|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Энциклопедия
|
С.Г.Вургафт, И.А.Ушаков Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы.
НАДЕЖДИН Андрей Александрович (27 сент. 1836 - 9 мая 1909) - старообрядец поморского согласия, известный начетчик. Родился в с. Безводном Нижегородского у., в семье дьячка господствующей церкви. Оставил последний класс духовной семинарии, где был в числе лучших учеников. Однажды был послан в семинарскую библиотеку для разборки отобранных у старообрядцев книг и в результате знакомства с древлеписьменными и старопечатными книгами перешел в старообрядчество, приняв крещение от поморского наставника. За свою старообрядческую деятельность неоднократно привлекался к суду и подвергался тюремному заключению, из которого был освобожден по амнистии 1881 г. Обладал природным даром красноречия, отличным знанием Св. Писания и христианской литературы. Участвовал в полемических беседах с миссионерами (особенно известна беседа в Сызрани в 1888 г.). В 1887 г. вместе с Л.Ф.Пичугиным участвовал на соборе в Орехове-Зуеве. Был на Первом всероссийском соборе старообрядцев-поморцев в Москве в 1909 г. Оставил многочисленные сочинения, изданные гектографически П.М.Безводиным: "Ответы некоему вопросителю", "Ответы грекоуниатским миссионерам" и др. НАМОГИЛЬНИК - резная по дереву икона, чаще всего изображающая голгофский Крест с орудиями страстей Христовых, иногда - распятие с предстоящими. Намогильники вставлялись в средокрестие намогильного креста или столбика-голбца для того, чтобы пришедшие на могилу христианина могли должным образом помолиться за упокой его души. На намогильнике обычно вырезалось множество титл, обозначающих сокращенный текст молитв и сведения об усопшем ("На сем месте погребено тело раба Божия...") в развернутом или зашифрованном виде. Резьба намогильников была весьма развита в Выговском общежительстве, куда это мастерство перешло из Соловецкого монастыря после его разгрома. В 18-19 вв. даниловцы снабжали сделанными на заказ намогильниками староверов поморского согласия по всему Северу. НАОННОЕ ПЕНИЕ (хомония, хомовое пение, раздельноречие) - вид знаменного пения, при котором все полугласные звуки церковнославянского языка распеты как полные гласные. Зародилось в 15 в., своего апогея достигло в 16 - перв. пол. 17 в., когда в певческих текстах полугласные стали заменять полными гласными, причем ь заменялся на е, а ъ - на о. При этом слово "днесь" писалось и пелось как "денесе", имя Христосъ как Христосо и т.п. Это явление свойственно было только крюковым записям, и в церковной практике получались как бы два текста одного и того же песнопения: обычный (для речитатива) и особый "на онъ" (для напева). Причина появления раздельноречия, по мнению известного исследователя Н.Д.Успенского, заключалась в том, что в 15 и 16 вв., когда традиции древнего пения несколько ослабли, в России решили "подреставрировать" характерные черты древнего пения. И, как это часто бывает при стилизации, чересчур жирно подчеркнули его особенность - настолько, что зачеркнули сам смысл. Ибо на полугласных, замененных на полные гласные, теперь стояли уже полновесные, распевные знамена, и в итоге текст песнопений стал непонятен. Кружок ревнителей благочестия боролся с хомовым пением. Протопоп Аввакум твердо стоял именно за наречное пение: "А где не единогласно пение и не наречно, там какое последование слову разумно бывает?" Инок Евфросин бескомпромиссно выступал за ясность смысла слов, поющихся в храме. Наконец, в 1652 г. появился указ царя Алексея Михайловича об истинноречии. Таким образом, еще до церковного раскола, наонное пение было запрещено и заменено на наречное. Но формального соборного постановления об этом не было вплоть до противостарообрядческого собора 1666-1667 гг. Именно то, что соборное установление о необходимости истинноречия было принято одновременно с проклятием древних православных обрядов, и сказалось в том, что значительная часть старообрядцев (в подавляющем числе беспоповцев), восстановила в своей богослужебной практике наонное пение. Сегодня пение "на онъ" бытует у беспоповцев филипповского, федосеевского и частично поморского согласий. Попытки ввести его в некоторых приходах Русской Православной Старообрядческой Церкви, которые предпринимались отдельными любителями в 1994-1995 гг., успеха не имели. НАРЕЧНОЕ ПЕНИЕ (истинноречие, новоистинноречие) - разновидность знаменного пения, появившаяся в сер. 16 в., но получившая распространение позже, в 1640-х гг., когда из-за специфики наонного пения встала проблема понятности и доступности церковной службы вообще. В бытовавшем до той поры пении "на онъ" полугласные звуки распевались как полные гласные: вместо ь пели е, вместо ъ - о. Например, слово всех звучало как весехо, Спас как Сопасо, аз как азо и т.д. Вскоре после Смутного времени в России усилились нарекания на подобную практику, потому что она затрудняла понимание смысла церковной службы и даже иногда вносила соблазн среди верующих, т.к. некоторые звукосочетания можно было воспринять как кощунственные. По этим причинам уставные роспевы (в первую очередь знаменный) повсеместно стали переправлять на приближенный к реальному языку вариант, т.е. "на речь". При этом по возможности устранялись многочисленные несоответствия между словесными и музыкальными ударениями, чтобы слова пелись так же, как и произносились. В начале этого массового перехода "на речь" не было соборного решения вопроса. Тем не менее наречное пение, как наиболее ясное и понятное, прививалось сразу и очень широко. И только в 1652 г. появился указ царя Алексея Михайловича, которым запрещалось в церквах петь по-наонному. Еще позже дело дошло до соборного решения, которое было принято лишь на роковом для православного старообрядчества соборе 1666-1667 гг. Именно потому, что окончательное утверждение наречного пения произошло одновременно с проклятием старых обрядов и старообрядцев, часть их отказалась петь "на речь" и вернулась к оставленному ранее пению "на онъ". В настоящее время старообрядцы, приемлющие священство, поют только наречно, наречно поет и часть поморцев. При этом те и другие используют различную знаменную нотацию. У поповцев певческие крюки имеют т.н. признаки, придуманные известным Александром Стремоуховым-Мезенцем, (в позднейших певческих азбуках именуются "усиками"). Ими отмечаются 2 и 3 ступень трезвучия - трихорда. Причем, благодаря повторяемости церковного звукоряда, звуки, различающиеся на кварту, отмечаются одинаково, и только киноварная помета уточняет звук. У беспоповцев признаки в записи пения отсутствуют как при наонном, так и при наречном пении. В среде беспоповцев, в 18-19 вв. происходили жаркие споры по поводу приемлемости наречного пения, при этом сторонники наонного пения старались опереться на принцип нерушимости традиции и на то обстоятельство, что печально известные соборы 1666-1667 гг. также приняли наречное пение, хотя и переменив текст. Сторонники наречного пения со своей стороны доказывали, что непонятность наонного пения затемняет и весь смысл богослужения. Одним из выдающихся примеров этой полемики служит обмен стихотворными посланиями между Павлом Любопытным и Андреяном Скачковым. Павел Любопытный нарисовал целую картину того, как радуются бесы наречному пению, а Скачков, стараясь быть логичным и доказательным, приводит различные доводы в защиту наречного пения. Горячим сторонником наречного пения был святой священномученик протопоп Аввакум. У него же мы находим важные свидетельства древности наречного пения: "...при царе Иванне и при Макарии митрополите, - таможе бысть и Гурий, архиепископ казанский, - на соборе, и тогда грамоты изданы о единогласном пении. И наречныя ирмосы видех своима очима старобытныя, тогда же писаны..." (Письмо попу Стефану). "А наречное пения я сам, до мору на Москве живучи, видел: перевод писан при царе Феодоре Ивановиче, ирмосы и обиход, и прочая" (Послание к рабом Христовым). НАСТАВНИК - духовный руководитель общины у беспоповцев, настоятель церкви или моленной, возглавляющий богослужение, исполняющий требы. Наставники являются мирянами, избранными из достойных христиан и благословленными на служение в каком-либо приходе главным наставником той местности при согласии еще двух наставников. Власть наставника над прихожанами уподоблена власти духовного отца над духовными детьми. Основание для того, чтобы именоваться духовными отцами, оставаясь при этом простецами, беспоповские наставники находят в следующих примерах из Четьих Миней: октября 2 день - святой Епифаний называет Андрея Блаженного отцом духовным при чудном видении Покрова Богородицы; 1 апр. - преподобный Зосима презвитер святую Марию Египетскую духовной нарицает матерью; 5 апр. - священноинок Серапион называет отцом духовным преподобного Марка Фряческого, не только не рукоположенного, но и бельца; 26 марта - ученик Василия Нового Григорий преподобную Феодору именует матерью духовной, а она его - чадом и т.п. Своеобразие учения поморцев состоит в том, что некоторые из них придают званию наставника характер духовного чина. В определениях Первого всероссийского собора поморцев говорится: "Отцов духовных не следует считать простецами, так как они получают по избрании приходом и по благословению другого отца духовного преемственно передаваемую благодать Святаго Духа на управление Церковью", т.е. съезд согласился, что поморские наставники суть духовенство, которое познается по тем же иерархическим признакам, которыми определяется священная иерархия. Ф.Е.Мельников после такового постановления Первого съезда поморцев с полным правом утверждал, что поморские наставники: 1) имеют существенные признаки иерархии, т.е. избрание, поставление, преемственность ("Деяния поморского собора", л.2, ч. I, с.6, 24, 35; ч. II, с. 76-77); 2) присвоили себе епископские ключи вязания и решения грехов (там же, ч.I, с.6, 8, 22); 3) присвоили себе священный сан (там же, л.2, ч.I, с. 22, 75; ч. II, с.110, 148); 4) восхитили иерархическое право - отлучать виновных от Церкви (там же, л. 10); 5) присвоили соборное право - судить, извергать духовных лиц, которыми сами себя признали (там же, с. 4, предсоборное совещание). "Какие же вы после этого беспоповцы, - спрашивал Мельников, обращаясь к поморцам на одном из собеседований 20 окт. 1913 г., - когда у вас налицо духовная иерархия с присущими ей правами и властью?" Беседовавший со стороны поморцев наставник Ф.Ф.Румянцев в частном порядке был вынужден признать, что со стороны собора была допущена "ошибка", по которой наставники признаны не мирянами, а духовными лицами. В дальнейшем эта "ошибка" была как бы исправлена, т.е. последующий собор отменил формулировку, не меняя, конечно, самой сути положения наставника. Для этой цели в соборном уложении Второго всероссийского собора поморцев (1913) было сформулировано, что "наставники, или духовные отцы и руководители, стоящие во главе христианских приходов, должны почитаться как не имеющие священнослужительской степени, нерукоположенными пастырями Церкви... Избрание народное и благословение отца духовного на служение Церкви возводит наставника на почетное и первенствующее место в приходе...". Права и обязанности наставников беспоповских согласий состоят: 1) в исполнении церковных таинств - крещения и покаяния (а для брачных беспоповцев и брака); 2) в предстоянии при богослужении и в управлении клиросом и приходом; 3) в церковном учительстве; 4) в наблюдении за религиозным и нравственным порядком в общине и приходе. Есть у беспоповцев и своеобразная "иерархия", и распределение обязанностей, вытекающие из принципа церковного единоначалия. Старший наставник или настоятель храма замолитствует, принимает на исповедь, крестит, читает Евангелие и екса-псалмы; младший (или младшие, если их несколько) наставник кадит, исправляет свечи, по специальному благословению старшего принимает на покаяние, крестит. Ограничения прекращаются в отсутствие старшего наставника. У современных поморцев полномочия старших наставников т. н. ответственных общин (т.е. тех, которые окормляют по нескольку небольших приходов того же края) практически приблизились к епископским. С нач. 20 в. в поморском согласии существует особый чин благословения нового наставника, совершаемый по возможности двуми наставниками (как правило, один из них представляет московскую Преображенскую либо петербургскую Невскую общину, а второй - местный), но запрета на единоличное благословение нет. Поморские календари последних лет осуждают практику исполнения наставнических полномочий женщинами, однако в реальной жизни во многих общинах функции наставников по нужде перешли к женщинам. Чин благословения над ними не совершается, вместо этого существуют "частные" благословения на право читать в храме Евангелие, кадить, крестить и принимать на покаяние. В настоящее время на территории России действуют ок. 100 поморских наставников, из них примерно 70 - женщины. В федосеевском согласии наставников значительно меньше (в настоящее время в России их ок. 5 чел.). Так же, как и у поморцев, существует чин поставления наставника, но деления на старших и младших наставников нет. В отличие от наставников брачных поморцев, федосеевские не произносят в храме проповедей, считая это присвоением иерейских функций. Женщины к наставническим обязанностям не допускаются вовсе. Федосеевский наставник должен быть девственником (в крайнем случае из староженов), неукоснительно "соблюдать посуду", отмаливать торжищно брашно, избегать любых форм мирщения. "НАСТАВНИК" - журнал, "духовный орган старообрядцев в Латвии", "издание Совета Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины". Издавался в Риге в 1930-х гг. (вероятно, с 1937 г.) с периодичностью раз в два месяца (известны ( 2 и 3 за 1937 г.). Ответственный представитель издателя - В.Г.Кудрячев, редактор - И.У.Ваконья. Адрес редакции - Riga, Krasta iela, 73. НАЧАЛ - 1) краткое молитвенное правило, которое полагают перед службой. Начал бывает малый (т. н. семипоклонный - то же, что приходные и исходные поклоны) и большой. Малый начал совершается так: три поклона с молитвой мытаря (Боже милостив... Создавый мя... Без числа согреших...), всегда земной поклон после молитвы "Достойно есть...", после этого "Слава..." (поклон), "и ныне..." (поклон), "Господи помилуй" (дважды), "Господи благослови" (поклон). Эти три поклона (как и первые три) бывают земными и поясными в зависимости от дня. Завершается начал отпустом: "Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере..." и земным поклоном без крестного знамения. Большой начал включает в себя чтение Господней молитвы, 50 псалма, Символа веры и ряда других молитв. Полный текст есть в старообрядческих церковных календарях и молитвенниках. 2) начал прощальный - так у беспоповцев называется обряд, предваряющий допуск к общей молитве брата, ранее за какое-либо прегрешение отлученного от молитвенного общения, но покаявшегося и загладившего вину. 3) начал общительный, или примирительный, - самый простой вид чиноприема от ереси, который бывает у беспоповцев при присоединении к другому, близкому по учению согласию. НЕБРАЧНЫЕ БЕСПОПОВЦЫ - старообрядцы федосеевского, филипповского (в прошлом и ряда других) согласий, которые отвергают законность совершения брака нерукоположенным мирянином, каким является наставник беспоповской общины; этим они отличаются от брачных. НЕКРАСОВЦЫ - казаки-старообрядцы во главе с атаманом Есауловского городка Игнатием Федоровичем Некрасовым, покинувшие российские пределы после поражения крестьянской войны под предводительством Кондратия Булавина (1707-1710 г.). В сент. 1708 г., вскоре после гибели атамана Булавина от рук казаков-предателей, его верный соратник Некрасов увел несколько тысяч казаков с семьями на Кубань, тогда бывшую в турецком владении. Кроме казаков в туретчину ушло немало русских крестьян. До своей смерти в 1737 г. Игнатий Некрасов не прекращал борьбы. Появления отрядов некрасовцев, призывы некрасовских лазутчиков (в 1720-е г. их было более 200 чел.) не подчиняться никонианским попам-еретикам, ни самому царю-антихристу, будоражили население Дона. Многие донцы уходили к Некрасову на Кубань, пополняя ряды тех, кто готов был проститься с отечеством, но не с отеческою верой. В 1720 г. Петр I издал специальный указ против агентов Некрасова: их самих и тех, кто их укрывает, казнить без пощады. Петр официально обратился к султану с просьбой выдать Некрасова и его товарищей: Лоскута, Павлова, Беспалого и других. Приемники Петра (Анна Иоанновна, Екатерина II) также не раз пытались вернуть некрасовцев, но те не поддались ни уговорам, ни посулам. Несколькими партиями в нач. 1740-х, затем в 1760-е гг. они перебрались с Кубани в Добруджу, на устье Дуная и на о. Разельм и поселились в селах Некрасовка, Слава Черкасская, Журиловка, Большие Дунавцы, Сыры-Кей и др., занимаясь рыболовством и охотой. Когда с падением Запорожской Сечи в дельте Дуная появились запорожские казаки и основали Задунайскую Сечь, некрасовцы боролись с ними и полностью победили, отстояв свою землю, однако вскоре были вынуждены ее оставить из-за появления крупных царских войск в Измаиле. В конце 18 в. большинство некрасовцев перебралось на турецкое оз. Майнос, близ Мраморного моря. Часть казаков сначала отправилась на запад, в Энос, но затем воссоединилась с основной массой в Майносе. В своей замкнутой общине некрасовцы сохраняли отеческие обычаи, традиционный способ организации общественной жизни - казачье самоуправление. На Майносе они жили в пяти станицах. Путешественники, побывавшие у некрасовцев, отмечали удивительное трудолюбие, религиозную стойкость, моральную чистоту, всеобщую грамотность. Сами казаки объясняли это тем, что они свято блюли "заветы Игната". "Заветы" - это кодекс законов внутренней жизни общины: "Держаться старой веры", "попов никонианского или греческого рукоположения на службу не принимать", "никто не имеет права общаться с турками", "за брак с иноверцами смерть" (имелись в виду случаи отступления от христианства в ислам с целью заключения брака), "царизме не покоряться, при царизме в Расею не возвращаться", "за богохульство расстреливать" и т. д. Всего "заветов" насчитывалось более 170. За их нарушение чаще всего полагалось довольно суровое наказание, но иначе было бы невозможно выжить в чуждом окружении. Преследования турецких властей, с 1860-х гг. заставлявших казаков нести воинскую повинность в мирное время, потеря земель, рост налогов, вмешательство турок во внутреннюю жизнь общины делали положение некрасовцев угрожающим. Различными путями, то откупаясь, то прячась, до нач. 20 в. некрасовцам удавалось уклоняться от армейской службы и от посещения турецких школ. Новое переселение с Майноса на о. Маду на Бейшеирском оз. мало помогло делу. Передовые отряды некрасовцев начали возвращаться из Турции на Дон в 1909-1910 и в 1912-1913 гг. В возникшем в 1910-е гг. поселении казаков на Кинбурнской косе, в с. Покровка (ныне Херсонская обл. Украины), некрасовцев нет: они либо ассимилировались, либо разбрелись. Остался лишь заброшенный каменный храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Последняя группа репатриантов (999 чел.) во главе со священником Илией Елисютиковым прибыла из Турции в Новороссийск в 1962 г., причем на теплоходе "Грузия" за время пути родился тысячный некрасовец. Этих казаков поселили в Левокумском районе Ставропольского края, община разделилась по двум поселкам - Новокумскому и Бургун-Маджаровскому - соответственно прежней принадлежности к разным приходам в Турции: Успенскому и Троицкому. Поскольку новые поселения оказались поблизости от винзавода (по мнению стариков, место было нарочно выбрано властями в целях скорейшего "перевоспитания" старообрядческой молодежи), то наиболее перспективную молодежь общины отослали жить подальше - в Ростов-на-Дону. Представители майносской ветви поселились в Ново-Некрасовке Приморско-Ахтарского района (храм во имя Пресвятой Троицы был там построен в 1967 г. и 17 ноября 1968 г. освящен еп. Иоасафом), казаки дунайской ветви - в хуторах Потемкинском, Новопокровском того же района, в с. Воронцовка Ейского района, хуторе Некрасовка Кизлярского района Краснодарского края. Были поселения некрасовцев и в Грузии (село Шевкители), откуда они переехали в Тульскую обл. Некрасовцы, проживающие в России и Украине, в большинстве относятся к Русской Православной Старообрядческой Церкви, в меньшинстве (один Новопокровский приход) - к Древлеправославной церкви. Некрасовцы, живущие в Болгарии, в с. Татарицы, окормляются Браиловской митрополией, а проживающие в с. Казашко под Варной (выехали из турецкого г. Кония) исторически остались без священства и превратились в беспоповцев. Живущие в Румынии некрасовцы принадлежат к Древлеправославной церкви, с 1990 г. находятся под омофором епископа Евмения тульчинского и румынского, поставленного для них новозыбковской архиепископией. НЕМОЛЯКИ - см. нетовцы. НЕОБЩИННИКИ - появившиеся после опубликования 17 окт. 1906 г. закона о церковных общинах противники регистрации старообрядческих приходов (где есть не менее 50 прихожан) в органах власти. Главные причины неприятия закона - нежелание добровольно входить в отношения с инославной властью, даже под угрозой потерять все преимущества, дарованные старообрядцам по императорскому указу "Об укреплении начал веротерпимости" (1905 г.), а также традиционное недоверие старообрядцев ко всякой переписи. Необщинники были почти во всех старообрядческих согласиях: 1) в среде старообрядцев белокриницкого согласия принятие закона об общинах поначалу не вызвало никакой реакции. Как окружники, так и неокружники (на соборе в ноябре 1907 г. под председательством еп. Иова) подчинились требованию властей. Первый протест против общин был поднят на соборе неокружников в подмосковном с. Зуево в 1907 г. Собор призвал всех неокружников не принимать общин, поскольку в законе об общинах собор усмотрел противоречие церковным канонам. Еп. Иов был против этого собора и не присутствовал на нем. Так оформился раздор необщинников среди неокружников. Догматика необщинников строилась на расширительном толковании 30 правила святых апостол, где говорится о тех, кто принял церковную власть посредством мирского начальства. Во главе раздора стал инок Геннадий (Герасим Онуфриевич Завалов); по его фамилии данная ветвь необщинников стала называться заваловцами. К иноку Геннадию сначала примкнули три священника, но вскоре к ним перешел и неокружнический еп. Даниил богородский, бывший наместник Иова, увлекший за собою неокружнических епископов Пафнутия саратовского и Мефодия балтского (впоследствии к раздору присоединились еп. Иона казанский и Филарет московский, преемники Даниила и Пафнутия). В февр. 1908 г. они собрали в с. Зуеве Владимирской губ. (ныне г. Орехово-Зуево Московской обл.) собор, на котором решили, что принявшие общину должны покаяться в грехе и испросить прощения у непринявших, а кто не покается, подлежат отлучению и проклятию. В ответ еп. Иов собрал 15 мая 1908 г. в Москве примирительный собор, на котором примирения достигнуто не было, а еп. Даниил и Мефодий были запрещены и отлучены. Со стороны этих епископов последовали аналогичные решения в отношении Иова. Этот раздор имел причиной борьбу за власть в неокружнической церкви между престарелым Иовом и поставленным им себе в преемники еп. Даниилом с союзниками. Это доказывается тем, что все три необщиннических епископа - и Даниил, и Мефодий, и Иона - на самом деле имели у себя при храмах четыре общины (из выступления еп. Мефодия на соборах 9 и 13 окт. 1911 г.: "Отцы и братья, простите меня за то, что при Куреневских монастырях имею две общины"). Подобная ненормальность побудила инока Геннадия объявить этих епископов наравне с Иовом еретиками (пребывающими в самоосужденной ереси) и, отколовшись ото всех, составить свое отдельное общество. После смерти инока во главе заваловцев стали священники Куркин и Петр Маков. Вслед за иноком Геннадием они отрицали всех своих епископов, так как те, по их мнению, только на словах отрицают общины, а на самом деле имеют их. О конце раздора необщинников имеются двоякие сведения. Согласно одним, непрекращающиеся обличения заваловцами еп. Даниила и Мефодия в конце концов привели к тому, что их союз окончательно распался. По другой версии заваловцы не оставили попыток привлечь на свою сторону кого-либо из епископов. Предположительно можно говорить, что еп. Даниил изъявил готовность перейти к заваловцам через третий чин. Для решения этого дела в месте пребывания еп. Даниила, в с. Давыдово Богородского у. Московской губ., 5 мая 1913 г. должен был собраться съезд необщинников. Однако полиция воспрепятствовала этому в связи с тем, что съезд не был разрешен в установленном порядке. Разрешения же и быть не могло, так как в том, чтобы избегать всяческого обращения в государственные органы, и состоял характерный догмат необщинников. Известно также, что 8 дек. 1913 г. в Брацлаве состоялось совещание епископов Кирила и Мефодия (еп. Иона приехать отказался). Заваловцам принадлежало три храма: в д. Сорокино близ станции Мытищи; в д. Печатники (ныне Москва) во имя Успения Богородицы (снесен к Олимпиаде 1980 г., задолго до этого превращен в пивной бар); частная моленная инока Геннадия (Москва, 2-я Хапиловская, д. 9; снесена до 1968 г.). 2) В федосеевском согласии необщинники разорвали общение с теми федосеевцами, которые закону об общинах подчинились. Причина отказа от регистрации была та же, что и у заваловцев. В настоящее время в Москве существует небольшая группа федосеевцев, происходящих от необщинников (20-30 чел.). Они не молятся в храме на Преображенском кладбище, а исполняют богослужение на частных квартирах. К первопричине раздора добавилась новая: преображенские федосеевцы стали допускать к исповеди новоженов. Личностные контакты с некоторыми из преображенских прихожан группа необщинников, впрочем, поддерживает. Подобное общество необщинников есть и среди федосеевцев г. Вязники Владимирской обл. 3) После 1906 г. появились необщинники и среди беглопоповцев. В Москве их храм во имя Казанской иконы Богородицы находился в доме Екатерины Корниловны Лубковой на Луженецкой ул., 25 (закрыт в февр. 1930 г., утварь перешла в один из подмосковных храмов беглопоповцев-необщинников). Попытки восстановить мир, уврачевать болезненный раздор, со стороны Всероссийских съездов беглопоповцев и Совета Братства во имя святителя Николы предпринимались неоднократно. В мае 1912 г. на съезде в Вольске было постановлено: "противообщинников считать сынами нашей церкви... открытие общин оставить на усмотрение каждого прихода; священников же и мирян, созывающих собрание против общин, съездов и Совета Братства и вносящих разделение в нашей церкви, признавать раздорниками". Известно, что примирение беглопоповцев-общинников с необщинниками состоялось на 5 Всероссийском съезде беглопоповцев, проходившем 16-18 июля 1917 г. в Москве (из необщинников присутствовал священник И.Ястребов с прихожанами). 4) необщинниками, или "противообщинниками", являлось большинство сибирских часовенных. В 1912 г. на ежегодном съезде или соборе, проходившем в д. Куторок 29-30 янв., ок. 300 участников постановили считать наставников зарегистрированных общин "ересиархами", а мирян принимать в "необщинное лоно" по третьему чину, т.е. с проклятием "общинной ереси". НЕОКРУЖНИКИ - часть старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию, разорвавших единство Древлеправославной Церкви Христовой из-за неприятия известного Окружного послания. Их учители - Давыд Антипов из Гуслиц, Прокоп Лаврентьевич Божанов (он же Лаврентьев) из молдавского г. Формоса, москвич Ефим Федорович Крючков (он же Степнухин) и пр. проповедовали учение о том, что господствующая церковь верует не в Исуса Христа, а в иного Бога - Иисуса, который родился на восемь лет позже и был распят на двусоставном (четырехконечном кресте). По их учению выходило, что это - никто иной, как антихрист. По сути дела это было крайнее проявление беспоповского учения, проникшего в среду старообрядцев-поповцев, против которого и было направлено Окружное послание. Суть разногласий была отчетливо выявлена на московском собеседовании 1866 г., когда в присутствии всего российского старообрядческого епископата проходили продолжительные прения между приемлющими и не приемлющими Окружное послание. Со стороны окружников выступал Семен Семенович, с противоположной стороны - Давыд Антипов при участии Ефима Крючкова. Семен Семенович доказывал, что все пункты Послания изложены в строгом соответствии с писанием святых отец и должны быть признаны справедливыми, не подлежащими пререканию. Давыд Антипов, напротив, утверждал, что пункты о имени Исусовом, о четырехконечном кресте, о приношении пятой просфоры за властей предержащих, о пришествии пророков Илии и Еноха и пр. суть ложные, и христианам их слушать не подобает. Речь Давыда Антипова показала, что неокружники отвергают все доводы как еретические, даже не входя в их рассмотрение. Неокружники утверждали, что сторонники "Послания" являются еретиками третьего чина, и должны быть принимаемы в общение не иначе как после соответствующего чиноприема. На какое-то время неокружникам удалось заручиться поддержкой белокриницкого митр. Кирила, что позволило им создать раздорническую иерархию. Основание раздора было положено поставлением в сан московского епископа Антония второго, известного под именем гуслицкого. Рукоположение его было совершено в 1864 г. митр. Кирилом. Антоний, скончавшийся в 1876 г., оставил единственного после себя раздорнического епископа Иосифа, которого он за три года до смерти рукоположил на нижегородскую епархию. Умирая, он завещал Иосифу рукоположить на Москву нового епископа. Иосиф, рукоположивший трех неокружнических епископов (Кирила на балтскую епархию, Герасима - на коломенскую, Макария - в с. Великое), до поставления им 16 дек. 1884 г. еп. Иова сам управлял московской епархией, объясняя это отсутствием "достойного" человека. В 1882 г. поставленные им епископы потребовали от него, чтобы московской епархией управлять им всем соборно. Об этом было принято общее решение на соборе 27 авг. 1882 г. Но фактически все осталось по-старому. В дек. 1883 г. еп. Кирил балтский на епархиальном съезде обвинил Иосифа нижегородского в умышленной затяжке поставления нового епископа на московскую кафедру, и в 1884 г., собрав собор в Москве, сам поставил на московскую епархию нового епископа - Пафнутия. Через неделю после собора Кирила, Иосиф созвал свой собор, на котором подверг Кирила и Пафнутия извержению, причем постановил считать хиротонисанных ими - непосвященными и даже отлученными от Церкви, а крещеных - некрещеными. Через два месяца Иосиф единолично поставил на Москву другого епископа - Иова. С точки зрения церковных канонов оба эти епископа, равно как и поставившие их, были незаконны, но с точки зрения самих раздорников Пафнутий был все-таки законнее, так как его соперник был рукоположен на уже занятую кафедру. Тем не менее Пафнутий, будучи тихим и скромным человеком, несколько раз обращался к Иову с предложением мира. Наконец ими было принято решение о совместном управлении московской епархией, на что было получено согласие Кирила балтского. Состоявшийся 22 мая 1885 г. собор в Москве постановил оставить Москву за Иовом, а Пафнутию именоваться епископом саратовским. Возможно, Пафнутий просто уступил свои права на московскую епархию Иову. То, что Иов примкнул к Кирилу, не понравилось Иосифу, и он подверг Иова запрещению. 30 окт. 1885 г. был созван "великий" собор, на который явились все неокружнические епископы, а также до 50 священников и множество мирян. 31 окт. собор постановил извергнуть Иосифа из сана и считать простым иноком. Иосиф, присутствовавший на этом соборе, его суду не подчинился. Наконец, в 1895 г. состоялся собор в Бендерах, на котором примирились последователи раздорствующих епископов - однако сами епископы этот собор не признали и еще раз извергли друг друга. 1-2 июня 1906 г. в Москве было решено собрать собор для примирения неокружников с Церковию. Но неокружнический еп. московский Иов воспротивился прекращению раздора и, упреждая мирную инициативу, созвал 13 апр. 1906 г. собор, на котором присутствовали еп. Даниил, его наместник, более 30 священников и до 100 мирян. Этот собор определил, что примирения быть не может. Однако эти действия никак не воспрепятствовали мирному собору 1906 г. Собор пришел к выводу, что препятствий для объединения нет. Акт о примирении был подписан 4 июня со стороны окружников архиеп. московским Иоанном, епископами Арсением уральским и Иннокентием нижегородским, а со стороны неокружников - еп. новозыбковским Михаилом и другими священнослужителями. Газета "Голос старообрядца" оповестила читателей, что 5 июня на Рогожском кладбище был заключен мир между окружниками и неокружниками на основе выработанного акта примирения. Однако еп. Иов не только не принял мира, но и склонил к раздору Пафнутия, а также поставил на балтскую кафедру (занятую Кирилом) еп. Мефодия, который, прибыв на юг, не только не постарался утишить раздор, но и пытался возвратить примирившихся в состояние раздора. Большое значение в деле утишения раздора (особенно на юге) имел бендерский "Мирный акт" (Бендеры, 9 апр. 1907 г.), который от неокружников подписали еп. Петр, еп. Киприан и ряд священнослужителей и мирян. Когда внутри неокружников возникло разномыслие по поводу императорского указа о регистрации общин при храмах, Иов стал бороться с еп. Даниилом богородским и его сторонниками, отвергающими общины. Он разослал печатные извещения о том, что все, которые признают устройство общин ересью - отлучаются (далее см. необщинники). В Москве неокружникам принадлежало немало храмов. Неокружники-иовцы, признающие общину, молились в кафедральной Никольской церкви, построенной арх. Н.Г.Мартьяновым в 1912 г. в Лефортове, и в домовом храме во имя святых апостол Петра и Павла, находившемся во владениях известных соратников еп. Антония гуслицкого, купцов Муравлевых (ул. Бахрушина, д. 15, стр. 2-3, во дворе), он был закрыт в 1936 г. Неокружники-иосифовцы (необщинники) имели храм во имя прп. Сергия в доме Ивана Степановича Федорова на углу нынешних Большого и Малого Факельных пер. Не признававшие общины сторонники еп. богородского Даниила имели Успенский храм в доме Петра Порфирьевича Козлова (на месте здания нынешнего Театра на Таганке). Три храма в Москве принадлежали заваловцам (см. необщинники). В Гуслицах у неокружников были десятки храмов: Покровский - в д. Смолевой (освящен в 1912 г. епископами Даниилом богородским и Ионой уральским и саратовским), Никитский - в с. Хотеичи (освящен в 1914 г.), в селах Слободищи, Андроново и др. Все они впоследствии подчинились московской Архиепископии. 18 июля 1912 г. неокружнические епископы Иоасаф калужский и Конон московский освятили храм Покрова Пресвятыя Богородицы второй Покровской общины в Боровске Калужской губ. В Петербурге храмы неокружников возникли уже после мирного собора 1906 г. Домовый храм построен в 1909 г., закрыт в сер. 20-х гг. (Лиговский просп., д. 46); собор в Чубаровом пер. (ныне Транспортный пер., д. 5) построен в 1915-1916 гг. арх. П.П.Павловым и вскоре закрыт (здание сохранилось). О судьбе неокружников в советское время известно мало. Малая их часть в конце 1920-х гг. влилась в катакомбную ИПЦ, в ее единоверческое ответвление. В нач. 1930-х гг. неокружнический еп. богородский Петр был арестован и погиб в заключении. Престарелые епископы Филарет и Вениамин умерли, не оставив преемников. Таким образом, неокружническая иерархия прервалась, хотя отдельные священники служили еще до 70-х гг. Оставшиеся неокружники впали в положение беспоповцев. Ныне нет ни одного неокружнического прихода. В местностях, где действовали неокружнические приходы, память о раздоре жива до сих пор, хотя понятие о причинах утрачено. НЕРОНОВ (Иоанн - имя бытовое, крестное - Гавриил, в иночестве - Григорий; 1591-1670) - нижегородский священник, с 1646 г. протопоп московского Казанского собора. Влиятельный член кружка ревнителей благочестия. Ввел в своем храме единогласное пение и публичную проповедь. Слушать его проповеди приходила "вся Москва" во главе с самим царем и царицей. Одним из первых решительно выступил против никоновых реформ. В авг. 1653 г. был арестован, лишен сана и сослан на Кубенское оз. в Спасо-Каменный монастырь. Через год его перевезли в Кандалакшский монастырь Рожества Пресвятыя Богородицы (ныне Мурманская обл.), откуда в авг. 1655 г. он бежал в Москву к Стефану Внифатьеву. Некоторое время жил тайно в келии Стефана, затем был пострижен в иноки с именем Григорий. На соборе 1666 г. принес покаяние и был поставлен архимандритом Данилова монастыря в Переяславле-Залесском, где и погребен. Протопоп Аввакум болезненно переживал малодушие Иоанна Неронова, однако писал, что "не могут мои уши слышать о нем хульных глагол ни от ангела". НЕТОВЦЫ (Спасово согласие) - беспоповцы, существенно отличающиеся от прочих тем, что не перекрещивают приходящих к ним из других восточнохристианских деноминаций. Так как они строго придерживаются правила о том, что человека не крестят дважды, и не имеют святого мира, то приходящих принимают в общение через проклятие ересей (нетовцы-отрицанцы) или даже только через семипоклонный начал (т. н. "подначальники"). Того, кто общается с иноверными в молитве или в еде, они считают "мирским" или "полумирским". Вступивших в брак принимают в общение только после того, как у супругов перестают рождаться дети. Умерших стараются не отпевать в церкви и не хоронить на общем кладбище. В конце прошлого века (по данным исследователей, работавших в Томской губ.) нетовцы (как, впрочем, и представители других беспоповских согласий) считали, что антихрист воцарился, благодати, священства и церквей больше нет, спастись можно только через молитву Спасову (Исусову) и через покаяние Богу наедине. Нетовское, или спасовское, медное литье можно отличить по тому, что на оглавье они непременно помещали Нерукотворенный Образ Спасителя и отливали всего два вида икон: образы Спасителя и Богородицы. Название согласия происходит от слова "нет" - так как (по разным версиям) у них нет ни одного совершаемого ими самими таинства, нет священников, монашества, нет храмов. Спасовым согласием нетовцы называются потому, что "надеются на одного Спаса", также они называют свое согласие "по Спасовой милости". Появилось согласие на Керженце. Противостарообрядческий писатель Василий Фролов писал в 1737 г.: "вторая беспоповщина, под именем Козмы, называемая Кузминщина, она же Нетовщина... Учитель их Козма бысть мужик неук, невежа, едва азбуку совершенно знал. Подруга себе имел второго Козму, называемы были Куземочки". По сохранившимся документам Преображенского приказа было установлено, что на Керженце в конце 17 - нач. 18 вв. жили "расколоучитель" Козма Андреев и его сотрудник Козма Панфилов. По его учению, "благодати Божией несть ни в церквях, ни в чтении, ни в пении, ни в иконах, ни в какой вещи, все взято на небо". Во втор. пол. 19 в. П.И.Мельников определял численность нетовцев в 700000 чел., в предреволюционные годы их было, вероятно, от 1 до 2 млн. Согласие было распространено в основном среди крестьян и отчасти мещан среднего Поволжья, от Вязниковских и Нижегородских пределов до Саратова и Астрахани. Из Поволжья они распространились на Урал, на Юг и в Сибирь, в конце прошлого века были многочисленны в Томской губ. Сегодня спасовцы в основном сохраняются в Поволжье: в Саратове, Казани, Вольске. Отсутствие объединяющей нетовцев церковной иерархии вызвало разделение их на многочисленные толки с причудливыми представлениями о Церкви, таинствах и обрядах. Основные нетовские толки следующие. Нетовщина глухая (собственно Спасово согласие, или староспасовцы) - они не считают возможным совершать таинства крещения и брака и обращаются для этого к священникам. Исповедь совершают перед иконой, вычитывая Скитское покаяние. Вечерни, утрени и часов не отправляют, считая это делом священническим, а читают Псалтырь и каноны. Название "глухая нетовщина" дано за то, что они службу совершают без пения. Сохранились доныне. Нетовщина поющая (новоспасовцы) - нетовцы, дозволяющие совершать крещение и брак мирянам. Исповедуются перед стариками, службу совершают по уставу с пением, за что и названы "поющими". Были распространены в Нижегородской, Костромской и Владимирской губ. Ныне общины новоспасовцев имеются в Саратове и в Башкирии. Нетовцы-отрицанцы (также называемые малоначальными спасовцами) - разновидность поющих нетовцев, принимающих переходящих в их согласие через отрицание ересей. Были распространены в тех же местах. Нетовцы, не приемлющие водного крещения, - последователи этого малочисленного толка отрицали водное крещение. Вместо него повивальная бабка нарицала новорожденному имя и при чтении 50 псалма надевала на младенца крест. По их мнению, слова псалма "окропиши мя иссопом" заключают в себе тайнодейственную силу крещения. Немоляки - нетовцы, которые не признают даже икон, а общие молитвы у них ограничены до крайности, как дело без священства невозможное. Немоляк описал М.М.Пришвин в книге "У стен града невидимого" (в некоторых изданиях под названием "Светлое озеро"). НИКАНОР (ум. в янв. 1676) - священномученик и исповедник, инок Соловецкого монастыря, некоторое время архимандрит Саввино-Сторожевского монастыря, глава знаменитой обороны Соловецкого монастыря от никонианских войск. После взятия монастыря был повешен на крюке за ребра (по другим сведениям - заморожен во рву). Память его 29 янв. НИКИТА суздальский (Никита Константинович Добрынин; ум. 11 июля 1682 г.) - священномученик и исповедник, священник суздальского собора Рожества Богородицы. Врагами православия прозван Пустосвятом. Первое известие о нем относится к 1659 г., когда он подал челобитную на некоторых суздальских клириков, в т.ч. на архиеп. Стефана, обвиняя их в различного рода провинностях. Последующие годы он посвятил составлению обширной челобитной в защиту старой веры с обличениями нововведений и прямых ересей, содержащихся в Никоновой "Скрижали", и против порчи богослужебных книг в результате книжной справы. Слух о составлении им челобитной дошел до властей, и в дек. 1665 г. он был схвачен в Суздале и доставлен в Москву. В февр. 1666 г. его челобитная разбиралась на соборе. Опровержению ее была посвящена первая часть противостарообрядческой книги "Жезл", изданной в Москве в 1666 г., а по просьбе царя Алексея Михайловича известный авантюрист Паисий Лигарид составил обзор челобитной на латыни. Собор 1666 г. предал Никиту анафеме, он был расстрижен и заточен в подземельях Николо-Угрешского монастыря. Здесь под угрозой сожжения он покаялся, отлучение от церкви было снято, но сан священника ему не возвратили. В 1682 г., во время стрелецкого восстания (т. н. хованщины), он стал одним из его предводителей и со своими единомышленниками подал челобитную, чтобы "в царствующем граде Москве старую православную веру возобновити". 5 июля в Грановитой палате состоялось прение о вере с патр. Иоакимом, на котором сторонники о. Никиты торжествовали победу. Продолжение прений было назначено на 7 июля, но из-за отступничества стрельцов, задобренных царевной Софьей, о. Никита был схвачен и казнен на Лобном месте в Москве. Память его 11 июля. НИКИТИН Иосиф Иванович (р. 1905) - председатель Высшего совета и Духовного суда Древлеправославной поморской церкви с 1965 г. Родился в Литве, в д. Аукштокальня Игналинского р-на, в 1933 г. закончил с отличием трехгодичное обучение в беспоповской Старообрядческой духовной семинарии, с 1940 г. - наставник Аукштокальской общины поморцев. В 1945 г. на съезде наставников избирается членом Президиума ВСС и членом Духовного суда. С 1950 г. - наставник Каунасской общины. С 1952 г. - заместитель председателя Духовного суда, а с 1963 г. - заместитель председателя ВСС в Литовской ССР. НИКИФОРОВ А. (ум. 1850) - старообрядец федосеевского согласия, общественный деятель и попечитель Преображенского кладбища, в каковой должности состоял с момента утверждения его имп. Александром I 15 мая 1809 г. до смерти. В нач. 1840-х гг. о нем и ряде других федосеевцев велось тайное и тщательное расследование, которое для него ничем неприятным не закончилось. НИКОДИМ - митрополит белокриницкий Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Рукоположен на тульчинскую кафедру 13 окт. 1919 г. Временно управлял Славской епархией после смерти еп. Леонтия. 1 окт. 1924 г. возведен в митрополиты. НИКОДИМ (Никита Тимофеевич Латышев; 1916 - 11 февр. 1986) - архиепископ московский и всея Руси Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Родился в с. Покровка Сорокского у. (Молдавия), в семье крестьянина. В 1919 г. его семья переселилась в с. Старая Добруджа Бельцского р-на Молдавии, где он провел детство и начал служение Церкви. Мать его умерла, когда ему было три года, и отец, выполнявший обязанности псаломщика в церкви этого села, воспитывал своего единственного сына в страхе Божием и в христианском благочестии. Из-за бедности будущий архиепископ смог окончить только два класса начальной школы и был вынужден помогать отцу по хозяйству. В 1936 г. благочестивый юноша посвящается в чтецы еп. кишиневским Иннокентием (впоследствии митр. белокриницкий). 21 апр. 1940 г. им же рукополагается во диаконы Успенской церкви в Старой Добрудже (приняв обет безбрачия). Имея постоянным местом жительства это село, он с 1945 г. исполняет обязанности епархиального диакона при еп. кишиневском Иосифе. С 1954 г. по избранию Освященного собора диакон Никита состоит кандидатом в епископы. В 1961 г. он избирается в епископы на кишиневскую епархию и рукополагается после иноческого пострижения. В 1962 г. на Освященном соборе избирается заместителем архиепископа московского и всея Руси, а после кончины архиеп. Иосифа вступает в управление старообрядческой Церковью. Освященный собор 22 окт. 1971 г. избрал еп. Никодима архиепископом, а 24 окт. в Покровском кафедральном храме на Рогожском кладбище состоялось возведение его в сан архиепископа московского и всея Руси. Скончался после длительной тяжелой болезни, похоронен по своему завещанию в с. Старая Добруджа, где он провел большую часть жизни. Погребение его совершили 15 февр. 1986 г. епископы Анастасий и Алимпий, будущий митр. московский и всея Руси, незадолго до кончины владыки Никодима рукоположенный в епископы по его благословению. НИКОДИМ (1745-1784) - старообрядческий инок, приемлющий бегствующее священство, писатель. Родился в Калуге, в юности жил в Москве. Будучи от природы любознательным, с детства принялся за усердное чтение церковной литературы. Долгое время странствовал по России, обходя старообрядческие поселения и останавливаясь в старообрядческих монастырях и скитах. Принял иночество на Иргизе, откуда перебрался в Стародубье и поселился в Рождественском Малиноостровском монастыре, затем перебрался в тихое и пустынное место близ посада Злынка Новозыбковского у. Вскоре там образовалась небольшая обитель во имя Святыя Троицы и Успения Пресвятыя Богородицы. Несмотря на молодость, инок Никодим, как человек отзывчивый и энергичный, принимал участие во всех значительных событиях жизни старообрядчества. О нем с уважением отзывались П.И.Мельников, характеризовавший его как "знаменитейшего по уму, начитанности и знаниям старообрядца", и Н.И.Субботин, писавший о нем: "человек умный, начитанный и религиозный, обладавший сильным характером, пользовавшийся поэтому большим уважением в старообрядчестве, он был известен тогда и первым вельможам в России - наместнику Малороссии графу Румянцеву и князю Потемкину". Все, кто знал инока Никодима, отзывались о нем с большой похвалой и восторгались его выдающимися способностями, душевными и умственными. Он положил много сил для восстановления полной трехчинной иерархии, лелеял в душе надежду приобрести законного архиерея, совершенно независимого от господствующей церкви (при этом он защищал точку зрения о принятии никониан в Церковь как еретиков третьего чина, т.е. через отречение от ересей и сомневался в сохранении благодати священства после миропомазания). Стремясь осуществить свою мечту, он незадолго до смерти составляет капитальный труд, известный как "Статьи инока Никодима" и подает их Гавриилу, члену Синода, новообрядческому митр. новгородскому и петербургскому. Статьи содержат обоснование правильности старых обрядов и сомнение в православности новых. В конце адресат призывается "ко опасно подлежащему разсмотрению вины и случая нашего отлучения и неприсоединения грекороссийской церкви" и к прогнанию "вся ереси, расколы и вражды за индианы и ефиопы". Никодим вел переговоры с графом Румянцевым, князем Потемкиным и некоторыми архиереями господствующей церкви о даровании старообрядцам независимого епископа. Вероятно, именно это дало повод совершенно несправедливо называть Никодима "отцом единоверия", хотя он умер истинно православным христианином более чем за 16 лет до учреждения этой "ловушки для старообрядцев". Его "Статьи" были впервые изданы в Москве в 1911 г. как бесплатное приложение к журналу "Церковь" (1). НИКОЛА (Петр Алексеевич Позднев; 1853 - 1 сент. 1934) - родоначальник иерархии Древлеправославной церкви. Родился в с. Слободка Астраханской губ., в семье новообрядческого псаломщика. В 1879 г. закончил Казанскую духовную академию, преподавал латинский, греческий и татарский языки в оренбургских духовном училище и семинарии. С 1886 г. магистр богословия. С 1887 по 1894 г.- смотритель Пензенского духовного училища. С 1894 по 1907 г. - ректор Пензенской духовной семинарии. С марта 1907 г. - священник церкви Вознесения Господня в Саратове. С 1910 по 1921 г. - настоятель кафедрального собора святого Александра Невского в том же городе. В 1921 г. овдовевший протоиерей Петр Позднев принял иноческий постриг, а 11 июля того же года хиротонисан во епископы и определен викарием балашевским и настоятелем саратовского Преображенского монастыря. В 1922 г., когда в новообрядческой церкви возник обновленческий раскол, еп. Никола принимает сторону обновленцев. Указом Синода обновленческой церкви от 28 сент. 1922 г. за № 108 еп.Никола назначается на Саратовскую кафедру с возведением его в сан архиепископа. 4 ноября 1923 г. в Саратове, в храме святого Димитрия Солунского, старообрядческий священник о. Никола Тихомиров принял еп. Николу вторым чином (через миропомазание) в сущем сане архиепископа. Состоявшееся затем 19 дек. 1923 г. в Саратове собрание старообрядцев, принимавших переходящее от господствующей церкви священство, признало прием законным и избрало архиеп. Николу председателем Духовного совета и постановило именовать вновь обретенного архиерея архиепископом московским, саратовским и всея России древлеправославных христиан. Однако у части старообрядцев оставалось сомнение: не находился ли архиеп. Никола в момент своего присоединения к древлеправославию в запрещении. Сомневающиеся приводили в качестве доказательства справку, выданную митр. тверским Серафимом (сторонником патр. Тихона) о запрещении в служении еп. Николы от имени собора 14 епископов под председательством патр. Тихона в июне 1923 г. за уклонение в обновленчество. Разбору этих вопросов был посвящен собор старообрядцев 1924 г. Отвергая все сомнения в том, что архиеп. Никола находился под запрещением, собор приводит различные аргументы, в т.ч. и следующий: в самый день своего перехода в Древлеправославную церковь архиеп. Никола с утра отслужил в обновленческом соборе литургию, на которой поставил еще одного священника для обновленцев (!). В 1924 г. архиеп. Никола сварил новое миро. До присоединения в 1929 г. к Древлеправославной церкви второго архиерея - еп. свердловского Стефана (Расторгуева) - архиеп. Никола не совершал епископских хиротоний. За семь лет своего служения в качестве первосвятителя Древлеправославной церкви архиеп. Никола в сослужении еп. Стефана рукоположил четырех епископов. Похоронен на Рогожском кладбище. НИКОЛАЕВСКИЕ БЕСПОПОВЦЫ - в 19 в. иногда так называли беспоповцев часовенного согласия. В этом названии содержался намек на их происхождение от беглопоповцев, часть которых лишилась священства в результате репрессивной политики правительства имп. Николая I. НИКОЛАЙ I (1796-1855) - российский император с 1825 г., применивший решительные меры против старообрядцев. Первый удар он направил против старообрядческого священства: 10 мая 1827 г. комитет министров воспретил священникам совершать переезды из одного уезда в другой для исполнения треб. В случае пренебрежения запрещением велено было "поступать с ними, как с бродягами". На это постановление Николай наложил резолюцию: "Весьма справедливо". Этой мерой планировалось принудить старообрядцев, надолго лишенных возможности религиозно устроить свою жизнь и даже смерть, обращаться в единоверие. В том же году состоялось высочайшее определение о священниках Рогожского кладбища, чтобы "новых отнюдь не принимать". Это распоряжение было потом распространено на все приходы России. В 1836 г. это указание было с особенной силой подтверждено относительно Иргизских монастырей (см. Иргиз), где преимущественно укрывались старообрядческие священники. Немногим ранее еще одно высочайшее повеление относительно Рогожского кладбища указывало: "Не дозволять ни по какому случаю в Москве оставаться приезжающим из других мест так называемым раскольничьим или беглым попам, а еще менее допускать исправления ими треб и временное пребывание на Рогожском кладбище". Затем последовали указы и вообще относительно всей религиозной жизни старообрядчества, как поповцев, так и беспоповцев, во исполнение которых "многие сотни молитвенных зданий были уничтожены; десятки тысяч икон, сего древнего достояния прадедов, были отобраны, огромную библиотеку можно составить из богослужебных и иных книг, взятых в часовнях и домах старообрядцев" (записка чиновника особых поручений по делам старообрядцев П.И.Мельникова великому князю Константину Николаевичу). В последующие годы "стеснительные меры против старообрядцев" еще больше возросли: моленные и часовни, построенные и украшенные старообрядцами, стали отбирать и передовать единоверцам; не только попов, но и видных мирян стали без суда и следствия отправлять в ссылку. Старообрядцам запретили записываться в купцы, подвергли их рекрутской очереди и телесным наказаниям. Это касалось всех старообрядцев, в т.ч. и предпринимателей, начавших свои торговые обороты с самого издания Жалованной грамоты городам (1785), людей, фабричная и торговая деятельность которых кормила и давала работу сотням тысяч подданных империи. Целые старообрядческие селения были отданы под полицейский надзор. НИКОЛЬСКИЙ ЕДИНОВЕРЧЕСКИЙ МОНАСТЫРЬ - мужской монастырь, основанный 16 мая 1866 г. по настоянию московского митр. Филарета в самом центре старообрядцев федосеевского согласия - на московском Преображенском кладбище, - для того, чтобы вовлечь как можно больше беспоповцев в единоверие. Хотя еще до открытия монастыря, с 1854 г., на мужской половине федосеевского Преображенского богаделенного дома, в приделе главной федосеевской моленной - Успенской соборной часовни, уже существовала единоверческая Никольская церковь с незначительным приходом, она не справлялась с возложенной на нее миссионерской задачей. Поэтому власть церковная с помощью гражданской полностью отобрала у федосеевцев здание Успенской соборной часовни, к которой пристроили алтарную часть. В 1857 г. ее освятили, оставив за ней (и Никольским приделом) прежнее наименование. То же случилось и с надвратной зимней федосеевской часовней во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня. Освящение ее митр. Филаретом состоялось 19 дек. 1854 г. Для этого случая он надел на себя древний греческий омофор, древнюю митру и панагию первого московского патр. Иова. Служившие с ним новообрядческие священники также нарядились по-старому: на них были древние пояса с источниками, а в руках они держали лестовки. Служба прошла по старопечатным книгам. Кроме древлеписанных икон, собранных для Преображенского богаделенного дома И.А.Кавылиным, в монастырь были взяты образы из Озерковской и Монинской моленных. Позже, в 1876-1879 гг., возле Успенского храма была построена красно-кирпичная колокольня в готическом стиле. Три этих здания плюс жилые постройки и каменная стена составили основные строения монастыря. Первыми насельниками монастыря стали несколько монашествующих лиц, принадлежавших белокриницкой иерархии и отступивших в единоверие в 1865 г. Ок. 20 лет настоятелем обители был бывший федосеевец игумен Павел Прусский. После него был назначен из гуслицкого Парфениевского миссионерского монастыря новый игумен Иероним. После недолгого правления Иеронима перевели в другой монастырь, а братия избрала на его место казначея монастыря иеромонаха Сергия. В монастыре в 1887 и 1891 гг. состоялись первый, второй и ряд последующих "противураскольничьих" миссионерских съездов. Монастырь распался в нач. 1920-х гг. Его прекрасная библиотека (в ее составе - собрание А.И.Хлудова) попала в Государственный исторический музей. Иконы монастыря находятся в Третьяковской галерее и в Историческом музее, часть сохранилась в нынешнем Никольском храме, разделенном ныне на две части: главный храм принадлежит московской поморской общине беспоповцев, а трапезная с двумя приделами - новообрядцам. НИКОН (Никита Минов; 1605-1681) - седьмой патриарх московский и всея России с 1652 по 1666 гг. Вместе с царем Алексеем Михайловичем был инициатором церковной реформы и главным виновником великого раскола Русской Церкви. Родился в с. Вельдеманово Княгининского у. близ Н.Новгорода в семье бедного крестьянина-мордвина. У сельского священника обучился грамоте, мечтал о высокой судьбе. Рано потерял мать, мачеха его невзлюбила, поэтому, взяв отцовские деньги, он тайно бежал в Макарьев Желтоводский монастырь, где был принят послушником. Но в иноки пострижен не был, а по настоянию родных женился и впоследствии стал сельским священником. Когда умерло трое его маленьких детей, он решил постричься в иноки, для чего принудил свою жену согласиться принять иночество и уйти в Алексеевский женский монастырь. Сам же он избрал суровую жизнь в Анзерском скиту на Соловецких островах. Не поладив с основателем скита преп. Елеазаром (память 13 янв.) и с остальной братией, он покинул обитель, бежав на рыбацкой лодке. Буря, разыгравшаяся на море, прибила лодку к каменистому Кий-острову, где в честь своего спасения Никон поставил крест, а позже основал монастырь, названный Крестным. Никона приняли в Кожеозерскую пустынь, взяв вместо вклада переписанные им книги. Здесь он начал священнодействовать, но затем удалился в уединенную келью. В 1643 г. по просьбе братии он стал игуменом, а в 1646 г. отправился в Москву, где добился своего представления царю Алексею Михайловичу и произвел на него столь благоприятное впечатление, что тут же получил сан архимандрита родового монастыря Романовых - Новоспасского. Так Никон в одночасье попал в круг духовно-политической элиты. Здесь бывший отшельник быстрее других уловил главную идею, захватившую царя и его окружение, - о призвании русского самодержавия стать во главе всего православного мира. В то время готовилось присоединение к России Украины, которая была под омофором константинопольского патриарха. Планам объединения могло помочь сближение двух поместных церквей, которого предполагалось достичь за счет унификации богослужения. За время, прошедшее со времени принятия Русью из Византии христианства, в греческой богослужебной практике, начиная с 14 в., появилось немало нововведений. Приняв их и в русской Церкви, можно было бы подвести фундамент под претензии русского царя на общеправославное лидерство. И все же Никон мог бы и не начать проведение реформ по греческому образцу, если бы пребывавший в Москве иеросалимский патр. Паисий однажды во время спора не раскрыл перед ним грандиозную идею, достойную великой судьбы, о которой Никон мечтал с детства. Земная власть бренна, - убеждал Паисий новоспасского архимандрита, - а Церковь стоит неколебимо даже при крушении империи. Стало быть, священство выше царства, а патриарх превыше земного царя. Загоревшись этой мыслью, Никон устремился к архипастырскому престолу. В 1649 г. он рукоположен в митрополиты новгородские, на место еще живого митр. Авфония. Утверждая высоту пастырской власти, Никон единолично вершил суд и расправу на Софийском дворе. Вскоре по царскому велению он стал также рассматривать дела и уголовные. В Новгороде он завел партесное пение по западному образцу, которое перенес в Москву, куда царь приглашал его литургисать вместо престарелого патр. Иосифа. В 1652 г. царь решил перенести в Успенский собор Кремля мощи московских первосвятителей и священномучеников - митр. Филиппа с Соловков, патр. Гермогена из Чудова монастыря, патр. Иова из Старицы. На Соловки отправился лично Никон. Возвращение мощей митр. Филиппа, как и других святителей, вылилось в триумфальное шествие, привлекшее толпы народа. Слава митр. Филиппа невольно осветила и митр. Никона, сопровождавшего его мощи и встреченного в Москве с большой пышностью. Вскоре Никон был избран в патриархи вместо умершего Иосифа. Согласился он принять эту честь не сразу, а лишь после того, как царь "со всем народом" пал на колени и дал клятву слушаться нового патриарха "во всем, как начальника, и пастыря, и отца краснейшего". "Царь выдал нас митрополиту, - говорили бояре, - никогда нам такого бесчестья не было!" Но Алексей Михайлович поклялся, поклялись и остальные. Подчинив себе светскую власть, Никон принялся за Церковь. Первыми должны были пасть бывшие единомышленники из кружка ревнителей благочестия, возглавляемого царским духовником о. Стефаном Внифатьевым. Он приказал не допускать их не только в Крестовую палату, где заседал среди архиереев, но и на порог патриарших палат. Вскоре, весной 1653 г., нарушив и по форме, и по существу отеческую, от апостолов идущую традицию, переступив прямое запрещение Стоглавого собора, Никон единолично предписывает всей Церкви креститься не двумя, а тремя перстами. Так был сделан первый практический шаг к переводу древлеправославного богослужения на новогреческий образец и прошла первая трещина в единой дотоле русской Церкви. Выступившие в защиту церковного предания видные протопопы были лишены сана и сосланы в дальние монастыри, а священномученик Аввакум с женой и детьми отправлен в Сибирь. Избавившись от соперников по влиянию на царя, Никон в 1654 г. принялся за "исправление" богослужебных книг. Добившись согласия архиерейского собора на исправление книг по древним русским и греческим текстам, Никон и его справщики негласно повели дело так, что книги были заново переведены с современных им греческих изданий, напечатанных в Италии, Франции и Германии (см. книжная справа). Ссылаясь при введении своих новшеств на авторитет восточных патриархов, Никон явно лукавил: далеко не все греческие архиереи считали необходимым исправления. Так, патриарх константинопольский, на авторитет которого Никон ссылался и во время собора 1654 г., и в предисловии Служебника 1656 г., на самом деле отрицал потребность в исправлении мелких различий: "рабу Господню не подобает устраивать свары, и особенно в вещах, которые не принадлежат к числу главных и существенных, и членов веры". Недюжинные способности проявил Никон в приобретении церковных имуществ: различных угодий, промыслов, лесов и пр. В считанные годы он доставил экономическое процветание собственному уделу за счет ограбления уделов чужих. По его слову на пустых местах были сооружены богатейшие монастыри: Иверский на Валдае, Крестный на Белом море, Воскресенский на р. Истре. К каждому из них Никон приписал десятки монастырей, церквей, сел с крестьянами, отрезанных от других епархий. Здесь жили не так, как по всей Руси. Это были образцы монастырского хозяйства. Монастырская власть и монастырский суд подчинялись только Никону. Он лично руководил имуществом, пресекая злоупотребления, распределяя налоги, заботился, чтобы его крестьяне и наймиты были довольны условиями труда и оплаты, давал льготы при недороде и всяких иных бедствиях. В Иверскую обитель Никон свез мощи наиболее почитаемых московских святителей и чудотворцев: мощи святого Иякова боровицкого из Великих Лук, с Афона - копию образа Богородицы Иверской, в честь которой и был назван монастырь. Чудеса святых были прославлены в книге "Рай мысленный"; в монастыре была заведена печатня. На строительство и украшение монастырского собора пошли фантастические суммы. Монастырь, братия которого была тщательно подобрана из греческих, украинских и русских монахов, должен был символизировать единение православия. Еще грандиознее был задуман Воскресенский монастырь, храм которого создавался по плану церкви Воскресения в Иеросалиме, но должен был стать больше и величественней любого в мире. Как Россия являлась Новым Израилем, землей обетованной, надеждой мира, так и Новый Иерусалим должен был стать духовным центром мирового православия, превосходящим католический Рим. В братии его по воле Никона находились разноплеменные иноки, знаменуя будущее величие "отца отцов", папы православия. Так в одном патриаршем уделе создавались символы "обновленного" православия. Огромные средства, брошенные на строительство, частично шли из пожертвований, но в основном от беспощадных поборов с остальных церковных владений, разорения церквей и монастырей, ограбления крепостных. В России Никон присвоил себе титул "великого государя", в письмах за границу подписывался как "великий господин и государь". На Земском соборе 1653 г. он настаивал на принятии в русское подданство Украины и на войне с Польшей. Патриарх добился, чтобы царь лично возглавил армию, начал войну со Швецией, указывал направления наступлений, обеспечивал снабжение. Вскоре Алексей Михайлович признал Никона своим "вторым я", ангелом-хранителем царской семьи, надежным соправителем. Ни одно дело Боярской думы не решалось без доклада патриарху. С архиереями Никон обращался, как со своими холопами, и посвящал в сан, только получив обещание, что ни одно дело они не будут решать без его ведома. Как Христос выше апостолов, считал Никон, так патриарх выше архиереев. Влияние Никона на царя сохранялось всю жизнь, но власть его кончилась в один миг. Когда 6 июля 1658 г. утомленный его опекой царь не пригласил патриарха на пир, тот впал в ярость, но царь, уклоняясь от личной с ним встречи, даже не пошел в храм. 10 июля Никон объявил в Успенском соборе, что оставляет патриаршество. Алексей Михайлович прислал сказать, чтобы он остался, но тому нужно было все или ничего. Он ушел в Воскресенский монастырь. Лишь 12 дек. 1666 г. на Большом московском соборе Никон был лишен сана и сослан в Ферапонтов монастырь. После смерти Алексея Михайлавича, так и не прощенного Никоном, новый царь Федор Алексеевич, выполняя волю умершего отца, хотел вернуть Никону сан и освободить бывшего патриарха, чтобы тот мог достроить Новый Иерусалим, но патр. Иоаким наотрез отказал в этом царю. По настоянию Иоакима Никона допросили по тремстам статьям обвинения и поместили безвыходно в Кирило-Белозерский монастырь. Впрочем, Никон не испытывал нужды ни в чем. Когда же он заболел, царь отдал приказ о его освобождении. Сопровождаемый во время пути толпами народа, умирающий Никон совершал свое второе триумфальное шествие на Москву, но в дороге умер. Царь Федор Алексеевич лично нес гроб с телом Никона в Новоиерусалимский монастырь, где похоронил его как патриарха и добился на Востоке разрешения вечно поминать его в этом сане, как будто и не было решения собора 1666 г. Сегодня среди новообрядцев есть желающие канонизировать Никона. Этой цели, например, посвящены многочисленные публикации протоиерея Льва Лебедева (пребывающего ныне в юрисдикции Зарубежной церкви). НИКОНИАНЕ - последователи новых обрядов, введенных в России церковной реформой патр. Никона, т.е. члены РПЦ и ряда ее ответвлений: РПЦЗ (за границей), РПСЦ (свободная), Украинской автокефальной, а также русских приходов константинопольской юрисдикции, русских униатов и пр. Принимаются старообрядцами в общение только посредством определенного чина. Поповцы допускают второй чин принятия от ереси, если приходящий к православию был крещен по апостольскому правилу в три полных погружения; подавляющее большинство беспоповцев принимают никониан только через полное крещение. НОВОБЛАГОСЛОВЕННОЕ СОГЛАСИЕ (или новоблагословенная церковь) - то же, что единоверие (главным образом до 1917 г.). НОВОЖЕНЫ - у небрачных беспоповцев так назывались супруги, вступившие в брак, уже будучи полноценными членами согласия. Поскольку у небрачных супружество почитается незаконным сожитием, то с таковыми статьи Польского собора 1752 гг. повелевали обходиться весьма строго (в отличие от староженов): с ними нельзя жить под одной крышей, вместе ходить в баню, есть из одной посуды; отцы духовные не могут их принимать на покаяние; исповедь дозволена только после "роспусту" (т.е. развода) и шестинедельного поста. Младенцев, народившихся у новоженов, до развода супругов (или хотя бы до обещания разойтись) крестить не полагалось. Родители, благословившие на брак своих детей, также отлучались от общения. Строгость этих правил была смягчена решением петербургского собора 1809 г. Московский съезд наставников 1883 г. специально собирался, чтобы упразднить сделанные послабления. Однако съезд 1923 г. ради наступивших для христиан тяжелейших испытаний вновь постановил принимать новоженов на исповедь (еще раньше это стало практиковаться в федосеевских общинах Белоруссии и Польши), что стало причиной раздора в федосеевском согласии: от него отделились федосеевцы казанские. Сегодня особого кодекса о новоженах у большинства федосеевцев не существует, вместо наименования "новожен" используется термин "немолящийся", поскольку нынешние новожены на общественном богослужении не должны ни читать, ни петь, ни молиться вслух, ни даже креститься. Однако при решении общественных вопросов новожены обладают равным правом голоса с девственниками и со староженами. Новожен может быть и председателем федосеевской общины. НОВОПОМОРЦЫ - течение, появившееся в Москве в поморском согласии в сер. 19 в. Получило свое название за то, что при богослужении пение велось "на речь", а не "на он" (см. наонное пение, наречное пение), как у других беспоповцев. Долгое время наречное пение практиковалось лишь в т. н. 2-й московской поморской общине (ее храм находится в Токмаковом пер.; ныне возвращен ДПЦ), а 1-я московская община строго сохраняла наонное пение. С 1920-х гг. московские поморцы полностью перешли на наречное пение. НОСОВ Афанасий Павлович (Прокопиевич? 1828 - 5 апр. 1912) - беглопоповец, известный купец из г. Семенова Нижегородской губ. На его средства была выстроена большая каменная моленная с богатым иконостасом, в котором находились иконы из разоренных заволжских скитов. После дарования свободы вероисповедания (1905 г.) он построил в центре Семенова Никольский каменный храм с колокольней, который в 1990 г. был возвращен старообрядцам Древлеправославной церкви.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|