|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Энциклопедия
|
С.Г.Вургафт, И.А.Ушаков Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы.
МАЗУРСКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ - поселившиеся в 1820-1830 гг. на Мазурских озерах в В.Пруссии (ныне Польша) беспоповцы, в основном федосеевского согласия. Они прибыли сюда из царства Польского, чтобы избежать метрических записей и призыва на военную службу. Прусские власти сначала пошли им навстречу. За небольшой отрезок времени федосеевцы весьма умножились. Перед первой мировой войной их, по косвенным данным, насчитывалось до 80 тыс. чел. Точно известно, что в 10 деревнях (Онуфриево, Войново, Галково, Свигнайлово, Осиняк и др.) в 1838 г. проживало 829 чел. Только с 1842 г. местные власти стали проводить здесь регистрацию родившихся и умерших, т.е. вести те самые метрические записи, от которых беспоповцы и бежали в эти края, а с 1849 г. начался и набор в армию. Все это привело к оттоку старообрядческого населения из Мазурских озер. С 1847 по 1867 г. крупнейшим центром федосеевцев на Мазурских озерах был мужской Войновский монастырь. Ныне на том же месте сохранилась женская обитель, в которой живут лишь две инокини поморского согласия 90-летнего возраста. МАКАРИЙ - митрополит белокриницкий Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию); рукоположен во епископа на кафедру г. Тульча 4 июля 1900 г., в то же время наречен и наместником белокриницкой митрополии. В сан митрополита по избранию Освященного собора возведен в Белой Кринице 10 сент. 1906 г. архиеп. Иоанном московским и еп. Арсением уральским, Леонтием славским, Иннокентием нижегородским. В 1915 г. ему было предложено занять московский престол (митрополит находился в Москве, так как Белая Криница была оккупирована). Митр. Макарий отказался. На Освященном соборе он сказал: "Если откроется путь к моей пастве, я должен немедленно ехать туда. И если даже, чего не дай Бог, сожгут все, я буду оплакивать, как Иеремия, сидя на пепелище". МАКАРИЙ - неокружнический (см. неокружники) епископ саратовский белокриницкой иерархии; рукоположен неокружническим еп. Иосифом нижегородским в 1876-1884 гг. Упоминается и как хорепископ в с. Великое Нижегородской губ. МАКАРИЙ (Мартиниан; р. 1873) - епископ грозненский Древлеправославной церкви. Хиротонисан в епископы 21 мая 1938 г. в п. Уреки (Грузия) еп. Михаилом и еп. Трифоном. Умер в Махачкале. МАКАРИЙ (Матфей Павлович Кузнецов; 1875 - 25 мая 1953) - епископ новозыбковский Древлеправославной церкви. Хиротонисан 2 июля 1948 г. в Москве архиеп. Иоанном и еп.Паисием. Умер в г. Чермусе Пермской обл., находясь в пути. МАКСИМ ГРЕК (Михаил Триволис; ок. 1470-1556) - родился в греческом городе Арте, происходил из знатного рода, близкого когда-то к византийскому императорскому дому. Он был незаурядным философом, прошедшим выучку в лучших школах Флоренции, Болоньи, Падуи, Феррары, Милана. В конце 15 в. он работал у итальянского первопечатника Альда Мануция, затем был сотрудником не менее известного итальянского гуманиста Пико делла Мирандола. Тогда же он стал последователем Иеронима Савонаролы. Михаил Триволис был свидетелем и трагического конца Савонаролы в огне костра в 1498 г. В 1502 г. Михаил поступил в католический монастырь святого Марка во Флоренции, которым прежде руководил Савонарола. В 1505 г. принял православие и постригся в афонской Ватопедской обители, знаменитой своими книжными богатствами и ученостью. В марте 1518 г. по просьбе Василия III прибыл в Москву для полного перевода с греческого Толкового (Седмитолкового) Псалтыря и некоторых иных книг, необходимых русской Церкви для противостояния римскому богословию. Закончив в короткие сроки дело, для которого он прибыл в Россию, Максим собрался в обратный путь, но царь удерживал его, поручая все новые работы, например, исправление Триоди и других богослужебных книг. Писал Максим Грек в это время и оригинальные творения в защиту православия. В 1525 г. в его судьбе наступил перелом. Углубившись в проблемы русской церковной жизни, он примкнул к направлению "нестяжательства", а с политической точки зрения проявил себя сторонником освобождения Греции от турецкого ига русским государем. К тому же он считал своим долгом обличать сильных мира сего в пороках и злоупотреблениях. Так, он укорял митр. Даниила за то, что тот прикрыл своим авторитетом нарушение церковных правил, дозволив великому князю Василию развестись с женой Соломонией Сабуровой и вступить в брак с Еленой Глинской. Более того, он осмелился написать сочинение "против плотоугодия" и послать его самому царю. Его поместили в темницу Симонова монастыря и судили по формальным обвинениям в порче книг (так как в его исправлениях действительно оказалось несколько неточностей), в ересях, шпионаже, нелояльности к великому князю и др. После соборного проклятия его заточили в Иосифо-Волоколамском монастыре, запретив писать. Максим запрету не покорился, и новый соборный суд 1531 г., воздвиг на него более тяжкие обвинения и приговорил к ссылке в тверской Отрочь монастырь. Однако слава ученого старца в России распространялась все шире. Митр. Макарий включил ряд его произведений в "Великие Четьи Минеи". В 1541 г. митр. Иоасаф разрешил ему причащаться Святых Таин. В течение почти 10 лет три вселенских патриарха (иеросалимский, константинопольский, александрийский) и митр. Макарий добивались снятия проклятий, наложенных на него соборами 1525 и 1531 гг., что удалось сделать только в 1551 г.: его освободили из заточения и перевели в Троице-Сергиев монастырь. Тогда же он присутствовал на заседаниях Стоглавого собора. В 1553 г. царь Иван Грозный посетил Максима в его келии и почтительно с ним беседовал, однако советов старца не послушал; тогда Максим предсказал царю смерть сына. Среди его многочисленных богословских трудов (более 80) есть произведения в защиту двоеперстия и сугубой аллилуи. В 19 в. собрание его сочинений было опубликовано Казанской духовной академией. МАЛИНОВЦЕВ Ф.А. - старообрядец часовенного согласия, дважды совершал путешествие на Восток в Константинополь (1900 и 1907 гг.). Описание путешествий - в журналах "Старообрядцы" и "Церковь" (1); вышла и отдельная брошюра. После первого путешествия он вполне уверился в правильности крещения и рукоположения митр. Амвросия, и, следовательно, в законности белокриницкой иерархии. Однако присоединяться к Церкви медлил, чтобы более успешно проповедовать среди часовенных старообрядцев. Присоединился к Церкви 11 окт. 1909 г. МАЛЫШЕВ Иоанн Сергеевич (ум. после 1867) родился в семье состоятельного крестьянина господствующего вероисповедания в д. Иванцево Вязовской вол. Великолуцкого у. Псковской губ. Его отец (а с ним и он сам) перешли в беспоповство. Разуверившись в беспоповстве, присоединился к старообрядцам, приемлющим белокриницкую иерархию, встречался с московским архиеп. Антонием, активно занимался проповеднической деятельностью. Ок. 1865 г. поставлен в попы, но вскоре засомневался и 11 февр. 1867 г. отступил в единоверие; 6 дек.1867 г. поставлен в единоверческие попы при Болотской Георгиевской церкви Лужского у. Петербургской губ. Занимался миссионерской противостарообрядческой деятельностью, написал "Полезное руководство для бесед со старообрядцами" (СПб., 1887). Член "противораскольничьего Болотского братства". МАНУШИН Михаил Петрович (ум. 1911) - начетчик поморского согласия. Родился в ст. Малодельской Донской обл., в семье беглопоповцев. Изучал Святое Писание, интересовался прениями о вере, которые проходили между старообрядцами и миссионерами господствующей церкви. На одном из таких собеседований его поразило выступление саратовского поморского начетчика А.П.Черчимцева. Он отправился в Москву, где беседовал с наставником поморцев И.М.Горбуновым и принял решение о присоединении к беспоповству. Приняв перекрещивание в 1904 г., он сам стал активно распространять вероучение беспоповцев. В 1907 г., после его беседы с миссионером Кухтиным, несколько десятков людей оставили господствующую церковь. МАРАЕВА Анна Васильевна (1845-1928) - купчиха, старообрядка федосеевского согласия, известная собирательница старинных икон и книг из г. Серпухова, от которой И.Н.Заволоко (как он о том сообщил в докладе "Вновь открытые автографы житий Аввакума и Епифания", прочитанном 20 марта 1968 г. в Пушкинском доме) получил "Пустозерский сборник", содержащий подлинные рисунки протопопа Аввакума, автограф его "Жития" (т.н. редакция В) и подлинник "Жития" инока Епифания, до того известные только в списках. Дом Мараевой долгое время был своеобразным музеем древнерусского искусства. В 1919 г. по распоряжению секретаря ВЦИКА.Енукидзе ей была выдана охранная грамота на собранные исторические и художественные ценности. Впоследствии в ее бывшем доме на основе ее собрания икон и книг был организован Серпуховской историко-художественный музей. В 1908 г. А.В.Мараева на свои средства построила каменный храм с колокольней для федосеевцев г.Серпухова и пожертвовала для него немало древлеписанных икон новгородской школы. Шесть икон 15 в. из ее собрания находятся в музее П.Корина (за № 14-17, 20, 64). Умерла в бедности, претерпев немало лишений, но все перенесла с истинно христианской кротостью. Погребена на Преображенском кладбище. МАРГАРИТА (Матрона Матфеевна Ильина) - инокиня из старообрядцев, приемлющих священство, дочь симбирского купца, основавшая в конце 18 в. Маргаритин женский скит (см. Иргиз). МАРИНА (Марфа Лукина; 1-я пол. 18 в.) - старица Лексинского женского монастыря, келейница Андрея Денисова. После его смерти составила плач, одно из названий которого - "Стих плачевный по Андрее Дионисиевиче". Во время правительственного следствия по доносу Круглого по своей инициативе ездила в Петербург с челобитьем от выговцев к императрице. "История пострадавших отец Филиппа и Терентия" называет ее "старицей-большухой" (от слова большак). МАРКОВ Артемий Борисович (1853-1913) - старообрядец, приемлющий белокриницкую иерархию, в доме которого в 1898 г. по просьбе местоблюстителя престола архиепископа московского и всея России еп. Арсения уральского проходил Освященный собор. Здесь еп. донской Иоанн был избран московским архиепископом, священноинок Иринарх - еп. ярославским и вологодским, священноинок Иона - еп. смоленским и калужским. Хиротония еп. Ионы прошла прямо в доме Маркова в походной церкви. Время тогда было гонительное, и поступок Маркова рассматривался современниками как христианский подвиг. МАРТИН-ЕРЕТИК - вымышленный инок, будто бы пришедший в Россию из Армении ок. 1149 г. и проповедовавший странное учение, состоявшее из смеси арменской и латинской ересей, а также его собственных мудрований. Учение это якобы было рассмотрено и осуждено Киевским собором 1157 г. Выдумка эта понадобилась для того, чтобы доказать, будто сохраняемые старообрядцами двуперстие, сугубая аллилуия и многие другие обычаи не есть древнее православное предание, а, напротив, "раскольнические мысли, чуждые русским и принесенные к ним совне" армянским еретиком ("История русского раскола" еп.Макария, СПб., 1858, с.1). Для большей достоверности было даже составлено подложное "Соборное Деяние на еретика Мартина армянина". Исполнителем подлога старообрядцы называют Стефана Яворского. "Деяние" впервые приводится в качестве мощного аргумента противостарообрядческой полемики в книге нижегородского митр. Питирима "Пращица", изданной с благословения Синода. На "Деяние" и на вымышленный киевский собор охотно ссылаются архиеп. воронежский Игнатий в книге "История о расколах в Церкви российской", еп. Макарий в "Истории русского раскола". Более того, практически все тогдашние русские новообрядческие архиереи по требованию имп. Петра I дали подписку в том, что "Деяние" есть подлинное постановление собора 1157 г. В 1724 г. был издан указ, по которому предавались ужаснейшим пыткам и смерти те, кто осмеливался "Деяние" называть "подставной книгой". (Синайский, "Отношение русской церковной власти к расколу", с. 222 и 272; цит. по журналу "Церковь" (1) № 27 за 1909 г.). Фальшивку разоблачили старообрядческие апологеты - диакон Александр Керженский и Андрей Денисов. Денисов, составляя в 1722 г. "Поморские ответы", коснулся "Соборного деяния" и, сделав историко-филологический обзор (одно из самых первых палеографических исследований в России вообще), пришел к выводу: "Обретаем оно ("Деяние") сомненнаго недоумения преполно. Сего ради соборному деянию яко неизвестному, яко не согласному... удобоверствовати опасаемся". Известный миссионер Павел Прусский, отвечая обличителям подлога на вопрос, "когда был собор на Мартина-еретика?", - писал в журнале "Братское слово": "Не то нужно испытывать: где и когда оный собор был?.. Но то: нет ли в... описании соборного деяния какого-либо повреждения догматов веры". Наконец, господствующая Церковь вынужденно признала подложность "Деяния", но в четвертом кондаке акафиста Димитрию Ростовскому продолжает и поныне воспевать: "Буря ересей от преисподних, чрез Ария по Греции возродившаяся, а в последние лета происками Мартина армянина, чрез брынских скитоначальников (т.е. старообрядцев. - Авт.), возникшая в нашем отечестве, готова была опровергнуть тишину единыя святыя соборныя и апостольския церкви. Ты же, пастырь добрый, положивый душу свою за овцы, прогнав оных душепагубных волков, бурю суемудрия укротил еси, верныя же научил еси триипостасному Богу взывати: аллилуия" (изд. Киево-Печерской лавры, 1874, л.83). МАРТЬЯНОВ Николай Георгиевич - известный старообрядческий архитектор из Москвы. Автор проекта величественного Покровского храма на Громовском кладбище, разрушенного при советской власти. Из сохранившихся храмов известны два Никольских - в Москве (Лефортово) и в с. Устьяново Московской обл., несколько храмов в Гуслицах. МАСЛЕННИКОВ Федот Игнатьевич - выдающийся деятель старообрядчества; рязанский купец. Был неокружником, но впоследствии много потрудился в примирении этого раздора. Принимал участие в издательстве книг, содействовал распространению старообрядческой литературы. Участвовал во всероссийских съездах старообрядцев, финансово и своим авторитетом поддерживал начетчиков, был казначеем Союза старообрядческих начетчиков. Известными деятелями старообрядчества белокриницкого согласия были и его потомки: иерей Евфимий Масленников и сын последнего Андрей Евфимович. МЕДОКИН Иоаким (1832-1912) - священник белокриницкой иерархии, неокружник и необщинник. Рукоположен в сан еп. Иосифом в 1879 г. Настоятель храма в д.Печатники Нагатинской вол. Московской губ. (ныне территория Москвы). На собственные средства построил храм во имя Успения Царицы Небесной, приобрел утварь, иконы и книги. Накануне смерти неокружнический еп. Даниил постриг его в инока-схимника с наречением имени Иоанна. Построенный им храм при советской власти долгое время существовал как пивное заведение; снесен в ходе подготовки Москвы к Олимпийским играм 1980 г. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОВЕТ Древлеправославной Поморской Церкви - созданная осенью 1992 г. организация, призванная объединить поместные Советы и общины стран, где сегодня проживают староверы поморского согласия. Не увенчались успехом переговоры о вступлении в МС ДПЦ общин, окормляемых Высшим старообрядческим советом Литвы (Литва и часть Эстонии). В 1992 г. сопредседателями избраны Олег Розанов (С.-Петербург) и Иоанн Миролюбов (Рига), ответственным секретарем - А.В.Хвальковский (Москва). С 1994 г. Совет деятельности не ведет. МЕЛЕТИЙ (Михаил Поликарпович Картушин; ок. 1859-1934) - архиепископ московский и всея России Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Двоюродный брат архиеп. московского Иоанна. Родом из хутора Попкова станицы Островской Области Войска Донского. В священники рукоположен ок. 1886 г., в 1895 г. овдовел. Во епископы на саратовскую и астраханскую кафедры рукоположен 7 дек. 1908 г. архиеп. Иоанном московским в сослужении еп. Александра рязанского и егорьевского. На московский престол был возведен на Рогожском кладбище Освященным собором во главе с митр. Макарием 30 авг. 1915 г. МЕЛЕТИЙ (Макарий Димитриевич ...) - епископ Древлеправославной церкви. Был уставщиком при храме в г. Горьком. Хиротонисан в епископы еп. Михаилом и еп. Трифоном в 1937 г. Тогда же и арестован. Дата и место гибели неизвестны. МЕЛЕХИН Елисей Тимофеевич (1851-1912) - иерей белокриницкой иерархии. Из крестьян д. Яковлево Богородского у. Московской губ. С молодых лет занимался иконописью, читал и пел в приходской церкви. В 1879 г. архиеп. московский Антоний по просьбе односельчан рукоположил его в священники. Некоторое время он служил в родном селе, затем архиеп. Антоний переместил его настоятелем храма в Петербург, на Громовское кладбище. Когда в 1883 г. властями было дозволено священническое служение на Рогожском кладбище, архиеп. московский Саватий по ходатайству московских старообрядцев призвал его в Москву и избрал своим духовником. С 1885 г. о. Елисей состоял членом Духовного Совета при архиепископе, впоследствии (1898 г.) преобразованного в Московский епархиальный совет. Одновременно он был членом советов рогожской общины и старообрядческого "благотворительного общества", возникшего и укрепившегося при его участии. Во время своей ссылки в Тулу (1901 г.) архиеп. московский Иоанн назначил о.Елисея председателем епархиального совета, поставив его тем самым на ключевой пост в епархии. МЕЛХИСЕДЕКИ - малочисленное согласие беспоповцев. Несмотря на то, что, по их убеждению, христопреданное священство прекратилось после раскола Русской Церкви, они верят, что без причастия Тела и Крови Христовых спастись невозможно. При этом указывают на Мелхиседека, царя Салимского, приносившего в жертву Богу хлеб и вино, не будучи поставленным во священство. Признавая себя священниками по чину мелхиседекову, они приготовляют себе причастие следующим образом. Вечером перед иконами кладут хлеб и ставят сосуд с вином. После всего круга вечерних и утренних молитв они причащаются тем хлебом и вином. Мелхиседеки существовали в Москве, некоторых других местностях, ныне незначительное их количество сохраняется в Башкирии. МЕЛЬНИКОВ Федор Ефимович (1874-1960) - старообрядец белокриницкого согласия, знаменитый апологетический писатель и начетчик, сын священника. Его отец был крупным собирателем рукописных и старопечатных книг, это собрание ныне хранится в ОР РГБ. В 16 лет Мельников уже выступал на беседах (т.е. участвовал в дискуссиях - прениях о вере), а позднее успешно дискутировал с миссионерами господствующей церкви. Известен также своей полемикой с беспоповцами (см. "Беседы старообрядцев..."). Член Союза старообрядческих начетчиков. Председатель начетнической комиссии при московском Братстве Честнаго и Животворящаго Креста. Сотрудничал в различных старообрядческих периодических изданиях: "Слово правды" (1 и 2), "Церковь" (1), "Старообрядец" и др. Многие статьи подписывал различными псевдонимами, например, Фита, Шалаев. Был издателем московской "Народной газеты", приложением к которой была газета "Голос старообрядца". Являлся секретарем еп. Виталия петроградского, секретарем Совета общины Рогожского кладбища, многие годы также был секретарем Архиепископии московской и всея Руси. В 1916 г., по сведениям журнала "Щит веры" (№ 1, с.27-28), его кандидатура предлагалась для избрания в архиепископы, но собрала незначительное количество голосов. Выдвигалась его кандидатура в епископы и в 1918 г. (27 окт. на пермско-тобольском епархиальном съезде в Миассе). В первые годы после революции открыто боролся против революционной пропаганды безбожия и марксизма, выступал на диспутах против Л.Д.Троцкого, А.В.Луначарского, Н.И.Бухарина. Известны его сочинения: "О безбожнических и христианских догматах, таинствах и обрядах (двухдневный публичный диспут с большевистскими миссионерами безбожия)". Кишинев, 1937; "Современное безбожие, опровергаемое им самим (марксизм и атеизм)". Кишенев, 1935. В конце 1918 г. ему запретили публичные выступления, закрыли журнал "Слово Церкви" и отстранили от должности директора старообрядческого института. В 1918 г. по его инициативе в Барнауле начал выходить журнал "Сибирский старообрядец", в котором он активно сотрудничал. В 1920 г. Мельников был обвинен по делу "О контрреволюции и сокрытии церковных ценностей" и заочно приговорен к расстрелу. Сам он в это время скрывался в Сибири, в тайге. В 1925 г. ему удалось перебраться на Кавказ, где он скрывался в казачьих станицах, а в 1930 г. с помощью старообрядцев ушел в Румынию. Некоторое время работал в качестве секретаря Белокриницкой митрополии. Похоронен в Мануиловском старообрядческом монастыре у с. Мануйловки Сучавского у. (Румыния). Мельников - автор многочисленных произведений. В их числе "Испытание и победа Церкви Христовой", "К вопросу о богословии белокриницкого устава", "Участие иудеев и иноверцев в делах Церкви", "В защиту старообрядческой иерархии", "Конец сомнениям в законности старообрядческой иерархии", "Возможно ли объединение старообрядчества в одну Церковь", "Беседа о крещении митрополита Амвросия и о 500 червонцах", "Антихрист и крах беспоповских надежд на него", "Блуждающее богословие", "В тенетах ересей и проклятий" (М., 1913), "Спутник христианина" и др. В Браиловской митрополии (Румыния) хранятся его неопубликованные рукописи, в т.ч. фундаментальный труд по церковной истории. МЕЛЬНИКОВ Павел Иванович (псевд. Андрей Печерский; 1818-1883) - писатель и чиновник, половину жизни упорно боровшийся со старообрядчеством. Родился в Н.Новгороде в небогатой дворянской семье, детство провел в Заволжье, в г. Семенове. После окончания словесного факультета Казанского университета с 1837 г. работал учителем в г.Шадринске Пермской губ. В 1839 г. состоялся его литературный дебют в журнале "Отечественные записки". Тогда же, вернувшись в Н.Новгород., он начинает изучать историю церковного раскола, знакомится с бытом старообрядцев. Чтобы получить доступ к архивным документам, он добивается утверждения в звании корреспондента Археографической комиссии. С 1847 г. Мельников назначен старшим чиновником особых поручений при нижегородском губернаторе по вопросам раскола, с 1850 г. его переводят в Петербург на должность чиновника особых поручений при министре внутренних дел, в 1866 г. он был переведен в Москву в распоряжение московского генерал-губернатора. В течение долгих лет службы Мельников был активнейшим участником преследования старообрядцев, особенно в период николаевской реакции, когда они подверглись жесточайшему гонению. Немало заволжских скитов было "упразднено" им с бессмысленной беспощадностью и вандализмом. Когда в 50-х гг. позиция правительства по отношению к старообрядчеству несколько смягчилась, Мельников также изменил свои взгляды. Позже, познакомившись в 1866 г. с общиной Рогожского кладбища, он писал министру внутренних дел: "Главный оплот будущего России все-таки вижу в старообрядцах. А восстановление русского духа, старобытной нашей жизни все-таки произойдет от образованных старообрядцев, которые тогда не раскольники будут". Его перу принадлежит также немало работ по истории и быту старообрядчества, самая значительная из них - "Очерки поповщины". Сочинения Мельникова содержат много важных исторических свидетельств о старообрядчестве. Однако следует предостеречь читателей, готовых полностью довериться его оценкам. Вот характеристика писателя Мельникова, данная ему одним из его коллег, критиком и публицистом А.И.Богдановичем: "Это был истый чиновник, всегда державший нос по ветру и отлично применявшийся к обстоятельствам... О его научных работах по расколу можно говорить лишь с большими оговорками. В них нет ни научного беспристрастия, ни желания критически разобраться в богатом материале... Бранчливый тон, прокурорские приемы и неблаговидное толкование самых глупых слухов и толков - таков Мельников ученый... Чиновник и сыщик убили в нем научного исследователя" (А.И.Богданович. Годы перелома, с. 262, 265-266). МЕРКУРИЙ (Котлов) - саткинский епископ андреевцев, рукоположен в 1938 г., фактически возглавлял их деноминацию в 1981-1984 гг., проживал в Белорецком р-не Башкирии. МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ - по закону 1874 г. старообрядцев обязывали делать запись о браке в особые метрические книги. Отношение к этому вопросу вызвало большие разногласия в старообрядчестве. Дело в том, что название этих книг сообщало о непринадлежности тех, кто в ней записан, к господствующему или любому другому из признанных в государстве Российском исповеданий. Многие старообрядцы видели уже в самом факте записи в метрическую книгу отречение от православия. Среди сторонников такого взгляда были не только многие беспоповцы, но и некоторые поповцы (например, лужковского согласия). Другая точка зрения, которую выражала большая часть старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии, состояла в том, что запись в такие метрические книги есть следование научению святого апостола: "Всяка душа предержащим властям да повинуется". МЕФОДИЙ (Михаил Екимов; ум. 10 мая 1898) - епископ пермский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Житель с.Выдрихи. Рукоположен архиеп. Саватием в сослужении еп. Паисия. Упоминается также как епископ томский. В его ведение вошли все сибирские губернии, в т.ч. Якутская. Видимо, кафедру предполагалось разместить в Томске, но осуществить это не удалось. Епископ был арестован в Иркутске, сослан в Вилюйск, где скончался и похоронен. Жители Якутска и с.Павловск ходатайствовали о перенесении к ним тела епископа. 29 июня 1908 г. при большом стечении народа, в присутствии властей его мощи были обретены нетленными и перевезены в Павловск. МЕФОДИЙ - неокружнический (см. неокружники) епископ балтский белокриницкой иерархии; рукоположен в 1906 г. Упорно не соглашался на переговоры о примирении с московской Архиепископией. В 1912 г., находясь в Куреневском мужском монастыре, приказал запереть ворота, чтобы не вошли для беседы примирившийся с Церковью в 1906 г. еп. Кирил балтский и одесский с сопровождающими его священными лицами. МЕЩАНИНОВ Диомид Тимофеевич (1707-1776) - коломенский 1-й гильдии купец, один из первых попечителей московского старообрядческого Рогожского кладбища, где позже он и принял иночество и схиму с именем Дионисия. МИНА (посл. четв. 17 в.) - старообрядческий инок, сторонник инока Евфросина, один из авторов "Жалобницы" поморских старцев против самосожжений. Активно выступал против самосожжений и даже предотвратил одно готовящееся. Его деятельность была высоко оценена Евфросином. Не раз бывал схвачен властями, но убегал из-под ареста. МИНА (Михаил Ефимович Шустов) - единоверческий архимандрит, родился в слободе Пещеры Нижегородской губ., в семье беспоповцев. Ок. 20 лет прожил в качестве послушника в Никольском единоверческом монастыре при Павле Прусском, который по неизвестной причине не соглашался постричь его в иноческий сан. При следующем за Павлом игумене Иерониме Михаил был пострижен и рукоположен в сан иеромонаха (священноинока). После избрания новым игуменом казначея Сергия Мина перешел в Покровский монастырь, а в 1901 г. водворился в гуслицком Парфениевском единоверческом монастыре в должности игумена. Братия, недовольная его отношением, неоднократно жаловалась московскому митр. Владимиру. В 1907 г. Мина был переведен в один из черниговских монастырей с повышением в сане. МИРНЫЙ СОБОР 1906 г. - первый всероссийский съезд мирян-неокружников, собрался в Москве 1 и 2 июня 1906 г. Проходил в доме некоего Савельева на Покровке. Обсуждался проект о примирении с окружниками. В первый день в обсуждении документа участвовало 178 чел., прибывших с разных концов России с полномочиями от старообрядческих обществ. На втором заседании, продолжавшемся без перерыва 14 часов, присутствовало уже 232 уполномоченных делегата. По каждому пункту проекта о примирении подробные пояснения давали доверенные лица от архиепископа московского и всея России Иоанна М.И.Бриллиантов и Ф.Е.Мельников. Глубокой ночью был подписан участниками съезда выработанный ими проект примирения и на следующий день, 3 июня, представлен на рассмотрение епископам двух сторон. 4 июня в моленном доме некоего Терехова состоялось общее собрание мирян и клира. Со стороны окружников были: архиеп. Иоанн, епископы Арсений уральский и Иннокентий нижегородский, со стороны неокружников присутствовали епископы Иов, Пафнутий, Михаил, Кирил и Даниил. В течение семи часов обсуждался вопрос о соединении разделившихся из-за Окружного послания братий. Миряне решительно выступили за примирение, их поддержали окружнические епископы, из неокружнических только один Михаил новозыбковский изъявил согласие на примирение, остальные же молчали, за исключением Иова, который заявил, что мириться не желает. Участники собора, священники и миряне, решили примириться во главе с одним еп. Михаилом. 5 июня на Рогожском кладбище был заключен мир на основании выработанного соборного акта. Он состоял из 11 пунктов, в которых: 1) предавались забвению все соборные постановления, направленные друг против друга; 2) подтверждалось уничтожение Окружного послания и накладывалась клятва на тех, кто будет распространять его, чтобы сеять раздор; 3) отвергались беспоповские тетради, упоминавшиеся в Окружном послании, и учение, в них содержащееся; 4) конкретизировалось, в чем именно еретичествует господствующая в России церковь; 5) подтверждался отказ принять нововводное произношение и начертание имени Спасителя - Иисус, как не бывшее во всеобдержном употреблении древлероссийской Церкви; 6) разграничивалось употребление четырехконечного и осьмиконечного Крестов по святоотеческому преданию; 7) подтверждалось дораскольное мнение о латинских опресноках; 8) по святоотеческому преданию решался вопрос о принесении пятой просфоры за царя; 9) подтверждался древний чин вождения во время хиротонии вокруг престола; 10) решался вопрос о сосуществовании епископов, если вдруг после примирения в одной епархии окажется два святителя; 11) утверждалась братская любовь и неотступное следование церковным преданиям. Акт о примирении подписали со стороны окружников архиеп. Иоанн, еп. Арсений уральский и временно саратовский и еп. Иннокентий нижегородский и костромской, а со стороны неокружников еп. новозыбковский Михаил, протоиерей Иоаникий Каменский, иереи Стефан Кравцов (Одесса), Михаил Масляев (посад Воронок), Емельян Зеленков (Никополь), Феодор Андреев (д. Сухореченская Уральской обл.) и уполномоченный одесского, новогеоргиевского, николаевского и др. обществ диакон Феодор Гусляков. Собор под председательством архиеп. Иоанна, собравшийся весной следующего, 1907 г., постановил никому впредь не пользоваться наименованиями "окружники" и "неокружники", предав их забвению. МИРО - состав из благовонных веществ, употребляемый для священного помазания, как о том говорится в Библии (Исх. 30, 23-25) и при освящении храма. Освящать миро могут только преемники святых апостолов - православные епископы. Временно оставшись (после убиения еп. Павла Коломенского) без архиереев, старообрядцы пользовались святым миром дораскольного освящения, которое оставалось у некоторых священников (например, у о.Козьмы на Ветке, у о.Дионисия на Керженце и у других). По мере убывания святого мира его разбавляли оливковым маслом, руководствуясь разрешением, данным в Большом потребнике и в книге Матфея Правильника (см. состав (, гл. 15): "Аще скудство будет мира во божественных крещениях и церковь освящении, и во иной сего потребе, обретающемуся малому миру примешати елей прощено есть, яко да сице умножившися, удовлит исполнити освящение требующим его...". Случаи, когда в старообрядчестве "мироварение" совершали не епископы, а священники, широко использовались официальной пропагандой господствующей церкви. Однако в тех случаях совершалось лишь простое варение масла, с добавлением истинного мира и положенных для мироварения веществ, т.е., по сути, разрешенное уставом разбавление. Одно такое "мироварение" было совершено в 1690-х гг. священноиноком Феодосием (Ворыпиным) на Ветке, второе - в 1777 г. священником о.Василием на Рогожском кладбище. Последний случай "мироварения" был сочтен старообрядцами неканоническим, неправильным и осужден собором 1779-1780 г., бывшим на Рогожском кладбище. Вновь миро в старообрядческой Церкви было сварено митр. Амвросием в Белой Кринице в Великий четверток 1847 г. Литургию в этот день служили митр. Амвросий и его наместник - митр. Кирил. У старообрядцев-беглопоповцев в 1924 г. впервые сварил миро присоединившийся к ним обновленческий архиеп. Никола (Позднев). Когда запасы этого мира кончились, 10-14 апр. 1960 г. в тогдашнем кафедральном Покровском соборе г. Куйбышева (Самара) было снова произведено мироварение архиеп. Епифанием в сослужении еп. Иеремии и еп. Евсевия. МИРЩЕНИЕ - у беспоповцев - соединение с еретиками, людьми внешними, принадлежащими падшему миру, которое, например, происходит во время совместной молитвы, трапезы и всякого общения без особой нужды с непринадлежащими к этому же согласию людьми. Мирщение может произойти не только вследствие общения, но и через продукты, произведенные инославными или недозволенные к употреблению (чай, кофе, водка и пр.), через посуду, если ею пользовались или хотя бы трогали "не християне", через общественные заведения (бани, столовые и т.д.). Понятие мирщения возникло вследствие общей беспоповской идеи о уже свершившемся приходе антихриста в мир. Запрет мирщить должен был оградить от антихристова мира немногих спасающихся. В разных беспоповских согласиях в разное время неодинаково квалифицировалось само понятие мирщения, - то как грех, то как ересь. В зависимости от строгости наставников и обычаев разных согласий одни и те же поступки могут подпадать или нет под понятие мирщения. Соответственно различаются и меры ответственности за него: от епитимьи, накладываемой наставником, до полного отлучения от общения не только церковного, но и бытового. Сегодня в больших городах у беспоповцев проявляется общая тенденция к сужению понятия мирщения и ослаблению наказания за него. Существует также понятие "замирщенный" - впадший в грех или даже в ересь в результате совместной молитвы или трапезы с инославными, использования "поганой" посуды, т.е. такой, которую употребляли люди, не принадлежащие к тому же согласию. Замирщенных не допускают к совместной молитве, а иногда и к простому общению. Случается, что и в дом к таким заходить нельзя. Если замирщится наставник, то автоматически становится простым мирянином. МИХАИЛ (Павел Васильевич Семенов; 1874 - 27 окт. 1916) - епископ канадский Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию); рукоположен 20 (по др. данным, 22) ноября 1908 г. еп. Иннокентием нижегородским. Родился в Симбирской губ., в семье крестьян, принадлежащих к господствующей церкви. Отец его был евреем, с детства отданным в кантонисты, мать - русская. В Симбирске закончил духовное училище и семинарию. Как лучший ученик, за казенный счет отправлен в духовную академию. В 24 года, будучи студентом, принимает иночество, и вскоре его рукополагают во священноиноки. В 1899 г. закончил академию и в 1900-1901 гг. преподавал в Воронежской духовной семинарии. В 1902 г. он защищает диссертацию и переводится в С.-Петербургскую духовную академию приват-доцентом по кафедре церковного права. В 1903 г. был возведен в сан архимандрита и получил звание профессора С.-Петербургской духовной академии. Активно сотрудничал в журнале "Русский паломник". Выступив против антиканонических начал в управлении господствующей церкви, он был сослан в Задонский монастырь. Заинтересовавшись старообрядчеством еще в студенческие годы, в авг. 1907 г. послал в редакцию журнала "Старообрядец" статью, содержание которой свидетельствует о его полном признании истины старообрядческой Церкви. 23 (по др. данным 20) окт. 1907 г. еп.Иннокентий нижегородский присоединил архимандрита Михаила в сущем сане к старообрядческой Церкви, а на следующий год хиротонисал его во епископы на канадскую кафедру. За это единоличное рукоположение Освященный собор на некоторое время запретил в священнодействии еп. Иннокентия, но саму хиротонию собор признал. Постановлением Освященного собора от 27 авг. 1909 г. еп Михаил был определен "в ведение архиепископа Иоанна с тем, чтобы в течение трехмесячного срока, под его наблюдением, чрез определенного им священника, он, епископ Михаил, изучал священнослужение и обычаи святоцерковные (Двукр. Соб. 17-е прав.). По изучении сего епископ Михаил должен отправиться в епархию, в которую рукоположен. Если же не пойдет, то на основании 36 прав. святых апостол будет воспрещено ему всякое священнослужение". Поскольку еп. Михаил не смог исполнить этого, он постановлением Освященного собора от 31 авг. 1910 г. был подвергнут запрещению в священнослужении; перед смертью это запрещение было с него снято. Сам еп. Михаил в 1910 г. писал о причине своего присоединения: "Я уважаю и люблю старообрядчество за то, что оно кровью купило себе свободу от рабства государству, от порабощения свободы церковной воле папы, Никона или заступившей его папской иерархии. Я уверен был по его духу (и сейчас уверен), что в нем, обагренном реками крови, пролитой за свободу мысли и убеждения, возможнее, чем где-нибудь, свободное раскрытие правды Божией о земле и небе". Ученый богослов с фундаментальными знаниями и недюжинным литературным талантом, он посвящает всего себя распространению евангельского учения Христа и защите Его Церкви. Он сотрудничал в еженедельном журнале "Церковь" (1), в журналах "Старообрядческая мысль", "Старая Русь", издавал брошюры и книги; сегодня трудно даже приблизительно оценить количество написанного еп. Михаилом, но все им написанное до сих пор не утратило насущности и свежести. Единомышленники называли его "апостолом 20 века", враги угрожали расправой. Жизнь его оборвалась трагически. Он был до потери сознания зверски избит неизвестными злоумышленниками, попал в приют для бродяг, и только после того, как пришел в себя и смог назваться, его перевезли в богадельню Рогожского кладбища, где он скончался, исповедовавшись и причастившись Святых Тайн. Погребен на Рогожском кладбище. Могила сохранилась. МИХАИЛ (ум. 27 сент. 1910) - неокружнический (см. неокружники) епископ новозыбковский белокриницкой иерархии; рукоположен 17 июня 1892 г. еп. Иовом на Нижегородскую епархию. В 1903 г. вел переговоры с еп. Порфирием самарским, Иннокентием нижегородским и священноиноком Вениамином о примирении с московской Архиепископией. Примирился в Москве 5 июня 1906 г., подписав акт о примирении, и был оставлен на своей епархии. Скончался в Клинцах. МИХАИЛ (Кочетов; 1860 - 6 апр. 1944) - архиепископ московский и всея Руси Древлеправославной церкви. Хиротонисан во епископа на романово-борисоглебскую кафедру 23 июня 1936 г. в Городце архиеп. Стефаном и еп. Павлом. В конце мая 1938 г. возведен в сан архиепископа. МИХАЙЛОВ Иван Ипатиевич (р. 12 февр. 1893) - иконописец поморского согласия. Родился в д. Пенты (ныне в Витебской обл. Белоруссии), в семье глубокоревностных поморцев. С 12-летнего возраста стал обучаться иконописи, учителем его был родной дядя - известный в то время иконописец Иван Васильевич Михайлов. В 1929 г. Иван Ипатиевич, освоив технику и приобретя мастерство иконописания, обосновывается в Вильнюсе, выполняет многочисленные заказы. Его иконами украшен иконостас вильнюсского храма беспоповской общины, им отреставрирован иконостас 1-й Даугавпилсской (Новостроенской) общины, к которому дополнительно написаны некоторые новые иконы. Образы его работы можно видеть во многих храмах и домах старообрядцев Литвы, Латвии, Белоруссии. Признанный мастер за долгие годы выработал свой стиль, свою манеру письма, характерной чертой которой является тщательность исполнения и верность канонам древнерусской иконописи. И.И.Михайлов был членом Высшего старообрядческого совета ДПЦ в Литве. В старообрядческом (беспоповском) церковном календаре на 1994 г. помещена заметка, посвященная 100-летнему юбилею И.И.Михайлова. МИХАЙЛОВ Лаврентий Силыч (1913-1985) - старообрядец-беспоповец, известный деятель Древлеправославной поморской церкви Латвии, председатель совета Гребенщиковской общины. МИХАЙЛОВ О. - казацкий атаман, в конце 1680-х гг. с тысячным отрядом приводивший к присяге казаков, традиционно остававшихся в старой вере, на "верность великим государям и церкви". Упорствующих казнили на месте, сбрасывая трупы в Дон. Таким образом было убито несметное число христиан. Ок. 500 донцов с семьями, оставив пожитки, бежали на р.Медведицу (приток Дона), где основали небольшую крепость и с оружием в руках до смерти отстаивали старую веру. МОНИНСКАЯ МОЛЕННАЯ (Покровская часовня) - первая моленная брачных беспоповцев в Москве, основана в нач. 1780-х гг. Тогда федосеевцы относились к брачным пренебрежительно, с насмешкой говорили о них, что свои браки они освящают в конюшнях. Поэтому знаменитый в истории беспоповцев деятель Василий Емельянов обратился к приемлющим брак московским поморцам с речью: "Стыдно нам теперь, православные христиане, таиться, когда федосеевцы кичатся. Стыдно не иметь общественной моленной. Они упрекают нас, будто мы служим молебны и благословляем браки в конюшнях. Необходимо устроить нам молитвенный дом, чтобы избегнуть поношения". Речь произвела впечатление. Среди 50 семейств, из которых состояла община, было несколько богатых. Главными жертвователями при строительстве часовни стали купцы Пимин Алексеев, Василий Федорович Монин, Андрей Тимофеевич Заикин и Никифор Петров. Вскоре на Покровке, против Рыкунова пер., был куплен дом с большим участком земли. На дворе была устроена большая деревянная часовня с обширным помещением для призреваемых. Владение это могло существовать лишь как частная собственность, и его решили закрепить за В.Ф.Мониным. Настоятелем был избран В.Емельянов. С 1808 г. наставником моленной стал Г.И.Скачков. Он ввел в употребление дотоле неизвестный в древлеправославной Церкви "Чин брачного молитвословия" и начал вести метрическую книгу, в результате чего браки, записанные в ней, признавались властями как законные. Скачков установил налог за запись в книгу в размере 10 руб., но как правило, люди добровольно увеличивали взнос даже до 1000 руб. Эти деньги поступали в кассу и расходовались на содержание часовни, богадельни, на прочие общественные нужды. К приходу Монинской моленной принадлежали почти все женатые федосеевцы, т. н. новожены. В 1812 г. за ней числилось до 4000 прихожан. В 1813 г., взамен сгоревшей в московском пожаре старой часовни на пожертвования прихожан была выстроена новая каменная в два яруса и с отдельным помещением для призреваемых. В 1826 г., когда в ней насчитывалось до 6000 прихожан, часовня была по доносу запечатана (распоряжением московского генерал-губернатора князя Голицына) и перенесена сначала в дом Гусарева, а затем в дом Ивановой в первом квартале Лефортовской части. 10 янв. 1837 г. предписанием министра внутренних дел Блудова часовня была окончательно закрыта из-за отказа наставника Антипы Андреева молиться "за предержащия власти". Прихожане распределились по различным моленным, которых в то время в Москве уже было до 40 при 9000 прихожан. МОСКОВСКИЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ - учебное заведение, основанное в 1911 г. при общине Рогожского кладбища по адресу: Николо-Ямской тупик, дом Общины Рогожского кладбища. Старообрядческий институт задумывался для подготовки преподавательских кадров в старообрядческие школы и училища, которые в нач. 20 в. стали возникать повсеместно. В Институте предусматривалось шестилетнее обучение: четыре курса общеобразовательных и два специальных, богословско-педагогических. В первые четыре года изучались катехизис, литургика, история церкви и старообрядчества, славянский, русский, греческий и немецкий языки, история, география, математика, физика, логика, психология, крюковое пение и основы иконописи. На двух специальных курсах изучались догматическое, нравственное, сравнительное богословие, история Священного Писания и старообрядчества, церковное право и педагогика. Первым директором института стал А.И.Рыбаков (отец историка академика Б.А.Рыбакова). Первый класс старообрядческого института был открыт 10 сент. 1912 г. Попечительский совет, состоявший из известных деятелей старообрядчества (в него входили С.П.Рябушинский - председатель и по сути главный руководитель института, А.И.Морозов, Т.С.Морозов, С.Д.Милованов и др. - члены совета), рассмотрел рекомендации местных старообрядческих общин и принял без экзамена 23 чел. Кроме того, к вступительному экзамену было допущено еще 15 чел. (выдержало экзамен семь чел.). Прошения о приеме 21 чел. были отклонены. Из первых студентов 12 были крестьяне, шесть - мещане, девять - казаки. 13 студентов были сыновьями священников. Средний возраст учащихся составлял 16 лет. Институт просуществовал до 1918 г., когда был закрыт большевиками. Последним директором института был Ф.Е.Мельников. МОРОЗОВА Феодосия, боярыня - см. Феодора. МОРОЗОВСКИЙ ХОР - хор старообрядческой церкви святителя Николы на фабрике Богородско-Глуховской мануфактуры. Название получил по имени хозяина мануфактуры, виднейшего деятеля белокриницкого согласия Арсения Ивановича Морозова (см. Морозовы). Регентом хора сначала был И.А.Фортов, затем его сменил Павел Васильевич Цветков. Широкую известность хор получил после серии выступлений в концертных залах Москвы и Петербурга в 1908-1911 гг. До этого времени старообрядческое литургическое пение можно было слышать только во время богослужения. П.В.Цветков во время выступления хора рассказывал об особенностях древнерусского знаменного пения. Хор состоял из мужской и женской частей, его полный состав доходил в иные годы до 300 чел. Значение Морозовского хора в проповеди древнерусской православной культуры трудно переоценить, хотя в среде старообрядчества к нему было неоднозначное отношение. Многие упрекали руководителей хора в излишней артистичности исполнения. Сохранились граммофонные записи хора. МОРОЗОВЫ - несколько купеческих родов, восходящих к общему прародителю Саве Васильевичу Морозову. Морозовы принадлежали к разным направлениям старообрядчества. 1) Сава Васильевич (1770-1860) - крепостной крестьянин, затем ткач на небольшой шелковой фабрике в д. Зуево Московской губ. Собственное производство открыл в 1797 г. Откупился на волю с семьей в 1820-е гг. К 1840 г. владел несколькими мануфактурами - в Никольском (ныне - часть г. Орехово-Зуево), в Богородске (Ногинск), в Москве. Покровский 1-й гильдии купец, мануфактур-советник, потомственный почетный гражданин, владелец фабрики во Владимирской обл. и лавок в гостином ряду. От жены Ульяны Афанасьевны (1778-1861) имел пятерых сыновей: Елисея, Захара, Абрама, Ивана (1812-1864) и Тимофея. Четверо из них положили начало самостоятельным купеческим династиям, потомки некоторых здравствуют и поныне. Погребен вместе с женой на Рогожском кладбище; 2) Тимофей Савич (1823-1889) - продолжатель торгового и мануфактурного дела, владелец Товарищества Никольской мануфактуры "Сава Морозов и сын", мануфактур-советник. Родовая ветвь, идущая от него, называлась "Тимофеевичи". "Тимофеевичи" были прихожанами Рогожского кладбища, входили в число его попечителей. К этой же ветви принадлежал и знаменитый меценат Сава Тимофеевич Морозов (1861-1905); 3) Елисей Савич (1798-1868) - взял себе жену из федосеевского согласия, и его потомство, обычно именуемое по имени его сына Викула Елисеевича (ум. 1894) "Викуловичами", стало староверами-беспоповцами как федосеевского, так и поморского согласий. Большинство из этого рода погребено на Преображенском кладбище. 4) Захар Савич (1802-1857) в 1842 г. перебрался на жительство из Богородска в его пригород Глухово, где открыл собственное дело (Богородско-Глуховская мануфактура) и положил начало ветви "Захаровичей", или "богородских" Морозовых. В 1847-1848 гг. его стараниями фабрики были оснащены новейшими английскими станками. В честь основателя мануфактуры железнодорожный пост (полустанок) на окраине Богородска был назван Захарово. Супругу его звали Евдокией Мартыновной. Род "Захаровичей", как и "Тимофеевичи", принадлежал к старообрядцам, приемлющим белокриницкую иерархию. Видный старообрядческий деятель и благотворитель Арсений Иванович Морозов (1850-1932) также принадлежал к этой ветви. При нем фамильное дело достигло наивысшего развития. На мануфактуре трудилось ло 10000 рабочих. Как глава правления Арсений Иванович сделал многое для поддержания социального мира в Глухове, строил много школ, больниц, домов призрения, помогал рабочим ссудами для строительства и т.п. В 1911-1912 гг. в Богородске его усердием был построен городской старообрядческий храм во имя пророка Захарии и великомученицы Евдокии (тезоименитые святые его деда и бабки) по типу древней церкви Евфросиньи Полоцкой в Полоцке (арх. И.Бондаренко), а при храме во имя святителя Николы, что при мануфактуре, создан знаменитый в 1908-1911 гг. на всю Россию Морозовский хор. Арсений Иванович был большим любителем и знатоком церковного пения. Еще в молодые годы (1885 г.) он опубликовал литографированный "Полный круг древнего знаменного пения" в шести томах. Последние годы жизни Арсений Иванович доживал при советской власти в одном из домов, построенных им вокруг Захарьинской церкви. Был женат на Любови Степановне Овсянниковой; их сыновья Петр и Сергей (они приходились двоюродными братьями Рябушинским) вместе с отцом входили в состав Правления мануфактуры. Кроме сыновей у него было три дочери. Брат Арсения Ивановича, Давыд Иванович, был строителем железнодорожной ветки, с 1885 г. соединившей г. Богородск с основной железнодорожной магистралью, проходившей в 18 км от города. Его сын Николай был членом Правления Богородско-Глуховской мануфактуры. Праправнук Давыда Ивановича, которого также зовут Николаем, проживает сейчас в Москве. 5) Абрам Савич (1802-1856) основатель ветви "Абрамовичей", или "тверских" Морозовых. Его внуки уже не были старообрядцами, отступив сначала в единоверие, а затем совершенно перейдя в господствующее вероисповедание. 6) Феодосия Ермиловна (ум. 1912) - вдова Ивана Савича, потомственная почетная гражданка, много жертвовала на нужды старообрядчества, особенно на устроение Рогожского кладбища. На многих московских храмах звонили пожертвованные ею колокола. Сегодня известно, что сохранилось лишь два из пожертвованных ею в память своих почивших сродников колокола: один - на Успенской колокольне Рогожского кладбища, второй, к сожалению, против воли самой Феодосии Ермиловны и московских старообрядцев взят на колокольню новообрядческого, вновь построенного Казанского собора на Красной площади. Неизвестно нахождение 475-пудового колокола, пожертвованного ею в 1912 г. в храм Покрова и Успения Богородицы в Гавриковом пер. в Москве. В память рано почившего своего сына Сергея Ивановича она построила в Рогожском поселке трехэтажное здание больницы, в котором нашлось место и для проживания певцов старообрядческих храмов. Ее усердием создавались и старообрядческие школы и училища, как, например, училище в д. Дубровой, Запонорской вол., Московской губ. По ее завещанию 200000 руб. было передано на нужды Рогожского кладбища. МЫЗНИКОВ - старообрядец поморского согласия, иконописец, в нач. 20 в. расписавший пятиярусный иконостас в каменном храме пос. Воронья на берегу Чудского оз. (Эстония). Умер молодым от чахотки. Храм и иконостас сохранились.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|