|
||||
История
Максим Гусев "Помедли, путник, Христа ради..."
Максим Гусев "Лестовка, подручник и книга..."
Максим Гусев "Как много дум наводит он..."
Галина Чебунина "Горсточку русских сослали..."
Краткая история об основании старообрядческого святительского престола
Очерки истории Рогожского кладбища в Москве
Ирина Будкина "Духовный капитал купцов Мальцевых"
Г.А. Мариничева "Хоры рогожского кладбища"
Владимир Богданов "Старообрядческое купечество"
Религиозный и политический идеал старообрядцев в трудах Ф.Е. Мельникова
О Феодоре дияконе московского собору
Глеб Чистяков "Русская Православная Старообрядческая Церковь"
320-летие мученической кончины священномученика и исповедника Аввакума
Мученический венец епископа Рафаила
Слово об исповеднике Мефодие, епископе Томском
Житие святаго священномученика и исповедника Павла, еписопа Коломенского
Горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол
Старообрядческая община г. Улан-Удэ
Преосвященный Афанасий, епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока |
Глеб Чистяков Русская Православная Старообрядческая Церковь Русская Православная Старообрядческая Церковь является древнейшей православной церковью в современной России и на территории Содружества Независимых Государств. Основополагающей чертой Русской Православной Старообрядческой Церкви является содержание православного вероучения в виде неизменного следования Священному Писанию и Священному Преданию. В отличие от других церквей - Русская Православная Старообрядческая Церковь хранит апостольские формы таинств и священнодействий, следует древнехристианским принципам церковного устройства. Русская Православная Старообрядческая Церковь на сегодняшний день единственная христианская церковь преемственно сохранившая связь между внешней формой и внутренним содержанием священнодействий и таинств. По мнению старообрядцев, любое священнодействие, чин, последование или обряд имеют символическое, богословское, педагогическое и историческое значение. Более того, согласно учению св. отец во всех христианских священнодействиях и таинствах есть несомненное присутствие Божественной благодати: "Господь Бог глубиной своей мудрости человеку под видимыми и телесными знамениями невидимые дары Свои дал есть" (св. Иоанн Златоуст). Это свидетельствует о том, что внешняя форма несомненно отражает суть духовного явления и действие благодати. Одними из важнейших внешних черт православного старообрядчества является содержание трехпогружательного крещения, как таинства, символизирующего умерщвление первородного греха и рождение нового человека - христианина. А так же: двуперстного крестного знамения, как иконы Символа Веры; канонической иконописи, как символического отражения духовной ипостаси изображаемых лиц и событий священной истории. РПСЦ также содержит в неповрежденном виде старинные богослужебные уставы, монодическое (унисонное) пение и другие черты древнехристианской церковной жизни. Внутреннее устройство и жизнь Церкви основывается на апостольских и святоотеческих правилах и подлинной христианской соборности. История Русской Православной Старообрядческой Церкви неотделима от истории древнерусской церкви и берет свое начало со времени крещения Руси. В те годы Русь принимает все евангельские, апостольские и святоотеческие предания свято хранимые восточными церквями. Наиболее близкие связи устанавливаются между молодой Русской церковью и Константинопольской патриархией. Первыми русскими митрополитами были греки. Они как представители Константинопольской патриархии наблюдали за благочестием устанавливаемых обычаев и порядков. Сам факт покровительства над русской митрополией говорит о том, что церковное устройство, богослужение, последования таинств и обрядов были приняты нашей церковью от православного востока. Евангельские зерна нашли благодатную почву на нашей земле. Молодая Русская Церковь становится одной из крупнейших православных церквей мира. Само христианство стало подлинно народной религией оказавшей огромное влияние на жизнь и быт всего населения страны. Более того, некоторые достижения Русской Церкви были уникальными для того времени. В нашей стране, впервые на всем православном востоке была создана печатная Библии. Церковные реформы предпринятые патриархом Никоном, царем Алексеем Михайловичем, продолженные при Петре Первом и других Романовых положили начало печальному расколу Русской Православной Церкви. Государственные и церковные власти руководствуясь разными внешне и внутриполитическими соображениями пошли на решительное изменение Священного Предания, хранимого на Руси семь столетий. Многие апостольские и древнехристианские формы таинств, священнодействий, молитв были изменены, отменены или даже подвергнуты беззаконным проклятиям. Изменилось и внутреннее устройство церкви. Был упразднен провозглашенный Символом Веры соборный строй, а церковная иерархия вскоре впала в прямую зависимость от государства. Впрочем, не вся Русская Православная Церковь приняла конъюнктурные "реформы". Часть духовенства, монашествующих и значительная часть мирян продолжали хранить верность древнему благочестию. Эти хранители древней Русской Церкви и составили основу Русской Православной Старообрядческой Церкви. Осознавая духовную правоту сторонников древнего Православия, власть предержащие развернули широкомасштабные гонения. Меры, предпринятые государственными и церковными властями, были беспрецедентны: массовые убийства, ссылки, заточения, разоренные монастыри, разрушенные храмы, сожженные нетленные мощи и конфискации имущества. К сожалению, даже в наши дни старообрядцы лишены возможности вернуть похищенные святыни. Всего же за время религиозных преследований на территории России пострадало несколько миллионов человек. Несмотря на все это, древняя (старообрядческая) Русская Церковь не только не исчезла, но продолжала осталась важнейшей частью мирового христианства. Более того, старообрядчество стало важнейшим нациообразующим классом российского общества. По данным историков в начале ХХ века в России проживало около 15 миллионов старообрядцев. Этот класс обладал яркими чертами, выделяющими его из остального общества. Так, например, благодаря любви к книге и знаниям старообрядцы становятся сословием, в котором грамотность и высокая культура уже в конце XVII века стали всеобщим явлением. По остальной стране ликвидация безграмотности происходит лишь в 30-40-е годы ХХ века. В XIX веке старообрядцами была основана целая система невиданного доселе народного просвещения. Только в одной Нижегородской губернии существовало более 200 начальных домашних школ. Исключительная образованность и религиозная стойкость позволила старообрядцам, несмотря на гонения, стать одним из самых прогрессивных и экономически пассионарных слоев общества. Современные исследователи уверены, что мощь дореволюционного российского сельского хозяйства опиралась, прежде всего, на регионы со старообрядческим населением. Одно только село Балакаво Самарской губернии имело такие огромные хлебные торговые операции, что могло диктовать свои цены лондонскому Сити (торговой бирже). В то время как Петр Первый мечтал о создании русского флота, старообрядческие монастыри Выга уже имели на Белом море свое судоходство и их корабли доходили до Шпицбергена. В XIX веке Волжское пароходство, подмосковный промышленный район, знаменитая Трехгорка, мощнейшие центры индустрии в Иванове-Вознесенском, Богородско - Глуховском, Орехово-зуевском районах принадлежали старообрядцам. По таким фамилиям, как Гучковы, Прохоровы, Рябушинские, Морозовы, Солдатенковы, Бугровы, Никифоровы, Любушкины, Зенковы, Гусаровы, Громовы можно написать историю российского предпринимательства. По сведениям различных исследователей до 60 % российских капиталов принадлежало старообрядцам и выходцам из старообрядческой среды. Помимо того, что старообрядцы своей активной хозяйственной деятельностью пополняли доходную часть государственного бюджета, они занимались благотворительной и меценатской деятельностью еще и непосредственно. Ими основаны лучшие театры Москвы: оперный Зимина, драматический Незлобина, художественный Саввы Морозова. Сторонники древнего православия явились одним из самых патриотичных классов российского общества. Только в Отечественной войне 1812 года прославилось немало старообрядцев. Среди них: Матвей Иванович Платов - войсковой атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии. Он получил свой графский титул за проявленную в войнах с Наполеоном храбрость. Денис Орлов-Давыдов - основатель партизанского движения в войне 1812 года. Прокопий Шелапутин, советник коммерции, кавалер нескольких орденов, Московский городской голова в 1812 году. Старообрядцы в течение нескольких сотен лет являлись единственными хранителями живого образа древнерусской и древнехристианской культуры. Рукописи, старопечатные книги, древние иконы бережно передавались от отцов к детям. Культурные традиции, народные обычаи и древние обряды перенимались каждым новым поколением. Только благодаря старообрядцам до нашего времени дошли живые традиции канонической иконописи, медного литья и древней музыки. Сегодня Русская Православная Старообрядческая Церковь продолжает хранить верность Священному Писанию и Священному Преданию, традиции древнехристианской и древнерусской церкви. В отличии от других православных церквей в РПСЦ ежегодно проходят церковные Соборы с широким участием священнослужителей всех уровней, монашествующих и мирян. Церковное священноначалие состоит из семи архиереев во главе с высокопреосвященнейшим Алимпием (Гусевым), митрополитом Московским и всея Руси.
|
|
||