|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Энциклопедия
|
С.Г.Вургафт, И.А.Ушаков Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы.
УВЕТ ДУХОВНЫЙ - изданное в 1682 г. противостарообрядческое сочинение, авторство которого долгое время приписывалось патриарху Иоакиму. Действительным автором "Увета" был архиеп. холмогорский Афанасий (Любимов). Книга написана по следам состоявшегося в Грановитой палате Кремля прения о вере Никиты суздальского с патр. Иоакимом. Содержит много фактических искажений и подлогов; например, в поисках доказательств древности троеперстного крестного знамения автор "Увета" указывает, что правая рука апостола Андрея Первозванного, хранящаяся в Успенском соборе в Москве, имеет троеперстное сложение, причем тут же было помещено и изображение сей руки. Однако, как оказалось при проверке, рука эта не изображает никакого перстосложения, потому что сохранились не все пальцы. УКСОВ (Ильин) Петр Иванович (1877 - 22 марта 1938) - священник Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию), священномученик. Родился в д. Рябики Медынского у. Калужской губ., в семье крестьянина. Рукоположен в священники не позднее 1910 г., служил в д. Рябики, потом в с. Таракановка того же уезда, после революции был переведен в с. Полотняный Завод, где и прослужил до закрытия храма в 1933 г. Переведен в д. Косолапово Можайского р-на Московской обл. Во время Великого поста был арестован по доносу за то, что якобы отравил причастием умирающую старуху. 15 марта 1938 г. на заседании тройки УНКВД по Московской обл. ему был вынесен смертный приговор. Расстрелян в Можайской тюрьме. Место захоронения неизвестно. "УРАЛЬСКИЙ СТАРООБРЯДЕЦ" - "ежемесячный духовно-просветительский журнал с иллюстрациями", "ежемесячный журнал, издаваемый Успенским братством старообрядцев ныне не имеющих священства в г. Екатеринбурге". Орган печати старообрядцев часовенного согласия. Редакция помещалась по адресу: Екатеринбург, Госпитальная, 12. В журнале публиковались художественные и исторические произведения, хроника церковной жизни, хроника с театра военных действий, ответы читателям и пр.; первый номер вышел в янв. 1915 г., последний известный - в сент.-окт. 1916. Редактором был И.П.Мокрушин; в апр. 1916 г. он был призван на военную службу и редактором стал В.В.Крылов. УСТАВ ЦЕРКОВНЫЙ - (греч. типикон) - часть Священного Предания православной Церкви; сложившийся на протяжении веков порядок совершения общественных и частных богослужений и некоторых других сторон церковной жизни, зафиксированный как в письменном виде, так и в виде передаваемой из поколения в поколение традиции. В Русской Православной Старообрядческой Церкви основным руководством по уставу служит "Око церковное" - переработанный с учетом древнерусской богослужебной практики устав Иеросалимского монастыря святого Савы Освященного, с добавлением уставных указаний из Устава св. Феодора Студита и прочих святых отцов 6-8 вв. с присовокуплением составленных преп. Марком Мнихом "марковых" глав, где изложен порядок службы при совпадении в один день нескольких праздников (например, Пасхи и Благовещения). "Око церковное" вошло в употребление в русской Церкви в 14 в. в ходе предпринятой митр. Киприаном богослужебной реформы по замене прежде бытовавшего студийского устава иеросалимским, который, как уже отмечалось, составляет основу "Ока". В 14-16 вв. Устав распространялся в многочисленных списках, в 17 в. он трижды издавался типографским способом: при патр. Гермогене в 1608 г. (под наименованием "Очи церковные"), при патр. Филарете в 1633 и при патр. Иосифе в 1641 г. Именно последнее издание (а также последующие перепечатки с него) пользуются наибольшим доверием у старообрядцев. У беспоповцев, в связи с их представлениями о повсеместном прекращении священства, возникла необходимость в переделке Устава, в изъятии из него всех указаний на сугубо священнические или диаконские молитвы и действия. Плодом такой переработки "Ока церковного" явились "Поморский устав", составленный в 18 в. в Выговском общежительстве, а также "Красный устав" и "Савины главы", отразившие богослужебную практику 18 в. в московской Преображенской общине федосеевцев. Уставы беспоповцев изобилуют выписками из древних "типиков" Соловецкого, Кирило-Белозерского, Троице-Сергиева и других монастырей Древней Руси, отражающими их богослужебные и бытовые традиции. Помимо "Ока церковного", подробные уставные указания имеются в старопечатных книгах "Минея общая", "Минея праздничная", "Триодь постная", "Триодь цветная", "Трефолой", в месячных минеях и ряде других изданий. Эти указания иногда расходятся с порядком служб, изложенным в "Оке церковном", что ставит перед старообрядческим священнослужителем порой нелегкую задачу сверяться при службе сразу с несколькими книгами и сообразовываться при этом с традициями того или иного прихода. В конце 19 - нач. 20 в. неудобство такого положения побудило некоторых знатоков устава к изданию ряда пособий по изучению старообрядческого богослужения. Из них наиболее известны "Ключ к церковному уставу" единоверца Н.С.Сырникова (1-е изд. - 1890 г., 2-е - 1910 г.) и "Краткий практический устав" еп. Арсения уральского (Уральск, 1908; репринтно переиздан в 1994 г.). Однако практика показала лишь вспомогательную, справочную ценность этих изданий, а непосредственным руководством для совершения божественной службы в старообрядчестве по-прежнему являются книги, изданные до патр. Никона, и последующие перепечатки с них. УСТАВЩИК (екклесиарх, "церкве начальник", в просторечии - дьячок, от греч. "диакос" - помощник) - благочестивый и грамотный мирянин, хорошо разбирающийся в церковном уставе, знающий знаменное пение; во время церковной службы руководит чтением и пением на клиросах.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|