![]() |
|
![]() |
||
История
Максим Гусев "Лестовка, подручник и книга..."
Максим Гусев "Как много дум наводит он..."
Галина Чебунина "Горсточку русских сослали..."
Краткая история об основании старообрядческого святительского престола
Очерки истории Рогожского кладбища в Москве
Ирина Будкина "Духовный капитал купцов Мальцевых"
Г.А. Мариничева "Хоры рогожского кладбища"
Владимир Богданов "Старообрядческое купечество"
Религиозный и политический идеал старообрядцев в трудах Ф.Е. Мельникова
О Феодоре дияконе московского собору
Глеб Чистяков "Русская Православная Старообрядческая Церковь"
320-летие мученической кончины священномученика и исповедника Аввакума
Мученический венец епископа Рафаила
Слово об исповеднике Мефодие, епископе Томском
Житие святаго священномученика и исповедника Павла, еписопа Коломенского
Горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол
Старообрядческая община г. Улан-Удэ
Преосвященный Афанасий, епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока |
ЛЕСТОВКА, ПОДРУЧНИК И КНИГА, ВЕСОМ В ПЯТЬ КИЛЛОГРАММОВ
Памятник свв. Кирилу и Мефодию в г. Дмитрове
С приближением Дня Славянской письменности и культуры, а по церковному - дня памяти святых Кирилла и Мефодия, выделяю свободный вечер и заглядываю в семейный архив. Скудное наследие дней давно минувших хранится, конечно, не в пыльном бабушкином сундуке на чердаке, а лишь в старом чемодане, уже отцветшем и тоже намного пережившем свой век. И снова нахожу здесь что-то новое, – то дореволюционное Евангелие, то древнерусский поясок, которым еще прадед подвязывал рубашку, то старую фотографию, а то – подручник, который использовали в своих молитвах предки, а дед отбивает поклоны и сегодня.
Олимпийская история Мефодий с детства проявлял интерес к учениям, потому быстро усваивал новые знания и, возмужав, был приглашен править подчиненным Византийской империи Болгарским славянским княжеством. Однако, после десяти лет принял монашество в одном из монастырей на горе Олимп в Малой Азии. Кирилл, младший брат, до своего крещения носил имя Константин. С малых лет он отличался умственными способностями и учился вместе с малолетним императором Царьграда (Константинополя) Михаилом у лучших преподавателей – например, ребят учил будущий патриарх Фотий. За свой ум и выдающиеся способности к познанию Константин был прозван Философом. Закончив учение, он согласился стать хранителем патриаршей библиотеки, но пробыл здесь недолго и вскоре ушел в монастырь.
От вервицы к русской лестовке Однако письменность – не единственное, что получили мы через Кирилла и Мефодия. Одежда, предметы быта, фольклорные элементы – все это и по сей день напоминает нам о том, когда и откуда каждый из нас получил в наследство столь богатые культурные россыпи. Пожалуй, у каждого глубоко в шкафу хранится шкатулка с пожелтевшими, еще от прабабушки оставшимися фотографиями, да несколькими старыми предметами. К примеру, в своем семейном архиве я с удивлением нашел древнерусские четки. Этот необычный для современного человека предмет появился на Востоке в глубокой древности для подсчета молитв и поклонов. Из истории известно, что сначала четки представляли собой веревку с навязанными в определенном количестве узлами. Согласно древнехристианским правилам, этих узлов должно быть 103. На Руси четки быстро прижились, правда, у нас сначала они назывались вервицей (от слова вервь – шнур, веревка). Молитвенная вервица постоянно была в употреблении, поэтому умельцы старались делать ее удобной и прочной. Самым удобным материалом для изготовления таких четок на Руси оказалась кожа.
Умельцы, способные плести вервицы-лестовки, встречаются и сегодня. Изготовление лестовок – традиционный древнерусский промысел. Например, среди уральских староверов лестовка считается лучшим подарком на именины или на праздник, а при погребении у старообрядцев и сегодня принято вкладывать лестовку в руку умершего. Говорят, нередко лестовку использовали и в быту – например, на рынках и ярмарках, где с ее помощью купцы считали монеты или отсчитывали проданные мешки с крупами или зерном. …Когда впервые знакомишься с предметами старины, лестовка кажется самым диковинным предметом, назначение которого не всякому под силу понять. А у современного молодого человека этот предмет, вероятно, не вызовет иных эмоций, кроме удивления. Да и встретить вервицу можно сегодня лишь в музее, да у хранителей древности – в лабораториях, в деревнях и редко у городского обывателя – разве у того, кто особо трепетно относится к истории своей страны.
«Древние книги – как руки стариков» Для библиотекарей и историков – хранителей старины глубокой, этот день по-особому дорог. - Работать с рукописями 16 века сложно – это совершенно особые предметы. Мне запомнилась рукопись, которая была вложена митрополитом Макарием на помин души его родителей в Боровском монастыре, - рассказывает историк и публицист Дмитрий Урушев. - Приходилось мне держать в руках печатные книги Ивана Федорова и манускрипты времен царя Бориса Годунова. Много работал с рукописями 18-19 веков, а в хранилищах видел рукописные минеи (календарь памяти святых) 15 века. По словам Дмитрия, старопечатные книги – преимущественно толстые, их бумага с оттенком желтого, очень плотная – ни с чем не спутать. Иногда переплет у таких книг кожаный, а то и дощатый с бронзовыми, тяжелыми, массивными застежками. Такие книги сами по себе очень тяжелы – до пяти килограммов, и это при том, что сегодня редкая книга в магазине весит и 500 граммов. Кроме того, почти все старинные книги были широкого формата. - Интересны даже сами переплеты, иногда встречается тиснение – здесь всякие диковинные звери или травы, рукописи написаны крупным хорошим полууставом (вид почерка). Красивы заставки, буквицы и, что поражает в работе с такими изданиями, - это бесконечно-специфический книжный запах. Нет, это не запах плесени или пыли, - это что-то особенное, быть может, кому-то он напомнит неповторимый запах старой кожи, - объясняет Дмитрий Урушев. - Ветхие кожаные переплеты очень сухие на ощупь, как руки стариков, а бумага толстая и если смотреть на свет, то можно увидеть водяные знаки – гербы городов, лилии, зверей, рыцарские перчатки или бычьи головы.
«Многая лета» Певческие и молитвенные традиции хранят старообрядцы, старые книги – археографическая лаборатория при Уральском госуниверситете, а, кроме того, в Екатеринбурге вот уже несколько лет действует этнокультурный центр с необычным старорусским названием «Многая лета». Занимается здесь в основном молодежь, проводятся совместные «вечерки» - ребята (от школьников до студентов вузов) водят хороводы, поют бабушкины песни и танцуют под гармонь или балалайку, знакомятся со старорусскими народными играми. Обязательное условие для девушек, желающих приобщиться к культуре древней Руси – длинные юбки или сарафаны, для юношей – рубашка «под пояс». Впрочем, по словам руководителя центра, энтузиаста своего дела Георгия Нестерова, девушки и сами рады избавиться на пару часов от джинсов, в которые их заковывает современная мода. Здесь все как встарь: отмечают Святки и Масленицу, строго соблюдают Великий пост (мероприятия в это время стараются не проводить), Юрьев и Дмитриев дни. Популярны здесь кулачные бои «стенка на стенку» и бой мешками на бревне. Такая альтернатива компьютеру и сегодня, как это ни странно, способна привлечь молодежь. Не обходится и без традиционного сжигания чучела Масленицы. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» - слова поэта тут как-то особенно уместны. Признаться, когда мне предложили примерить косоворотку, я согласился с радостью и каким-то волнением внутри, а потом долго смотрелся в зеркало – «похож на себя или нет?» Старорусскую длинную рубаху принято было подвязывать специальным поясом, а про тех мужчин, кто забывал об этом и выходил «в люди», на ярмарку, в народе говорили – «а этот совсем распоясался».
Такие мероприятия – это действительно альтернатива ночным клубам и дискотекам. Правда, как шутят сами организаторы центра, «на наши фольклорные дискотеки собираются любители русских народных игр, танцев и забав». В одной из старинных церковных книг сохранилась надпись: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских. Мефодий – подобием стар, власы седы, брада долга, аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин – ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквицы) все по ряду»… Один мой знакомый как-то сказал, что история нашей страны – это как одно большое сито: капельки – это мы, люди, каждый из нас живет своей судьбой, но если застелить сито листьями, то вода внутри будет сохраняться очень долго. И только от нас зависит, сохраним мы эту драгоценную воду или дадим ей исчезнуть по капле…
Максим ГУСЕВ, Екатеринбург Фото автора.
«На смену!», №56 (16643), 26 мая, 2006
|
|
||