|
||||
Наука
Товбин К. "Русская Идея и современный россиянин"
Вихрев В. "Репрессии семейских священников в 30-е годы XX века"
Курикалова А.В. "О почитании старообрядцами Забайкалья местночтимых святых"
Епископ Герман "Святыни Иркутско-Амурской епархии, как её духовный потенциал"
Курикалова А.В. "Жизнь и служение исповедника Сергия Думнова"
Петренко О.В. "Размышление физика о тайне сотворения вселенной"
Митрополит Андриан "Иркутско-Амурская епархия РПСЦ в свете исторической перспективы"
Сережникова И.М. "Книжные маргиналии в изучении истории старообрядчества Забайкалья"
Гусев М. "Особенности старообрядческого приходского издания"
Сережникова И.М. "Лицевой апокалипсис Барминых в Забайкалье"
Леонов А.М. "Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев (семейских)"
Леонов А.М. "Забайкальские старообрядцы (семейские) глазами русских этнографов и историков"
Мурашова Н.С. "Хронологический перечень важнейших дат алтайского старообрядчества"
Кобко В.В. "Материалы по истории старообрядческой Свято-Никольской общины г. Владивостока"
Священноиерей Аркадий "Знаменный распев как сохранение певческой культуры"
Мизь Н.Г. "Некоторые факты старообрядческой истории Приморья в экскурсионных маршрутах"
Товбин К.М. "Личность в старообрядческой мысли XVII - XXI вв"
Фролова И.В. "Как местночтимые святые становятся общецерковными"
Елисеев Е.Е. "Этапы восстановления Дальневосточной епархии в конце XX века"
Ричард А.Моррис "Старообрядческие общины в Северной Америке"
Сережникова И.М. "Крест на сопке Орлинной в г. Владивостоке"
Паничев А.М Кобко В.В "О старообрядческой цивилизации в Приморье"
Кокорин С.В. "Старообрядческий институт в Москве"
Кокорин С.В. "Роль духовных центров русского старообрядчества" |
Сережникова И.М.
ЛИЦЕВОЙ АПОКАЛИПСИС БАРМИНЫХ В ЗАБАЙКАЛЬЕ (К вопросу сохранения старообрядческих рукописных книг)
Проблематика сохранения и изучения рукописных и старопечатных старообрядческих книг ставилась многократно и осознается наукой более ста лет (1). Особенно тщательно разрабатывается эта тема исследователями во второй половине ХХ века (2). Сохранение уникальных рукописных и древних старопечатных книг вышло из сферы собственно научной и перешла в плоскость государственных интересов. Закон Российской Федерации об охране и использовании памятников истории и культуры прировнял рукописные и старопечатные книги к памятникам архитектуры, живописи и т.п., считая ценным национальным достоянием России (3). В этой связи может оказаться небезынтересной судьба одной из уникальных рукописных книг, хранящихся ныне в Забайкальском Архиве Русской Православной Старообрядческой Церкви (Белокриницкая иерархия).
Старообрядцы изначально считаются ревностными хранителями и собирателями старины. Так и ныне, на рубеже веков, представители Русской Православной Старообрядческой Церкви (далее - РПСЦ) не только осознают необходимость сохранения своего наследия, но и активно включаются в научное, архивное и музейное дело. Так в Дальневосточной (ранее - Иркутско-Амурской) епархии РПСЦ, в которую территориально входит и Забайкалье, в 1997 году создан Приморский (в других источниках Дальневосточный) Архив РПСЦ (4) и формируется Забайкальский Архив РПСЦ (далее - ЗА РПСЦ). В формирующемся ЗА РПСЦ уже сейчас имеются материалы и книги представляющие научный интерес. К числу таковых относится рукописная книга, которую можно определить как лицевой трехтолковый Апокалипсис - ранее не известный науке, не описанный и не зафиксированный памятник книжности. Мной эта книга в рабочем порядке была определена как "Лицевой Апокалипсис Барминых" по следующим причинам. Эта книга представителям ЗА РПСЦ была передана в 2000 году старообрядцем г. Лысково Нижегородской обл. Михаилом Барминым. Который рассказал, что эта книга была написана его предком (дедом или прадедом) и до акта передачи находилась в собственности его семьи. Это же подтверждается найденным в книге письмом. Письмо датированное 3 августа 1965 года было направлено из Москвы в рабочий поселок Большое Мурашкино Горьковской (ныне - Нижегородской) обл. Барминой Марии Михайловне.
Лицевой Апокалипсис Барминых (коротко - ЛАБ) вероятнее всего написан в конце ХIХ- начале ХХ века. На это указывает и информант (Михаил Бармин), и бумага книги. Филиграни на листах отсутствуют, но имеется на многих листах небольшая 1х1 сантиметр тесненный штамп изготовителя, на которой изображен герб России - двуглавый орел и имеется надпись "ТОЕРДА" (5). На сегодняшний день из-за отсутствия необходимого справочника я не смогла определить годы и место производства бумаги. Книга состоит из 4-х самостоятельных частей, имеющих самостоятельную фолиацию, проставленную справа внизу: 1. Предисловие (Практически утрачено, в наличие 1, по авторской нумерации второй лист с надписью "предисловие"). 2. Толковый Апокалипсис. Собственная нумерация составляет 115, общая порядковая - 188 листов. 3. "Ведение Ездрою орла и льва, описанное в третией книги Ездры, с толкованием". Соответственно 6 и 7. 4. "Сказание о явлении ангела Господня в пустыне преподобному Макарию египетскому". Соответственно 11 и 13. Всего книга содержит 218 листов, сквозная фолиация отсутствует. Так же не нумеруются листы имеющие книжные миниатюры. В книге насчитывается 78 цветных миниатюр (размером 300х170 мм.), исполненных черной тушью и в различной степени раскрашенных цветной. 75 миниатюр исполнены в одном стиле и, вероятно, одним автором. Три последних (к Сказанию о явлении ангела Господня в пустыне преподобному Макарию египетскому) - в другом стиле и другой палитрой, вероятно другим автором. На листах, имеющих миниатюры практически всегда отсутствуют на обороте тексты и рисунки, т.е. оборот - пуст. Текст на обороте встречается только на двух из 78 изображений. Книга написана в лист (350х210 мм), в одну колонку размером 240х150 мм. Полууставом, одним почерком высота букв: строчной - 5-6 мм, прописной - 3-4 мм. Тушью в два цвета: основной текст - черным, заголовки и указатели - красным или сиреневым. На странице, расчерченной карандашом, помещается 24-26 строк. Имеются не сложные одноцветные буквицы, листы оформлены примитивными фигурными миниатюрами, которые не редко более похожи на эскизы, чем на миниатюры. Книга не имеет следов реставрации. Сохранность плохая. Ряд листов выпадает. Бумага по краям пожелтевшая и измята, в большинстве случаев имеет частичные траты - сыпется. Доски переплета (370х215 мм) обтянуты темно-зеленым бархатом, имели две (ныне утраченные) застежки кустарного производства. Бархат наклеен, с внутренней стороны обклеены белой бумагой.
Основная часть Лицевого Апокалипсиса Барминых - Толковый Апокалипсис. В оригинальном тексте идентифицируется автором так: "Сия книга толковый апокалипсис, писан повелением Государя царя Иоанна Васильевича. имать в себе 24 слова, и 72 главы, и 311 стихов"(6). Текст подразделяется на собственно Откровение Иоанна Богослова, обозначаемое автором как "сущее" и толкования на писанный текст Апокалипсиса, обозначаемые автором как "толкование". Первичный сравнительный анализ текста Лицевого Апокалипсиса Барминых с другой подобной книгой Лицевым Апокалипсисом рукописной традиции XVI века с толкованием святого Андрея, архиепископа Кесарийского (7) указывает, что мы имеем дело с сокращенным, или упрощенным вариантом тех же толкований, но поданных в вольном (не точном) изложении. Сравнения с текстами других изданий, имеющих в себе книгу Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис (8) указывает не только на вольное переложение толкования, но и на ошибки в самом библейском тексте Апокалипсиса. К примеру: глава 71, стих 301 в изложении ЛАБ писан так: "Блаженни творящии заповеди его, Аз есмь альфа и омега, первый и последний, начаток и конец" (9). Аналогичное место в других источниках: "Аз есмь, альфа и омега. начаток и конец первыйипоследний" (Острожская Библия), "Аз есмь альфа и омега, начаток и конец, первый и последний" (Библия на церковнославянском языке Российского Библейского общества), "Аз есмь альфа и омега, начало и конец, первыи и последнии" (Лицевой Апокалипсис рукописной традиции XVI века). Так мы видим в тексте лишнюю фразу: "Блаженни творящии заповеди его", а так же перемененные, по сравнению с текстами других источников, местами фразы "первый и последний" и "начаток и конец". При столь вольном обращении автора с первоисточниками с одной стороны можно сказать, что нельзя в данном случае гарантировать точность списка (как указано автором) с "книги толковый апокалипсис, писанного повелением Государя царя Иоанна Васильевича". С другой стороны при детальном изучении текста могут быть выявлены оригинальные мысли автора-переписчика, сохраненные им в толкованиях, что может пролить свет на развитие богословской мысли в Старообрядчестве.
Особого внимания и отдельного исследования заслуживает книжная миниатюра ЛАБ. Она отличается от миниатюры, изданной в Лицевом Апокалипсисе рукописной традиции XVI века, но является традиционно старообрядческой, берущей свое начало (по сюжетным фрагментам) от поствизантийской (предположительно владимирско-суздольской) иконописной традиции.
Маргиналии в большинстве случаев носят справочный характер или вид дополнительных толкований переписчика. Их не много, имеются только в Толковом Апокалипсисе. К примеру: лист 52 (собственной фолиации Толкового Апокалипсиса) содержит дополнения к толкованию 37 гл. 163 стиха: "преятъ отступника яже Христа волшепствой бедетъ совершать кобольщению людей, огнь снесет", и дополнения к толкованию 37 гл. 164 стиха (лист 52 об.) " дастъ надеснеи руце начертание для пресечения делания правыхъ идобрыхъ делъ атакже иначелехъ что бы научить прелщеныхъ быть дерзновеныхъ тме". И ряд других. Не относящаяся к тексту Апокалипсиса запись обнаружена лишь на лист 112 об. (собственной фолиации Толкового Апокалипсиса) внизу: "сей лист приложи к 71 главе". Иных маргиналий не обнаружено.
Первичный осмотр данного фолианта и описательный характер настоящей работы не позволяют осуществить глубокого изучения ЛАБ. На сегодняшний день можно констатировать, что мы столкнулись с ранее неизвестным, не описанным и не изученным экземпляром рукописного старообрядческого Лицевого Апокалипсиса, который требует не только глубокого изучения, но и бережного сохранения и реставрации. Дальнейшее изучение Лицевого Апокалипсиса Барминых способно открыть новую страницу в изучении старообрядческой книжности. Примечательно, что необходимость осуществления сохранности и изучения книг осознают сами старообрядцы. Ими создаются собственные Архивы и хранилища, доступные для общественности и ученых. Для семейского населения Бурятии и специалистов, занимающихся изучением Старообрядчества формирование и развитие ЗА РПСЦ, хранящего подобные книги, играет не маловажную роль.
Примечания. 1. См. работы Каратаева И.П., Строева П.М., Титова Ф.И. и др. 2. См. работы Клепикова С.А., Быковой Т.А., Поздеевой И.В. и др. 3. Поздеева И.В. Описание экземпляров старопечатных изданий кириллического шрифта. Методические рекомендации - М.-СПб.: Хранограф, 1994. - С.5-6. 4. Кобко В.В. Материалы по истории старообрядческой Свято-Никольской общины г. Владивостока// Старообрядческая Церковь Востока России. Материалы науч.-практ. конф. - Владивосток, 2002. (в печати). 5. В частности, печать хорошо просматривается на 187 листе ЛАБ. 6. Лицевой Апокалипсис Барминых. Л. 189. 7. Лицевой Апокалипсис рукописной традиции XVI века. - М.: Правило веры, 2000. 8. Острожская Библия. - М.-СПб.: Слово-Арт, 1988. и Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке с параллельными местами. - М.: Российское Библейское общество, 2001. |
|
||
|