CЕМЕЙСКИЕ - СТАРОВЕРЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Новости История Современность Правила Храм Библиотека Молитвослов Календарь Ответы Наука Энциклопедия Ссылки Гостевая

Наука

 

Товбин К. "Русская Идея и современный россиянин"

 

Вихрев В. "Репрессии семейских священников в 30-е годы XX века"

 

Курикалова А.В. "О почитании старообрядцами Забайкалья местночтимых святых"

 

Епископ Герман "Святыни Иркутско-Амурской епархии, как её духовный потенциал"

 

Курикалова А.В. "Жизнь и служение исповедника Сергия Думнова"

 

Петренко О.В. "Размышление физика о тайне сотворения вселенной"

 

Митрополит Андриан "Иркутско-Амурская епархия РПСЦ в свете исторической перспективы"

 

Сережникова И.М. "Книжные маргиналии в изучении истории старообрядчества Забайкалья"

 

Гусев М. "Особенности старообрядческого приходского издания"

 

Юхименко Е.М. "Историческая память старообрядчества и почитание протопопа Аввакума в Выговской пустыни"

 

Сережникова И.М. "Лицевой апокалипсис Барминых в Забайкалье"

 

Леонов А.М. "Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев (семейских)"

 

Леонов А.М. "Забайкальские старообрядцы (семейские) глазами русских этнографов и историков"

 

Мурашова Н.С. "Хронологический перечень важнейших дат алтайского старообрядчества"

 

Кобко В.В. "Материалы по истории старообрядческой Свято-Никольской общины г. Владивостока"

 

Священноиерей Аркадий "Знаменный распев как сохранение певческой культуры"

 

Мизь Н.Г. "Некоторые факты старообрядческой истории Приморья в экскурсионных маршрутах"

 

Товбин К.М. "Личность в старообрядческой мысли XVII - XXI вв"

 

Фролова И.В. "Как местночтимые святые становятся общецерковными"

 

Елисеев Е.Е. "Этапы восстановления Дальневосточной епархии в конце XX века"

 

Ричард А.Моррис "Старообрядческие общины в Северной Америке"

 

Сережникова И.М. "Крест на сопке Орлинной в г. Владивостоке"

 

Паничев А.М Кобко В.В "О старообрядческой цивилизации в Приморье"

 

Кокорин С.В. "Старообрядческий институт в Москве"

 

Кокорин С.В. "Роль духовных центров русского старообрядчества"

 

Сережникова Ирина Максимовна

(сотрудник Забайкальского архива Русской Православной Старообрядческой Церкви г. Улан-Удэ)

 

КНИЖНЫЕ МАРГИНАЛИИ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ СТАРООБРЯДЧЕСТВА ЗАБАЙКАЛЬЯ

 

Проблемы в изучении истории Старообрядчества Забайкалья примерно идентичны общенаучным проблемам: отсутствие или крайне скудное наличие материалов, сравнительно небольшое количество документов в госархивах, достаточная замкнутость христиан-старообрядцев в общениях с внешним миром, в том числе и научной средой.  Часто приходится прибегать к Полевой археологии, общению с информантами. Именно они, зачастую являются первым, а иногда и единственным источником информации на ту или иную тему. Но, кроме того, что этот «источник» несовершенен по субъективным причинам, он часто оставляет «белые пятна», которые приходится исследователям изучать, буквально, как говорит апостол Павел, гадательно, как через мутное стекло.

Об этом, в частности, пишет в своем вступлении в книгу о старообрядческом епископе Афанасии (Федотове А.Ф. 1877-1938 гг.) руководитель Забайкальского архива Русской Православной Старообрядческой Церкви (далее – З.А. РПСЦ) иерей Елисей (Елисеев Е.Е.): «Из тьмы истории «на свет» сегодняшних знаний выходят, порой хаотично, то одни, то другие факты. Эти крупицы появляются как бы сами собой, в особом, только Господу известном порядке, каждый в свое время. … мы собираем эти осколки, рассматриваем их, изучаем и прикладываем один к другому так, чтобы получилась стройная картина. Нужно признать, что до сих пор многих кусочков этого «зеркала» не найдено. Не прошло и полгода с момента выхода в свет первой книжки жития священномученика Афанасия, а уже сегодня есть чем дополнять и есть что поправлять в прежнем представлении о жизни владыки. Но и сейчас мы можем предположить, что известные на сегодняшний день материалы - это еще далеко не все, что предстоит нам открыть и узнать» (1).

Эта проблема не является проблемой только начинающих исследователей, но и таких корифеев науки, как, к примеру, Фирс Федосович Болонев. В ряде работ при переиздании помещаются новые материалы и главы, которые была возможность обнаружить только в последнее время (2).

В деле изучения истории Старообрядчества порой помогают смежные науки и неожиданные находки. Два приведенных ниже примера тому свидетельство.

 

Во время работы над вторым изданием брошюры «Священномученик Афанасий, епископ Иркутско-Амурский», вышедшей в свет в 2003 году в старообрядческом издательстве «Златоуст» мы столкнулись с отсутствием информации по целому ряду позиций. К примеру: одной из грубейших ошибок первого издания (3) и ряда публикаций (4), в том числе и научных (5) было определение даты рождения епископа Афанасия (Федотова А.Ф.) Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока. Ошибочно она определялась как 30 ноября 1879 года, хотя как позже удалось установить, дата рождения соответствует 21 декабря 1877 года. И если устранить эту ошибку удалось при помощи архивного уголовного дела ФСБ по Республике Бурятия (6), то многие другие пробелы в истории Старообрядчества Забайкалья так легко устранить не удается.

В упомянутой выше брошюре вкратце говорится о священнике Иоанне Емельянове, духовно окормлявшем Забайкалье в 1910-1930-х гг. Материал о нем очень скудный, информанты практически ничего не помнят о его жизни. Краткая информация получена нами от жительниц с. Тарбагатай, Калашниковой Неонилы Никитичны (1909 г.р.) и Федотовой Варвары Ермолаевны (1915 г.р.), помнивших священника о. Иоанна (7). Никто не смог сказать отчество (священников в основном не принято звать по имени и отчеству, но только по имени). Никто не смог точно назвать даты его рождения и упокоения (смерти). Особенно последнее нам было интересно знать для восстановления картины последних месяцев жизни епископа Афанасия, служившего с ним.

От части исправить положение помог случай, произошедший осенью 2003 года в г. Москве. К сотруднику Забайкальского архива РПСЦ обратился настоятель Тверской старообрядческой общины храма во имя святителя Николы чудотворца в Москве иерей Алексий Лопатин, который показал старопечатную богослужебную книгу «Правильные каноны» (8). На внутренней стороне обложки книги была обнаружена весьма любопытная надпись: Сiя св. книга Правильные Каноны, пренадлежавшие свящ. о. Iоанну мартимияновичу Емельянову. Преставльшагося 18-го января 1937 года в день недельный в 12 часов дня в с. Тарбагатае. еп. Афанасий. 9/VII 37 года (9).

На ряде листов, в частности на 1 листе собственной фолиации обнаруживаются оттиски личной печати владельца книги с надписью: Старооб. Священникъ I.М. Емельяновъ.

Мы сочли, что возможность ошибки в данном случае практически равна нолю, что эта книга принадлежала именно тому человеку, чьи данные мы разыскивали. Так были воссозданы сразу два пункта истории – отчество и дата смерти одного из немногих забайкальских священников Древлеправославной Церкви Христовой (Белокриницкой иерархии) (ныне – Русская Православная Старообрядческая Церковь).

Кроме того, у нас появился образец почерка епископа Афанасия (Федотова), что открывает перед исследователями Старообрядчества дополнительные возможности от определения писем и записей, в частности хранящихся в Национальном Архиве Республики Бурятия, до поиска книг старообрядческого Свято-Никольского кафедрального храма с. Тарбагатай, которые в 1930-х годах были спрятаны епископом Афанасием в пещере в горах, в 1950-х найдены, изъяты сотрудниками милиции и переданы в музеи.

 

При изучении истории Старообрядчества Восточного Забайкалья невозможно обойти вниманием единственную сохранившуюся в этом регионе старообрядческую Свято-Никольскую церковь, находящуюся в с. Доно Калганского района Читинской области. Материалов и публикаций об этой церкви встречается довольно много, столь же много встречается различных названий этого храма. К примеру: «Святого Николая Чудотворца церковь»,  «Доновская старообрядческая церковь» и т.д. Требовалось знать ее первоначальное название и его развитие в исторической перспективе.

В наш архив (З.А. РПСЦ) старостой Старообрядческой общины г. Читы Вячеславом Роженцовым передана на хранение небольшая, не представляющая библиографическую ценность богослужебная книга. Это даже не книга, но ее часть – первые 30 (из более чем 130) листов священнического потребника «Чинъ вечерни и утрени».

Беглое знакомство с этим объектом хранения дают нам следующие сведения о нем:

- Фолиант печатный, вероятно (как это будет показано ниже) Единоверческой книгопечатни конца XIX века. Не полный. Содержит всего 30 полных листов, из которых 29 первых собственной фолиации соответствуют реальной и один лист (последний) является 32-м листом собственной фолиации. Кроме того, между 29 и 32 листами имеется не значительная верхняя часть утраченного листа, определить номер которого не представляется возможным. Фолиация внизу справа.

- Набор – 15 строк в 1 колонку. Шрифт – полуустав. 2 цвета. Орнамент на 1 и 5 листе.

- Лист 172х216 мм. Бумага содержит филиграни на 1, 2, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 23, 24, 37 и 38 листах. Филигрань представляется в виде оттиска с надписью: А. Гончаровъ. 1852 , разрезанного надвое по листам. На сегодняшний день из-за отсутствия необходимого справочника я не смогла определить годы и место производства бумаги.

- Переплет отсутствует. Вместо него имеется наклеенная сверху бумажная «обложка», вырезанная из настенного старообрядческого календаря конца ХХ века (10). В верхнем правом углу передней внешней части обложки сделана надпись: М-твы вечерния. Литея

- Книга имеет следы неоднократных реставраций, в частности подклеек листов у корешка переплета.

- Экземпляр содержит ряд записей и помет. На 1-м листе имеются 2 круглые печати. Верхняя, сделанная черной (вероятно типографской) краской, имеет в центре изображение трехкупольной церкви и две надписи - в центре: заб. епар (вероятно - Забайкальская епархия) и по кругу: печать доновской единоверческой цер (церкви – И.С.). Ниже сделанная синими чернилами, так же имеет в центре изображение трехкупольной церкви, но значительно меньших размеров и одну надпись по кругу: С. Доно. Печать Никольской Старообрядч. Общ. Здесь же на первом листе имеется две надписи инвентарных номеров: №1 написано черными чернилами и, вероятно, относится к первой печати и №27 написано синими чернилами и, вероятно, относится ко второй печати. Здесь же на первом листе имеется запись, сделанная черными чернилами, но позже заклеенная по всему объему бумагой. Надпись, сделанная тем же подчерком, что и №1 читается на просвет: Книга Начало всенощнаго бденiя, Донинской Николаевской Единовер. Церкви

- Ряд других помет, подчеркиваний и зачеркиваний, сделанных по текстам молитв показались мне представляющими значительный интерес. Вероятнее всего, пометы сделаны единоверческим священником. Так на л. 11 (об.) сверху в ектенье «Миром Господу помолимся» имеется надпись, сделанная графическим карандашом: О Господ. нашемъ Еп. Геор. (вероятно: «О Господине нашем епископе Георгии» – И.С.). Епископа Георгия у старообрядцев приемлющих священство вообще не значится (11). В то же время Забайкальская и Нерчинская епархия существовала в Русской Православной Церкви с 1894 года. С 1893 по 1898 гг. епархией управлял епископ Георгий (Георгий Поликарпович Орлов) (12). Нет сомнений, что пометы в богослужебной книге были сделаны единоверческим священником в указанный выше период времени.

Таким образом, мы смогли с достаточной степенью вероятности определить, что первоначально в конце XIX – начале ХХ вв. церковь в с. Доно называлась «Донинской Николаевской Единоверческой Церковью». В первой половине ХХ в., вероятно, после присоединения ее к Белокриницкой иерархии «Никольской старообрядческой церковью с. Доно». Ныне прихожане донинской общины РПСЦ называют его «Старообрядческая Свято-Никольская церковь» (13).

 

Как мы еще раз смогли убедиться на двух вышеприведенных примерах, описание церковных книг, в том числе и внимательное описание маргиналий, записей и помет являются наиболее важной задачей не только для изучающих книжность, но и для интересующихся историей Старообрядчества.

Видный исследователь Старообрядчества Ирина Васильевна Поздеева говорит, что «комплекс записей, рассмотренный и понятый в рамках целостного описания, содержит богатую и многообразную историческую, историко-культурную, социальную, экономическую, географическую, просопографическую, лингвистическую, нередко и прямо книговедческую информацию» (14).

При изучении истории и культуры этно-конфессиональных групп исследователи опираются на полевую археологию, на образцы письменной и материальной культуры, на книжность. Книжность является весомым источником информации в вопросах изучения Старообрядчества, в том числе и истории. Оригинальные записи, оставленные на страницах книг в ряде случаев дают исследователям ценнейшую информацию. Потому, при обнаружении новых фолиантов, а так же при описании старообрядческих книг, находящихся на государственном хранении или в частных собраниях специалистам по книжности необходимо производить описание маргиналий и, при наличии важных фактов, желательно сообщать о них соответственно специалистам по истории или этнографии.

К сожалению, до сих пор нет общей базы данных по книжным маргиналиям, надписям и пометам. Наверное, создать такую базу данных очень сложно и, на сегодняшний день, вероятно, неосуществимо. Но наличие сведений о записях в книгах могли бы существенно помочь нам в восстановлении российской истории.

 

Примечания:

1. Елисеев Е.Е., Сережникова И.М. Священномученик Афанасий, епископ Иркутско-Амурский. - Улан-Удэ: Изд-во «Златоуст», 2003. – С.4-5.

2. К примеру: Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья: опыт сравнительной характеристики. Из. 2-е, исправленное. - Барнаул: Изд-во БЮИ, 2001.- 51 с.

3. Священномученик Афанасий, епископ Иркутско-Амурский. Житие. - Улан-Удэ: Изд-во «Златоуст»,  2002. - 40 с.

4. К примеру, в таких публикациях, как: Епископ Иркутско-Амурский Афанасий// Сибирский старообрядец. - 1998. - февраль. - С. 4. (г. Новосибирск) и Епископ Иркутско-Амурский Афанасий// Русь православная. - 2002. - № 1 (62). - С. 3. (г. Большой Камень Приморского края).

5. Сережникова И.М. О почитании в лике святых старообрядцами Забайкалья епископа Афанасия Иркутско-Амурского. // Материалы VI-й науч.- практ. конф. «Старообрядчество: история, культура, современность». М. 2002. С. 252

6. Архивное уголовное дело N 7208/с архива УФСБ РФ по РБ (г. Улан-Удэ).

7. Полевые дневники Елисеева Е.Е. и Сережниковой И.М. Воспоминания Калашниковой Н.Н. (с. Тарбагатай РБ) и Федотовой В.Е.. Текущий архив Забайкальского архива Русской Православной Старообрядческой Церкви (г. Улан-Удэ).

8. Указанная книга «Правильные каноны» находится в Москве в частном собрании А. Лопатина, приобретена им в букинистическом отделе церковной лавки Тверской старообрядческой общины.

9. Орфография записи максимально сохранена. Не учтены переносы и абзацы.

10. На то, что это был именно старообрядческий календарь, указывает отмеченная в нем праздничная дата, встречающаяся только в РПСЦ: 15 декабря – священномученика и исповедника Аввакума.

11. См.: Вургафт С.Г. и Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. - М.: Изд-во "Церковь", 1996. - С. 72-74.

12. Жалсараев А.Д. Поселения, Православные храмы, священнослужители Бурятии, XVII-XX столетий. – Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 2001. – С.313.

13. Анкета «Вопросы председателю общины» на 2002 год. П. «с. Доно Калганского р-на Читинской обл.». Текущий архив З.А. РПСЦ.

14. Поздеева И.В. Описание экземпляров старопечатных изданий кириллического шрифта. Методические рекомендации // М.-СПб. Хронограф. 1994. - С. 24.

 

вопрос священнику

 

e-mail автору проекта

 

 

 

 

  Rambler's Top100 Rambler's Top100 be number one Каталог православных ресурсов 
"Русское Воскресение"  
Коллекции фабрики ceracasa: ceracasa Miloc . игровые автоматы
Hosted by uCoz