|
||||
Наука
Вихрев В. "Репрессии семейских священников в 30-е годы XX века"
Курикалова А.В. "О почитании старообрядцами Забайкалья местночтимых святых"
Епископ Герман "Святыни Иркутско-Амурской епархии, как её духовный потенциал"
Курикалова А.В. "Жизнь и служение исповедника Сергия Думнова"
Петренко О.В. "Размышление физика о тайне сотворения вселенной"
Митрополит Андриан "Иркутско-Амурская епархия РПСЦ в свете исторической перспективы"
Сережникова И.М. "Книжные маргиналии в изучении истории старообрядчества Забайкалья"
Гусев М. "Особенности старообрядческого приходского издания"
Сережникова И.М. "Лицевой апокалипсис Барминых в Забайкалье"
Леонов А.М. "Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев (семейских)"
Леонов А.М. "Забайкальские старообрядцы (семейские) глазами русских этнографов и историков"
Мурашова Н.С. "Хронологический перечень важнейших дат алтайского старообрядчества"
Кобко В.В. "Материалы по истории старообрядческой Свято-Никольской общины г. Владивостока"
Священноиерей Аркадий "Знаменный распев как сохранение певческой культуры"
Мизь Н.Г. "Некоторые факты старообрядческой истории Приморья в экскурсионных маршрутах"
Товбин К.М. "Личность в старообрядческой мысли XVII - XXI вв"
Фролова И.В. "Как местночтимые святые становятся общецерковными"
Елисеев Е.Е. "Этапы восстановления Дальневосточной епархии в конце XX века"
Ричард А.Моррис "Старообрядческие общины в Северной Америке"
Сережникова И.М. "Крест на сопке Орлинной в г. Владивостоке"
Паничев А.М Кобко В.В "О старообрядческой цивилизации в Приморье"
Кокорин С.В. "Старообрядческий институт в Москве"
Кокорин С.В. "Роль духовных центров русского старообрядчества" |
Фролова Ирина
Владимировна (Верхнеудинская
Православная Старообрядческая община г. Улан-Удэ). КАК МЕСТНОЧТИМЫЕ
СВЯТЫЕ СТАНОВЯТСЯ ОБЩЕЦЕРКОВНЫМИ НА ПРИМЕРЕ ПОЧИТАНИЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКОВ КОНСТАНТИНА И АРКАДИЯ,
ШАМАРСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ. Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви
(Белокриницкая иерархия), состоявшийся в Москве осенью 1997 г. причислил к лику святых преподобномучеников
Константина и Аркадия Шамарских - священноиноков Урала, умерших мученической смертью 18 января
1857 г.(1). Освященный Собор постановил: "1.Канонизировать почитание преподобномучеников Константина
и Аркадия Шамарских как местночтимых святых. 2. Совершать им службу по Общей минее в день их мученической
кончины,18 января (31 января по новому стилю). 3. Составить и напечатать в церковном календаре их житие, писать
иконы с их изображением и освящать в их память престолы"(2). В мае 1996 г. по приглашению настоятеля старообрядческого прихода
станции Шамары Свердловской обл. иерея Михаила Татаурова место захоронения мощей Шамарских святых
посетил глава РПСЦ - преосвященнейший Алимпий (Гусев), митрополит Московский и всея Руси с целью
освидетельствования мощей сих Божиих угодников. В состав делегации вошли:
протоиерей Леонид Гусев (г. Москва), иерей Иоанн Устинов (с. Пристань Свердловской. обл.), иерей
Георгий Гусев (г. Сызрань Самарской обл.), иерей Алексий Лопатин (г. Москва), иерей Валерий
Шабашов (г. Верещагино Пермской обл.), протодиакон Никола Будников (г. Верещагино), диакон Никола
Татауров (п. Шамары Свердловской обл.) ныне настоятель старообрядческой общины г. Перми, диакон
Александр Маслов (г. Москва) ныне настоятель храма во имя Успения Пресвятой Богородицы г. Рязани,
диакон Анатолий Лещев, ныне настоятель (г. Очер Пермской обл.), а также христиане и другие почитатели
святости священноиноков, их могил и целебного источника (3). Освидетельствование останков было произведено. Для чего рядом
с захоронением, над которым полтора столетия возвышался надгробный крест с надписью: ""Здесь
покоются раби Божии священноиноци Аркадий и Константин, убиеннии в лето 7364-е генваря 18 дня. Памяти
же их Аркадию генваря 17-го, а Константину марта 8-го. Анепсий стрыю в лето 7370-е индикта 5-го.
Отец Василий Глухов." (4), был выкопан шурф, по которому христиане дошли до местонахождения
останков. После снятия очередного грунтового слоя, показалась темнокоричневая древесная труха,
под ней - полусгнившая береста, а затем и мощи. Несмотря на то, что мощи пролежали полтораста лет в сырой земле, они не поддались разрушительной
силе времени. Согласно церковному преданию, восходящему к традиции святой горы Афон в Греции,
состояние костных останков, обнаруженных здесь, является свидетельством праведности жизни тех
людей, которым они принадлежали. Один из погребенных был опоясан железными веригами, проржавевшими
от времени (5). Так же в выкопанном грунте был обнаружен латунный старообрядческий нательный
крест (без изображения Исуса Христа), который был представлен на Освященном Соборе РПСЦ в ноябре
1996 г. в с. Белая Криница (Украина) в качестве дополнительного подтверждения принадлежности
священноиноков к старообрядческой Церкви. В настоящее время крест хранится у протоиерея Леонида
Гусева - настоятеля Покровского кафедрального собора г. Москвы (6). По завершении работ мощи были разделены на 2 части: первая часть
положена в специально приготовленные для этого раки и в дальнейшем перенесена в шамарский старообрядческий
храм, вторая - в новый гроб, который был водружен на прежнее место захоронения (7). Документальных свидетельств о жизни священноиноков Константина
и Аркадия не сохранилось. Имеющиеся на сегодняшний день данные - сохраненная народная память.
Уральские старообрядцы говорят, что Аркадий и Константин были братьями по плоти. Вероятно, принадлежали
к старообрядцам часовенного согласия. Точных дат рождений не сохранилось, но люди помнят, что
по возрасту они были молоды, происходили из состоятельного рода и имели хорошее для того времени
образование. В России в 1853 году
начал служение преосвященнейший архиепископ Антоний Шутов. Тогда еще беспоповские иноки познакомились
с сим белокриницким первосвятителем. После бесед с архиепископом Антонием, Аркадий и Константин
признали старообрядческую церковную иерархию подлинной и присоединились к Белокриницкой иерархии.
Через некоторое время и сами были рукоположены в священнический сан. (По другим данным Константин
и Аркадий перед присоединением к поповским старообрядцам проделали путешествие в Белую Криницу, где и были рукоположены в иерейский
сан) (8). Первоначально они проживали в окрестностях г. Лысьвы Пермской
обл. Лишь когда со стороны царской власти и правящей церкви ужесточились преследования и гонения
на христиан-старообрядцев, священноиноки переселились в более глухие места - в с. Гурьяновка
Пермской обл. Красноуфимского уезда Рощинской волости. В четырех верстах от Гурьяновки Щукин
Гурьян Иванович - владелец земель - выделил им участок земли для обустройства скита. Однако как ни старались священноиноки
жить уединенно и не сообщаясь с миром, весть о том, что в лесу подвизаются некие боголюбцы,
быстро разнеслась по округе. Потянулись к священноинокам люди - кто за благословением, кто за
советом, кто ради нужды какой. К ученым и боголюбивым мужам притекали и из соседних деревень,
приезжали и из центра России. Знания приобретенные самими иноками и их постоянные проповеди
многих беспоповцев и иноверцев привели к вере Христовой, что не могло не раздражать беспоповское
чиноначалие. Летом 1857 года их тела были обнаружены недалеко от кельи. К
великому изумлению собравшихся, несмотря на летнюю жару, тела оставались совершенно нетленными,
кроме истлевших мизинцев, что указывало на давность случившейся смерти. Местные полицейские власти возбудили дело. Вскоре был найден
убийца. Во время следствия выяснилось, что боголюбивые отцы сподобились мученического венца
18 января (по старому стилю, по новому - 31 января) 1857 года, то есть за пол года до того,
как были обретены их нетленные тела. Преступник рассказал, что возбужденный злобой и завистью,
он, зная о частом посещении христианами скита священноиноков, надеялся найти там золото и иные
различные ценности. Так же выяснилось, что на эту мысль
его натолкнули беспоповские наставники, неоднократно намекавшие на зажиточность иноков, вероятно
хотевшие таким образом избавиться от иноков. Смерть и чудесное нетление их тел так же послужили
негласной проповедью истинности их веры и благочестивого их жития, сотнями, целыми селениями
люди присоединялись к Церкви Христовой. Место для их захоронения выделил тот же Г.И. Щукин. Их упокоили
рядом с Гурьяновкой на вершине лесистого холма, у небольшой безымянной речушки, вблизи места
их подвигов. Вскоре на могиле стали происходить различные чудеса и первые случаи исцелений.
И к месту упокоения убиенных священников потянулись и поповцы, и беспоповцы, и новообрядцы. По прошествии 70-ти лет со дня захоронения одному из жителей
с. Платонова было видение во сне, будто явились к нему священноиноки и попросили перезахоронить
их на другое место. Он сначала не предал сну значения, но сон повторялся вновь и вновь. Тогда
решили просьбу выполнить и перенести мощи святых Божиих угодников на место, которое они указывали
во снах этому христианину. В 1927 г. к шамарской святыне прибыло представительство Древлеправославной
Церкви Христовой (Белокриницкая иерархия) во главе с архиереем (имя в настоящее время не известно).
Мощи святых были извлечены, перенесены к подножью холма и вновь преданы земле. Все совершалось
тайно, не предаваясь огласке. И хотя уже тогда их почитали как святых, о канонизации шамарских
угодников не могло быть и речи. Времена были смутные - разгул красного террора и воинствующего
атеизма. Вскоре после перезахоронения недалеко от могилы забил кристально чистый целебный родник,
никогда до этого никем не замеченный и никак не проявленный. У источника начали исцеляться люди,
страдающие тем или иным недугом (9). С тех пор и по сей день к могиле и целебному источнику притекает
множество людей. Здесь зафиксированы (в том числе и документально) десятки случаев сверхъестественных
исцелений (10). Шамарские чудотворцы не остались местночтимыми святыми. Их почитание
и частички их мощей распространились по старообрядческим церквям всей территории бывшего Советского
Союза, от Молдовы до Тихого океана. Первые частички мощей и земля с могилы были развезены христианами
сразу после освидетельствования останков весной 1997 г. Тогда мощи попали в Покровский кафедральный
собор г. Москвы (настоятель - протоиерей Леонид Гусев), в с. Кунича (Молдова) в семью старообрядцев
Макаровых и в храм г. Винницы (Украина) (настоятель - протоиерей Сергий Маслов). Осенью 1998
г. частички мощей по просьбе христиан Дальневосточной епархии РПСЦ (11) были переданы председателю
Совета Съезда древлеправославных общин Приморского края диаку Александру Ванчеву, а через него
настоятелю старообрядческой общины с. Слободище Московской обл. иерею Александру Ежукову. 30 января 1999 г. в храме с. Суходол (г. Большой Камень) Приморского
кр. состоялось торжественное пренесение мощей Константина и Аркадия Шамарских (12). В октябре
1999 г. частички мощей из Шамар переданы в старообрядческий храм с. Большие Дворы Московской
обл. иерею Сергию Дурасову, а в декабре того же года из суходольского храма в Покровский старообрядческий
храм г. Хабаровска (настоятель - иерей Аркадий Кутузов) (13). В 2001 г. из Покровского собора г. Москвы планировался перенос
частички мощей в московский храм на Остоженке (настоятель - иерей Сергий Лисуренко). В январе
2002 г. из с. Суходол частички мощей были переданы в храм святителя Николы г. Владивостока (настоятель
- иерей Александр Шестаков) (14), а в мае 2002 г. состоялось пренесение мощей в старообрядческую
общину г. Улан-Удэ (настоятель - иерей Елисей Елисеев) (15). Таким образом частички чудотворных мощей распространились по
обширной территории Евразии далеко за пределы Урала. По свидетельствам очевидцев во многих местах
пребывания частиц чудотворных мощей наблюдаются случаи чудесных исцелений. Почитание святых преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских
и их прославление не стало только делом уральских старообрядцев. Так первая икона шамарским
святым (со встроенными в нее частичками мощей) была исполнена христианкой с. Суходол Приморского
кр. матушкой Татьяной Шестаковой в начале 1999 г. (ныне находится в храме прп. Сергия Радонежского
в с. Суходол). Прорись этой иконы стала основой для типологии иконографии этим святым. Еще две иконы (отличные по иконографии от первого образа) были
исполнены настоятелем старообрядческого прихода г. Читы иереем Вячеславом Измайловым весной
1999 г. Одна из икон была передана в суходольский храм, другая в храм г. Хабаровска
(где находятся и ныне). Четвертая икона шамарских святых исполнена старообрядческим
изографом г. Москвы Тамарой Волковой весной 2000 г. по заказу Аввакумовского братства (Прим.
кр.). Икона передана в дар в храм ст. Шамары, где и находится ныне. Наиболее удачный образ Константина и Аркадия Шамарских исполнен
калужским иконописцем Геннадием Токаревым. Икона написана на основе первой прориси. Приобретена
в частную собственность. В настоящее время находится в г. Улан-Удэ. Так же имеется информация
о заказах еще нескольких икон, а так же о попытках создания литых икон. О шамарских святых издана брошюра и вышел ряд публикаций в старообрядческой
прессе. В 1997 г. после посещения места захоронения и святого источника шамарских святых христианами
большекаменского старообрядческого прихода было написано житие, которое издано издательством
"Омега" (г. Большой Камень) (16). В 1999 г. эта брошюра переиздается тысячным тиражом
в старообрядческой типографии г. Верещагино ООО "Печатник" М. Тиунова по заказу о. Михаила Татаурова (ст. Шамары). В 2002 г. доиздано
200 экз. брошюры в г. Б. Камень Прим. кр. В настоящее время издательской группой "Златоуст"
(г. Улан-Удэ) готовится новая книга, в которую вошли житие, описания новых чудес, исцелений,
а так же канон Константину и Аркадию Шамарским, написанный священноиереем Сергием Дурасовым
(с. Большие Дворы Моск. обл.) (17). В Церковных календарях РПСЦ в день 18 (31) января помещены указания
о молитвенном почитании шамарских святых и их краткое житие (18). Кроме молитвенного почитания
священноиноков в канонах и келейном правиле, в ряде общин России (особо, где имеются мощи сих
святых) на Литии в священнических молитвах "Спаси Боже люди Своя..." возносятся следующие
молитвы: "...и святых преподобномучеников Константина и Аркадия, шамарских чудотворцев...". Таким образом почитание местночтимых уральских святых вышло
далеко за пределы Уральских земель. Все вышеперечисленное выводит сих угодников Божиих из местночтимых
на общецерковный уровень почитания. Рассказы же о жизни Константина и Аркадия Шамарских, а так
же чудеса исцелений, происходящие от их мощей представляют живой интерес как для христиан, так
и для исследователей Старообрядчества. Примечания. 1. Подкопаева Л.В. Шамары: О почитании священноиноков Аркадия
и Константина // Русь православная. 1997. №9. С.5 (г. Большой Камень, Приморский край). 2. Освященный Собор 1997 года // Православный старообрядческий
церковный календарь. М. 1998. С. 108-109. 3. Житие святых преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских.
Большой Камень: Изд. "Омега". 1998. С. 20-21. 4. Там же. С. 3. 5. Там же. С. 21. 6. Полевые дневники Елисеева Е.Е. Рассказ Константина Макарова
об освидетельствовании останков шамарских святых. Личный архив Елисеевых. 7. Там же. 8. Езеров А. Уральское богомолье // Духовные ответы. М., 1998.
№9. С.22. 9. Путевые записки Елисеевой И.В. 1997 г. Приморский архив РПСЦ. 10. "Верую в их святость, удивляюсь их подвигу" //
Духовные ответы. М., 1998. №9. С. 29 - 36. 11. Постановления III съезда мирян Русской Православной Старообрядческой
Церкви Приморского края // Дальневосточный старообрядец. Май 7506 лета. №5. С. 42. (г. Большой
Камень, Приморский край). 12. Фролова И. Мощи Шамарских святых на Приморской земле //
Русь православная. 1999. №1 (42). С. 6. 13. Дивен Бог во святых Своих // Русь православная. 1999. №12
(56). С. 1. 14. Перенесение мощей святых Константина и Аркадия Шамарских.
// Русь православная. 2002. №2 (63). С. 3. 15. Чудотворцы древлеправославия. // Молодежь Бурятии. 22.05.2002.
№ 21. С. 3. (г. Улан-Удэ). 16. Житие святых преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских.
Большой Камень: Изд. "Омега". 1998. 24 с. 17. Святые преподобномученики Константин и Аркадий, Шамарские
чудотворцы. Житие и канон. Улан-Удэ: Изд. "Златоуст". 2002. 40 с. (В печати). 18. Месяцеслов // Церковный календарь на 2002 год. Издание Митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви. М. 2002. С. 7.
|
|
||
|