|
||||
Наука
Товбин К. "Русская Идея и современный россиянин"
Вихрев В. "Репрессии семейских священников в 30-е годы XX века"
Курикалова А.В. "О почитании старообрядцами Забайкалья местночтимых святых"
Епископ Герман "Святыни Иркутско-Амурской епархии, как её духовный потенциал"
Курикалова А.В. "Жизнь и служение исповедника Сергия Думнова"
Петренко О.В. "Размышление физика о тайне сотворения вселенной"
Митрополит Андриан "Иркутско-Амурская епархия РПСЦ в свете исторической перспективы"
Сережникова И.М. "Книжные маргиналии в изучении истории старообрядчества Забайкалья"
Гусев М. "Особенности старообрядческого приходского издания"
Сережникова И.М. "Лицевой апокалипсис Барминых в Забайкалье"
Леонов А.М. "Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев (семейских)"
Леонов А.М. "Забайкальские старообрядцы (семейские) глазами русских этнографов и историков"
Мурашова Н.С. "Хронологический перечень важнейших дат алтайского старообрядчества"
Кобко В.В. "Материалы по истории старообрядческой Свято-Никольской общины г. Владивостока"
Священноиерей Аркадий "Знаменный распев как сохранение певческой культуры"
Мизь Н.Г. "Некоторые факты старообрядческой истории Приморья в экскурсионных маршрутах"
Товбин К.М. "Личность в старообрядческой мысли XVII - XXI вв"
Фролова И.В. "Как местночтимые святые становятся общецерковными"
Елисеев Е.Е. "Этапы восстановления Дальневосточной епархии в конце XX века"
Ричард А.Моррис "Старообрядческие общины в Северной Америке"
Сережникова И.М. "Крест на сопке Орлинной в г. Владивостоке"
Паничев А.М Кобко В.В "О старообрядческой цивилизации в Приморье"
Кокорин С.В. "Старообрядческий институт в Москве"
Кокорин С.В. "Роль духовных центров русского старообрядчества" |
Курикалова Анна Вячеславовна (Сотрудник Забайкальского отделения Древлеправославного Иркутско-Амурского архива
Русской Православной Старообрядческой Церкви. г. Улан-Удэ) О почитании старообрядцами Забайкалья местночтимых святых, на примере
священномученика Сергия Селенгинского Старообрядцы России, в том числе населяющие просторы Забайкалья и всей Восточной Сибири, по праву считаются наиболее ортодоксальной частью населения страны. На современном этапе они, как и в прежние века, сохраняют древнюю Православную веру, вековые русские традиции и обычаи, быт, а на уровне элементов культуры, и древние славянские обычаи. Однако все это не мешает им староверам России жить творческой, событийно наполненной жизнью, динамично развиваться, исследовать и изучать историю своей веры и Церкви, осознавать и фиксировать жития старообрядческих святых. Среди старообрядческих святых, прославленных в конце ХХ – начале ХХI вв. мы знаем таких святых, как преподобномученики Константин и Аркадий, Шамарские чудотворцы (канонизированы в 1997 г.), святитель Иосиф (Антипин), епископ Дальневосточный и священномученик Рафаил (Воропаев), епископ Харьковский (канонизированы в 2001г.), священномученики: Тихон (Сухов), епископ Томско-Алтайский, Амфилохий (Журавлев), епископ Уральско-Оренбургский, Афанасий (Федотов), епископ Иркутско-Амурский (канонизированы в 2003 г.) и многие другие. В этом кругу есть один малоизвестный святой – местночтимый священномученик Сергий Думнов, нареченный христианами Забайкалья «Селенгинским». Род Думновых происходит из семейского с. Тарбагатай Верхнеудинского уезда Забайкальской волости. Сергий Афанасьевич родился в 1904 г. в восточном Забайкалье в г. Нерченске, куда временно выезжали его родители. Семья Думновых не отличалась набожностью, поэтому юноша Сергий рос далеким от веры Христовой. В 1924 году семья Думновых возвратилась в Бурятию, поселившись в г. Верхнеудинске (ныне – г. Улан-Удэ). Здесь 20-летний Сергий, увлекшийся теософией и изучением Священного Писания, заинтересовался вопросами веры. В поисках истины он начал изучать историческую и духовную литературу, приобрел большую для своего времени духовную библиотеку (впоследствии она была уничтожена НКВД - автор). Чтение книг для Сергия Думнова стало средством саморазвития и приобретения необходимых знаний. Вскоре, сей молодой человек познакомился с иереем Амвросием Федотовым (будущим епископом Афанасием – автор), вдохновился его любовью к Богу и поселился в с. Тарбагатай. Здесь находился старообрядческий храм во имя Святителя Николы Чудотворца, обширная библиотека отца Амвросия Федотова и круг единомышленников молодого богомольца. В 1928г. Сергий вступил в брак с Еленой Федотовной Ефимовой, уроженкой старообрядческого с. Ягодное Селенгинского р-на Бурят-монгольской АССР. В 1929 году иерей Амвросий стал епископом Афанасием. Скоро и раб Божий Сергий стал «послушником» у ново-поставленного епископа. Помогает ему в качестве епархиального секретаря и посыльного. В начале 1930-х Сергий Думнов был рукоположен владыкой Афанасием в сан священника с назначением на служение в с. Ягодное. Именно по географической принадлежности – из-за служения в Селенгинском районе Бурятии, сей новопрославленный старообрядческий святой называется староверами «Селенгинским». Коротким и тернистым было время служение отца Сергия Думнова старообрядческой Церкви Христовой. События 1930-х гг., прокатившиеся по России волной арестов и кровавых репрессий церковнослужителей, а так же уничтожением христианских церквей и часовен, заставили верующих, в данном случае в буквальном смысле слова, искать убежища в горах, пещерах или в глухой тайге. Близ с. Ягодное, в горах, в 1-2 км от Щучьего озера иерей Сергий Думнов нашел небольшую каменную пещеру, где, по воспоминаниям местных жителей, неделями жил и молился Богу, вероятно, скрываясь от ареста. В 1935 году, взяв благословение у епископа Афанасия, он с супругой Еленой и детьми перебрался жить в тайгу за р. Убукунку, построив там деревянный дом. В пещеру же, уподобляясь тарбагатайскому епископу Афанасию, о. Сергий отнес многочисленные церковные книги и иконы, надеясь их сохранить там от рук богоборцев. В этом ему оказывали помощь: житель с. Ягодное - Федотов Иван Стефанович и сын о. Сергия - Иов Сергеевич Думнов. Семья Думновых прожила в лесу за Убукункой одну зиму. Сотрудники НКВД обнаружили их уединенное жилище и арестовали молодого священнослужителя, обвинив о. Сергия, а впоследствии и его сына Иова, в религиозной пропаганде и агитации. Каждый из них получил срок. По воспоминаниям родственников о. Сергий отбывал заключение до Великой Отечественной Войны на строительстве железнодорожной Байкало-Амурской магистрали, а затем в лагерях на юге Читинской области. Из лагерей в течение первых 2-х лет им было прислано несколько писем, затем связь прервалась. В 1944 г. его жена – матушка Елена, получила похоронку, в которой говорилось, что Думнов Сергей Афанасьевич умер от истощения. По рассказам жителей с. Ягодное книги и церковная утварь, спрятанные о. Сергием в пещере на Щучьем озере сохранялись до 1957 г. Затем сотрудникам НКВД стало известно, что житель села, Иван Стефанович Федотов знает место, где о. Сергий спрятал свою библиотеку. Под страхом репрессии тот вынужден был показать это место. В пещере было обнаружено множество книг и икон. Сотрудниками НКВД были отобраны наиболее сохранившиеся, остальные книги и церковную утварь, вытащив из пещеры, сожгли. История жизни священномученика и исповедника Сергия Селенгинского долгое время являлось достоянием семьи Думновых. Дети и внуки о. Сергия пошли по стопам отцы, посвятив свою жизнь служению Богу. Но никто из потомков сего Забайкальского подвижника не обращался в органы власть с запросами о Сергее Афанасьевиче, по сей день ни кто не имеет материалов его Уголовного дела, подробностей отбывания срока и самой смерти. Первые шаги исследования его биографии были начаты в 2002 году. Тогда иерей Елисей Елисеев (настоятель старообрядческой общины г. Улан-Удэ) сделал со слов его дочери – Евфимии Сергеевны Курикаловой - первые записи об о. Сергие. Эти рассказы имели некоторые неточности, т.к. дочери о. Сергия, родившейся через несколько месяцев после его ареста, приходилось восстанавливать картину 1930-х годов по воспоминанием рассказов ее матери Елены. Исследования продолжались. В последствии находились новые информанты и новые данные, которые уточняли биографию Сергия Думнова. В дело восстановления биографии жизни о. Сергия Думнова включились ближние и дальние родственники. Христианам Забайкалья стало понятно, что они не просто изучают жизни земляка, но в большей или меньшей степени участвуют в написании жития новопрославленного святого. В июне 2004 г. сотрудниками Забайкальского отделения Древлеправославного Иркутско-Амурского архива РПСЦ (г. Улан-Удэ) была организована экспедиция в Селенгинский р-н для поиска пещеры, в которой о. Сергием Селенгинский прятал церковные святыни. Примечательно, что организация поиска мест христианских подвигов о. Сергия совпали со 100-летием со дня рождения и 60-летием со дня гибели этого забайкальского священнослужителя. Пещеру искали по записям сделанным его сыном Иовом Сергеевичем, хорошо знавшим эти места. Среди участников экспедиции были те христиане, кто уже участвовал в поисках пещер священномученика Афанасия Тарбагатайского в горах, называемых «Боги» (ударение на второй слог – А.К.) близ горы Омулевка в Тарбагатайском районе Республики Бурятия. Обнаружить пещеру удалось быстро. В пещере были обнаружены предметы материальной культуры, в том числе медный крест-распятие размером 12 см, медная книжная застежка, деревянная ложечка и т.д. Информация по организации экспедиции и о ее положительных результатах быстро распространилась по христианам г. Гусиноозерска, с. Ягодное и с. Тохой Селенгинского района Бурятии. Появились первые публикации об о. Сергеи в газетах «Бурятия» (г. Улан-Удэ), «Селенга» (г. Гусиноозерск), «Русьправославная» (г. Большой Камень Приморского кр.). Публикации эти настолько оказались востребованными староверами района, что многими христианами эти номера газет были активно раскуплены, а газеты со статьями ими сохраняются в своих семейных архивах. Вдохновившись результатами исследований, христиане-старообрядцы села Ягодное предложили назвать свою общину в честь священномученика Сергия Селенгинского. Рассудив, что кроме о. Сергия в Забайкалье есть великое множество пострадавших за веру людей, приняли решение о наречении общины в честь всех Новомучеников российских. Днем прославления Новомучеников российских принято считать 2-ю неделю (2-е воскресение – А.К.) после празднования Пятидесятницы. В 2005 году торжества почитания новопрославленных святых ХХ века запланированы на 3 июня. Руководством местного колхоза по ходатайствам христиан было выделено помещение бывшей конторы 2-го отделения Тохойского колхоза под организацию часовни. Начат ремонт и переоборудование помещения, изготовлен небольшой купол. Спонсором ремонтных работ выступил Леонтьев Владимир Савельевич – генеральный директор ЗАО «Собор» (г. Санкт-Петербург), выделивший на сегодняшний день для этих целей 65 тыс. рублей. Начавшиеся исследования жития о. Сергия Думнова дали быстрые положительные результаты, что позволило мне выступить уже в сентябре 2004 года в г. Владивостоке на IV-й международной научно-практической конференции «Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока» с докладом «Жизнь и служение исповедника Сергия Думнова, иерея Старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии». Христиане с. Ягодное и г. Гусиноозерска спонтанно включились в процесс исследования жития Сергия Селенгинского. К Сергиевой пещере началось неорганизованное паломничество. При этом одной из христианок в пещере была обнаружена небольшая размером 9х10 см доска от бывшей иконы с полностью утраченным красочным слоем. На найденной доске планируется написать образ о. Сергия. Семья местного жителя Чебунина Ивана Семеновича активно включилась в процесс поиска места нахождения зимовья Думновых, вывшего в 1930-х гг. на реке Убукун. Поисковая экспедиция намечен на конец мая 2005 года. В начале 2005 г. забайкальским иконописцем Измайловым В.В. (с. Тарбагатай) написан первый образ священномученика Сергия Селенгинского. На иконе изображены ростовые фигуры епископа Афанасия Иркутско-Амурского и иерея Сергия, предстоящих Кресту. В верхней средней части иконы врезан тот самый бронзовый Крест-распятие, обнаруженный в Сергиевой пещере. На 3 июля сего года церковным чиноначалием Бурятии планируется торжественное принесение этой иконы в часовню с. Ягодное. На то же время запланированы молитвенные торжества, Крестный ход к пещере Селенгинского священномученика и установка на горе памятного поклонного Креста. К этому времени в старообрядческом издательстве «Златоуст» (г. Улан-Удэ) планируется издание брошюры с жизнеописанием Сергия Селенгинского. В связи с тем, что к Сергиевой пещере начались паломничества, необходима скорейшая организация ее археологического исследования и подробного описания. Потому в планы Древлеправославного Иркутско-Амурского архива РПСЦ на 2005 г. включено проведение ряда мероприятий по детальному исследованию пещеры. Так мы с вами становимся свидетелями, как имя Сергия Думнова из неизвестного и забытого переходит в известное и почитаемое, мы видим, как духовно обогащается Русская Православная Старообрядческая Церковь, став богаче еще на одного святого, еще на одну икону, еще на одно место паломничества. Далеко не все известно науке по истории и культуре Старообрядчества Восточной Сибири и Дальнего Востока, в том числе и о старообрядческом священстве, которое служило в наших краях. Материалы и информация по крупицам собирается современными исследователями из воспоминаний и рассказов информантов, сохранившихся документов и писем, случайных находок. Как мы с вами видим, именно такие источники информации позволили сотрудникам Древлеправославного Иркутско-Амурского архива провести озвученные выше исследования. На сегодня можно утверждать с высокой степенью уверенности, что почитание старообрядцами Забайкалья местночтимого святого - священномученика Сергия Селенгинского стало историческим фактом начала ХХI-го столетия. (Доклад, сделан на научно-практической конференции «Афанасиевские чтения» 17 апреля 2005 г. с. Тарбагатай Республики Бурятия). |
|
||
|