|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Энциклопедия
|
С.Г.Вургафт, И.А.Ушаков Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы.
ШАЛАЕВ - псевдоним Ф.Е.Мельникова. ШАРТАШ - село, находившееся в 7-8 верстах от Екатеринбурга близ оз. Шарташ. На его берегах было воздвигнуто восемь старообрядческих женских скитов, здесь же помещались церковные школы. Главный скит именовался Казанским и имел чудотворную икону. Игуменьями этого скита были схимница Александра, после нее - матери Афанасия и Фаина. Службу совершал священноинок Иларий, после его смерти - сами монахини. По преданиям, Шарташ посетил имп. Александр I, который, умилившись стройным пением старообрядцев в часовне, обещал монастырю покровительство и сделал крупное пожертвование. В 1840-х гг. за приверженность к старообрядчеству более 100 семей из Шарташа были наказаны розгами, частично сосланы. Супругам было запрещено совместное проживание. Дети объявлены незаконнорожденными с отдачею в кантонисты. Через два года после начала репрессий, когда стало ясно, что поставленная цель - переход старообрядцев в господствующую церковь - не достигнута, по указанию генерала Глинки село было совершенно "упразднено". ШЕЛАПУТИНЫ - старый старообрядческий род купцов белокриницкого согласия из слободы Покровской (ныне - г. Энгельс Саратовской обл.). Переселились в Москву в конце 18 в., где открыли рыботорговлю. Известно имя сына родоначальника купеческой династии - Дмитрий. У него было как минимум два сына: 1) Антип (1879-1852) - московский 1-й гильдии купец, коммерции советник, почетный гражданин, старообрядческий деятель; 2) Прокопий (1777 - 13 янв. 1828) - московский 1-й гильдии купец, коммерции советник. Царским указом за пожертвование "минерального кабинета в пользу Московской медико-хирургической академии" возведен в дворянское достоинство, что среди старообрядцев было редким случаем. Кавалер нескольких орденов. В 1812 г. и после изгнания французов еще некоторое время был московским городским головою. В доме его жены Харитины Ивановны на Швивой горке в 1860-х гг. подолгу жили И.Г.Кабанов (Ксенос), еп. Пафнутий (Овчинников), Семен Семенович. Сын Прокопия Дмитрий (1802-1855) вышел из купеческого сословия и отступил от старообрядчества, перейдя в синодальную церковь. Павел Григорьевич (1847-1914) - внук Антипа Дмитриевича, председатель совета общества среднеторговых рядов (ныне - магазин ГУМ), один из совладельцев Балашихинской мануфактуры, известный благотворитель, за что был в 1911 г. пожалован чином действительного статского советника, что также дало ему потомственное дворянство. На его средства созданы гимназия с интернатом, три ремесленных училища, зал в Музее изящных искусств, Гинекологический институт на Девичьем поле и многое другое. Судя по тому, что Павел Григорьевич был старостой в подмосковной церкви Покрова в Филях, он отступил от старообрядчества. Умер во Фрейбурге 23 мая 1914 г. Принадлежавшая Шелапутиным Петропавловская моленная в Шелапутинском пер. (о принадлежности можно говорить на основе устных свидетельств, официально в нач. 20 в. она числилась за Е.А.Нырковой) была закрыта в 1923 г., утварь и иконы были перенесены в Никольскую церковь в Царском пер. (ныне на площади Белорусского вокзала, ул. Бутырский вал, 8/3). ШИБАЕВ Сидор Мартынович (1825-1883) - богородский 1-й гильдии купец, старообрядец, приемлющий священство белокриницкой иерархии. С помощью своего друга И.С.Морозова в 1844 г. в местечке Светлое Озеро, в 20 верстах от Богородска Московской губ., основал отбельную фабрику. В 1857 г. в сельце Истомкине близ Богородска построил ткацко-механическую, ситценабивную и красильную фабрику. Имел всероссийскую известность не только как текстильный фабрикант, но и как пионер бакинской нефтедобычи, основатель нефтяного общества "С.Шибаев и Ко" (впоследствии перешло в руки англичан). Он же был, вместе с группой московских и богородских купцов, инициатором постройки Тверской мануфактуры, владельцами которой вскоре стали купцы из рода Морозовых, т. н. Абрамовичи. После его смерти дело продолжили вдова и сыновья. ШИБАЕВ Иван Иванович (ок. 1830 - 4 мая 1908) - московский 1-й гильдии купец, старообрядец, приемлющий священство белокриницкой иерархии. Ок. 40 лет был одним из попечителей Рогожского кладбища, поддерживал и проводил текущий ремонт его храмов, умело обходя полицейские запреты и получая неограниченные средства на эти цели от купцов-благотворителей К.Т.Солдатенкова и И.И.Бутикова. Много раз бывал депутатом перед правительством от Рогожского кладбища. Жил на Немецком рынке, где имел домовую моленную, иконы из которой позднее попали в храм Покровско-Успенской старообрядческой общины в Гавриковом пер. (ныне в Третьяковской галерее). Вел переговоры с В.Н.Кельсиевым, но сотрудничать с ним отказался. В 1862 г. привлекался к дознанию по делу о приезде Кельсиева, около двух лет содержался в Алексеевском равелине. Осужден за "недонесение о сделанном ему Кельсиевым предложении печатать в Лондоне недозволенные в России старообрядческие книги". ШЛЕЕВ - см. еп. Симон. ШПУНТОВ Никита Семенович (ум. 2 авг. 1915) - наставник поморского согласия, сначала руководил общиной поморцев у себя на родине в д. Александровка Сувалкской губ. (Польша), затем служил в домовой моленной В.Е.Морозова и, наконец, был избран наставником храма Воскресения Христова, что в Токмаковом пер., принадлежавшего 2-й московской поморской общине. По какой-то причине, видимо, глубоко обидевшей его, отошел от дел, получая от А.В.Морозова пенсию "по болезни". Имел даже намерение присоединиться к федосеевскому согласию, но перед смертью примирился с поморцами и был принят в 1-ю московскую общину. Погребен на Преображенском кладбище. ШУРАШОВ Иван Васильевич - старообрядец белокриницкого согласия, член Союза старообрядческих начетчиков. Он подвизался как начетчик старообрядческой Нижегородской епархии. Новообрядческий нижегородский викарий Геннадий, лично побывав на нескольких его собеседованиях с миссионерами, запретил им выступать с Шурашовым в публичных собеседованиях. В 1907 г. Шурашов был секретарем редакции журнала "Старообрядец" (2). Ок. 1910 г. переехал в Донскую епархию. Сначала местные миссионеры охотно соглашались вести с ним публичные беседы, затем стали избегать собеседований, и наконец решили избавиться от него. После одного из выступлений Шурашова обвинили в порицании "православной церкви и святых ее угодников", за что окружной суд приговорил его к тюремному заключению сроком на один год.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|