|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Энциклопедия
|
С.Г.Вургафт, И.А.Ушаков Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы.
ЩАПОВ Афанасий Прокопьевич (5 окт. 1831 - 27 февр. 1876) - историк, автор нескольких крупных, оригинальных исследований по истории раскола и старообрядчества. Родился в слободе Анга на берегу одноименной реки, впадающей в Лену (Верхоленский у. Иркутской губ.), в многодетной семье пономаря Ильинской церкви, который вел свой род от священника Щапова, сосланного в Сибирь за приверженность к старой вере. В 1852 г. закончил обучение в Иркутской духовной семинарии и поступил в Казанскую духовную академию, где учился до 1856 г. К формированию собственной концепции истории России Щапов шел в процессе изучения старообрядчества. Начиная с магистерской диссертации эта тема стала лейтмотивом научной работы Щапова. Его первая печатная работа появилась в нач. 1857 г. в "Православном собеседнике". Это было сочинение "О причинах происхождения и распространения раскола, известного под именем старообрядчества, во второй половине 17 и первой половине 18 столетия". Затем последовал ряд статей, тематически связанных со старообрядчеством: "О способах духовного просвещения древней России вне училищ", "Лука Канашевич, епископ Казанский", "Содействие древних монастырей просвещению России", "Арсений Грек при патриархе Никоне". Через год была опубликована монография, обратившая общее внимание на молодого историка, - "Русский раскол старообрядчества" (1859). В 40-50-е гг. 19 в. в историографии старообрядчества главенствовала клерикально-охранительная, обличительная доктрина, соответствовавшая официальной позиции Синода. Эта точка зрения достаточно полно представлена в "Истории русской церкви" митр. Филарета. Щаповская концепция старообрядчества была создана на почве принципиально иной методологии и коренным образом отличалась от официальных схем. Он исследовал старообрядчество с просветительской, либеральной позиции, опираясь на философию Гегеля. Щапов поставил вопрос о старообрядчестве как способе религиозной и гражданской жизни значительной части народа, не сводя всю проблему только лишь к обрядовым разногласиям, а развертывая широкую картину, объединяющим названием которой стало понятие "дух народа". Монография была высоко оценена С.М.Соловьевым и, безусловно, оказала влияние на подход к истории раскола даже "официальных" историков. Несмотря на явные симпатии и сочувствие "логике" староверов, Щапов признавал полезными реформы патр. Никона и имп. Петра I. "ЩИТ ВЕРЫ" - 1) ежемесячный журнал старообрядцев поморского согласия, приемлющих брак. Издавался в 1912-1916 гг., по 12 номеров в год. Имел сквозную нумерацию. В 1917 г. появилась, видимо, последняя, 61-я книга (она же № 1). В кн. 24 (1913, № 12) помещен указатель содержания за первые два года издания. "Щит веры" носил более апологетический, чем хроникальный характер, однако в нем помещено немало ценных исторических данных (например, составленный С.Д.Соколовым "Указатель библиографии саратовского старообрядчества" в № 1-6 за 1915 г.). В 1913-1916 гг. выпускались приложения к журналу - церковно-служебные книги и сочинения старообрядцев-поморцев. Издание заслуживает составления к нему сквозного указателя содержания. Издателем был П.И.Соколов, с № 11 редактором-издателем был В.З.Яксанов. 2) "Ответы древняго благочестия любителей на вопросы придержащихся новодогматствующаго иерейства" - весьма известное и распространенное у беспоповцев обширное сочинение, содержащее ответы на 382 вопроса поповцев. Составлено в 1789-1791 гг. Автором традиционно считается Тимофей Андреев. Опубликовано со значительными сокращениями в журнале "Братское слово" за 1890 г.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|