CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Ссылки Гостевая

История

 

Максим Гусев "Помедли, путник, Христа ради..."

 

Максим Гусев "Лестовка, подручник и книга..."

 

Максим Гусев "Как много дум наводит он..."

 

Галина Чебунина "Горсточку русских сослали..."

 

Краткая история об основании старообрядческого святительского престола

 

Очерки истории Рогожского кладбища в Москве

 

Ирина Будкина "Духовный капитал купцов Мальцевых"

 

Г.А. Мариничева "Хоры рогожского кладбища"

 

Владимир Богданов "Старообрядческое купечество"

 

Религиозный и политический идеал старообрядцев в трудах Ф.Е. Мельникова

 

О Феодоре дияконе московского собору

 

Глеб Чистяков "Русская Православная Старообрядческая Церковь"

 

320-летие мученической кончины священномученика и исповедника Аввакума

 

Мученический венец епископа Рафаила

 

Слово об исповеднике Мефодие, епископе Томском

 

Житие святаго священномученика и исповедника Павла, еписопа Коломенского

 

Горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол

 

Старообрядческая община г. Улан-Удэ

 

Преосвященный Афанасий, епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока

 

СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ОБЩИНА г. УЛАН-УДЭ:

Краткая история и догматическая преемственность.

 

Даже небольшие крупицы древней Православной веры и культурного наследия Старообрядчества Забайкалья представляют собой уникальное духовно-культурное явление, подобного которому нет во всем мире. Это подтверждено и ЮНЕСКО, объявившей в 2001 г. о начале разработки программ по сохранению культуры семейских. Не случайно именно на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока на протяжении ряда лет проводятся международные научно-практические конференции. Вековые древние православные устои, культура семьи и глубокие русские традиции ныне осмысливаются учеными историками, этнографами, искусствоведами и социологами. История Верхнеудинской Старообрядческой общины г. Улан-Удэ является частью истории семейских, которая требует подробного изучения, сохранения и развития.

 

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

История Церкви Христовой начинается с момента схождения Святого Духа на апостолов Исуса Христа в 50-й день по Его Воскресении после смерти на горе Голгофе, возле города Иерусалима (Израиль) в 33 году от Рождества Христова. За первое тысячелетие (с I по X в.), потрясаемая различными "ударами", как со стороны светских властей, так и внутренними противоречиями, Церковь Христова тем не менее, смогла сохранить свое единство. К моменту крещения Руси в 988 году (нужно отметить, что в то время христианство уже было весьма распространено у городской части славян) Церковь Христова, хотя и имела условное деление на Восточную (Византийскую) и Западную (Римско-кафолическую), все же оставалась единой Церковью, подчиняемой Освященным Соборам. Это единство скреплялось прежде всего крепкой основой - постановлениями Соборов апостолов (I в. н. э.) и семи Вселенских Соборов - ставших своеобразным Основным Церковным Законом. Высшим голосом Церкви с первых времен и по сей день является Освященный Собор. Русская Церковь взяла вероучение, книги, обряды, песнопения, церковное устроение и так далее от древней греческой Церкви.

В 1054 году Церковь Христова была вынуждена констатировать отделение от нее католиков, признав их повинными в церковном расколе и указав на целый ряд еретических отступлений в их воззрениях. Восточная часть Церкви осталась ортодоксальной (правоверной), стремясь сохранить в чистоте праведность исповедания веры, строго основываясь на постановлениях 7 Вселенских Соборов.

К XVII веку под влиянием мусульманских властей, в свое время завоевавших Средиземноморье, Православие в первозданном виде сохранилось лишь на Руси. Другие автокефальные православные церкви приняли ряд нововведений. Русь, хранящая православие в чистоте, в то время неоднократно называлась Святой Русью, Москва - Третьим Римом. Во второй половине XVII века в 1654 году патриарх Московский и всея Руси Никон (1605 - 1681) совместно с царем Алексеем Михайловичем Романовым под предлогом исправления книжных ошибок начали церковную реформу в стране. В результате этих действий к 1666 году Церковь Христова раскололась на приверженцев упростительных никоновских реформ и на приверженцев 7 Вселенских и 9 Поместных соборов (далее получивших название соответственно: никониане и староверы). Для самоопределения и преемственности приверженцы 7 Вселенских и 9 Поместных Соборов в различных источниках стали называть себя древлеправославными (на церковно-славянском "древле..." означает "древне...") или староверами. Светские источники назвали их "старообрядцами", желая свести раскол якобы к обрядовым различиям.

С начала никоновских реформ все православные епископы и митрополиты впали в ересь, а оставшийся в правоверии епископ Павел Коломенский был сожжен в срубе. Приверженцам православия восстановить церковную полноту лишь в 1846 году путем канонически верного присоединения к Церкви Христовой митрополита Амвросия (1791 - 1863). Сие событие произошло в селении Белая Криница (Украина), входившем в то время в состав Австрии. В 1853 году восстановлено высшее церковное руководство на Руси путем поставления архиепископа Антония Шутова на архипастырскую кафедру в Москве. В 1988 году, в дни празднования 1000-летия Крещения Руси, решением Освященного Собора Древлеправославной Христовой Церкви (г. Москва) на основе Московской архиепископии была учреждена Московская и всея Руси митрополия. Древлеправославная Христова Церковь, находящаяся под омофором митрополита Московского и всея Руси, решением этого же Освященного Собора была переименована в Русскую Православную Старообрядческую Церковь (РПСЦ).

 

ПОЯВЛЕНИЕ СТАРОВЕРОВ В ЗАБАЙКАЛЬЕ.

Небезызвестно, что "семейские" - это своеобразная группа русского старообрядческого населения Восточной Сибири. Наши предки в ХVII веке встали на защиту чистоты Православия, против церковной реформы Никона, за что были подвергнуты жестоким преследованиям и гонениям.

Скрываясь от реформы и преследований, староверы (так их окрестили официальные власти) бежали на окраины России и за ее пределы. Так, на Урале появились "кержаки", в Турции - "казаки-некрасовцы", в Румынии -"липоване", в тогдашних пределах Польши - в Стародубье и на Ветке - "поляки". Везде, где бы ни оказывались старообрядцы, они осваивали новые земли, создавали общины, свято хранили Православные каноны, культуру и русский язык. Стародубско-ветковская группа древлеправославных христиан за сто лет добровольной самоизоляции не только сохранила чистоту веры, но и многие черты культуры допетровской Руси, а также создала мощный духовно-административный центр Старой Веры. В 1735 и 1764 годах царское правительство предприняло две "выгонки староверов", громя их центры и изгоняя христиан с насиженных мест в "страшную глушь", за Байкал. Здесь, в Сибири, и назвали христиан "семейскими", потому что те пришли сюда, в отличие от других переселенцев, семьями.

Расселялись "семейские" в основном в южной части Забайкалья, возделывали земли, рубили избы, строили церкви и молитвенные дома. Так на территории Бурятии было основано до 50 крупных и мелких поселений семейских, из которых более 30 существуют и поныне. На рубежах России старообрядцы оказывались невольными пионерами освоения малозаселенных окраин.

До подписания в 1905 году императорского указа об основах веротерпимости, исходя из которого христианам, хранящим древнее Православие, предоставлялась свобода вероисповедания. Однако старообрядцы испытывали огромные затруднения со священством. Появляющихся священников и епископов власти по требованию господствующей церкви выслеживали, арестовывали и ссылали на принудительные работы или в ссылку под надзор пристава. С 1905-го по 1910 год положение в церковной жизни Восточной Сибири начало выправляться. В ряде селений были отстроены новые храмы, появились постоянные священники.

 

ВЕРХНЕУДИНСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ОБЩИНА г. УЛАН-УДЭ.

Верхнеудинская Православная Старообрядческая община г. Улан-Удэ территориально входит в состав Дальневосточной епархии РПСЦ (ранее - Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока, ныне Уссурийской и всего Дальнего Востока). В октябре-декабре 2001 года древлеправославные христиане-старообрядцы (семейские), проживающие на обширной территории Забайкалья, отмечали 90-летие Дальнего Востока епархии.

90 лет назад в 1911 году приверженцы древлеправославия Забайкалья и Приамурья обратились к Освященному Собору Древлеправославной Христовой Церкви (ныне - РПСЦ) с просьбой об учреждении Дальневосточной епархии. Освященный Собор внял голосу христиан и в том же году учредил епархию, которая была названа Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока. В ее состав вошли приходы Забайкалья, Якутии, Трехречья (северо-восточного Китая), Иркутской, Амурской, Магаданской областей, Камчатки, Сахалина и Приморского и Хабаровского краев.

Тогда же в 1911 году на Иркутско-Амурскую епархию был рукоположен первый Забайкальский епископ - преосвященный Иосиф (Антипин), который до 1927 года, до дня своего преставления, руководил этой огромной территорией. После упокоения святителя Иосифа христиане обратились к настоятелю храма селения Тарбагатай отцу Амвросию с просьбой взять на себя ответственность архипастырского окормления Амурско-Иркутской епархии. 6 мая 1929 года священноиерей Амвросий, принявший в иночестве имя Афанасий, был хиротонисан во епископы в Успенской церкви города Томска. Владыка Афанасий (Федотов) духовно окормлял епархию Иркутско-Амурскую с 1929-го по 1937 год. В 1938 году епископ Афанасий был арестован и принял мученическую смерть за веру в застенках ГПУ, место захоронения его неизвестно. Семейские, хранящие память о своем земляке, почитают его в лике святых.

В период с 30-х по 90-е годы дела в Верхнеудинской общине шли трудно, вновь остро ощущалась нехватка духовенства. Это приводило к тому, что христиане утрачивали веру, дети ревнителей древнего благочестия "уходили в мир", забывая свою веру, культуру и вековые традиции. Наиболее стойким христианам приходилось тайно собираясь в своих домах и квартирах, молясь вполголоса, затворяя ставни или вывешивая на окнах "затемнение", как в военное время. Лишь небольшая группа христиан сохранилась в Улан-Удэ. С конца 1940-х по 1990-е гг. община существовала неофициально и окормлялась чрезвычайно редкими тайными приездами духовенства.

Такое печальное состояние Церкви Христовой было до начала 90-х годов. Оживление церковной жизни в Сибири и на Дальнем Востоке началось в 1992 году, когда на Освященном Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве было принято решение о восстановлении Сибирской епархии. Начали возрождаться общины. В 1993 году была официально зарегистрирована Верхнеудинская Православная Старообрядческая община г. Улан-Удэ и ряд общин во всех областных центрах востока России. Руководил общиной со дня ее возрождения Вячеслав Утенков. В сентябре 2001 года на служение в г. Улан-Удэ назначен постоянный священник - отец Елисей Елисеев.

В сентябре 2001 года общине выделен участок земли в 40 квартале города (в районе бывшей сенобазы) под строительство храма во имя Преображения Господня. Тогда же преосвященный владыка Силуян освятил место под строительство нового храма и установил на том месте поклонный крест.

В октябре 2001 года, когда Освященный Собор РПСЦ принял решение о канонизации (причислению к лику святых) первого Забайкальского архиерея - преосвященного Иосифа, епископа Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока за его святительский подвиг и подвижническую жизнь. На том же Соборе в числе священномучеников, мучеников и исповедников за веру Христову пострадавших причислен к лику святых священномученик Афанасий (Федотов), епископ Дальневосточной епархии.

Христиане-старообрядцы г. Улан-Удэ живут и трудятся ныне на ниве восстановления и созидания общины и храма, вознося свои молитвы к Богу и прося своих святителей о заступничестве.

Сережникова Ирина Максимовна

(Уставщица Верхнеудинской Православной Старообрядческой общины г. Улан-Удэ)

 

вопрос священнику

 

e-mail автору проекта

     
Hosted by uCoz