|
||||
Наука
Товбин К. "Русская Идея и современный россиянин"
Вихрев В. "Репрессии семейских священников в 30-е годы XX века"
Курикалова А.В. "О почитании старообрядцами Забайкалья местночтимых святых"
Епископ Герман "Святыни Иркутско-Амурской епархии, как её духовный потенциал"
Курикалова А.В. "Жизнь и служение исповедника Сергия Думнова"
Петренко О.В. "Размышление физика о тайне сотворения вселенной"
Митрополит Андриан "Иркутско-Амурская епархия РПСЦ в свете исторической перспективы"
Сережникова И.М. "Книжные маргиналии в изучении истории старообрядчества Забайкалья"
Гусев М. "Особенности старообрядческого приходского издания"
Сережникова И.М. "Лицевой апокалипсис Барминых в Забайкалье"
Леонов А.М. "Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев (семейских)"
Леонов А.М. "Забайкальские старообрядцы (семейские) глазами русских этнографов и историков"
Мурашова Н.С. "Хронологический перечень важнейших дат алтайского старообрядчества"
Кобко В.В. "Материалы по истории старообрядческой Свято-Никольской общины г. Владивостока"
Священноиерей Аркадий "Знаменный распев как сохранение певческой культуры"
Мизь Н.Г. "Некоторые факты старообрядческой истории Приморья в экскурсионных маршрутах"
Товбин К.М. "Личность в старообрядческой мысли XVII - XXI вв"
Фролова И.В. "Как местночтимые святые становятся общецерковными"
Елисеев Е.Е. "Этапы восстановления Дальневосточной епархии в конце XX века"
Ричард А.Моррис "Старообрядческие общины в Северной Америке"
Сережникова И.М. "Крест на сопке Орлинной в г. Владивостоке"
Паничев А.М Кобко В.В "О старообрядческой цивилизации в Приморье"
Кокорин С.В. "Старообрядческий институт в Москве"
Кокорин С.В. "Роль духовных центров русского старообрядчества" |
Мизь Н.Г. (г. Владивосток. Председатель экскурсионного центра музея им. В.К. Арсеньева) Некоторые факты старообрядческой истории Приморья в экскурсионных маршрутах Экскурсионная работа в Приморском
крае имеет давнюю историю. Около 100 лет назад появились первые экскурсионные маршруты и специалисты,
занимавшиеся этим делом. За прошедшее время Россия прошла несколько периодов: досоветский, советский,
постсоветский, современный, которые в значительной степени отразились на развитии экскурсионного
дела. В наше время, когда, несмотря на многие трудности, набирает силу процесс возрождения утраченных
за советский период знаний, принципов, традиций, в экскурсионном деле тоже появились важные
и интересные изменения. Одно из них - появление экскурсий на религиозную тематику, интерес к
которым растет с каждым годом. Информационно-методический
туристско-экскурсионный центр музея им. В. К. Арсеньева, состоящий из высококвалифицированных
и опытных экскурсоводов-методистов, разработал цикл экскурсий на религиозную тематику. В них
рассказывается о богослужебных зданиях различных конфессий, сохранившихся и утраченных, священнослужителях,
монастырях, событиях религиозной истории края. Вопросы на религиозные темы
затрагиваются и на других городских и загородных экскурсиях. Поскольку старообрядческие
страницы истории нашего края важны и во многом изначальны, то они, конечно же, находят отражение
в самых разных экскурсионных маршрутах. В настоящем сообщении речь
пойдет о двух фактах-страницах старообрядческой истории, которые нашли отражение в экскурсиях
"Новый Валаам" и "В гости к тигру". Экскурсия "Новый Валаам"
маршрутом Владивосток - поселок Горные Ключи имеет конечной целью посещение Свято-Троицкого
Николаевского мужского монастыря, который был основан иеромонахом Алексием (Осколковым ) в 1895
г. По пути следования дается информация о храмах и событиях православной истории, связанных
с населенными пунктами. Особое внимание в экскурсии уделяется селу Халкидон, расположенному
в долине реки Лефу (название старое - ред.). Как известно, село было
основано старообрядцами. В апреле 1901 г. газета "Приамурские ведомости" отмечала,
что "село это ... может быть отнесено к числу наиболее богатых селений нашей страны. Сельское
хозяйство в Халкидоне идет настолько успешно, что крестьянин этого селения Федор Кишка нашел
выгодным купить паровую молотушку, которая в страдную пору вывозится шестью парами волов на
поле, где перевозится с одного крестьянского надела на другой и молотит хлеб" (1). Из документов Государственного
Архива Дальнего Востока известно, что из села Халкидон в монастырь поступили: в 1900 г. ...
вдовец Матвей Карпович Кононенко, а в 1902 г. - 22-летний холостой крестьянин Калинник Лукаш
(2). Остается пока неизвестным, какое отношение имели названные личности к первопоселенцам-старообрядцам.
Но бесспорным является факт, что название селу дали именно старообрядцы. Этот факт позволяет
нам вспомнить страницу христианской истории древности. Халкидон - город в Малой
Азии, где в 451 г., при императоре Маркиане состоялся 4-й Вселенский Собор. Е его работе принимали
участие около 650 епископов - высших иерархов христианской церкви многих стран. В двух последних
заседаниях Собор принял 30 канонов относительно церковной иерархии и дисциплины. Эти и другие
церковные каноны, освященные Вселенскими Соборами, легли в основу Кормчей книги, которую принято
считать канонической нормой, обязательной во все времена для руководства в церковной жизни. Название села Халкидон является
топонимическим памятником, связанным с историей старообрядчества в Южно-Уссурийском крае. Символично,
что название населенного пункта остается неизменным на протяжении более века, как и неизменными
остаются устои старообрядчества в течение многих веков. Экскурсия "В гости
к тигру" никакого отношения к религии не имеет, но она раскрывает одну из очень интересных
страниц истории края, которая связано со старообрядческой семьей Худяковых. Маршрут экскурсии проходит
от Владивостока до села Гайворон, что в Спасском районе, где в условиях, максимально приближенных
к природным, в стационаре одного из институтов ДВО РАН с 1992 г. содержатся тигры. Научные наблюдения
здесь проводит кандидат биологических наук В. Юдин. Планом экскурсии предусмотрена
остановка в селе Раздольном, где дается информация о хуторе Худяковых, об участии их в тигровом
и других охотничьих промыслах. Даже краткая информация
о жизни и деяниях Худяковых поражает: как много смогла преодолеть и достичь крестьянская семья.
И способствовали тому крепость и чистота веры и духа. О появлении Худяковых в
Южно-Уссурийском крае исследователь Ю.Н. Осипов пишет: "Старообрядцы Худяковы в 1812 г.
во время нашествия Наполеона выехали из Москвы и поселились в Тобольской губернии. Затем откочевали
в Томскую губернию, где у них было большое хозяйство и достаток" (3). В 70-е г. XIX века Леонтий
Димитриевич Худяков, уже отметивший свое 40-летие и имевший большую семью, пожелал отправиться
в далекий Амурский край, где "земля неделенная, луга некошенные, в тайге зверя и птицы
сколько хочешь, в реках рыбы - масса, растут на воле виноград, груша и другие плоды" (4). Он подал прошение и в 1877
г. получил ответ: "... именем Его Императорского Величества ... разрешается выезд на свой
личный кошт в необжитые сибирские и восточные края крестьянину
Леонтию Димитриевичу Худякову на вечное поселение, освободив его сыновей Федора, Павла, Иустина,
Александра, Афанасия, Парфентия, Федота от воинской повинности" (5). 7 февраля 1877 г. семья
выехала из Тобольской губернии, 22 октября прибыла в Раздольное, то есть в пути была почти 9
месяцев. Ехали по зимнему тракту Сибири на санях, в летнее время - на колесах, лодках и плотах.
Трудной была первая зимовка в Раздольном. Из-за неимения средств к жизни Леонтий увез во Владивосток
двух сыновей Федора и Павла (14 и 12 лет). Они служили у кондитера Пиллера за 25 руб. в месяц
- на эти средства семья делала первое обустройство. В 1881 г. Л.Д. Худяков с
семейством поселился на свободной земле в шести верстах от
села Раздольное за рекой Суйфун. О трудностях первых лет жизни на новом месте впоследствии вспоминал
один из братьев: "В скором времени Л.Д. Худяков заболел и 10 лет вылежал в постели. Малолетним
детям, имеющим одного коня и корову, трудно было разрабатывать землю, чтобы от нее кормиться.
Пришлось с первых лет заняться рыбным и птичьим промыслом, а потом и звериным, чтобы зарабатывать
на покупку скота и необходимых земледельческих орудий" (6). Преодолев все трудности,
Худяковы создали крепкое многоотраслевое хозяйство - хутор-заимку на реке Кедровке, правом притоке
реки Раздольной. Сыновья Леонтия Худякова выросли крепкими, здоровыми, смекалистыми, предприимчивыми.
Старший - Федор - был первым помощником отцу в ведении хуторского хозяйства, на нем была пасека
(около 60 ульев). Павел стал отменным охотником и знаменитым тигроловом. Иустин - самый известный
из Худяковых - стал садоводом-селекционером, опубликовал научные труды, участвовал в съездах
сельских хозяев, был награжден Золотой медалью Императорского русского общества акклиматизации
животных и растений. В 1891 г. три брата Худяковых
занялись зверовым морским промыслом. На берегу реки Кедровки, на собственной верфи, по собственному
проекту построили однотонный ботик и плавали на нем около двух лет. Через два года построили
уже пятитонную шхуну и промышляли на ней от корейской границы до Тернея. Афанасий Худяков в 20 лет
соорудил вместительную низкосидящую шхуну, на которой возил товары по реке Уссури; затем по
собственным чертежам построил двухмачтовую шхуну - на ней добывал нерп и сивучей в Японском
и Охотском море. В 1903 г., сдав экстерном экзамены, получил диплом штурмана дальнего плавания. В 1906 г. братья построили
большую шхуну водоизмещением 6 тонн. Спуск ее на воду описан писателем С.И. Яковлевым: "Весной
1906 года шхуна была готова. Изящное судно гордо поднимало свои мачты на Кедровке... но река
обмелела...братья шлюзовали ее - сделали две щитовые запруды на некотором расстоянии друг от
друга. Благодаря им шхуна вышла на многоводный Суйфун. Раздольное прошли с особенной помпой:
день был праздничный, светило солнце, народ стоял на берегу... Шхуна с зарифленными парусами быстро шла вниз по течению и только длинный вымпел на фок-мачте полоскался
на ветру. На палубе стояли высокие, как древние скандинавы, братья Худяковы и "отдавали"
поклоны, снимая шляпы. Их было пятеро: Павел, Иустин, Александр, Афанасий и Парфентий"
(7). В 1910 г. Владивостокская
городская дума, согласно прошению, выделила братьям Худяковым в аренду участок земли на южном
берегу бухты Золотой Рог для устройства шхуностроительной верфи. Три поколения Худяковых
добросовестно и весьма успешно трудились в Южно-Уссурийском крае около 50 лет. В тридцатые советские
годы хутор-заимка на Кедровке перестал существовать. В соответствии с постановлением президиума
Владивостокского окружного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и казачьих
депутатов от 19 февраля 1930 г., все хозяйство братьев Худяковых, "представляющее большую
ценность", было огосударствлено и превращено в совхоз. О больших достижениях, причинах
успехов хозяйства Худяковых и других старообрядческих хуторов упоминают многие исследователи,
в том числе и В.В. Кобко: "Хозяйственной ориентации заимок, хуторов способствовали природные
условия. При комплексном ведении заимочного хозяйства одно из направлений выделялось как главное,
приносящее основной доход... Дальневосточную старообрядческую заимку, как и сибирскую, отличает
удивительная схожесть ее со старообрядческим скитом" (8). Указанные в данном сообщении
факты весьма обогащают содержание экскурсий. С расширением экскурсионной тематики, по-видимому,
будут использоваться и другие интересные и важные факты истории старообрядческих поселений и
родословных. Примечания: 1. Приамурские Ведомости.
- 1901. №383. - 29.04. 2. Российский Государственный
Исторический Архив Дальнего Востока. Ф.1. Оп.4. Д.2497. 3. Осипов Ю.Н. Один из первых
опытов фермерского хозяйства в дореволюционном Приморье. - Вестник ДВО РАН. - 1995. - №5. 4. Там же. 5. Там же. 6. Голос Приморья. - 1918.
- № 120. - 14(27).01. 7. Осипов Ю.Н. Указ. соч. 8. Кобко В.В. Заимка крестьян-старообрядцев.
Юг Дальнего Востока (середина XIX в. - 30-е годы XX в.). - Россия и АТР, ДВО РАН. - 1999. -
№1. 9. Сысоев В.П. На тигров. - Хабаровск, 1967. |
|
||
|