|
||||
История
Максим Гусев "Помедли, путник, Христа ради..."
Максим Гусев "Лестовка, подручник и книга..."
Максим Гусев "Как много дум наводит он..."
Галина Чебунина "Горсточку русских сослали..."
Краткая история об основании старообрядческого святительского престола
Очерки истории Рогожского кладбища в Москве
Ирина Будкина "Духовный капитал купцов Мальцевых"
Г.А. Мариничева "Хоры рогожского кладбища"
Владимир Богданов "Старообрядческое купечество"
Религиозный и политический идеал старообрядцев в трудах Ф.Е. Мельникова
О Феодоре дияконе московского собору
Глеб Чистяков "Русская Православная Старообрядческая Церковь"
320-летие мученической кончины священномученика и исповедника Аввакума
Мученический венец епископа Рафаила
Слово об исповеднике Мефодие, епископе Томском
Житие святаго священномученика и исповедника Павла, еписопа Коломенского
Горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол
Старообрядческая община г. Улан-Удэ
Преосвященный Афанасий, епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока |
КАК МНОГО ДУМ НАВОДИТ ОН… …Старики говорят – то души человеческие поют: то, заливаясь весельем, а подчас будто бы по секрету делясь с нами чем-то искренним, таким глубоко личным. Колокольный звон… И сразу откуда-то из детства всплывает милая сердцу картина: за рекой старая церковь с куполом-луковкой, да в свете вечерней зари силуэт человека на высокой колокольне. Традиционно на Пасхальной неделе каждый желающий может подняться на колокольню – позвонить в колокола… В компании колоколов Исторически колокол – изобретение западное, первые колокольни появились в Италии. В раннехристианской Руси долгое время колокола именовались компанами, по названию итальянской провинции Компаниа. Один из первых колоколов был подарен Византии – здесь обычай звонить в колокола прижился на многие века, а с принятием Русью христианства стал неотъемлемой частью богослужения и в нашем государстве. Колокольный звон сегодня важный атрибут православной Церкви, такой же, как орган для католиков. И если орган – изобретение восточное, то колокола пришли в православие с Запада. В католических службах сегодня также присутствует колокольный звон, однако у католиков допускается лишь один колокол, призывающий на молитву. Изначально, колокол создан для того, чтобы созывать людей на богослужение, но это не единственная его функция. В ударах колокола заключено много смыслов, один из самых очевидных – предупреждать верующих, которые не имеют возможности находиться в храме, о происходящем на службе, например, о чтении особых молитв. Издревле на Руси существовал красивый обычай привлекать внимание к общественным мероприятиям (таким как городские собрания – вече, выступлению дружины в дальний поход) колокольным звоном. Слышишь звон, да не знаешь… Архитектура древнерусских храмов предполагала, что колокольня будет стоять как бы над церковным корпусом, являясь нераздельной его частью, однако сегодня нередко колокольня выглядит, как самостоятельный пристрой к церкви. Колокольни в «чистом виде» (надстроенной над церковью башней) сегодня в России встречаются довольно часто – Покровский Кафедральный Собор Рогожского поселка, многие церкви РПСЦ в крупных городах и весях. Яркий образчик классической церкви с колокольней – храм во имя Рожества Христова, что в Екатеринбурге. А вот в Зауралье и сегодня нередко можно встретить отдельно-стоящие звонницы – отдаленно они похожи на беседки, запирающиеся снаружи. По сути, постройка звонниц была явлением временным, чтобы не привлекать внимание к церковному зданию колокольней-надстройкой. У некоторых крупных храмов в начале прошлого века возводились отдельные колокольни-башни. Скажем, в благодарность за высокий Указ Николая Второго «Об укреплении начал веротерпимости», подписанном весной 1905 года, в Москве в Рогожском поселке была воздвигнута колокольня, которая сегодня по праву считается одним из выдающихся архитектурных памятников российской столицы ХХ века. Звонят здесь перед каждой службой и звон, теперь уже бесконечно-далекий от малинового, течет над Рогожским кладбищем. Вечерний звон Научиться искусству колокольного звона непросто: требуется не только слух и смекалка, но и физическая расторопность. Специализированных курсов, на которых обучают звонарному делу, в России сегодня немного. В Екатеринбурге есть своя епархиальная школа звонарей, принадлежащая «официальной церкви»: ребята постигают здесь устав колокольного звона, его историю, изучают элементарную теорию музыки – ноты, длительность, ритм. Нередко желающие (к слову, обучаются мастерству звонаря, как правило, ребята старших классов школ и студенты) выезжают с экскурсиями на колокололитейные заводы. Но главное, конечно, это постоянная практика. Известно, что премудростям колокольного звона «с нуля» можно научиться у умельцев школы Троице-Сергиевой Лавры, говорят, здесь сама атмосфера благоприятствует учению. Староверы же, как и многим древним ремеслам, искусству колокольного звона обучаются в частном порядке, перенимая опыт от стариков, да своими трудами постигая азы этой заковыристой науки… Пономари и стихарные, - те, которые имеют постоянную практику, выделяют несколько типов звона по классификации «колокольной азбуки». Классический перезвон представляет собой звон поочередно в каждый колокол, начиная с большего и до самого малого с многократным повторением. Благовест символизирует призыв к церковной службе, - удары мерные, неторопливые, начиная от большого колокола к малому. Особицей стоит погребальный перебор (самый скорбный вид звона, начинается с малого колокола и заканчивается большим, после чего резко обрывается, являясь прототипом конечной человеческой жизни). Перебор призван выражать грусть и скорбь. Его чаще всего мы слышим в особо скорбные дни поминовения усопших. А на Пасхальной неделе повсеместно звучит праздничный трезвон. В средневековой Руси исполнение этого звона значило «пуститься во вся тяжкая», - звонили во все колокола. Трезвон не случайно считается самым радостным и торжественным, поскольку звучит он на «праздник праздников и торжество есть торжества». Именно в дни Светлой седмицы – единственный раз в год – подняться на колокольню и возвестить о воскресшем Христе может каждый верующий человек. Приходилось слышать, что в эти светлые дни традиционно с желанием позвонить приходят много бабушек («дайте, - говорят, - за колокольчик подергать!») и молодых ребят – хочется попробовать себя в качестве звонаря. Однако, по строгой традиции, передающейся из поколения в поколения, от благочестивых стариков, если нет умения, редкий человек спешил подняться ввысь, не считая себя достойным этого дела. Мелодия сердец Совершенно особый звон получается у девушек. Священники полагают, что музыкальный слух и пластика движений, которые вкупе позволяют достигать в этом умении больших высот, развиты у женщин лучше – им как будто природная теплота сердец помогает. Например, в поселке Шамары Шалинского района ранним летним утром на праздник на колокольне, когда только-только забрезжит солнце, уставщица Юлия Потеряева благовестом созывает селян на службу: мерные удары колокола тихо разносятся над покосившимися домами, долго еще не утихая над остывшей за ночь рекой. Но то летом. Сейчас, стоит только подняться на высокую колокольню, - кажется, сразу продует – настолько холодно там, вверху. Один мой знакомый, познавший за четыре года колокольную азбуку, рассказывал: «Когда ранней весной или по осени подымаюсь на колокольню, ощущение такое, словно ветры всего Урала собираются в одном месте». Мужчинам освоить колокольную премудрость сложнее, однако для больших храмов в звонари готовить стараются именно их – управляться с многотонными колоколами девушкам не всегда под силу. Кстати, иные колокола весят до десятка тонн. Вес языка, как правило, составляет двадцатую часть колокола – не каждому под силу раскачать такую махину и не просто заставить ее звучать, но извлечь из нее настоящую музыку. Действительно, колокольный звон – это не просто отдельный набор звуков, это единая мелодия. Как и ноты в музыке, каждый колокол имеет свое название: до, ре, ми, фа, соль… Помимо «нотного», колокола именуют по роду церковной службы – «палиелейный», «повседневный». Закрепились за ними и разговорные названия - «говорун», «лебедушка», «щебеток», «громыхало». Мал золотник, да дорог Стандартный церковный набор этих «музыкальных инструментов» составляет в среднем от пяти до восьми колоколов, а в некоторых московских храмах РПЦ количество их достигает двух десятков. Священники поясняют: мол, все зависит от возможностей общины. Дело в том, что стоимость отливки одного колокола по нынешним меркам – несколько десятков, и даже сотен тысяч рублей, в зависимости от размера. Да и само производство этих древних музыкальных инструментов довольно трудоемкое. Отливают колокола из сплава цветных металлов: меди, бронзы, олова и серебра – результатом производства должен стать полный и чистый звук, способный звучать до нескольких десятков секунд после удара. Московские мастера сейчас разрабатывают новую технологию, которая позволит увеличить прочность колоколов, усилить и продлить долготу их звучания. Известный колокольных дел мастер Николай Пятков живет в городе Каменск-Уральский Свердловской области (именно он в свое время лил колокола для многих «никонианских» храмов Екатеринбурга). Известно, что уральские колокола звучат сегодня не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, в ряде стран Европы и Северной Америки… В начале ХХ века объявления об отливке колоколов появлялись в печати с регулярной периодичностью, но тщательно проверялись, поскольку далеко не каждой мастерской дозволялось заняться столь трудоемким производством, с соблюдением всех необходимых технических требований. Все старообрядческие храмы имеют сегодня в своем «арсенале» хотя бы один колокол, каким бы бедным не был приход. Даже в недостроенном храме во имя Казанской иконы Божией Матери города Бийск, прихожане которого о колокольне и звоннице могут только мечтать, на Пасху в колокол звонят – вековые традиции оказываются важнее временных трудностей. И потому небольшой колокол, висящий на правом клиросе, брызгами своего радостного звона в момент крестного хода вдыхал в верующих радость Воскресения Христова. Колокола – душа церкви В советский период все обкомы страны получили директиву свыше – «уничтожать храмы на своей территории». Разрушение церквей начинали с купола и колокольни – их «усекали» как самые важные части любого церковного здания. А более ранняя история государства Российского в своих бесконечных кладовых хранит данные о том, как сам Петр Первый приказывал снимать с церквей колокола и переплавлять их на пушки. Некоторые колокола в середине ХХ века продавали на Запад, другие – закапывали в землю, «с глаз долой». Считалось, что пока цела колокольня и колокола с нее, церковь жива и общинный дух не побежден. Православные говорят, что колокольный звон на иных «с верою приступающих», благотворно влияет на общее физическое состояние: придает бодрости, сил, оказывает воздействие на иммунную систему организма. А еще всерьез бытует мнение о том, что колебание, создаваемое ударами колоколов, способно уничтожать некоторые вредные микробы и бактерии в воздухе. Говорят также, что географически каждый тип звона имеет свои особенности, как и древнерусские напевы, но объяснить их практически невозможно – можно лишь на слух определить. Иные колокола, скажем, на колокольне столичного Рогожского поселка, оборудованы специальной педалью. Звук, который они издают, потрясает воображение – проверено на себе… Труд звонаря без преувеличения можно назвать благодатью, которая дается людям «свыше». Я бы его назвал настоящим подвигом души человеческой. Кажется, сколько бы лет не прошло, с какими бы жизненными сложностями не сталкивала нас судьба, колокольный звон, звучащий где-то вверху, в небесах, прошел с нами через все трудности. И сегодня в светлые Пасхальные дни объединяет всех нас, - так, как объединяет большую семью совместный ужин с искренним, задушевным разговором… Так что если на этой неделе посреди бела дня вы вдруг услышите беспорядочный колокольный звон – не удивляйтесь. Просто это очередной желающий залез на высокую колокольню – возвестить о том, что Христос воскрес. ИНТЕРЕСНО: Знаменитый «Царь-колокол», непревзойденный в мире гигант, весит 12 тысяч пудов (192 тонны). Максим ГУСЕВ, Фото автора |
|
||