|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Энциклопедия
|
С.Г.Вургафт, И.А.Ушаков Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы.
ЕВЛОГИЙ (Евлампий Еремеевич Алгазин; 1867 - 19 февр. 1916) - епископ уральский и оренбургский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Из крестьян д. Усть-Лагацкой Ново-Корасуцкой вол. Тюкалинского у. Тобольской губ.В 1889 г. призван в армию, служил в первом стрелковом Его Величества полку; уволившись с военной службы, поселился в монастыре в 80 верстах от Томска. В 1902 г. поставлен в диаконы еп. Феодосием. Принял иноческий постриг в 1903 г., но, так как власти не признавали старообрядческого пострижения, участвовал в русско-японской войне 1904-1905 гг., служа "по продовольственной части" в Маньчжурской армии. После войны состоял при еп. Иоасафе томском, затем по его благословению отправился в Уральск к еп. уральскому Арсению, у которого пробыл семь месяцев, после чего в 1907 г. определен в Черемшанский монастырь. В 1908 г. поставлен во священноиноки и в игумены этого монастыря еп. Арсением. Избран на епископскую кафедру в Уральске 29 июня 1909 г., будучи архимандритом. До того его звали на многие вдовствующие епархии, но по смирению он отказывался принять сан епископа. Только на Освященном соборе 1912 г. после настойчивых увещаний изъявил покорность. Рукоположен во епископа в Покровском кафедральном храме 8 ноября 1912 г. архиеп. Иоанном московским в сослужении епископов Александра рязанского и Павла калужского и смоленского. Был одним из кандидатов на московский архиепископский престол, причем на 14-м всероссийском съезде старообрядцев за его избрание проголосовало вдвое больше депутатов, чем за избрание остальных кандидатов. За месяц до кончины приехал в Москву для лечения. Предвидя близкую кончину, 12 февр. 1916 г. выехал на Черемшан, а 15 февр. принял схиму. Погребение 24 февр. совершил архиеп. Мелетий. Похоронен в Черемшане, могила не сохранилась. ЕВМЕНИЙ (Евдоким Титов) - епископ тульчинский и всея Румынии Древлеправославной церкви. В 1990 г. рукоположен сначала в сан диакона, затем иерея, а после иноческого пострига хиротонисан во епископы новозыбковским архиеп. Геннадием. Окормляет четыре прихода. ЕВСЕВИЙ (Евсегний Феоктистович Самарцев; 1905 - 5 сент. 1968) - епископ белебеевский и белорецкий Древлеправославной церкви. Хиротонисан в епископы 13 июня 1953 г. в Москве архиеп. Иоанном и еп. Епифанием. 3 июля 1964 г. переведен на служение в с. Чаплыгино Курской обл., где и скончался. ЕВТИХИЙ (ум. 1990) - епископ киевский, винницкий и одесский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Возвел еп. Алимпия (ныне здравствующего митрополита московского и всея Руси) в сан архиепископа. ЕВФИМИЕВЦЫ - возникший в первых годах 19 в. в окрестностях г. Кинешмы толк небрачных беспоповцев. Родоначальником сего толка был инок Евфимий, постриженный самочинцем старцем Тарасием. Евфимий учил не допускать оглашенных не только на общую трапезу, но и на общую молитву, принимать самокрестов без перекрещивания и пр. Учителя Преображенского кладбища пытались воздействовать на его духовного отца Тарасия с тем, чтобы тот запретил ему любые духовные действия, однако безуспешно. Толк был малочислен, территориально ограничен и быстро иссяк. ЕВФИМИЙ (1741 или 1744 - 20 июля 1792) - по мнению большинства исследователей, основатель согласия странников, перешедший в старообрядчество из новообрядческой церкви. Родился в Переяславле-Залесском, был призван рекрутом, дважды бежал с военной службы. После первого побега несколько лет проживал в Москве среди староверов филипповского согласия, у них же перекрестился с именем Евстафия и на Братском дворе некоторое время служил писцом. Схвачен властями, однако ему удалось снова бежать. После второго побега скрывался, вероятно, там же и был пострижен в иноки. Наблюдая за филипповцами, пришел к выводу, что они "двоедушничают и двурушничают", идя на компромисс с властями и подчиняясь законам градским. Составил на эту тему сочинение из 39 вопросов (т. н. "Разглагольствование") и послал его предводителям московских филипповцев Алексею Балчужному, Никите Спицыну и др. Не получив ответа, выступил с проповедью полного отрицания мирского общества. Отождествлял имп. Петра I с антихристом. Учил, что "апокалиптический зверь есть царская власть, икона его - власть гражданская, дело его - власть духовная". Следовательно, надо порвать всякую связь с обществом, не брать паспортов, не идти на военную службу, не обращаться в суд, не платить налоги, а только постоянно скрываться и избегать всякой связи с носящими антихристову печать. Уехал в скит на Топ-озеро, что в Архангельской губ. Где-то в тех краях он познакомился с неким старцем Иоанном, который проживал "измлада в укрывательстве и посему не был записан ни в которой ревизии". К тому времени он и сам пришел к мысли, что для истинного христианина губительно позволять записывать себя у властей под именем "раскольника". В 1784 г., под влиянием своего сподвижника Иоанна, Евфимий решил, что никто, связанный с антихристом, не должен участвовать в крещении или перекрещивании. Тогда Евфимий сам себя крестил "во странство", отделившись тем самым от прочих беспоповцев. Жил и умер под Ярославлем, погребен неподалеку от города в Ямском лесу. Автор сочинений: "Разглагольствование" (1784), "Послание" (1787), "Цветник", "Толкование на слово Ипполита папы римского об Апокалипсисе", "О злополучнех последнех временех и о знамениях антихристовых". ЕВФИМИЙ АРХАНГЕЛОГОРОДСКИЙ (или Архангельский) - преподобный инок, в 1585-1599 гг. игумен Михаило-Архангельского монастыря (положившего начало городу Архангельску). 7 июля 1647 г. был обретен гроб святого, и, после исследования о чудесных исцелениях, подаваемых святым, состоялась его канонизация русской Церковью (1650). Память его отмечается 20 янв. В 1683 г. за двуперстное сложение, с которым он изображался на иконах, и за "большую бо-роду" (нестрижение бороды - один из внешних признаков старообрядцев) был исключен из числа святых синодальной церкви. Подобный случай деканонизации связан с именем Анны Кашинской (см. также: Е.Голубинский. "История канонизации святых в русской Церкви", изд. 2, М., 1903, с. 354-355). ЕВФРОСИН (2-я пол. 17 в.) - старообрядческий инок, духовный сын одного из вождей старообрядчества, игумена Досифея. По мнению В.Ключевского и др. историков, Евфросин в 60-х гг. 17 в. был строителем Курженской обители близ Повенца. Затем ок. 1691 г. он, возможно, переселился под Калугу. Согласно другой точке зрения, представленной историком П.Смирновым, инок Евфросин был тем Евфросином, под председательством которого у керженских старообрядцев был сход на старца Онуфрия по поводу "спорных писем" протопопа Аввакума, и будто бы этот Евфросин стал основателем особого толка в старообрядчестве. Ефросин был автором нескольких полемических сочинений, направленных против учителей и сторонников самосожжения. Один из таких трактатов - "Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей" (1691) - дошел в единственном списке и был опубликован в 1895 г. Х.М.Ло-паревым ("Памятники древней письменности", т. 108). ЕВФРОСИН ПСКОВСКИЙ (ум. 1481) - русский святой, чудотворец, основатель псковского Елеазарова монастыря. В его "Житии", составленном не позже 1510 г., содержится предание о сугубой аллилуии. После никоновских реформ господствующая церковь подвергла сомнению житие святого, а его самого "перевела" из общечтимых святых в местночтимые. Память его - 15 мая. ЕГОРОВ Егор Егорович (1863-1917) - известный собиратель старинных рукописей и икон, видный деятель общины Преображенского кладбища, купец 2-й гильдии. Родился в Москве, в известной федосеевской семье, в родовом доме в Дмитровском пер. Его дед, Константин Егорович Егоров, перебрался в Москву из Рыбинска, открыв торговлю продовольственными товарами, затем трактир в Охотном ряду (записан в купеческое сословие Москвы в 1825 г., в сер. 19 в. сослан под надзор полиции в Пензу, где и умер в 1860 г.). Унаследовав семейное дело после смерти отца в 1887 г., Е.Е.Егоров спустя год с небольшим продает его и сосредоточивается на собирательстве. Первооснову его коллекции составили книги и иконы родовой моленной в Салтыковом пер. (ныне Дмитровский пер., д.3), затем она пополнялась через антикварный рынок, экспедиционные поездки по Поволжью и т.д. Собрание книг и журналов гражданской печати насчитывало ок. 30000 томов, рукописей - почти 2200, старопечатных книг - более 800, икон 15-16 вв. - не менее 1200, не считая мелкой пластики и лицевого шитья. Особой ценностью отличалось собрание лицевых рукописей, миниатюры из которых частично опубликованы А.И.Свириным в издании "Древнерусская миниатюра" (М., 1950). Егоров знал несколько иностранных языков, самостоятельно изучил палеографию и другие подобные исторические дисциплины, которыми владел профессионально. Ставшее легендарным еще при жизни Егорова, его собрание было малодоступным для посторонних (исключение он делал для С.А.Белокурова, В.Г.Дружинина, Г.П.Георгиевского, Н.П.Лихачева). В собрании, в частности, находились оба подлинных экземпляра "Поморских ответов": один - с автографами выговских отцов (куплен у С.Т.Большакова), другой - предназначавшийся для императора (куплен у М.Т.Вострякова). По этим экземплярам (без указания имени их владельца) "Поморские ответы" издавались в 1910 и 1911 гг. Е.Е.Егоров активно участвовал в собраниях федосеевцев в Москве и Казани (1907), в с. Воскресенское Саратовской губ (1913, 1915), в с. Киселево Костромской губ. (1915), во всероссийских съездах беспоповцев в 1908-1917 гг., протоколируя их для себя и делая выписки из других писем и документов. В последние годы жизни Егоров обсуждал с советом Преображенской общины возможность переноса коллекции в здание федосеевской больницы (ныне туберкулезный диспансер у входа на бывшую "женскую половину" Преображенского кладбища), однако не был удовлетворен предлагавшимися условиями хранения. Переговоры были отложены "до весны", но 15 дек. 1917 г. он был убит в своем доме с целью ограбления. Ныне книжная и рукописная части его коллекции хранятся в ОР РГБ (ф.98), часть икон - в Историческом музее и Третьяковской галерее (основное здание и коллекция П.Д.Корина). О существующих научных описаниях предметов из собрания Егорова см. "Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР им. В.И.Ленина", М., 1986, т.1, вып.2, с.64, прим.11. ЕГОРОВ Иван Исаевич (р. 1905) - беспоповец поморского согласия, председатель Высшего старообрядческого Совета в Литве с 1963 г. Родился в г. Грива (ныне в черте Даугавпилса). До присоединения стран Балтии к СССР работал преподавателем русского языка и Закона Божьего в средней школе, затем перешел на работу в Высший Совет: с 1945 г. - в должности инспектора, с 1948 - управляющего делами. В 1963 г. съезд поморцев Литвы избрал его заместителем председателя Высшего Совета, а в 1969 г. он избирается председателем. По приглашению патр. московского Пимена возглавил делегацию поморцев на Совещании глав церквей и религиозных объединений СССР в Троице-Сергиевой Лавре в 1975 г. ЕГОРОВ Исаия Козьмич (1874-1942) - беспоповец поморского согласия, член Высшего старообрядческого совета в Польше, с 1925 по 1939 г. председатель Миколаюнской общины. На III Всепольском старообрядческом соборе в 1936 г. избран товарищем председателя. ЕДИНАЯ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - самоназвание андреевцев. ЕДИНОВЕРИЕ - особенная часть русской господствующей церкви, учрежденная в 1800 г. императорским указом по представлению московского митр. Платона для тех старообрядцев, которые согласны войти в подчинение Синоду, однако опасались оставить древние обряды. Единоверие задумано наподобие западной унии: при сохранении старого богослужебного чина и древних обычаев единоверцы обязываются принимать священство от господствующей церкви и поминать за литургией новообрядческий Синод или патриарха, вполне подчиняясь им. Термин "единоверие" был введен, чтобы подчеркнуть несамостоятельность, несамодостаточность общества старообрядцев, примкнувших к господствующей церкви. Сами единоверцы не раз выражали свою неудовлетворенность тем званием, которое было им присвоено, ссылаясь на его неопределенность; дело дошло до того, что на Всероссийском съезде в 1912 г. в Петербурге было принято решение о переименовании единоверцев в православных старообрядцев, но новообретенное имя не прижилось. В 18 в. старообрядцы испытывали значительные трудности как в духовной сфере, так и в отношениях с гражданской властью. В старообрядчестве не было единства - уже сложились основные согласия. Не было полного единства и внутри согласий, ибо не было объединяющей всех иерархии. Старообрядцы, как поповцы, так и в начале века беспоповцы, были озабочены отсутствием православных епископов и, как следствие, нехваткой священства, возможностью его полного уничтожения, знаменующего скончание века. Эти и многие другие причины побудили некоторых старообрядцев искать возможность сохранять древнее православие на основании действующих гражданских законов. Этими настроениями воспользовались гражданские и духовные власти, стремящиеся если и не обратить старообрядцев в никонианство, то хотя бы подчинить их своему влиянию. Официальному учреждению единоверия предшествовали следующие события: в 1784 г. с соизволения имп. Екатерины II и по распоряжению "первен-ствующего члена Синода" митр. Гавриила старообрядцам, живущим в Белорусской, Малороссийской и Новороссийской губ., "даровались" священники с дозволением служить по старым обрядам. 26 авг. 1785 г. высочайшим повелением князю Потемкину было предписано назначить старообрядцам для поселения места между Днепром и Перекопом с тем, чтобы они получали священников от архиерея таврического, но отправляли службу по старопечатным книгам. Во втор. пол. 18 в. инок Никодим, озабоченный восстановлением в старообрядчестве трехчинной иерархии, подал соответствующее прошение в Синод. Оно было представлено Потемкину, который подверг его критике, но заинтересовался им и решил соединить проект Никодима со своими планами заселения Новороссии старообрядцами. Это многим дало повод несправедливо называть Никодима "отцом единоверия", хотя Никодим хотел лишь иметь иерархию на законных основаниях и убедить новообрядческих архиереев в правильности старых обрядов, а не присоединяться к новообрядческой церкви. 19 июля 1796 г. члену Синода архиеп. казанскому Амвросию было повелено "учинить решение" о даровании Верхней Успенской старообрядческой обители иеромонаха на основании указа 1794 г. по прошению строителя обители монаха Сергия. В 1797 г. нижегородский еп. Павел доложил Синоду о прошении старообрядцев Н.Новгорода и окрестностей (числом до 1000 чел.) о даровании им священника. На это прошение последовало "мнение" Синода о дозволении нижегородским старообрядцам иметь священников, служащих по старым обрядам, но рукоположенным от епархиального архиерея. Это мнение было высочайше утверждено указом от 12 марта 1798 г., при этом иметь таковых священников дозволялось старообрядцам и других епархий. Однако данные распоряжения не достигали цели, поставленной властями, и были использованы старообрядцами просто как разрешение иметь своих священников, чего они и добивались. В 1799 г. прошение митр. Платону о дозволении иметь своих "законных" священников подали московские старообрядцы - прихожане Рогожского кладбища. Подавляющее большинство рогожцев строго осудило эту просьбу, и 21 чел. из 75 подписавших сняли свою подпись. В дальнейшем это прошение было использовано для законодательного оформления единоверия на основании приложенного к прошению проекта, который вместе с "мнением" митр. Платона составил "Правила единоверия" (высочайше утверждены 27 окт. 1800 г.). По этим правилам единоверие существовало до 1881 г., когда в них по определению Синода были внесены незначительные изменения. Эти правила, т. н. "16 пунктов", постановляли следующее: 1) разрешение Синодом клятв, наложенных на приверженцев старых обрядов, переходящих в единоверие; 2) дозволение иметь священников, рукоположенных в господствующей церкви по дониконовским книгам (примечание митр. Платона: "Прежних их попов... к таковой церкви не определять"); 3) разрешение служить этим священникам по старым обрядам; 4) освящение церквей для старообрядцев архиереями господствующей церкви с положением в этих церквах антимисов, освященных до патр. Никона или освященных вновь по дораскольным книгам; 5) разрешение единоверческим священникам не участвовать в соборных молениях господствующей церкви, в крестных ходах и т.п. (примечание митр. Платона: "В церкви нашей православной доселе бывших никак до... присоединения (к единоверию. - Авт.) не допускать"; в 1881 г. этот пункт был изменен так: "...не менее пяти лет уклонившиеся от церкви могут быть присоединены к единоверию с особого для каждого из таковых лиц разрешения местного епископа"); 6) подчинение единоверцев по духовным делам суду архиереям господствующей церкви; 7) снабжение священников миром, освященным в господствующей церкви; 8) разрешение единоверческим священникам не исповедоваться у новообрядческих; 9) благословение единоверцев новообрядческими архиереями по дониконовскому чину (примечание митр. Платона: "Сие предоставить благоразумию и совести каждого епископа, однако предохраняя других от соблазна"); 10) оставление священнодействий, совершенных старообрядческими священниками в законной силе (при этом таинства, совершенные в грекороссийской церкви, также должны приниматься единоверцами без исправления); 11) разрешение единоверцу "без всякого затруднения" принимать таинства от священника господствующей церкви (при этом членам оной дозволялось принимать таинства от единоверческого священника только "в крайней нужде, в смертном случае"; в 1881 г. было добавлено разъяснение: "... с тем однако, чтобы это не служило поводом к перечислению православного в единоверие..."); 12) позволение нести епитимию провинившимся священникам при единоверческих церквах; 13) наличие в единоверческих церквах "троечастных книг" для регистрации совершения таинств над единоверцами; 14) позволение венчать браки как в единоверческой, так и в грекороссийской церкви, если кто-то из молодых принадлежит к единоверию (в 1881 г. этот пункт был дополнен разрешением крестить рожденных в таком браке детей в единоверческой и грекороссийской церквах, по обоюдному согласию родителей); 15) указание единоверческим священникам молиться за царя с семейством и др. "по данной от Святейшего Синода форме"; 16) запрещение упрекать единоверцев в содержании старых обрядов и новообрядцев в содержании новых. Таким образом, по этим правилам происходило фактически присоединение части старообрядцев к грекороссийской (никонианской) церкви, с которой их предки не захотели иметь общения, опасаясь за то отлучения от святой Церкви по 45 правилу святых апостол: "Моляися с еретики, да отлучится" и поступая согласно 9 и 10 правилам святых апостол Петра и Павла: "...да не внидет благочестивый в церковь нечестивых" и "Аще же нечестивии держат место, да бегаеши отнего, понеже осквернено бысть от них: якоже бо преподобнии святители освящают, тако не честивии оскверняют". Предков единоверцев не пугали разглагольствования на тему "без епископа нет Церкви", ибо они руководствовались 15 правилом Первовторого собора: "...аще же неции отступят от некоего епископа, не греховнаго ради извета, но за ересь его, от собора, или святых отец не ведому сущу, таковии чести и приятия достойни суть, яко правовернии". Иными словами, единоверие оказалось ловушкой для тех, кто "страха ради июдейска", прельстившись безопасным сохранением старой обрядности, утратчивал принадлежность к святой Церкви. Присоединение к единоверию проходило не так успешно, как этого хотелось властям: подавляющее большинство старообрядцев не подчинилось господствующей церкви. Тогда были задействованы методы неявного принуждения: 17 февр. 1812 г. правительство Александра I издало распоряжение "О дозволении старообрядцам иметь священников, избираемых по согласию прихожан епархиальными архиереями, а не из попов иргизских монастырей, беглых духовных, опорочивших свое звание". Это "дозволение" было не чем иным, как попыткой насильственного обращения в единоверие всех поповцев. Начало Отечественной войны на десятилетие задержало правительственные планы относительно скорейшего "искоренения раскола". В царствование имп. Николая I гонения на старообрядцев усилились. Чтобы принудить старообрядцев, испытывающих нужду в священстве, совращаться в единоверие, 10 мая 1827 г. было запрещено священникам совершать переезды из одного уезда в другой. В том же году старообрядцам было запрещено принимать от господствующей церкви новых священников. В 1836 г. это указание было особенно подтверждено относительно иргизских старообрядческих монастырей (см. Иргиз). Затем последовали указы, ущемляющие религиозные права старообрядцев всех согласий. В последующие годы гонения усилились: старообрядческие храмы стали отбирать и передавать единоверцам, усилились и репрессии против старообрядческого духовенства и видных мирян. "Обращение в единоверие" стало излюбленным способом борьбы властей со старообрядческими центрами. Но не все официально считавшиеся единоверцами порывали с Церковью. Были примеры, что священник, поставленный к "единоверцам", подвергался "исправе", т.е. присоединялся к Церкви. "Обращение" старообрядцев шло вяло, в то время как наиболее последовательной части старообрядчества с Божией помощью удалось восстановить полноту трехчинной иерархии (см. белокриницкая иерархия), и оно больше не имело зависимости от бегствующего священства. Тогда тактика была изменена. В 1850-х гг. последовали правительственные распоряжения, имевшие целью склонить к единоверию старообрядческое купечество, т.е. нанести удар по наиболее состоятельной части старообрядчества и лишить его своих благодетелей. Так, было объявлено, что с 1 янв. 1855 г. старообрядцы лишаются права записи в купечество. Это распоряжение произвело громадный переполох среди старообряцев торгово-промышленного класса и содействовало очищению старообрядчества от более слабых его элементов. Самое большое количество обращений в единоверие последовало 30 и 31 дек. 1854 г., т.е. в последние числа, назначенные для объявления купеческих капиталов. Лишение права внесения купеческого капитала неминуемо вело к лишению важных сословных привилегий и к выполнению рекрутчины с ее 25-летним сроком службы. Подобные правительственные распоряжения были лишь частью единого плана насильственного обращения старообрядчества в единоверие: к этому же времени (1854 г.) относится отобрание у старообрядцев и передача единоверцам Никольского храма на Рогожском кладбище, а также запечатывание алтарей остальных храмов кладбища в 1856 г. В 1854 г. на Преображенском кладбище также была освящена единоверческая церковь, а в 1866 г. создан Никольский единоверческий монастырь. Действия правительства были успешными: господствующая церковь приобрела значительное число единоверцев. Однако в массе единоверцы тяготели к оставленному старообрядчеству. Эти настроения в 1864 г. вызвали создание в единоверческой среде проекта, по которому правила 1800 г. уничтожались, уничтожалось и само название единоверия, а единоверцы и поповцы образовывали единое старообрядчество с независимой от Синода иерархией. Попытки реализовать этот проект успеха не имели, хотя, опасаясь симпатий единоверцев к белокриницкой иерархии, московский митр. Филарет (Дроздов) предлагал дать единоверцам викарного епископа богородского (г. Богородск, он же Ногинск Моск. обл., в значительной степени был заселен старообрядцами). Из 22 греко-российских архиереев только 10 высказались за дарование единоверцам особой иерархии, и Синод такого решения не принял. Тем временем развитие исторической науки представило важные доказательства правоты старообрядцев относительно древности и православности дониконовских обрядов, содержащихся в русской Церкви. В 1886 г. Синод издал "Изъяснение о содержащихся в полемических против раскола сочинениях прежнего времени порицаниях на именуемые старые обряды". В 1906-1907 гг. 4-й миссионерский съезд в Киеве и 6-й отдел предсоборного присутствия признали равночестность старого и нового обрядов и ходатайствовали о снятии ограничений 5 и 11 пунктов правил единоверия. Единоверцы неоднократно возобновляли попытки заиметь собственных епископов и, следовательно, получить большую независимость от господствующей церкви. В начале века за это активно выступал известный деятель единоверия священник С.И.Шлеев (впоследствии еп. Симон). Вопрос этот поднимался и на единоверческом Всероссийском съезде в Петербурге в 1912 г. Однако положительно этот вопрос был разрешен только на поместном соборе РПЦ 1917-1918 гг., когда были введены должности викарных единоверческих епископов в большинстве епархий (ок. 30 архиереев). Согласно решениям этого же собора приходская община сама могла решить вопрос о своем присоединении к единоверию, если четыре пятых членов общины выразят желание принять старый обряд. Тогда же окончательно утратил силу запрет на обращение новообрядцев без крайней необходимости к единоверческим священникам. После объявления веротерпимости в 1905 г. утратил значение и первоначальный замысел единоверия как ловушки для старообрядцев; оно лишилось преимущественного положения, а его приходы стали быстро распадаться. Одни прихожане вернулись в старообрядчество, другие перешли к новообрядцам. В 1921 г. один из посетителей главного Троицкого храма московских единоверцев у Салтыкова моста писал: "Думал, там древлеправославное торжество, уставная служба, крюковое пение, собрание богомольцев старообрядческой складки: бородатых, истовых, с четками, в длинных камлотовых поддевках, как это я видел там каких-нибудь семь-восемь лет тому назад. Но увы! Все это отошло в область предания. Священник и диакон творили свое дело, как в наших епархиальных церквах... Пели хоть немудреное, но нотное, ничего общего с демественным пением не имеющее. Что это? Влияние времени, распущенность причта, политика высшей церковной власти, самодурство членов приходского совета или самоотречение единоверцев от своих старых заветов? Вероятно, последнее, и это не к чести их... Впрочем, дело-то в стариках, а их-то уж что-то не видно: или повымерли, или разбежались, а их сынки и внуки, которых я видел там, такие же советские чиновники или сухаревцы, которые заходят в наши церкви, и больше в такие, где "фейерверки пускают"... Я ушел оттуда перед шестопсалмием и поспешил в настоящую старообрядческую церковь (Успения в Гавриковом переулке). ...там все "как встарь". И священнослужители, и канонархи, и певцы, и молящиеся (хотя "защитного цвета", бритых лиц, стриженных усов и коротеньких юбочек больше, чем старостильных). Пение крюковое, стройное, умелое и прочувственное. Этих, должно быть, не скоро выбьешь из колеи: они покрепче духом и телом, чем "никониане" и их (по-новому) приспешники-единоверцы. Хвалю и благодарю их за такую надежную охрану памятников старины" (Н.П.Окунев. Дневник москвича. Париж, 1990, с. 461-462). Оба единоверческих монастыря в Москве - мужской Никольский и девичий - Всехсвятский, распадаются к 1922 г.; Троицкий и Введенский храмы у Салтыкова моста были закрыты в 1931 г. Последним храмом московских единоверцев до 1960-х гг. была Никольская церковь на Рогожском кладбище, после чего единоверческие службы шли лишь в южном (во имя иконы Божией Матери Троеручицы) приделе этого храма. Они проходили все менее регулярно и полностью прекратились в 1988 г., когда единоверческий приход Рогожского кладбища был аттестован Советом по делам религий при Совмине СССР как "бесперспектив-ный". С этого времени богослужение в храме переведено на новый обряд, чему подчинились и немногие оставшиеся в приходе единоверцы. Большинство же единоверцев стало ездить на моление в Михайловскую слободу, а наиболее консервативная часть прихода перешла в общину нынешнего Антипьевского храма в Знаменском пер. (см. ниже). В 1927 г. распадается община единоверческого храма на Волковом кладбище в Ленинграде, главный же храм во имя святителя Николы петроградских единоверцев в 1927 г. перешел под "иосифлянскую" юрисдикцию и в 1932 г. был закрыт. Старостой этого храма, вплоть до закрытия, оставался физиолог, академик А.А.Ухтомский, брат еп. Андрея уфимского (архив общины и переписка с деятелями единоверия хранятся в фонде Ухтомского в ПФАРАН, ф. 749, оп. 2, ( 401-406; оп. 3, ( 25-30). Дольше всех продержались единоверческие общины в провинции. Паства еп. Симона сохранялась еще в нач. 1980-х г. и была замкнутой от внешнего мира общиной фундаменталистской ориентации (по свидетельству исследователей, "с ними трудней контактировать, чем с филипповцами"). В 1920-х гг. единоверческий епископат по своей воле перестает именоваться викарным, однако самостоятельной легальной иерархии он не образовал и был большей частью уничтожен. Известны случаи перехода таких архиереев в старообрядчество - например, в 1929 г. еп. Стефан (Расторгуев) перешел в Древлеправославную церковь. Со временем большинство единоверческих приходов приобрело смешанный характер, в них все заметнее начинали доминировать новообрядцы. В Вязниках (Владимирская обл.) в 1940-х гг. в одном храме существовало два состава клира, служивших по очереди - единоверческий и новообрядческий. Первый из них окончательно исчез в 1970-х гг. вследствие естественной убыли. Современное единоверческое движение в РПЦ, начавшее развиваться со втор. пол. 1980-х, практически не имеет прямой преемственности от прежнего единоверия и противоположно ему по функциональной сущности, представляя своего рода "внутреннюю эмиграцию" в РПЦ из числа неприемлющих обрядовых нововведений патриаршей церкви - как времен Никона, так и последних десятилетий. Подобные общины возникают по инициативе снизу и практикуют дониконовский богослужебный чин (последнее лишь иногда оговаривается в приходских уставах). Организационные структуры выше приходского уровня отсутствуют. Настоятели единоверческих приходов большей частью подчинены тем же благочинным и епархиальным архиереям, что и прочие священнослужители РПЦ (по административно-территориальному признаку). В 1992-1994 г. номинально существовало "Единоверческое братство епископа Симона (Шле-ева)", распавшееся после присоединения его председателя Георгия Савельева к Русской Православной Старообрядческой Церкви. В московской епархии РПЦ существует должность благочинного единоверческих храмов епархии, занимаемая иеромонахом Иринархом (Денисовым), настоятелем единоверческого храма в Михайловской слободе Раменского р-на (еще такие храмы действуют в с.Осташево Воскресенского р-на и в Куровской). Фактически все контакты между единоверческими общинами России осуществляются на личном уровне через настоятелей и активных прихожан. Более развито единоверческое движение в Латгалии. Никакой особой процедуры образования единоверческих приходов не существует, а возможность их создания зависит от степени благосклонности местных епархиальных властей. Известны случаи стихийного перехода на дониконовский чин (например, в с. Селитьба Сосновского р-на Нижегородской обл.). Само слово "единоверие", ввиду традиционно скептической реакции на него старообрядческого населения, может и не употребляться в единоверческих приходах, скрывающих свою сущность под именем "старообрядческих", "древле-православных" и т.п., как напр., в Куровской (Московская обл.), М.Мурашкино (Нижегородская обл.) и т.д. В силу достаточно неоднозначного отношения руководства РПЦ к единоверческому движению, такие приходы избегают давать точные оценки своей численности, невозможные без четкого разграничения между единоверцами и новообрядцами. Крупнейшая в России община в М.Мурашкино насчитывает свыше 1000 прихожан, в Михайловской слободе - ок. 200 чел., московские приходы храмов святителя Николы "на студенцах" и святого Антипия в М.Знаменском пер. (существовал до февр. 1996 г.) - по 20-30 чел. каждый. Единоверческая община С.-Петербурга, которой в 1990 г. возвращена правая часовня бывшего Никольского единоверческого храма (ул. Марата, 24а), насчитывает ок. 150 прихожан. Отколовшаяся от нее группа фундаменталистской ориентации, известная своими листовками с поминанием "святаго царя-мученика Николы с Августейшей семьей и всех Новомученик Российских от жидов за веру, царя и отечество убиенных" и т.п., храма не имеет. Новые по происхождению единоверческие общины действуют также во Пскове и в п. Павлово-на-Неве Ленинградской обл. Пополнение таких общин происходит за счет традиционалистски ориентированных членов РПЦ, среди которых заметна повышенная доля представителей гуманитарной интеллигенции (иконописцев, реставраторов, музыковедов, психологов и т.п.). На территории России служит не более 10 единоверческих или считающих себя таковыми священников. Епископата нет, и к его возобновлению достаточно раздробленное единоверческое движение едва ли готово. Монашество малочисленно (не более 10 иноков и инокинь в России). Попытки создать в Михайловской слободе монашеское общежительство остались нереализованными. Большинство пострижений последних лет совершено священноиноком Иринархом (Денисовым). Известен также нижегородский священноинок Арсений. Номинально существуют крайне малочисленные и незарегистрированные у властей группы единоверцев карловацкой юрисдикции (в Москве и Петербурге). Имеются также отрывочные и разной степени достоверности данные о нелегальных группах единоверцев, пребывающих в "катакомбных" юрисдикциях. Т. н. андреевцы - (самоназвание - Единая Древлеправославная Церковь) возводят свою иерархию к еп. Андрею (Ухтомскому), будто бы ставшему с 1919 г. первоиерархом всех единоверцев. Контактов с официальным единоверием не имеют. Катакомбные единоверцы-климентовцы (самоназвание - Древлеправославная Церковь) - еще более аморфны по организационной структуре и еще сильнее закрыты для контактов с властями и исследователями, нежели андреевцы. Связи с официальным единоверием нет. Иерархия восходит к еп. Клименту Логинову. За пределами СССР единоверие образовалось в США. В нач. 1980-х годов беспоповцы г. Ири (штат Пенсильвания) во главе с наставником Пимином Саймоном соединились с РПЦ заграницей. Имееется у них и свой единоверческий епископ - Даниил. ЕДИНОВЕРЦЫ - члены новообрядческой церкви, сохраняющие приверженность старым обрядам (см. единоверие). Самоназвание современных единоверцев может быть самым различным: от "православных старообрядцев" до "ревнителей древлего благочестия патриаршей церкви". ЕКАТЕРИНА II (урожденная Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская; 21 апр. 1729 - 6 ноября 1796) - российская императрица с 1762 г. Относительно старообрядчества придерживалась гуманитарно-державной политики: в учение, исповедание, внутренние распорядки, вообще в религиозную жизнь старообрядцев ни духовная, ни светская власть не вмешивается. В законодательстве Екатерины II о свободе старообрядческого исповедания действовало два принципа: 1) старообрядцы пользуются полными гражданскими правами, каждый согласно своему сословному положению. Но эти права дарованы им как гражданам, а не как старообрядцам, без всякого отношения к вероисповеданию; 2) старообрядцы имеют полную свободу отправления своих религиозных потребностей. Но эта свобода не означает ни юридического признания старообрядчества, ни положительного или отрицательного к нему отношения, а имеет чисто гражданское основание. Законодательство Екатерины еще не пользуется понятиями старообрядческой общины или прихода, не регламентирует их прав и обязанностей. Это объясняет, например, почему Преображенское кладбище в течение 37 лет существовало в виде частной собственности И.А.Кавылина. Императрица необычайно смело высказывалась по поводу церковных реформ: "Никон внес разлад и разделение между народом и престолом; до него государи были отцами своего народа, самодержавными охранителями православных на любви к свободе и единости престола с народом в верности веры отцов, в верности обрядов и обычаев предков, основателей отношений государей к их народу. Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа. Народ стал видеть в своих царях антихристов, и мы его не виним: народ подлинно испытал на себе руку последних. И для чего все это? Для чего Алексей изменил своему народу, изменил еще недавнему, еще памятному избранию народом отца его в цари Российской земли, изменил общим обязанностям всех российских царей? Чтобы угодить другу своему Никону, чтобы покорить под ноги его и иерархов, и духовенство, и народ, затем, чтобы из него и будущих патриархов создать врагов престолу и самодержавию. Удивляюсь царю Алексею, его недальновидности: идет за Никоном, как провинившийся мальчишка за готовящимся его высечь учителем! Вот заслуга никоновской реформы пред престолом и самодержавием! ("Речь императрицы Екатерины Великой на общей конференции Синода и Сената 15 сент. 1763 г.". М., 1912). В то же время Екатерина разделяла старообрядцев на "хороших" и "плохих" в зависимости от их готовности к компромиссу. Она надеялась, что кнутом и пряником удастся сделать то, чего не удалось добиться одним кнутом - присоединить старообрядцев к господствующей церкви. Эту мысль она выразила в манифесте от 3 марта 1764 г., которым освободила старообрядцев от двойного налога. В то же время в манифесте были предусмотрены не только "кроткие" меры: "С потаенными же раскольниками поступать по всей строгости законов". "Потаенными" считались те, которые отказывались иметь какое-либо общение с господствующей церковью, в то время как были и другие, которые готовы были идти в новообрядческий храм, лишь бы им разрешали креститься двуперстно. Этих последних манифест даже повелевал "не считать раскольниками". Но таково было екатерининское время, что нам известны считанные случаи, когда на основании строгих законов старообрядцы были осуждены за отказ изменить веру. Особое значение в истории старообрядчества приобрел манифест императрицы от 4 дек. 1762 г., которым она открыла путь на родину огромной массе русских людей, бежавших за рубеж от преследования за религиозные убеждения. В манифесте говорилось: "Ея Императорского Величества указом всем живущим за границей российским раскольникам объявить, что им позволяется выходить и селиться особыми слободами не только в Сибири, на Барабинской степи и других порожних и отдаленных местах, но и в Воронежской, Белгородской и Казанской губерниях на порожних и выгодных землях, где полезнее можно быть". Всего для этой цели правительством было отведено 70.000 десятин земли. С этого времени начинается открытое заселение Поволжья и Иргиза старообрядцами. ЕЛЕСИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - старообрядческая общежительная обитель белокриницкого согласия, находившаяся в с. Елесино в 20 верстах от Н.Новгорода (ныне д. Елесино Борского р-на Нижегородской обл.). Основана в 1857 г. инокиней Маргаритой, которая стала первой игуменьей. В нач. 19 в. население с. Елесина относилось с недоверием к господствующей церкви, но и не было по-настоящему старообрядческим. В среде жителей, осознавших невозможность такого неопределенного положения, образовался кружок ревнителей, которые решили искать истинную веру. Вдохновителями и руководителями этого кружка были Григорий Никитич Мухин и будущий епископ нижегородский Кирил. Отправившись вдвоем на поиски истинной веры, они побывали у беглопоповцев, но не удовлетворились их положением. Странствуя из селения в селение, они встретили в с. Собакине Арзамасского у. священноинока Иеремию (Ско-кова), принявшего священство белокриницкой иерархии. После продолжительных бесед искатели убедились, что нашли то, чего искали, немедленно присоединились к старообрядчеству и отправились в Елесино. Прибывший вскоре о. Иеремия присоединил к Церкви и остальных членов кружка. После этого к Церкви стали присоединяться остальные жители села, и многие окрестные деревни чуть ли не поголовно пришли к истинной вере. Примерно в 1856-1858 гг. в селе был построен молитвенный дом из старого леса (чтобы власти не догадались о новой постройке). Вскоре был рукоположен священник о. Захарий Степанов, из крестьян д. Вернягово. С этого времени в Елесине установилось постоянное священство. Два года вместе с о. Захарием священствовал священноинок Кирил (будущий епископ). После рукоположения в епископы он здесь жил постоянно. Маргарита, последняя настоятельница Оленевского скита, после разорения его предоставила скитские постройки (в качестве строительного материала) и прочее имущество для постройки храма (второго молитвенного дома) в с. Елесино. Сама она с двумя инокинями также перебралась в Елесино, положив начало монастырю. Живя в с. Елесино, мать Маргарита обучала местных старообрядцев крюковому пению. Поселилась она и две инокини в нескольких саженях от елесинского храма. Постепенно к ним стали присоединяться другие, и жить стало тесно. Ок. 1870 г. был построен двухэтажный дом для скита. Ок. 1878 г. молитвенный дом был освидетельствован и признан ветхим. Было решено его перестроить с увеличением размера. Еп. Кирил весьма заботился о благоукрашении этого храма, выстроенного к 1881 г. и освященного во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Пожар, случившийся в год постройки храма, не повредил его, хотя уничтожил жилые стоения скита. Внутри храма был резной позолоченный пятиярусный иконостас, над храмом был поставлен купол с крестом, что в то время старообрядцам не дозволялось. Несмотря на требования снять крест, угрозы и доносы, крест простоял до высочайшего указа 1905 г. После этого указа к храму пристроили каменную колокольню. 26 марта 1907 г. в Елесине была учреждена елесинская старообрядческая община. После кончины матери Маргариты настоятельницей приблизительно до 1884 г. была инокиня Досифея, которая удалилась в Н.Новгород для основания новой обители на бугровском старообрядческом кладбище. Еп. Кирил по общему желанию в 1884 г. поставил игуменьей инокиню Анфису. В это время монастырь достиг расцвета. Сначала в нем было не более 10 насельниц, а в первом десятилетии 20 в. число их увеличилось до 42, из которых 12 были послушницами. Здесь действовала школа знаменного пения, был прекрасный женский хор. Монастырь отличался строгим соблюдением устава и подвижнической жизнью сестер. После смерти матери Анфисы, 4 мая 1908 г., наблюдать за монастырем была поставлена инокиня Досифея (р. ок. 1854 г., в миру Дарья Гусева, крестьянка с. Малые Поляны Лукояновского у.). В монастыре она жила примерно с 1888 г. В 1905 г. был выстроен новый трехэтажный дом для сестер на 24 кельи. В это время в монастыре числилось 23 инокини и 17 послушниц. В 1937 г. оставшиеся инокини были арестованы и сосланы в Казахстан. После реабилитации (1953 г.) пять инокинь вернулись в Елесино. Последней игуменьей была инокиня-схимница Агния. В настоящее время все монастырские постройки разрушены. ЕМЕЛЬЯНОВ Василий Емельянович (ум. 1797) - наставник и учитель христиан поморского согласия в Москве, получивший среди них славу "защитителя законных браков". В царствование имп. Екатерины II основал в Москве Покровскую часовню (см. Монинская моленная) и был ее первым наставником. Во втор. пол. 18 в. стал самостоятельно благословлять на брачное житие, установив для сего особый чин с чтением канона Всемилостивому Спасу. В Москве и крупных городах бессвященнословный брак приобрел много приверженцев. Успех нововведения подтолкнул Василия Емельянова поехать в Поморье, чтобы добиться формального благословения выговских отцов на брачное учение. Но здесь первоначально он понимания не нашел и по соборному решению старцев был даже заключен в холодный погреб, пока не одумается. Время от времени делая уступки небрачникам, он тем не менее настойчиво продолжал насаждать браки среди беспоповцев, при этом принципиально оговорив, что девство надобно почитать выше брака. После его смерти осталось несколько написанных им апологетических сочинений. ЕПИФАНИЙ - святой преподобномученик и исповедник, соузник святого священномученика протопопа Аввакума по пустозерскому заключению. Родом из крестьян. Его мирское имя, время и место рождения неизвестны. Из его сочинений - автобиографической Записки (ок. 1666 г.; сохранилась в составе сочинений инока Авраамия) и также собственноручно написанного "Жития" (1667-1676 гг.) - мы знаем, что Епифаний ушел в Соловецкий монастырь в 1645 г., семь лет был послушником, а в 1662 г. принял постриг. В 1657 г., почувствовав "тоску и печаль от новоисправленных книг", ушел из монастыря в пустыню и около семи лет прожил совместно с иноком Кирилом на Суне-реке, затем перешел к иноку Корнилию на реку Водлу. Оттуда оба инока перешли жить на Кяткозеро. В 1666 или 1667 г. он явился в Москву для обличения неправды никоновых реформ. Согласно позднему "Житию инока Епифания", созданному на Выге в 30-е гг. 18 в., в Москве, на соборной площади, он прилюдно читал свои обличения Никону, а царю Алексею Михайловичу подал челобитную с такими словами: "О царю, веру свою християнскую в России проклятым Никоном потерял еси, а ныне ищеши веры по чюжим землям, аки лев рыщеши". Инока схватили и пытали, однако обычный источник сведений о сторонниках старой веры - документы собора 1666-1667 гг. - сколько-либо значительных сведений о Епифании не дает. Старообрядческая традиция оказывает иноку Епифанию исключительное уважение. В предании о казни пустозерских узников в 1682 г. говорится, что останков Епифания не было найдено на пепелище, но многие свидетели видели "из сруба пламенем отца Епифания на воздух вознесенна вверх к небеси". Из произведений инока Епифания, кроме упоминавшихся, сохранилось еще одно письмо частного содержания. ЕПИФАНИЙ (по отцу Яковлевич; ок.1685-1735) - сначала новообрядческий иеромонах, затем епископ, перешедший в старообрядчество. Рукоположен 22 июля 1724 г. ясским митр. Георгием; и в том же году "посвятил на Украйне в иеродиаконов и попов больше четырнадцати человек раскольников" (по перечню его вин, посланному из Синода в юстиц-коллегию, приведенному у П.И.Мельникова в "Очерках поповщины"), после чего был схвачен и посажен под арест в Киеве; 3 сент. 1725 г. по решению Синода был предан суду после лишения священства и монашества (монашество ему было вскоре возвращено); приговорен к ссылке в Соловецкий монастырь. Сменив несколько мест заключения, в июле 1729 г. Епифаний бежал, но был схвачен при попытке перейти границу. После этого он был отправлен в переяславский Михайлов монастырь (Полтавской губ.), откуда снова бежал. Был схвачен в Киеве в Пустынно-Николаевском монастыре и не ранее 1731 г. по требованию Синода отправлен в Москву, где и посажен под арест. Как пишет П.И.Мельников, во время пребывания Епифания в тюрьме старообрядцы уговорили его присоединиться к древлему православию. Тем временем состоялось решение по его делу: "...учиня ему жестокое наказание плетьми, отослать в Соловецкий монастырь на его коште и тамо содержать его всегда скована, не выпуская отнюдь из монастыря...". В Петербурге вскоре было принято более строгое решение: "...монашеского чина лишить.., отослать в светский суд для ссылки на сибирские горные заводы в вечную работу...". Однако Епифаний был уже отослан в монастырь, а по дороге, проехав Ярославль, 17 февр. 1733 г. бежал (по официальной версии - с помощью старообрядцев). 28 мая 1733 г. Епифаний оказывается на Ветке, а 6 авг. 1734 г. священноинок Иов третьим чином присоединил его к древлему православию в сане епископа. Вероятно, обретение старообрядчеством епископа было главной причиной "выгонки" Ветки. И.Г.Кабанов в "Кратчайшем начертании истории Ветковской церкви" пишет: "Много же тщание прилагаху еже приобрести епископа, и по различных исканиях прияша Епифания, и егда той начат действовати и постави священники и диаконы. Слуху же о сем разнесшуся повсюду, и дойде во уши русскаго правительства: и таковое событие произведе первую выгонку...". 1 апр. 1735 г. он был арестован: "...епископ Епифаний взят быв в лето 7243, и скорбен в Киев послан бысть, идеже затворен бысть, скончася". Похоронен у приходской церкви святого Феодосия (напротив Киево-Печерской лавры). Многие старообрядцы не признавали епископства Епифания и отвергали попов его поставления из-за сомнений, не был ли он крещен обливательно. Жития он был подвижнического, а кончину принял мученическую. ЕПИФАНИЙ (Евфимий Кузьмич Абрамов; ум. 1965) - архиепископ куйбышевский, московский и всея Руси Древлеправославной церкви. Хиротонисан в епископа куйбышевского 26 мая 1950 г. в Москве архиеп. Иоанном и еп. Макарием; 5 ноября 1955 г. возведен в достоинство архиепископа. ЕПИФАНИЙ ПЕЛЬШЕМСКИЙ (посл. четв. 17 в.) - инок, один из писателей старообрядческого Поморья, житель лесного скита на Пельшемском волоке в Тотемском у. Создал и хранил скитский архив, переписывал рукописи, писал собственные сочинения. Был тесно связан с протопопом Аввакумом, Соловецким монастырем, старцем Досифеем. По-видимому, в 1688 г. арестован и доставлен в Тотемскую приказную избу. Дальнейшая судьба неизвестна. Из литературного наследия Епифания сохранилось лишь два письма. ЕПИФАНИЙ СЛАВИНЕЦКИЙ - (ок. 1600-1675) - иеромонах, постриженник Киево-Печерской лавры, один из основных деятелей книжной справы во время реформ патр. Никона, верный его сторонник. Родом белорус. Преподавал латынь в Киевской братской школе (подготовил учебник "Лексикон латинский"), знал также греческий язык. В 1649 г. царь Алексей Михайлович обратился к митр. Сильвестру с просьбой прислать в Москву сведущих в книжном деле людей. В ответ на эту просьбу летом 1649 г. Епифаний прибыл в Москву. Официальной целью его приезда было издание Библии, которое было осуществлено в 1663 г. с его предисловием и по сути представляло перепечатку Острожской Библии с незначительными исправлениями и поновлениями языка. Ко времени реформ Никона Епифаний заслужил репутацию ученого эксперта и был привлечен к книжной справе. Собор 1654 г. постановил исправить богослужебные книги "по старым харатейным и греческим", и Епифаний, принявший руководство Печатным двором, принялся за дело, используя для этого новые греческие книги венецианских типографий. Он подготовил программу изменений церковного Устава и новый текст Служебника, сознательно содержащего ложные ссылки на старые русские и греческие грамоты. Фактически этот Служебник, вышедший 31 авг. 1655 г., был переводом с греческого Евхология, напечатанного в Венеции в 1602 г. В нем было узаконено троеперстие, трегубая аллилуия и пр. церковные новины, которые способствовали расколу в Русской Церкви. Епифанием была также подготовлена знаменитая "Скрижаль". Во время самовольного оставления Никоном патриаршества Епифаний занял прониконовскую позицию, чем отсрочил низложение патриарха. Оставил громадное литературное наследие, в т.ч. стихотворения, многочисленные переводы богословского и светского характера. Похоронен в Чудовом монастыре в Москве. ЕРМОГЕН (ум. 24 мая 1914) - епископ тульчинский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию); рукоположен 11 окт. 1909 г. ЕРМОГЕН (Емельян Филиппович Перфилов; ок. 1837 - 4 марта 1915) - епископ новозыбковско-черниговский, впоследствии киевский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию); происходил из мещан г. Хотина Подольской губ. В сан священника рукоположен еп. Селивестром балтским и новозыбковским и в течение 26 лет служил в этом сане в г. Балта Подольской губ. Освященным собором на Черемшане (см. Черемшанские монастыри) в авг. 1905 г. избирается кандидатом в епископы на Черниговскую епархию. Рукоположен в епископы в Клинцах 24 янв. 1906 г. архиеп. Иоанном московским в сослужении еп. Виталия петроградского на новозыбковскую кафедру. После примирения с Церковью еп. Михаила новозыбковского Освященным собором переведен на Киевскую епархию 23 июня 1907 г. По случаю болезни, чувствуя себя не в силах управлять епархией, 22 февр. 1915 г. принял схиму. Пострижение совершил священноинок Сава из Черкасского монастыря. Скончался в Балте, где и погребен 8 марта в склепе близ еп. Варлаама на балтском старообрядческом кладбище. Погребение было отпето священноиноком Савой и священниками Балты и Одессы в Свято-Успенском храме, в котором священнодействовал покойный епископ. ЕФРЕМ ПОТЕМКИН (ум. после 1667) - инок, постриженник Бизюкова Крестовоздвиженского монастыря близ Дорогобужа, деятель раннего старообрядчества. Родственник Спиридона Потемкина. Имел сестру, также инокиню, имя которой неизвестно. Свои воззрения сформировал под влиянием антиуниатской и антикатолической литературы, распространенной на Смоленщине. После освобождения Смоленска и учреждения там архиепископской кафедры, ставшей насаждать никоновские новшества, Ефрем пришел к убеждению, что в Церковь проникла "латынская прелесть". По его мнению, антихрист уже явился в лице патр. Никона, который осквернил церкви и реки, и жить стало можно только на болотах. По старообрядческой легенде Ефрем был в числе основателей скита "Смольяны", или "Старого Керженца" (близ г. Семенова Нижегородской обл.). В связи с началом соборов 1666-1667 гг. 23 марта Ефрем был арестован, доставлен в Москву, а скит его сожжен. На соборе он повинился (но существовали сомнения в искренности его покаяния), был приговорен к публичному самоопровержению, после чего прощен и отослан в московский Новоспасский монастырь. Сочинения Ефрема (кроме его "покаянных свитков"), не обнаружены, хотя еще в 1915 г. находились в руках В.Г.Дружинина.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|