приличного формата
годовой журнал "Дальневосточного старообрядца".
Если у вас не хватает некоторых номеров, напишите в редакцию и закажите
недостающие, а так же закажите оглавление к журналу, обложку и титульный
лист. Сложив все вместе и по порядку и прошив, вы с сможете хранить в
своей библиотеки значительно дольше, чем сохраняются отдельные газеты.
Напоминаем нашим постоянным и временным читателям, что оформить годовую
подписку на журнал-газету "Дальневосточный старообрядец" очень
не сложно: напишите в редакцию письмо, укажите свой обратный адрес и необходимое
количество экземпляров "ДВс". Не забудьте о своих родных и близких.
Через чтение литературы вернулись или присоединились к Церкви Христовой
многие люди. Если даже кто-то сегодня не находит в себе сил прийти в храм,
то Церковь хотя бы в виде нашей газеты войдет в дом к нашим родным и близким.
Наш адрес:
670033, Бурятия, г. Улан-Удэ - 33, а/я 2765
Редакция "ДВс"
тел/факс: (3012) 42-52-35
E-mail: baikal_rpsc@newmail.ru
Ждем ваши письма, материалы, замечания, предложения.
С любовию о Господе и наилучшими пожеланиями.
Редактор.
ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ
Ярославско-Кострамская епархия Русской Православной Старообрядческой Церкви
объявляет о наборе учащихся на новый учебный год.
ПРАВИЛА ПРИЕМА
1. ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ - учебное заведение Ярославской и Костромской старообрядческой
епархии, готовящее священнослужителей Русской Православной Старообрядческой
Церкви.
2. Срок обучения - 3 года.
В духовном училище изучают следующие предметы:
1) Священное Писание Ветхого и Нового Заветов;
2) Катехизис;
3) Литургика;
4) Богословие: Догматическое, Сравнительное;
5) Гомилетика;
6) История: Общецерковная, Русской Церкви, Древлеправославной Церкви,
Поместных Церквей;
7) Патрология;
8) Каноническое право;
9) Церковное пение и грамматика знаменного пения.
3. В училище принимаются лица мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет,
имеющие среднее образование, холостые и женатые (первым браком).
4. Поступающие в училище подвергаются приемным испытаниям.
От них требуется осмысленное знание следующих молитв:
А. Семипоклонный начал. Начальных - "Царю небесныи", "Святый
Боже", "Пресвятая Троице", "Отче наш", "Приидите,
поклонимся".
Б. Божией Матери - "Богородице Дево, радуйся", "Достойно
есть", "Взбранной Воеводе", "Владычице приими",
"Бысть чрево Твое", "О! Всепетая Мати".
В. Утренних и вечерних - "Боже, очисти мя грешнаго", "От
сна востав", "Ослаби остави", "Ненавидящих и обидящих",
"Да воскреснет Бог".
Г. Символ веры. Молитва Св. Ефрема Сирина. Десять заповедей. Заповеди
Блаженства. Псалмы 50-й и 90-й.
5. Поступающие должны иметь навык чтения богослужебных книг (на церковно-славянском
языке).
6. Желающие поступить в духовное училище должны предоставить в епархиальное
управление следующие документы:
1) прошение на имя ректора;
2) рекомендацию приходского священника (для мирянина);
3) автобиографию и две фотокарточки (3 на 4);
4) документ об образовании (копия);
5) справка от врача (ф. 086)
6) справки: о крещении и о венчании (для женатых), для священнослужителя
не требуется;
7) для священнослужителя письменное благословение епархиального архиерея;
Адрес Духовного училище: 156017 г. Кострома, ул. Широкая, 13.
ЦЕРКОВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Сентябрь. г. Свободный Амурской области.
Старообрядческая община во имя Преображения Господня г. Свободного приступила
к реконструкции церковного строения, расположенного по улице Раздольная,
д. 60.
Согласно замыслов руководства общины дом, приобретенный под храм будет
удлинен на 3-4 метра, и с восточной стороны к нему будет пристроен алтарь.
Проведены основные расчеты и решения, залито фундаментное основание пристройки.
В это же время в основном старом помещении, во временно оборудованном
алтаре продолжается служится Литургия.
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ТОМСКЕ
27 - 28 августа. .г. Томск
Состоялись торжества по случаю храмового праздника Успения Пресвятыя Богородицы.
Традиционно праздник посетил Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири.
Ему сослужили: протоиерей Геннадий Коробейников, настоятель храма, о.
Анатолий Бесштанников (п. Гарь), диакон Валентин Бесштанников (г. Томск),
чтецы: Василий и Дионисий Коробейниковы, Вадим Толстихин, Сергий Скачков
(г. Минусинск). Торжественная служба была завершена водосвятным молебном,
крестным ходом. После богослужения состоялся праздничный обед, на котором
присутствовали и представители областной Администрации. Храмовые торжества
и приезд епископа Силуяна вызвали пристальный интерес местной прессы.
События освящались по трем ТВ - каналам, радио. Надо отдать должное журналистам
- материал был подан грамотно и информативно. Для многих из них встреча
со старообрядцами явилась открытием.
Праздник Успения Пресвятыя Богородицы - престольный праздник в старообрядческой
общине г. Томска. Каждый год он проходит с особым торжеством, при стечении
большого количества прихожан и гостей из других приходов. Этот год не
был исключением. Торжества практически совпадают с юбилеем храма - 22
сентября по ст. ст. ему исполняется 90 лет со дня освящения.
www.staroobrad.ru
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В КЛИНЦАХ
18-19 августа. Клинцы (Брянская обл.).
Преображение - престольный праздник в Клинцовском старообрядческом храме,
построенном еще в первой половине XIX века. Так совпало, что после прошедших
дождей в самый день Преображения установилась тёплая и солнечная погода.
В этот раз на престольный праздник приехали гости из Ржева, и привезли
с собой богатую книжную ярмарку духовной литературы. Всенощное бдение
возглавил настоятель храма - иерей Георгий Иванов. Позже к нему присоединился
прибывший из Ржева иерей Евгений Чунин; он же читал праздничный канон
на утрене. На первом часу настоятель совершил над всеми богомольцами чин
помазания маслом от лампады праздника. Этот старинный обычай совершать
на утрени елеопомазание восстановлен еще не во всех старообрядческих храмах.
В Клинцах он регулярно совершается уже почти год, но для гостей праздника
сие было в новинку. В день престольного праздника Божественную литургию
совершал настоятель храма иерей Георгий Иванов в сослужении иерея Евгения
Чунина (Ржев, Тверская обл.) и двух чтецов. По совершении Божественной
литургии состоялся праздничный молебен с водосвятием. После Крестоограждения
настоятель храма обратился к богомольцам со словом проповеди, в котором
призвал всех верующих стремиться преображать свои души светом веры и добрых
дел. Затем на церковной ограде было совершено освящение плодов, после
чего гостей и прихожан пригласили за стол. Чуть позже подъехал иерей Сергий
Бедный из Новозыбкова, чтобы вручить о. Георгию поздравления от своего
прихода. После трапезы местная и приезжая молодёжь совершила интересную
прогулку по достопримечательным местам города, связанным с его старообрядческой
историей.
ОЧЕРЕДНОЙ ВОЗИТ НА КАМЧАТКУ
Август. Бурятия - Камчатка.
Очередную, теперь долговременную поездку в Камчатские пределы осуществила
уставщица Верхнеудинской Старообрядческой общины Екатерин Федоровна Ефимова.
Как известно на Камчатке проживает достаточное количество христиан-старообрядцев,
но ни церкви, ни самой церковной жизни здесь практически нет. Эти места
многие годы не посещает священство, христиане не имеют возможности даже
исповедоваться.
Церковное руководство надеется на исправление этой ситуации. Бог даст,
молитвенная лампада возгорится и на этой северной земле.
КОНФЛИКТ ВОКРУГ КОСТРОМСКОЙ ОБЩИНЫ
22 июля. Кострома
В "Костромском Bедомости" появилась подборка информации под
громким названием: "Серийные убийства удалось остановить". В
одной из них говорилось о взятии под стражу в Красносельском районе двух
молодых мужчин, подозреваемых в убийстве.
Автор Алина Ильинская, рассказав об этом, как бы между прочим бросила:
"По некоторым данным, один из подозреваемых является служителем старообрядческой
церкви". А он в январе всего лишь был взят колоть дрова для храма
(до этого колол дрова жителям деревень).
После встречи с настоятелем Храма Рожества Пресвятыя Богородицы иереем
Валентином Новожиловым автор Алина Ильинская письменно принесла свои извинения
старообрядческой общине "за недостоверную информацию, опубликованную
в материале, запятнавшую честь и достоинство старообрядческой церкви..."
Отец Валентин с группой прихожан отправился на прием к штатному сотруднику
газеты "Костромские ведомости" г-ну В. Бурдину и попросил опубликовать
извинение автора. Редактор даже не впустил их в кабинет. Сказал, что опубликует
извинение автора лишь по настоянию суда. А затем стал кричать на настоятеля
храма: "Уходите отсюда. Не мешайте работать. Я сейчас милицию вызову!.."
Подобное поведение редактора губернской газеты показывает, что не всегда
региональная пресса понимает всё значение Старообрядчества и Старообрядческой
Церкви в истории и культуре России.
www.staroobrad.ru
III СЪЕЗД СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ СИБИРСКОЙ ЕПАРХИИ
14-16 июля. с. Залесово (Алтайский край).
Состоялся третий съезд старообрядческой молодежи Сибирской епархии. На
съезд съехались представители приходов Новосибирска, Барнаула, Бийска,
Томска, Залесово, приехали гости из Москвы, Екатеринбурга, Боровска. Всего
собралось более шестидесяти человек.
Первое заседание состоялось 14 июля в храме святителя Николы после молебна.
Со вступительным словом к собравшимся обратился о. Никола Думнов - настоятель
Покровского храма г. Барнаула. Он поздравил собравшихся и призвал всех
принять активное участие в обсуждении поставленных проблем.
Дьякон Анатолий Сафроников (Новосибирск) напомнил о том, что в 2003 году
исполнилось 85 лет со времени образования Кружка старообрядческой молодежи
в г. Томске , который ставил перед собой задачи активного изучения истории
христианства и старообрядчества, стремился объединить старообрядческую
молодежь Сибири на религиозно-нравственных началах. Эти задачи остаются
такими же важными и для нас.
Выступающие говорили о том, что необходимо изучать Священное писание,
чтобы суметь защитить свою веру, доказать свою правоту. Современной молодежи,
как никогда, необходимо учиться, светское образование нужно с максимальной
пользой применять на благо церкви. В отсутствии духовных училищ старообрядческая
молодежь должна стремиться к духовному самообразованию. Участники съезда
говорили о работе воскресных школ в приходах , предлагали проводить духовные
чтения для молодежи и взрослых. Многих беспокоит проблема сплочения старообрядческой
молодежи, чтобы наша христианская молодежь смогла противостоять растлевающему
воздействию окружающего нас мира.
Говорили о воспитании детей, которое должно начинаться с самого раннего
возраста, о том, что мы далеко не такие знающие, как наши предшественники,
и как нам относиться к изучению естественных наук.
В выступлениях была затронута тема создания современной христианской семьи.
Было сказано и о том, что семейная христианская жизнь в современном мире
- это подвиг, ничем не ниже монашества, и что молодежь не должна относиться
к жизни как к непрерывному развлечению и отдыху, что нельзя жить в свое
удовольствие, отстаивая только свою личную свободу. Христианская семья
- это единый организм, где все посвящено подвигу самоотречения, где муж
и жена трудятся друг для друга и для своих детей. Только в семейной жизни
во всей полноте исполняет человек заповедь любви к ближнему, и очень важно,
чтобы молодежь это понимала.
После трапезы была организована поездка на водопад в красивейшие места
недалеко от с. Пещерки.
Вечером беседа продолжалась у костра на берегу реки. Обсуждались вопросы
о том, что может молодежь сделать полезного и нужного для церкви.
Второе заседание проходило утром 15 августа на берегу р. Каменки. На нем
был заслушан доклад Н. Долнаковой (Новосибирск) об одежде православного
христианина, где было отмечено, что в сибирских приходах восстанавливается
традиция ношения церковной одежды, начиная с детского возраста, а молодые
прихожанки стараются научиться шить для того, чтобы самим создавать соответствующую
православным взглядам одежду, а не носить современный молодежный "
ширпотреб". О. Никола отметил, что современная мода богоборческая,
она попирает присущие человеку скромность и целомудрие.
Выступающие предлагали молодежи заняться увлекательным и очень важным
делом - сбором исторических материалов в своих приходах: о судьбах священства
и простых прихожан , об истории создания приходов и строительства церквей
или молельных зданий.
С большим интересом молодежь выслушала рассказ старейшего залесовского
старообрядца Евстафия Федоровича Блинова о том, как во время войны он
чудом спасся от гибели с помощью святителя Николы.
Вечером в храме был проведен концерт духовных песнопений, в котором участвовали
представители разных приходов. Сначала пел мужской хор под управлением
д. Анатолия, затем хор девочек - насельниц залесовского христианского
лагеря. Завершился концерт совместным исполнением "Даурии".
Приглашенные жители с. Залесово остались очень довольны выступлением певцов
и даже продолжили слушание стихов у костра на берегу реки.
Важно, что каждый день съезда начинался и заканчивался совместной молитвой
в храме, в которой принимали участие все насельники детского лагеря и
участники съезда.
Съезд принял резолюцию в которой призвал молодежь активно заниматься изучением
Священного Писания, организовывать духовные чтения в своих приходах, свято
чтить традиции ведения высоконравственного благочестивого образа жизни,
приложить все усилия к благоукрашению своих храмов и начать работу по
сбору местных исторических материалов.
16 июля участники съезда начали разъезжаться. Представители Москвы, Томска,
Новосибирска и Боровска смогли ознакомиться с такими городами Алтая как
Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск, побывали на Телецком озере, посетили Новосибирск
и Томск.
www.staroobrad.ru
"СТАРООБРЯДЦЕВ МОЛДОВЫ ЖИВОЕ СЛОВО"
Молдова.
Вышел из печати сборник материалов международной научно-практической конференции
"Старообрядчество Молдавии: истоки и современность". (г. Кишинев,
14-16 декабря 2002 года) Издано Советом общественного движения Молдовы
"Русское Духовное Единство" при содействии Посольства Российской
Федерации в РМ; 300 стр.).
www.staroobrad.ru
|
ввопрос
священнику
e-mail
автору проекта
|