|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Энциклопедия
|
С.Г.Вургафт, И.А.Ушаков Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы.
ОБЩЕСТВО СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ХОРУГВЕНОСЦЕВ - объединение прихожан Рогожского кладбища, несших хоругви и иконы на крестных ходах. После указа о веротерпимости 1905 г. из Москвы стали совершаться крестные ходы по окрестным старообрядческим деревням, иногда весьма дальним, например - в с. Борисово, что в 20 верстах от Москвы. Общество было учреждено при храмах Рогожского кладбища в 1906 г. Цель общества, сформулированная в уставе, - "благоговейное и безопасное ношение святых хоругвей и икон во время крестных ходов и забота о ремонте хоругвей и сооружение новых". Старостой общества был К.Д.Языков. К 1912 г. было по подписке сооружено четыре пары новых хоругвей. Членами Общества в это время состояли более 50 прихожан храмов Рогожского кладбища. ОВЧИННИКОВ Петр Алексеевич (1843-1912) - купец-хлеботорговец, известный собиратель старины, древних книг и рукописей, член Нижегородской губернской ученой архивной комиссии. Житель с. Городец Балахнинского у. Нижегородской губ. Родился в семье беглопоповцев, долгое время принадлежал к этому согласию и даже занимал в нем видное положение. На втором Всероссийском съезде был избран членом Совета Всероссийского братства во имя святителя Николы. Длительное время дружил с Н.А.Бугровым. В 1911 г. представил Совету братства доклад "Разбор вольских съездов", в котором отстаивал мысль об объединении с белокриницкой иерархией. Признав законность белокриницкой иерархии, присоединился к ней в 1911 г. За неделю до смерти он написал письмо известному деятелю беглопоповцев К.Г.Рубанову, в котором упрекал его за отказ встретиться на съезде с представителями Рогожского кладбища для выяснения "недоуменных вопросов". В письме он защищает митр. Амвросия от воздвигаемых на него обвинений, доказывает лживость некоторых утверждений профессора-"расколоведа" Субботина. П.А.Овчинников собрал много икон, большую библиотеку, включавшую 836 рукописей и множество старопечатных книг. Особенно интересовался болгарскими рукописями, которые он добывал через проживающих в Болгарии старообрядцев. После смерти Овчинникова его вдова Агриппина Сергеевна издала каталог рукописных книг его собрания. Наследники оценили его библиотеку в гигантскую по тем временам сумму - 100000 руб. В 1918 г. у вдовы Овчинникова это собрание было куплено за 50 тыс. руб. для Румянцевского музея. Ныне его собрание (841 ед. хранения) находится в Российской государственной библиотеке (ф.209). Некоторые рукописи собрания, выполненные художником-каллиграфом И.Г.Блиновым, хранятся в Городецком краеведческом музее. Древнейшими рукописями его собрания являются Евангелие-апракос перв. пол. 14 в., сборник слов Григория Синаита, Симеона Нового Богослова и др. (сербского извода) конца 14 в., "Повесть Аммония мниха об убиении в Синае и в Раифе" (отрывок, сербского извода) конца 14 - нач. 15 в. В последние годы жизни Овчинников занимался и издательской деятельностью, о чем говорят объявления в журнале "Церковь" (1) за 1912 г. "О продаже новых книг, отпечатанных с древних рукописей церковнославянским шрифтом в с. Городец у П.А.Овчинникова". В частности, им было издано "Собрание святоотеческих правил Матфея Властаря глаголемаго Правильника" (Балахна, 1908). ОДЕЖДА ХРИСТИАНИНА - вопрос об одежде, достойной христианина, имеет богатую каноническую и литературную традицию. Многие святые отцы и учители, писавшие о том, как должен выглядеть благочестивый христианин, считали этот, казалось бы, частный вопрос, делом, имеющим общецерковное значение. Согласно 81 правилу 6 вселенского собора христианин отлучается от Церкви, если облечется в некую одежду не по общему обычаю. Сегодня это принципиальное положение, понятое буквально, может извратить представление о том, какой именно род одежды Церковь считает благочестивым и допустимым. С одной стороны, некоторые ревнители призывают современных старообрядцев не только на богослужение, но и на работу, в магазин и т.д. ходить одетыми в озямы, зипуны, кафтаны, сарафаны и т.п. Но гораздо чаще встречается другая крайность, когда за "общий обычай" принимаются модные образцы. Поэтому надо внимательно вчитаться в слова библейского пророка: "Убоитеся от лица Господа Бога, зане близ день Господень. Яко уготовил Господь жертву Свою, и освяти нареченныя Своя. И будет в день жертвы Господня, и отмщу до князь и до дому царя, и до всех оболченых в одеяния чужда" (Софония, гл. 1). Какие же одеяния отцы православия считали чуждыми? Преподобный Ефрем Сирин (в слове 82) учит не одеваться во многоцветные ризы, а носить одежду скромную. Ибо нам необходим только покров, а не пестрота. "Разум (смысл. - Авт.) убо одежди един покрывало быти плоти" (кн. Никона, игумена Черной Горы, слово 37). Каждый должен носить одежду, подобающую ему по чину и полу. В Кормчей книге находим, что Гангрский собор в 11 правиле повелевает отлучать жену, если она облачится в мужскую одежду (даже если это сделано ради воздержания), но не возбраняет христианам носить светлые одежды. При этом следует избегать роскоши, чтобы не соблазнять малодушных братьев. Иные ради модной и роскошной одежды входят в большие издержки, и таковых увещает святой Кирил Александрийский, говоря, что, увлекаясь пестрыми нарядами, они лишаются божественного одеяния. Сказанное относится и к лицам духовного звания (кн. Никона, игумена Черной Горы, слово 37): если епископ или причетник ходит в одежде светлой, украшенной, то надо его поправить, если же не послушается - предать запрещению и извержению. Кормчая (л. 602 об.) содержит наставление к новопоставленному попу, где говорится: "Одежю носи долгу до глезна, ни от пестрин, ни от утварей мирских", т.е. одежду надо носить длинную, до щиколоток, без мирской пестроты и украшений. Безусловно запрещается женам в одежде открывать плечи, грудь и пр. В книге святого Димитрия, митрополита сербского (гл. 39), этот обычай аттестуется как латинский и, следовательно, еретический. Старообрядцы всегда серьезно относились к традиционному платью, особенно к покрою молитвенной одежды. В храмах и сегодня можно видеть мужчин в кафтанах и сапогах, под кафтаном у них надета рубашка навыпуск, подпоясанная тканым или плетеным поясом с орнаментом, вышитой молитвой или памятной надписью. Женщины, особенно на клиросе, одеты в сарафаны и платки, заколотые под подбородком, при этом цвет платка может меняться в зависимости от праздника (например, на Пасху по желанию надевают красный, а на Троицу - зеленый). Старообрядцы, которые по тем или иным причинам не имеют подобного одеяния, носят одежду благоприличную, ни в коем случае не обнажающую ни плеч, ни рук. Обычай закалывать платок под подбородком булавкой распространен среди всех старообрядческих согласий. Однако на юге, в частности в приходах некрасовцев, платок завязывают на узел, что напоминает обычай новообрядческих прихожанок. Осмысливая это различие, некоторые старообрядки трактуют обычай завязывать платок на узел, как знак иудиной удавки, символ христоотступничества, что не имеет основания в церковных преданиях, но характерно для народного толкования. В небрачных беспоповских согласиях по тому, как надет платок, можно отличить девственниц. Они носят платок так, что на спине он лежит кромкой, а прочие жены надевают платок "на уголок". Старообрядцы обычно избегают носить галстук. Несмотря на обилие традиций, письменных указаний об одежде в старообрядчестве немного. Пожалуй, лишь в Красном уставе особое внимание уделяется внешнему виду жены не только на храмовой, но и на домашней молитве. Здесь утверждается, что неблагочестиво жене осенять себя крестным знамением, если на ней по-домашнему надета одна лишь сорочка (кроме трех случаев: когда она ложится спать или восстает от сна, или моется в бане). За несоблюдение этого полагается суровое наказание. Чрезмерно строгое отношение к внешнему виду христианина, к его одежде породило даже разделение в беспоповском филипповском согласии, когда из-за новшеств в одежде (ношение картузов с кожаными козырьками, модных шапок, больших воротников у тулупов и смазных сапог) отделились от остальных собратий филипповцы орловские. У старообрядцев-поповцев по причине ношения одежды не того покроя раздоров не было, однако эти вопросы поднимались регулярно. На Освященном соборе 1913 г. был заслушан специальный доклад И.Староверова об одежде приходящих на молитву в церковь. Затем состоялось обсуждение вопроса. Еп. петербургский Геронтий, завершая дискуссию, сказал: "Против неприличных нарядов боролся еще святой Иоанн Златоуст. Он требовал, чтобы одевались скромно, но не указывал обязательного покроя; поэтому можно ходить в церковь и не в сарафанах только, но и в других платьях, однако благоприличных. Но посмотрите, до чего дошли некоторые женщины за последнее время в модах? Они не знают, куда даже идут - в церковь или еще куда. Придя в церковь, они не могут молиться по-христиански, не могут поклониться". Освященный собор постановил написать увещание к христианам, чтобы носили одежду по местному обычаю, но благопристойную, скромную, соответствующую званию православного христианина и дому Божию - дому молитвы. Подобное определение и увещание выносились и Освященным собором 1905 г. ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ - документ, изданный в 1862 г. от имени московского Духовного совета (постоянный совещательный орган при архиеп. Антонии) для утверждения единства верования Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Необходимость в таком послании возникла потому, что среди паствы стали распространяться невежественные кривотолки и неправославные мудрования, зародившиеся в среде беспоповцев. В то время имели хождение различные беспоповские "тетради", распространявшие среди православных старообрядцев нелепые и кощунственные учения. Окружное послание содержало обличение лживых "тетрадей" и утверждало церковные догматы и святоотеческие учения: 1) о пребывании Церкви и священства до скончания века - против беспоповского утверждения, будто спастись можно и без священства; 2) о том, в чем именно погрешает господствующая церковь относительно догматов и преданий святой соборной апостольской древлеправославной Церкви Христовой - против некоторых обвинений в том, что она содержит дух антихристов; 3) о святейшем и поклоняемом Христове имени Исус - против утверждения, что новообрядческое написание Иисус есть имя иного бога (читай - антихриста), в которого веруют никониане; 4) о честном и животворящем Кресте - против хулы на двусоставный равноконечный греческий крест; 5) о сохранении бескровной жертвы до второго пришествия Христова - против беспоповского учения о "духовном" причастии; 6) о приношении пятой просфоры за царя - против тех, кто отказывается молиться за властей предержащих; 7) о том, чтобы не принимать ложных учений, не согласных со святоотеческими преданиями; 8), 9) и 10) о пришествии пророков Илии и Еноха, о пришествии антихриста и о конце мира - против беспоповского тезиса об уже свершившемся воцарении антихриста, пришествие которого будто бы надо понимать не чувственно (т.е. не буквально, как сказано в Писании), а духовно, иносказательно. Окружное послание было написано И.Г.Кабановым (Ксеносом) и подписано 24 февр. 1862 г. архиеп. московским и владимирским Антонием, епископами Онуфрием браиловским, Пафнутием казанским, Варлаамом балтским, священноиноками Евфросином, Илией, иереями Петром, Феодором Вохонским, иеродиаконами Пахомием, Ипполитом, диаконом Кирилом, иноком Белокриницкого монастыря Алимпием (Милорадовым) и дьяком Семеном Семеновичем (в издании Н.И.Субботина подписи диакона Кирила и Семена Семеновича отсутствуют). Только после издания Окружного послания стало ясно, насколько запущенной оказалась болезнь, которую оно должно было врачевать. Большинство белокриницких старообрядцев сочувственно отнеслось к Окружному посланию, однако меньшая часть верующих и духовенства не приняла его, восприняв как повод для отделения. Так возникло разделение на окружников и неокружников (противоокружников), положившее начало болезненному раздору. Чтобы уменьшить вред от этого раздора неокружников, издатели послания вынуждены были вскоре предать его уничтожению. На московском мирном соборе 1906 г. еще раз было подтверждено решение о его уничтожении, и в мирном акте записано: "кто его будет распространять с целью произвести раздор в Христовой Церкви, тот должен подлежать суду по церковным правилам". Вместе с тем соборный "Акт примирения" отверг и те беспоповские учения, против которых было направлено "Послание". "Послание" было опубликовано в Яссах в1864 г. иноком Алимпием; в Коломые в 1876 г. иноком Николою (на средства архиеп. Антония с предисловием будущего еп. уральского Арсения), в Москве в 1893 г. Субботиным. ОНУФРИЙ (Андрей Феодорович Парусов; 1816-1894) - епископ браиловский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). В 1835 г. присоединился к старообрядчеству от господствующей церкви и поселился в Стародубье: сначала в Покровском, а позже в Лаврентьевском монастыре. Здесь он познакомился с иноком Павлом Белокриницким (тогда еще мирянином), игуменом Аркадием и другими значительными старообрядческими деятелями. После закрытия Лаврентьевского монастыря перешел в Белокриницкий монастырь. После присоединения митр. Амвросия к Церкви в 1847 г. Онуфрий был поставлен им во иеродиакона, а 29 авг. 1848 г. рукоположен в епископа на кафедру г. Браила. В конце 1861 г. прибыл в Москву, имея поручение митр. Кирила окормлять русских старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии. В частности, наместник белокриницкой митрополии прибыл для поиска путей решения недоразумений, возникших между епископами Пафнутием казанским, Пафнутием коломенским, с одной стороны, и архиеп. Антонием - с другой. Здесь при его ближайшем участии было издано известное Окружное послание, одним из главных сторонников которого он являлся. С автором Окружного послания, И.Г.Кабановым его связывала еще и личная дружба. В 1865 г. вместе с Пафнутием коломенским, архидиаконом белокриницкой митрополии Филаретом и иноком Мелхиседеком, всецело находясь под их влиянием, отступил в единоверие. Этот переход стал дополнительной причиной создания в Москве Никольского единоверческого монастыря. Знаменитый рогожский начетчик Семен Семенович в июне 1864 г. так писал своему другу о подготовляемом переходе в единоверие еп. Онуфрия и других: "Касательно же предосторожности от них - сие дело во всяком случае не лишнее. Тебе известно: предводитель их Пафнутий решился на дело злодеяния, никому не позволенное... а Ануфрий соответствует вполне своей фамилии Парусов, который всегда покоряется дуновению ветра". Скончался иноком Никольского единоверческого монастыря в Москве, где и погребен. ОНУФРИЙ - керженский старец, поповец, игумен скита, названного по его имени Онуфриевским, одно время вместе со своими единомышленниками был приверженцем спорных (подложных) посланий протопопа Аввакума о Троице, о Сошествии во Ад, и пр. Он и его последователи придерживались также суждения, что "не бывает опечаток и погрешностей в старых печатных книгах и не подобает их исправляти". Эти споры проходили на Керженце в конце 17 - нач. 18 вв., ок. 1706 г. споры велись и в Москве. Впоследствии Онуфрий все же отверг эти спорные письма, после чего споры затихли. ОРДЫНОВ Иван Иванович (1727-1807) - московский купец 2-й гильдии, согласно надписи на его могиле, находившейся на Рогожском кладбище, "основатель сего богоугодного Рогожского кладбища". Более об этом, по-видимому, замечательном старообрядческом деятеле ничего не известно. ОСВЯЩЕННЫЕ СОБОРЫ РОССИЙСКИХ ЕПИСКОПОВ - совещания архиереев белокриницкой иерархии, регулярно созываемые дважды в год начиная с 1906 г., когда указом и манифестом имп. Николая II старообрядцам была дарована свобода вероисповедания. На первом Освященном соборе участвовало восемь епархиальных архиереев, руководил собором архиеп. московский и всея России Иоанн. В дальнейшем число участников собора возросло до 12, а в 1926-1927 гг. достигало 16 епископов. Они рассматривали вопросы учреждения новых епархий, поставления епископов, канонизации святых, открытия школ и пр. На первых соборах ставился вопрос и о возведении "господина Иоанна, архиепископа московского в сан митрополита Российской старообрядческой области", но по настоянию правительства решен не был. Освященные соборы и поныне дважды в год собираются на Рогожском кладбище. ОСТРОЖСКАЯ БИБЛИЯ - первая печатная Библия на славянском языке. Издана в 1581 г. в г. Остроге попечением борца с униатством князя Константина Острожского. В основе перевода Острожской Библии на славянский язык лежал греческий текст 70 толковников. Острожская Библия была переиздана в 1914 г. Московской старообрядческой книгопечатней. В этом издании воспроизведены рисунки заставок и т.п. подлинной Острожской Библии, сохранены формат листа и количество строк на странице, но правописание и шрифт модернизированы. Издание 1914 г. обильно иллюстрировано лицевыми изображениями, взятыми с рукописи т. н. "Лицевого свода", созданного при Иоанне Грозном. Это переиздание стало библиографической редкостью. В 1988 г. по заказу Гребенщиковской общины издательство "Слово-Арт" выпустило немного уменьшенное по формату репринтное издание Острожской Библии тиражом 3000 экз. Острожская Библия является канонической Библией. Синодальные переводы Библии на славянский или на русский языки допускаются как справочные пособия. "ОТВЕТЫ ПУСТЫННОЖИТЕЛЕЙ НА ВОПРОСЫ ИЕРОМОНАХА НЕОФИТА" - см. Поморские ответы.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|