|
||||
Наука
Товбин К. "Русская Идея и современный россиянин"
Вихрев В. "Репрессии семейских священников в 30-е годы XX века"
Курикалова А.В. "О почитании старообрядцами Забайкалья местночтимых святых"
Епископ Герман "Святыни Иркутско-Амурской епархии, как её духовный потенциал"
Курикалова А.В. "Жизнь и служение исповедника Сергия Думнова"
Петренко О.В. "Размышление физика о тайне сотворения вселенной"
Митрополит Андриан "Иркутско-Амурская епархия РПСЦ в свете исторической перспективы"
Сережникова И.М. "Книжные маргиналии в изучении истории старообрядчества Забайкалья"
Гусев М. "Особенности старообрядческого приходского издания"
Сережникова И.М. "Лицевой апокалипсис Барминых в Забайкалье"
Леонов А.М. "Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев (семейских)"
Леонов А.М. "Забайкальские старообрядцы (семейские) глазами русских этнографов и историков"
Мурашова Н.С. "Хронологический перечень важнейших дат алтайского старообрядчества"
Кобко В.В. "Материалы по истории старообрядческой Свято-Никольской общины г. Владивостока"
Священноиерей Аркадий "Знаменный распев как сохранение певческой культуры"
Мизь Н.Г. "Некоторые факты старообрядческой истории Приморья в экскурсионных маршрутах"
Товбин К.М. "Личность в старообрядческой мысли XVII - XXI вв"
Фролова И.В. "Как местночтимые святые становятся общецерковными"
Елисеев Е.Е. "Этапы восстановления Дальневосточной епархии в конце XX века"
Ричард А.Моррис "Старообрядческие общины в Северной Америке"
Сережникова И.М. "Крест на сопке Орлинной в г. Владивостоке"
Паничев А.М Кобко В.В "О старообрядческой цивилизации в Приморье"
Кокорин С.В. "Старообрядческий институт в Москве"
Кокорин С.В. "Роль духовных центров русского старообрядчества" |
Максим
Гусев "ОСОБЕННОСТИ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО ПРИХОДСКОГО
ИЗДАНИЯ"
С ВОЗРОЖДЕНИЕМ В РОССИИ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ПРИХОДОВ, НАЛИЦО – ПОЯВЛЕНИЕ У СТАРООБРЯДЦЕВ СОБСТВЕННОЙ ПРИХОДСКОЙ ПРЕССЫ. ПРЕССА ЭТА, ИМЕЮЩАЯ В ЖУРНАЛИСТИКЕ ИНТЕГРАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ «КОРПОРАТИВНАЯ», РАЗВИВАЕТСЯ В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ. ГЛАВНЫЕ СЛОЖНОСТИ – ОТСУТСТВИЕ ФИНАНСОВ НА СОЗДАНИЕ ИЗДАНИЯ И ОСТАВЛЯЮЩАЯ ЖЕЛАТЬ ЛУЧШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА РЕДАКЦИОННОГО КОЛЛЕКТИВА. ОДНАКО, ТЕРНИИ ДЛЯ СТАРОВЕРОВ УЖЕ ДАВНО НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕГРАДОЙ. СТАРООБРЯДЕЦ НАУЧИЛСЯ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ НЕ ОТЧАЯВШИСЬ, А ДУХОВНО ОКРЕПНУВ. ЦЕЛЬ ТЕКУЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ – ПОПЫТКА ПРОСЛЕДИТЬ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРИХОДСКИХ ИЗДАНИЙ НА ОСНОВЕ ИЗДАНИЯ УРАЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ «ОСТРОВ ВЕРЫ». В РАБОТЕ ПРЕДПРИНЯТЫ ПОПЫТКИ ПРОСЛЕДИТЬ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ИЗДАНИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ РЯДА НИКОНИАНСКИХ ИЗДАНИЙ, В СРАВНЕНИИ С КОТОРЫМИ СТАНОВЯТСЯ ПОНЯТНЫ ОСОБЕННОСТИ ВЫХОДА И СОДЕРЖАНИЯ «ОСТРОВА ВЕРЫ».
ВВЕДЕНИЕ …«Информировать, развлекать и просвещать», – таковы «три кита», на которых априори базируется журналистика. В последние годы, когда, по мнению уже отнюдь не только религиозных деятелей, но и людей, весьма далеких от религии, в российском обществе наблюдается упадок нравственности и духовности, когда подрастающее поколение «воспитывается» на западной культуре, когда многие ранее уважаемые СМИ «прогибаются» под запросы нынешней молодежи, под требования и суровые реалии времени, отчего на газетных полосах и телеэкранах появляются разного рода reality-шоу, когда, наконец, пропагандируется «свободная любовь», а человеческие чувства уступают место животным инстинктам, – самое время задаться вопросом: а ставит ли современная журналистика своей целью «просвещать» общественность и, если позволите, ориентировать человека в «море житейских проблем»? С телевизионных экранов нас призывают стать «последним героем», выявить «самое слабое звено», словом, жить по законам джунглей – «кто сильней, тот и прав». Или, как писал в свое время известный русский писатель Александр Солженицын, «умри ты сегодня, а я – завтра». Все это позволяет «поставить ребром» насущный, на мой взгляд, вопрос: не происходит ли переориентация журналистики на обыденное развлечение и пропаганду отнюдь не «здорового образа жизни»?.. В последние десять лет в человеческой психологии довольно прочно закрепились термины «информационные войны» и «желтая пресса». Сегодня, на мой взгляд, набирает обороты еще вчера незаметная «отрасль» журналистики – «корпоративная пресса». В определенном смысле она – уникальна: многие законы, работающие в «большой журналистике», в локальных условиях либо видоизменяются, либо становятся бессильны. У такой прессы – свои особенности, своя стихия, подчас свой язык, стиль, характер и направление изданий. В рамках этой темы подробнее хочется остановиться на конфессиональной прессе. Что это такое? Что мы знаем сегодня о ней? Каково ей приходится в жестких условиях рынка, в условиях, когда даже верующий читатель искушен «светской обыденностью»? И так ли она далека от мирских войн? На восьмых Рождественских образовательных чтениях, проходивших в Москве в январе 2000 г., заместитель декана факультета церковной журналистики Российского православного университета св.Апостола Иоанна Богослова о.Владимир Вигилянский заявил, что РПЦ «проигрывает почти все информационные войны»*. По его мнению, церковная пресса рассчитана в основном на узкую прослойку «воцерковленных». Это объясняется тем, что по уровню профессионализма церковная печать не может конкурировать со светской журналистикой. Да, конфессиональные издания не имеют широкого распространения в обществе, и вследствие этого издаются относительно небольшими тиражами. Причина видится не только в недостатке финансов и невысоком профессионализме журналистов. По мнению специалистов, основная проблема состоит в том, что пока не сформирована потребность религиозно ориентированного человека в конфессиональной прессе. В работе я постараюсь рассмотреть не только функции и особенности конфессиональной прессы, но и проанализировать несколько приходских изданий, чтобы на практике увидеть особенности функционирования корпоративной церковной прессы, информирующей и просвещающей «своих» читателей.
КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ В современной системе российских средств массовой информации наблюдается развитие новых СМИ, отражающих жизнь в особо важных для трансформирующегося общества сферах. К таким СМИ принадлежит и конфессиональная пресса, процесс становления и развития которой является предметом научного интереса специалистов в области массовых коммуникаций. Этот интерес вызван несколькими причинами. Во-первых, самим характером формирования типологически самодостаточного сектора системы средств массовой информации. Во-вторых, формированием целевой аудитории такой прессы и активизацией информационного запроса на темы религиозной жизни не только у целевых групп конфессиональных СМИ, но и аудитории светских газетных и журнальных изданий. В условиях мультикультурного общества, тем более общества, переживающего смену социально-политического строя, особую остроту приобретает вопрос социальной интеграции, самоидентификации. В этом контексте межконфессиональный диалог, организованный и поддерживаемый конфессиональными СМИ и светской прессой, ориентированной на освещение религиозной жизни, становится эффективным средством достижения взаимопонимания и взаимодействия разных социальных групп. Однако модель духовно-мировоззренческого взаимодействия через широкий информационный обмен с участием конфессиональных СМИ и светской прессы пока остается в большей степени идеальной моделью общения. Переход от идеальной модели к реальной нуждается в развернутом представлении о целевых задачах, формах и методах деятельности конфессиональных средств массовой информации и светских СМИ, информационных интересах и предпочтениях их аудиторий. Очевидно, что получить надежные данные по указанным направлениям возможно в результате комплексного исследования функционирования СМИ разных типов, обеспечивающих решение задачи межконфессионального диалога в многоконфессиональном государстве. Увы, при детальном изучении проблемы мы сталкиваемся с: • отсутствием полных данных о средствах массовой информации, реально выполняющих роль общерелигиозных коммуникаций (о количестве, тиражах, типологических особенностях печатных периодических изданий); • отсутствием объективных данных о специфике аудитории таких СМИ и об отношении к ним читателей; • отсутствием описательных и аналитических работ в области функционирования таких корпоративных СМИ; • неразработанностью концептуальных подходов к анализу деятельности СМИ профильного плана, специализирующихся на освещении религиозной сферы «изнутри»; • отсутствием методических и методологических исследований содержания средств массовой информации, являющихся структурными элементами системы религиозной прессы*. Названные причины позволяют вплотную заняться изучением особенностей конфессиональных изданий, занимающих в последнее время свое место в системе средств массовой информации, наравне с корпоративной прессой в целом. Отметим, что работа будет основана, в том числе, и на собственных наблюдениях автора. Конфессиональное издание – суть корпоративное издание конкретного церковного прихода, имеющего возможности выпускать для своих прихожан газету. В чем особенности таких СМИ, а также какие проблемы стоят перед редакцией. Попробуем разобраться. Любая корпоративная пресса – зависимая пресса… Соответственно, журналисты (подчас такие же сотрудники (уставщики, клирошане, чтецы, дьяконы, иереи или простые верующие), занятые в таких изданиях, находятся в изначально зависимых условиях: проводить в массы (сотрудников, членов конфессии) те и только те установки, которые одобрены «свыше». Из этого и будем исходить в дальнейшем. Слово «объективность» выпадает за невозможностью использования. …Сегодня конфессиональная пресса не является феноменом, однако любопытным становится тот факт, что такая пресса ныне видоизменяется, адаптируется под требования современного общества; в ней по-прежнему остается жесткая позиция по отношению к инакомыслию, но параллельно происходят подчас разительные перемены. Конфессиональные издания ориентируются на широкий круг чтения: от малых детей, до взрослых. Как следствие, приходится «прогибаться под изменчивый мир». Впрочем, не выходя за рамки веры. Все освещаемые события рассматриваются сквозь призму постулата о том, что Церковь – явление, прежде всего, мистически-духовное. Вместе с тем, конфессиональная пресса в некоторых своих крайних проявлениях ничем не лучше бульварной … Конфессиональные издания все чаще публикуют материалы, не имеющие прямого отношения к религии, снабжая их либо комментарием, либо просто подавая под определенным (и, все-таки «своим», - это к слову об «объективности») углом зрения. Практически все православные издания откликнулись в свое время на дискуссию о захоронении царской семьи, включились в живое обсуждение проблемы клонирования человека. Так было и в обсуждении введения православия, как предмета, в общеобразовательных школах. Постоянной в конфессионально-приходском издании стала тема негативного влияния на людей современной «озападнившейся» культуры, цивилизации (вспомним протесты православных против так называемого «дня святого Валентина»). Так, издание прихода Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах «Благовещение» в своем февральском номере 2003 года на титульной странице поместило материал настоятеля священника Андрея Канева «День святого Валентина» - идеологическая диверсия». Иерей поясняет, почему этот «День» является «неправославным» праздником. Материал намеренно упрощается, автор выходит на доверительный уровень, используя для своей аргументации апелляцию к читателю: «Скажут: - Ваня, сегодня у нас «Хеллоуин», и Ваня покорно справляет праздник, когда по кельтским представлениям на землю выходит всякая нечисть. Или: Ваня, сегодня всемирный день святого Валентина! - и наш Ваня ударяется во все тяжкие… Что тут сказать, - в Европе прорвало культурную канализацию, а у нас все всплывает» … Автор идет на заочный диалог с читателем: «Давайте все-таки выясним», «Нет, дорогие мои, все гораздо сложнее» … Таким доверительно-аргументированным психологическим приемом автору, думается, удается привлечь читателя, обратить внимание на проблему, заставить задуматься над проблемой… Возвращаясь к теме зависимости, поясню: в большинстве православных СМИ существует духовная цензура, как способ сохранения канонической традиции Церкви. Цензура в данном случае – не покушение на свободу, а способ сохранить церковные достижения, так как отсутствие даже начальной богословской подготовки может приводить к существенным искажениям вероучения. «Слово должно быть вымолено, - свидетельствует известный церковный публицист диакон Андрей Кураев. - Пусть оно пройдет через решето внутренней и внешней цензуры. Жизнь по букве должна переходить в жизнь по духу. Если нет ощущения присутствия Святого Духа, лучше молчать»*. Многие конфессиональные православные газеты и журналы стараются сейчас стать универсальными, ориентированными на самого разного читателя. В изданиях появляются молодежные, детские рубрики, печатаются кроссворды, стихи, рассказы. Это явление напрямую связано с миссионерской направленностью изданий. До революции в православной прессе существовало четкое типологическое деление: выходили миссионерские издания, знакомившие читателя с азами христианства, духовные журналы, специализировавшиеся на нравственно-философской тематике, детские издания, епархиальные ведомости. В последних нередко публиковался исключительно официоз: проповеди местного епископа, отчеты о деятельности епархии, сообщения о переводах священнослужителей и т.п. Сегодня же происходит смешение, проникновение одних жанров в другие, темы в тему. Современная миссионерская газета значительно, в сравнении с прежними временами, изменила свой облик. В ней можно встретить новости всероссийского и мирового масштаба, жития святых, антисектантскую полемику, образовательные материалы, литературные публикации. Та же политематичность стала характерной и для других православных изданий. Причина этого в том, что главной задачей православных СМИ в нынешней атеистической (или даже языческой) России сейчас стала «повторная» проповедь христианства. Достаточно вспомнить слова Патриарха Алексия II: «Пришло время вновь крестить Русь»… А потому большинство изданий серьезно расширили свою тематику и тем самым приобрели ярко выраженную миссионерскую окраску, стараясь охватить как можно большую читательскую аудиторию, духовно спасти общество… В рамках изучения конфессиональной прессы необходимо сказать о появлении в таких изданиях «светских» жанров (т.е. таких, которые до недавнего времени встречались лишь в массовых изданиях, тогда как в корпоративных – либо отсутствовали вовсе, либо тщательно адаптировались и видоизменялись, теряя требования, предъявляемые теорией журналистики к таким жанрам). На страницах православной прессы стали активно развиваться неведомые им до того жанры. Теперь там можно встретить интервью (например, с церковными иерархами), обзоры печати, рецензии (на книги, вовсе, кстати, не обязательно религиозные), комментарии (например, к Закону РФ «О свободе совести»), очерки, даже репортажи. Для дореволюционных изданий, поддерживавшихся государством и для горстки СМИ, выходивших в советское время, такое жанровое разнообразие было просто невозможно. Изменился и язык. Современным конфессиональным СМИ все чаще приходится переходить с возвышенного языка проповеди на обычный, доступный нецерковной аудитории стиль, использовать в аргументации не только авторитет Священного Писания и отцов Церкви, но и научные доказательства. Сегодня выяснилось, что для работы с современным читателем церковно-проповеднического инструментария оказалось недостаточно. Если дореволюционные СМИ и издания советского периода не сталкивались с конкуренцией (по разным, конечно, причинам), то теперь религиозная ситуация в стране сильно изменилась. В итоге, стараясь держать высокий уровень качества, православные издания все больше стали нести на себе отпечаток светскости. Такие тенденции, как стремление к информационности, использование в качестве источника новостей православных информагентств («Благовест», «Радонеж»), сети Интернет, борьба за читателя, многополярность взглядов дают возможность для качественного роста религиозных СМИ. Действительно, в информационную эпоху очень сложно оставаться «вовне» экстренно-оперативной информации. И Церковь, через свою прессу, делает шаг вперед. Идет «ва-банк»? Жертвует традициями во благо современности. Растет в профессионально-жанровой плоскости и церковная пресса… Этот рост объясняется острым нежеланием отступать от возникших проблем, бороться с ними, отстаивая каждую ищущую или заблудшую личность. …Ребенок должен иметь имя. Часто так говорят и о конфессиональном издании: лишь немногие из изданий имеют его, большинство называется просто «Приходской листок церкви…» А ведь именно с названия начинается знакомство читателя с приходской жизнью, особенностями... Вот несколько удачных названий: «Церковные новости», «Встреча», «Мост», «Наша церковь», «Корабль», «Церковное окно», «Точки зрения», «Мы», «Новости», «Приветствие», «Эхо». После каждого названия обязательно указывается, что данное издание - приходской лист такой-то церкви. Т.е. указывается не только принадлежность к религиозной ветви, но и привязка к конкретному храму. Проиллюстрируем заявленные теоретические выкладки фактическим материалом. Постараемся доказать, что приходская, конфессиональная пресса имеет множество особенностей. В качестве примера рассмотрим издание Уральской Епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви «Остров Веры». Оговоримся сразу, подобная «приходская» пресса имеет ряд особенностей, отличающих ее от светских СМИ. Главным, безусловно, является тот факт, что редакторами таких газет являются епископы или священники, реже - журналисты. Издаются они «по благословению» духовных лиц, которые, зачастую, выполняют роль «учредителя». В нашем случае, «Остров Веры» выходит по благословению благочинного Уральской Епархии старообрядцев отца Валерия Шабашова. Тираж. Как правило, объем подобных изданий строго ограничен и не превышает 999 экземпляров. Следовательно, они освобождаются от регистрации в соответствии со ст.12 «Закона о СМИ». В оформлении, зачастую, используется стилизованный под старославянское начертание шрифт, а также православная символика – крест, купола, изображение храма, горящая свеча и т.д. Периодичность - раз в месяц, однако реально она колеблется в зависимости от наличия средств на оплату типографских услуг. Необходимо учитывать и тот факт, что создаются подобные издания чаще всего простыми людьми, не имеющими соответствующего образования и необходимых навыков, далекими от журналистики. Набора стабильных рубрик в подобного рода изданиях, чаще всего, нет. Рубрики появляются и исчезают, исходя из требования «конкретного момента», редкая из них «задерживается» надолго. Язык – не прост для восприятия, газеты переполнены каноническими текстами со специфической лексикой, своим синтаксическим строем, стилевыми особенностями. И, конечно, специфичен объем газеты, который может варьироваться от 2 до 12 полос формата А3 или А4. Только 26% читателей перечитывают каждый экземпляр этого вида изданий более трех раз. То, что читателю сразу не бросилось в глаза при первом обращении к «приходскому листку», обычно так и остается непрочитанным*. Основное правило для выбора фотографий в конфессиональном издании, по сути, такие же, как и в любой другой прессе: они должны делать текст более понятным. Если текст повторяет содержание фотографии, то это часто плохой текст. «Желательно на титульном листе помещать иллюстрацию большого формата, она может быть посвящена основной теме номера. Современная техника дает возможность манипулировать фотографиями, создавать дополнительные эффекты или делать монтажи. Такого рода манипуляции в церковном издании недопустимы»*. На титульном листе в шапке может быть помещен постоянный логотип, он обычно повторяется и в других публикациях прихода. В логотипе можно дать графическое изображение своей церкви. Следующий важный элемент оформления – шрифт. Желательно использовать не больше трех видов шрифтов. Частое пожелание читателей такого рода изданий – увеличить размер шрифта. Это увеличит легкость чтения. Для облегчения процесса чтения нужно также обращать внимание на длину строки. Слишком длинные и слишком короткие строчки могут создавать зрительные препятствия восприятию текста. Эти особенности позволяют создать образ читателя конфессионального издания: преимущественно это пожилые люди (пенсионеры), требовательные и взыскательные. О степени легкости чтения текста нужно заботиться еще при составлении макета полос и при обдумывании расположения статей и заметок. Читателю нужно помочь «открыть» интересные для него тексты. Этому может содействовать краткое оглавление (анонс) на титульном листе или на второй странице. Обращение священника, проповедь или что-либо другое церковное или библейское, лучше помещать не на первой странице, так как это не особо может расположить к чтению «паству». Не менее важно правильно оценить значение последней страницы – четвертого титульного листа. Ни в коем случае нельзя превращать именно эту страницу в «свалку» того, что больше никуда не подошло или не поместилось. Эта страница привлекает наибольшее внимание читателей. Есть даже такие, которые начинают читать издание с конца. Поэтому на последнюю страницу, как правило, помещают «изюминку» номера. Еще один важный элемент оформления – это бумага. Иногда используется бумага пастельных тонов. В случае использования цветной бумаги необходимо учитывать то, какое качество будут иметь напечатанные на ней фотографии, насколько хорош и четок будет контраст, легко ли будет читаться текст. Насколько мне известно (примечание М.Г.), работа над выпуском номера «Острова веры» обычно начинается с заседания редакционной коллегии. Здесь представляются материалы, уже поступившие в редакцию для публикации в следующем номере, распределяются задания на подготовку недостающих публикаций. Затем составляется временной план, причем составлять его нужно с конца: сначала решить, когда издание должно поступить к читателю. Важно выпускать его вовремя и регулярно. Нужно помнить о том, что все принятые решения должны быть осуществимы на практике, прежде всего это – финансовое обеспечение, которое, по сути, и является камнем преткновения в такого рода изданиях. В конфессиональном издании всегда были и наверняка будут востребованы простые, искренние материалы о людях и судьбах, об истории родного края, путешествиях редакции, о чем мы много и подробно говорили чуть выше. Непременными являются материалы о православных праздниках, рубрики семейного доктора, и – даже – советы домохозяйкам и огородникам.
СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ
(КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ) ИЗДАНИЕ «ОСТРОВ ВЕРЫ», КАК СЕМАНТИЧЕСКОЕ
ЦЕЛОЕ: ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ, СТИЛЬ, ОСОБЕННОСТИ ГАЗЕТЫ Лучше вообще не иметь приходского листка, чем хоть какой-нибудь, но скучный. Приходской листок должен быть дверью и окном в Церковь, а не еще одним неприступным забором вокруг нее… (Из рекомендаций по созданию конфессионального
издания в Германии)
…В июле 2000 года на праздновании Рождества Иоанна Предтечи в поселке Шамары состоялся первый съезд Уральской Епархии РПСЦ. На нем протоиерей Валерий Шабашов, благочинный Епархии, благословил представителей общины г.Миасс (Челябинская область) организовать выпуск газеты, первый номер которой вышел в свет лишь спустя 7 месяцев - в марте 2001 года. Анализируя характер публикаций, приходишь к выводу, что далеко не все материалы имеют непосредственное отношение к старообрядчеству. Так, первый номер содержит "Поэтическую страничку", в которой повествуется о директоре краевой Алтайской организации христиан-инвалидов "Фонд поддержки строительства храма Пресвятой Богородицы", режиссере, поэте и исполнителе авторской песни Холмогорове Александре Константиновиче. Материал повествует о творческом пути А.Холмогорова. К материалу подверстаны духовные стихи Александра Константиновича. Очевидно, материал преследует цель рассказать о том, как преуспевающий молодой человек, выпускник режиссерского факультета ГИТиСа, задумался о смысле жизни, вследствие чего пришел к старообрядчеству. Рубрика "Неизвестный Гоголь" представляет читателю зарисовку-эссе о писателе Н.В.Гоголе. Творчество писателя анализируется с нетривиальной - духовной точки зрения, однако, очевидно, что возможная взаимосвязь старообрядчество-Гоголь отсутствует. Необходимо отметить, «Остров Веры» строится на таких краеугольных камнях, как "отчет - проповедь на текущую тему - историческая справка - поэзия - творчество (какого-либо) писателя - эссе - очерк - зарисовка". В первом номере речь, как уже было сказано, идет о Гоголе, во втором - перед читателем предстает фигура А.И.Солженицына, впрочем, рубрика преследует целью рассказать об отношении писателя к церковному расколу 1653 года (приводятся выдержки из произведений и статей: "Из послания Третьему Собору Зарубежной Русской Церкви 1974 г.", "Россия в обвале", "Красное колесо"). В целом же второй номер тематически посвящен упомянутому выше расколу "Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия". Третий номер более разнообразен в тематике. В частности, рассказывается о личности старовера-архитектора Бориса Самойловича Пономарева, материал-эссе "Там за рекой" о жизни старообрядки (мемуарный материал). Основа номера - справочные материалы о ряде старообрядческих церквей Кировской, Пермской, Челябинской и Свердловской областей. Рассказывается об истории храмов, возникновении общин, настоятелях. Основой четвертого номера служит аналитический материал "Проблемы школьного образования", в котором серьезному анализу, в том числе и с религиозной точки зрения, подвергается "ошибочная" школьная программа и губительные соблазны, которые окружают подрастающее поколение "в мирской жизни". Авторы материала - православные педагоги, потому и судят о школьной программе с профессиональной этико-религиозной позиции. Тему продолжают материалы "О наших недостатках", "Об истинном просвещении" и "Воскресная школа", где авторы пытаются ответить на вопросы: как дОлжно воспитывать детей нравственными и высокодуховными личностями и о верном христианском жизненном пути. Пятый номер "Острова Веры" базируется на теме, в свое время получившей широкий резонанс как в православном, так и в светском обществе - "Присвоение россиянам ИНН волнует всех православных". Жанр материала можно определить как отчет с заседания Священных Соборов РПСЦ в 2000 и 2001 годах. Параллельно анализируется, точнее, рецензируется брошюра протоиерея о.Леонида Гусева "Об отношении Православной (старообрядческой) церкви к электронными документам…" Логическим продолжением материала является актуальная статья "О печати Антихриста", в которой со ссылкой на мысли Святых Отцов и Библию рассказывается о том, что будет представлять собой печать Антихриста - дьявольское число 666. К подборке удачно подверстано "Слово епископа Андриана на Освященном Соборе 2001 г. "Об отношении к ИНН". Парадоксально, но даже в среде старообрядцев не было (да, пожалуй, и нет до сих пор) единого мнения относительно пресловутого идентификационного налогового номера. Также в этом номере газеты - материал "Похвала иконе"; поскольку номер выходит на Рожество Христово, редакция посчитала нужным поставить в выпуск главу из романа Ивана Шмелева "Лето Господне" - "Рождество". Глава предваряется кратким рассказом о личности писателя Шмелева. "Литературный раздел" закрывается в номере стихотворением старовера - "Рожество". Очерк "Неопалимая купина" повествует о чудесном избавлении от пожара верующей женщины, обратившейся в трудную минуту к Пресвятой Богородице за помощью. Пожалуй, самым разнообразным в жанрово-тематическом отношении является 6 номер (май 2002 года) "Острова Веры". Целый разворот занимает очерк Марии Чегодаевой "Я с вами до скончания века" - посвященный "Туринской плащанице", на которой, как выясняется, изображен реальный лик Христа. К материалу подверстана подборка редакции "Малое знание удаляет от Бога, а большое - приближает к нему" Френсис Бэкон" - мнение различных ученых о нерукотворенности Туринской плащаницы. …Хороший повод для публикации в конфессиональном издании - репортажи или фоторепортажи с праздников, торжественных богослужений. Можно написать о паломнической поездке или экскурсии. Майский номер продолжает материал - путевые заметки "Дивен Бог во святых Его…" Автор А.Зенцов рассказывает: «...Приехало много молодежи со всех городов нашей Уральской епархии принять участие в съезде и в пешем походе на могилу преподобных Аркадия и Константина, испить водицы из их святого источника и облиться из него. Желающих пообщаться с между собой прилучилось не менее сотни человек, в том числе и ребятишек в возрасте от 5 до 12 лет. Пока мы стояли, обсуждая возникшую проблему, подошла последняя электричка из Перми. Надо было видеть то удивление, которое выразило тогда лицо о. Михаила: в наступающих сумерках с горки от вокзала спускалось еще не менее пятидесяти богомольцев! Всех их разместили и накормили. Так что десяток поздних гостей в Шамарах - дело обычное». Приведенные абзацы позволяют назвать публикацию очерком, обязательное составляющее которого, в данном случае, что четко заметно, элементы настоящего репортажного времени и авторское "я" с публицистическим элементом. «…Посчастливилось и нам в то воскресное утро, проходя в утренних сумерках по улице, выходящей прямо к храму и заваленной снегом (высотой не менее двух метров, что для нас уже в диковинку!), очиститься душой в этих забытых многими звуках колокольного звона. Ощущение вечности, сопричастности к ней. Как бы даже растворившись в ней, плывешь по морозному воздуху вместе с этими звуками»*. Также в номере "Мысли Святых отцов о жизненном выборе" и "Записная книжка руководителя хора". В частности, в последнем материале собраны советы мастеров и педагогов пения, художественного чтения и дирижирования, которые представлены в виде цитат, подобранных по темам. В числе прочих, приводятся советы К.Станиславского о том, какие правила необходимо соблюсти, дабы голос и уровень пения были на должном уровне. Последний, седьмой номер "ОВ" открывается подборкой рождественских материалов (как уже говорилось, вышел он накануне Рожества Христова), однако, номер базируется на теме нравственности в семейных отношениях - "Нравственное и безнравственное в современной семье". В обширном по объему и теме очерке предпринимается попытка разобраться в проблеме воспитания молодежи, авторы ищут ответы на вопрос о нежелании детей помогать родителям по дому, трудолюбии в храме. Неслучайно один иерей сказал, что "подлинное основание жизни человека - труд", а апостолом Павлом ранее была произнесена фраза "вера без дел мертва". Однако на этом материалы номера не исчерпываются. Значительное место уделено исторической подборке "История России и судьбы христиан", "Старообрядчество вчера и сегодня" и "Соловецкое разорение ("Отрывок "Истории об отцах и страдальцах Соловецких")". Автор А.Зобнина в материале "Благотворение же и общение не забывайте…" рассказывает о ставших традиционными съездах старообрядческой молодежи, которые ежегодно проводятся в Казанско-Вятской, Уральской, Новосибирской и других епархиях. …И снова очерк. "Земля Нижегородская. Путевые заметки": «В октябре 2002 года мы возвращались из Москвы с Освященного собора РПСЦ. Нам и прежде случалось проезжать мимо Нижнего Новгорода. Всегда хотелось побывать в этом историческом месте, однако многочисленные дела и просто суета не давали осуществиться нашим планам. Но на этот раз мы были тверды в намерении осуществить свое желание»*. Авторы соблюдают все требования жанра "путевого очерка": соединение репортажного (наглядно-образцового) и исследовательско-исторического (аналитического) начал. Развернутость репортажного начала воспринимается как преобладание художественного метода. Значительная часть материала посвящена истории становления в Нижегородской области старообрядчества. В художественной страничке отводится место поэзии А.Фета и В.Соловьева, а также произведению детской писательницы Лидии Чарской "Две елки". Таким образом, проведенный анализ отдельно взятой конфессиональной (старообрядческой) газеты позволяет сделать ряд важных выводов. Как удалось проследить, каждый номер имеет целью разносторонне подойти к окружающей жизни. Безусловно - первые полосы выпусков посвящены текущим или предстоящим праздникам, постам, отчетам с разного рода церковных мероприятий и заявлениям видных деятелей РПСЦ. Однако со второй-третьей полосы каждого выпуска начинается заметное своеобразие… Доминирующими жанрами в "Острове Веры" становятся заметка (чаще, надо сказать, расширенная), очерк, зарисовка, отчет и, что немаловажно, редакционная статья - "От издателя". Остановимся подробнее на последней. Редакционная статья - концепция всего авторско-редакционного коллектива. В случае с изданием "Остров Веры", в статье, открывающей каждый номер, краткий обзор - историческая ретроспектива - событий, происшедших со времени последнего выхода газеты, а также о светской "моральной" обстановке общества на момент выхода газеты.. Также в этой статье - краткий анонс номера и, что принципиально важно, авторская аргументация выбранных тем. Журналисты отвечают на вопрос о целях и задачах своих материалов, о тех, к кому теоретически в большей или меньшей степени обращен материал. Словом, в нашем случае, редакционная статья "Острова Веры" является знаменем номера, отражением его сущности и тематическим ориентиром. В анализируемом нами издании обязательное составляющее каждого выпуска - очерк. Преимущественно – путевой. Авторы рассказывают о своих дорожных наблюдениях, встречах, событиях, сквозь призму старообрядчества, ибо местность, через которую лежит их путь, имеет самое прямое отношение к "ревнителям древлей веры". Публицистический аспект наиболее четок. Авторское "я" в материалах выражено более чем ярко. Поскольку аудитория "ОВ" прихожане-староверы, авторы преследуют несколько иную, в отличие от "светского очерка" цель - приблизить читателя к своим "братьям" из других местностей, объединить их, доказать, что "в единстве - сила старовера" и, если в очерке светской прессы автор входит в контакт с читателем, делясь с ним своими чувствами и переживаниями, намеренно увеличивая его интерес и, словно бы играя этим интересом, цель очерка "ОВ" иная: погрузить в историю, поддержать духовно и рассказать о жизни "братии" в других приходах. Еще одно отличие очерка в рассматриваемом конфессиональном издании - отсутствие злободневности и типизации героя, минимальная ассоциативность… Наравне с путевым, появляется в "Острове Веры" и портретный очерк. Впрочем, авторам подчас удается создать особый - "свой" тип жанра - "исторический очерк", в котором образность сведена практически "на нет", где настоящее время и авторское "я" стоят отнюдь не на первом месте, уступая место историко-ретроспективной аналогии с текущими временами. Обязательное составляющее большинства материалов конфессиональной прессы - "апелляция к авторитету", в роли которого выступают религиозные подвижники, святые, а также Священное Писание и лидеры Церкви; издания приветствуют употребление афоризмов и цитат. Информационные материалы, чаще всего расширенные заметки, располагаются на полотне всего номера. Наиболее актуальные события - на 1-2 полосе. Пожалуй, самая устоявшаяся традиционная рубрика "Острова Веры" - "события и факты", чаще располагающаяся на двух последних полосах газеты, рассказывает о новостях из самых удаленных приходов. Стиль "Острова Веры" намеренно упрощенный, что позволяет сделать его доступным практически для любой возрастной категории. Впрочем, и это необходимо отметить, ряд материалов тематически ориентируется именно на старшее поколение и призван просветить их в политико-юридической сфере. С этой целью и поднимаются вопросы, типа "о печати антихриста" - как относиться к ИНН? В большей степени именно пенсионерам предлагаются материалы о повышении нравственности в семье, поскольку на них-то часто и лежит роль "просветителя" в семье. Для родителей профессиональными педагогами-староверами готовятся материалы о проблемах школьного образования и воспитании. Отдельное место занимает элемент "проповеди" для детей и молодежи. На них в большей мере ориентированы исторические материалы, имеющие место в каждом номере и призванные рассказать о расколе XVII века. Для детей раскрываются личности известных авторов с православной точки зрения, их (авторское) видение старообрядчества. Специально для молодежи публикуются поэтические произведения, авторы которых - зачастую - православные старообрядцы. "Воскресная школа" - универсальная рубрика, подготовленная для всех читателей - "от мала до велика": по-новому преподносят авторы уже известные церковно-исторические события… Таково содержание одной отдельно взятой конфессиональной газеты - "Остров Веры". По ней, как по трафарету, мы можем судить о клерикальной прессе в целом. Безусловно, каждое издание уникально. Однако проследить некоторые общие тенденции можно. Акцентируемся так на том, что подробно мы остановились лишь на материалах, отнюдь не всегда непосредственным образом относящихся к старообрядчеству (т.е. собственно к вере), а если и имеют отношение, то самое незначительное. Этим мы старались доказать, что в конфессиональную прессу проникает "светскость", если уместно такое выражение, появляются новые жанры, которые еще несколько лет назад казались неуместными в церковной прессе. Отметим и то, что рассматриваемое нами старообрядческое издание - конфессиональное, т.е. в религиозном отношении принадлежит к одной из духовных систем. Выбрано оно было нами путем случайного отбора, акценты на старообрядческой сущности данного издания ставить мы не стремились. Впрочем, рассмотрев несколько православных (нестарообрядческих) газет, в глаза бросился один важный факт. Так, сравнивая "Остров Веры" с "Голосом Православия" - изданием Екатеринбургской и Верхотурской епархии, становится видно, что "ГП" не содержит авторских материалов. Все публикации данного издания - перепечатки из Священного Писания, поучений Святых Отцов и проповеди священноиереев. Январский номер 2003 года - содержит материалы "О празднословии" (из слова св. Антиоха о празднословии), в продолжение темы - публикации священников "Господи… дух празднословия не даждь ми!", "Духовная жизнь начинается с минуты", "Из духовных поучений старца Георгия, Задонского затворника", "Воздержание языка" и "Гигиена интернет: несколько добрых советов", публицистический материал Архимандрита Кирилла "О неосуждении", подборка "Греховные страсти и борьба с ними", "Простая и важная молитва" и "Цветник духовный". Помня о невоцерковленных читателях (например, о членах семей верующих), не нужно злоупотреблять специальной богословской терминологией и собственно церковной лексикой… Однако, нам кажется, "Голос Православия" рассчитан исключительно на воцерковленных людей, имеющих понимание азов религии и знание специфического языка Церкви. Но и только. Рядовому же читателю, по большому счету, будет непонятно и, скорее всего, неинтересно и скучно читать такие "проповеднические" материалы, не имеющие своей "изюминки". В февральском номере "ГП" аналогичная ситуация: подборка "Что такое Великий пост?" и "Зачем нужен пост?", публицистика митрополита Владимира "Жизнь в Вере", публикации "Питание тела не должно подавлять живущего в нем духа", "Не хлебом единым живет человек…", "От покаяния к обновлению", "Перед исповедью". Иначе говоря, издание "Голос Православия" делает ставку на материалы, не имеющие отношения к внецерковному миру, следовательно, рассчитано на глубоко верующих людей, которые, в сущности, имеют представление о затронутых в материалах темах. Таким изданиям конфессиональной прессы можно дать условное название «приходской листок». Для большинства людей это единственная связь с приходом. Особенно для пожилых и больных людей, которые не имеют возможности часто бывать на богослужениях. Приходской листок дает еще одну возможность священнику обратиться к своей пастве. Здесь могут быть представлены различные группы прихода (например, хор, детский сад, молодежные объединения и пр.), обсуждаться актуальные вопросы жизни прихода. Целесообразно помещать там тексты, цель которых - укрепление в вере, помощь в жизненных ситуациях и др. Это издание может выполнять и образовательную функцию, рассказывая об истории Церкви, о местном храме и приходе, о церковных праздниках. Однако приходской листок должен информировать о событиях в приходе живущих в окрестностях, в том числе и самих прихожан. Выходящее раз в месяц издание — это не газета, это журнал для духовного чтения. Он выполняет иные функции, его материалы направлены на анализ проблем и событий, глубокие размышления о важном и сущностном, он не стремится и не может быть остро актуальным и информативным. Акцентируем внимание на том, что затронутая выше газета «Остров веры» ныне преобразована в журнал, поскольку редакционный коллектив, должно быть, реально взвесив свои силы, понял, что «ОВ» в формате газеты, с периодичностью, по крайней мере два раза в месяц, не имеет будущего. На текущий момент (ноябрь 2003 года) в свет вышло 9 номеров. И это более чем за два с половиной года! В среднем – один номер в три месяца. …Другое дело — еженедельник. Современный человек живет в многособытийном и динамичном мире, он хочет знать и понимать смысл происходящего. Краткую новостную информацию он получает из радио- и телепрограмм, расширенную и оценочную — из светских ежедневных газет. Церковный календарь также разбит по неделям. Это дает возможность информировать о прошедших церковных событиях и анонсировать грядущие, поясняя их смысл и значение, публиковать воскресные проповеди и рекомендации по занятиям в воскресной школе. Таким образом, конфессиональная газета становится помощником священнику и приходскому совету в организации приходской жизни. Одна из важных особенностей, о которой считаю уместным сказать, - преимущественное отсутствие рекламных материалов в конфессиональном издании. Роль таковой «рекламы» берут на себя информационные сообщения о происходящих в приходе событиях и объявления о готовящихся мероприятиях (съезды молодежи, открытие воскресной школы и т.д.). В большинстве случаев, печатаются особенности расписания богослужений на месяц, даются объявления о кружках и группах. Часто такие публикации увеличивают, если уместно так выразиться, «симпатии» верующих к приходу. Приходская пресса, как мы убедились в текущей главе, стала сегодня достаточно разнородной как в жанрово-тематическом отношении, так и в стилистических аспектах. Единственное, чего, как мне кажется, не хватает – обратной связи с читателем. Нет не то, что ответов на вопросы, коих, уверен, у верующих людей довольно много, но и банальных предложений к читателю от редакции обращаться с проблемами. Причина проста – крайне маленький редакционный штат не справляется со взятой на себя работой, а потому, многим приходится жертвовать во имя… во имя, как мне думается, худо-бедного существования изданий.
ФУНКЦИИ,
СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЯ КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ В ТЕКУЩИХ
ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ
ЦЕРКОВНОЙ ПРЕССЫ СО СВЕТСКИМИ СМИ Работая с религиозной темой, необходимо осознавать всю меру ответственности за сказанное. А вот показывать разные точки зрения на религию и на атеизм нужно. Их много. И среди носителей религиозных мировоззрений, и среди людей науки. Пусть читатель разбирается сам. Наше дело - собрать для него материал. Александр Щипков, председатель Гильдии религиозной
журналистики Медиасоюза
Функции конфессионального издания, по сути, немногим отличаются от функций корпоративной прессы в целом, ибо первые – неотъемлемая часть последней. Итак… Информационная функция. Приходская пресса служит одним из каналов внутренней коммуникации, ее главная цель – информировать прихожан о том, что происходит в своем храме (для тех, кто по немощи или по иным причинам не может длительное время прийти на богослужение), а также в соседних. В том числе, о новых постановлениях и решениях соборов, назначениях иереев, дьяконов, чтецов, уставщиков. Отсюда – функция организационная: приходская пресса решает проблему удаленности конкретного (скажем, деревенского) храма от центра епархии, а также, что принципиально важно, исключает возможную ситуацию «испорченного телефона» при сообщении (но не интерпретации!) важных постановлений или решений Церковных Соборов. Важная функция – идеологическая. Помимо утилитарной пользы, осведомленность в делах всей Церкви создает базовые условия для формирования «корпоративного» духа прихода. То или иное церковное издание проводит, по сути, «идеологический пиар», создавая у прихода эффект причастности чему-то единому, объединяющему, интеграционному. И, наконец, функция имиджевая1. Приходское издание, и это крайне важно отметить, читают не только прихожане, но и члены их семей, подчас далекие от Церкви, сомневающиеся, ищущие и т.д. И нередко именно с этого начинается знакомство с приходом, и в целом с Церковью, как с общественным институтом. Естественно, что впечатление от издания чаще будет противоречивое, поскольку красотой оформления и внутреннего дизайна оно привлечь на свою сторону человека не может. Но даже сам факт того, что община выпускает свое издание, говорит о многом. И уж тем более, если это не нравоучительная лекция, а доступный самому разнородному контингенту, тщательно обработанный и подобранный материал. Считаю, что основная задача корпоративного церковного издания состоит не столько в высоком богословствовании, сколько в завоевании доверия у людей. Слишком сложные богословские публикации могут только оттолкнуть и создать у невоцерковленного человека впечатление о том, что это «не его общество». «Приходской листок» должен работать на симпатию к приходу. К тому же мы должны учитывать, что Православная Церковь рекомендует «своим» СМИ «информировать читателей не только о внутрицерковной жизни, но и излагать точку зрения Церкви на важнейшие общественные проблемы»2. В прошлой главе мы рассмотрели издание «ОВ», в которой редакция, под руководством священника, дает прихожанам разъяснение официальной позиции Церкви по отношению к идентификационному номеру налогоплательщика. В принципе, любой читатель, зритель, слушатель должен иметь возможность задаться вопросом «А что думает по этому поводу Церковь?» и получить четкий ответ, дабы не пытаться искать его «на стороне», черпая информацию из светских СМИ. Речь идет как о вопросах морали, нравственности, воспитания, так и о проблемах экономических, социальных, политических. «Скажем, сегодня идет удивительная дискуссия о ценах на хлеб. Два года подряд Господь дает высокие урожаи зерновых своему народу и его земле. В этих условиях, казалось бы, каждый гражданин должен почувствовать улучшения своего социального положения от щедрот лета Господнего, благоприятного. Но не тут-то было! Все чиновники враз заговорили о недопустимости снижения внутренних цен на хлеб. Это, мол, ударит по производителям сельхозпродукции. Но ведь когда два года назад из-за недородов и неурожаев в два-три раза взвинтили цены на хлеб, а вслед за ними поползли цены на мясомолочную продукцию, сделав недоступными многие продукты питания для большинства граждан, никто не говорил, что это ударит по массовому потребителю. Напротив, тотальное повышение цен объясняли законами рынка: мало зерна — дорогие продукты, много — дешевые. Почему вдруг об этом забыли? Рынок — это когда цены снижаются, а не постоянно растут. Нравственно ли удерживать высокие цены, когда на пенсию можно купить лишь несколько килограммов вареной колбасы, а прожиточный минимум среднестатистической семьи в два-три раза выше ее доходов? Мы должны уметь формулировать и доносить до общественности свою точку зрения и по таким проблемам. Или, скажем, сейчас едва ли не по всей стране идет невиданная ранее вырубка вековых лесов, она охватила не только Закарпатье, но и Винницкую, Черкасскую, Черниговскую области. Наш юный капитализм вкупе с западными компаниями стремительно пережевывает то, чего не трогали наши деды и прадеды. Это и экологическая, и нравственная проблема. И мы должны обращаться и к ней. Церковная журналистика лишь тогда будет общественно значимой, чего требуют от нас «Основы социальной концепции», когда будет смело ставить общественно значимые вопросы»1. …Поверхностный анализ показывает, что и в самой конфессиональной прессе присутствуют тематико-идейные направления. Ольга Бакина, декан факультета журналистики г.Киров, профессиональная журналистская деятельность которой связана с православной прессой, в самом общем виде выделяет следующие типологические группы в сфере православных (конфессиональных) СМИ по жанрово-тематической направленности. После адаптации он принимает следующий вид: 1). Официально-информационные (содержат, по большому счету лишь отчеты с тех или иных мероприятий (заседаний), небольшие материалы (заметки); 2). Церковно-массовые (с ориентацией на семейный круг); 3). Церковно-теоретические (позиция Церкви по тем или иным вопросам общественно-социальной жизни); 4). Философские (то же, что и (3), однако с более «тяжелым» языком и стилем, по сути, такие издания ближе к сугубо догматическим); 5). Духовно-просветительские; 6). Религиозно-политические; 7). Религиозно-общественные (близки к (3), однако с более остро выраженным мнением Церкви); 8). Детские (чаще идут вкладкой в основное издание); 9). Литературно-художественные (также чаще выполняют роль вкладыша и содержат «пробы пера» прихожан и литературные выдержки из художественных произведений)2. Как мы проследили в прошлой главе на примере «Острова веры», это издание удовлетворяет наблюдениям Ольги Бакиной и воплощает в себе максимально разнородную информацию. «Остров веры» ориентируется на разнородную и разновозрастную аудиторию, освещая те темы, которые могут быть интересны той или иной возрастной группе: детям, молодежи, молодым семьям, зрелым людям, пенсионерам. Чаще редакция старается подобрать такие темы, которые были бы интересны всем перечисленным категориям. Другой важный аспект заключается в том, что издание ставит целью своих материалов не только назидание и проповедь, но и ориентирование в текущей социальной и духовной жизни. И все же «в идеале» религиозная журналистика (с ее "языком проповеди", специфической библейской терминологией и ориентацией на людей, знающих церковные обряды) мало понятна широкому кругу читателей и рассчитана на круг заинтересованных. «Острову веры», кажется, удается ломать этот стереотип. Жанровая разнородность материалов позволяет судить о концептуальном своеобразии издания: "Остров Веры" ориентируется отнюдь не только на людей, посещающих храм, оттого, наверное, мы и наблюдаем стилистическую специфику. Газета стремится говорить с читателем на понятном ему языке, намеренно упрощая оригинальный текст, взятый из Писания, пересказывая его, но обязательно и, что принципиально, сохраняя его первоначальную суть. Авторские же материалы пишутся не навязчиво-религиозно-поучительным языком, а адаптированным для мирского человека стилем. Это и позволяет назвать "Остров Веры" изданием, воплощающем в себе информационное, общецерковно-массовое, епархиально-приходское, литературное и художественно-публицистическое начало. Отсюда - жанровое своеобразие (и редакционная выработка наиболее оптимальных для воплощения тем жанров). …А не издавать свою прессу Церковь не может. Поскольку светская религиозная журналистика в первую очередь занимается описанием религиозного процесса, Церкви этого недостаточно. "Повода для спокойствия нет", - говорилось в одной из статей. Ей вторила другая: "Вместе с реформами хлынул немыслимый разврат не только на экраны телевидения, в газеты, журналы, но и самое страшное - в школу. (…) Школа не только обучает, но и развращает, сообщая такие сведения, которые совсем недавно можно было найти только в учебнике сексопатологии" (см. Эти негромкие права, ж-л "Москва", апрель 2001г.). Согласимся, конфессиональная религиозная пресса не так востребована, как активные государственные и негосударственные, светские средства массовой информации, ибо цель ее – миссионерская, а не скандалы и политэкономическая аналитика. Конфессиональная журналистика в первую очередь занимается проповедью. Это то главное и принципиальное, что отличает светскую публицистику от конфессиональной. Публицистика - это выражение собственного мнения. Проповедь - это добровольное выражение мнения общины. Разные внутренние импульсы. Одинаково важные и необходимые. Религиозная публицистика не зависит от религиозных организаций и имеет возможность критического свободного суждения. Конфессиональная журналистика сознательно несет нелегкое бремя проповеди в современном мире, добровольно накладывая на себя определенные ограничения (жанровые, стилистические и тематические). Заметим в итоге: конфессиональная и светская религиозная публицистика - два новых равноправных направления в современной русской журналистике. Только поняв это, мы можем предпринимать конкретные шаги по преодолению конфронтации между ними и завоеванию своего особого места в российских СМИ. Вместе с тем, отметим, что по ряду причин светская религиозная журналистика становится в зависимость от конфессиональных изданий. …Вызывает, однако, удивление отношение иных "светских" журналистов к религиозной публицистике (по сути, к системе конфессиональных СМИ). Они не признают ее как самостоятельную ветвь журналистики, всячески подчеркивая свое негативное к ней отношение. Процесс разделения религиозной журналистики на «светскую» и «церковную» составляющие был непрост. Дело в том, что конфессиональная пресса с самого начала ясно представляла свои цели, а светская религиозная публицистика цели заимствовала, искренне пытаясь исполнить роль церковной и "пособить" ей с выходом на массовую аудиторию. Думается, в более выгодных позициях и во «взгляде в будущее», конфессиональные издания имеют больше преимуществ и перспектив для своего развития, хотя и в тотальных условиях «ограничения». Дело в том, что для церковных СМИ не всегда целесообразно критиковать замеченные недостатки публично, зная, что в светской печати критика вызовет лишь негативную "лавинообразную" реакцию. В ряде случаев полезнее обращаться непосредственно к Священноначалию с просьбой о принятии мер. С церковной точки зрения увлекаться критикой небезопасно и в духовном отношении: дело не только в опасности нарушить заповедь Господню «не судите да не судимы будите»; полемический настрой рождает особую легковесность, желание решать догматически сложные вопросы с ненужной быстротой. Следствием этого может стать потеря чувства благоговения к святому, утрата благочестия. «Если нет события, страшного для всей Церкви, то покрой своей мантией согрешающего брата. Не давайте повода ищущим повода. Не с любовью к абстрактной истине, а с любовью к Церкви следует обличать ее пороки, ибо ревность, желающая истребить зло, сама есть зло»*. Грани между церковной журналистикой и светской размыты. Многие до сих пор ошибочно полагают, что мир религиозной журналистики един, а уже внутри него журналисты делятся по политическим принципам - на правых и левых, монархистов и антимонархистов, противников ИНН и сторонников, врагов ваххабитов и их тайных адептов, верующих и атеистов. Сегодня между конфессиональной прессой и светской уже можно наблюдать если не конфронтацию, то, по крайне мере, жёсткую конкуренцию и это все же позволяет надеяться, что вскоре журналистика "нецерковная" станет серьезным аналитиком и публицистом деятельности Церкви, в которую духовенство искренне "поверит". Но когда еще это будет, и будет ли?! Церковь считает себя открытой как для своих членов, так и для общества в целом, но при освещении возможных конфликтов, в том числе внутрицерковных, воцерковленным и светским журналистам рекомендует проявлять "мудрую взвешенность". Запрещенных тем нет, но в свете апостольского наставления - "Все мне позволительно, но не все полезно... не все назидает" (1 Кор.10, 23) - критика в церковной прессе должна быть конструктивной и доброжелательной, направленной на изменение реальной обстановки дел. В текущей главе мы проследили новшества последних лет в клерикальной прессе: главное - все увеличивающаяся "светскость" и появление новых жанров. Увы, нынешнее антицерковное лобби придает большое значение дискредитации самой идеи конфессиональной журналистики; ими утверждается и навязывается идея о том, что церковная журналистика имеет право существовать лишь во внутрицерковной среде, а приоритет в освещении религиозных вопросов имеет "внеконфессиональная", светская журналистика о религии. Такую позицию позволительно назвать "пропагандой дискредитации" Церкви, ограничения ее в праве иметь свою точку зрения, транслируемую через свои каналы коммуникации между прихожанами и первоиерархами. Признаем: светские СМИ, освещающие религиозную тематику, более влиятельны, чем церковные. Спорить с этим не имеет смысла. Тому есть объективные причины: профессиональные кадры, отличное техническое оснащение, финансовые возможности, опыт отечественной журналистики за предыдущие десятилетия. А главное - светские СМИ по используемым языковым средствам ближе современной "рациональной" аудитории, чем большинство церковных. Язык в данном случае - камень преткновения, поскольку именно «к языку массовой журналистики предъявляются требования простоты, доступности, доходчивости, популярности изложения»1. Не менее важна и стилистика. Для современного общественного сознания характерно тяготение к использованию штампов, вульгаризующих и убивающих исконную русскую речь. «Язык наш русский - сочный, красивый. Но сейчас он необычайно оскудел. Появился жаргон, которого, Боже упаси, раньше никогда нельзя было услышать»2. А поскольку излагать "благую весть" на криминальном языке или жаргоне молодежной тусовки для православной прессы неприемлемо, она должна заниматься выработкой механизма противостояния (конкуренции?) языку светских изданий, которые, работая над православной тематикой, пишут и говорят или каким-то неестественным (намеренно "набожным") языком, или, словно бы с некоей ухмылкой старины, ассоциирующейся с консерватизмом. Наравне с "набожностью" в "духовных" светских материалах обнаруживается словно какое-то намеренное нагнетание старины, привлечения устаревшей лексики. Ранее мы уже проводили мысль о том, что в конфессиональной прессе стиль языка резко контрастирует с языком светских изданий. Однако, «в последнее время устаревшая церковнославянская и конфессиональная лексика активно используются современными масс-медиа. Рассчитанные на массового читателя и слушателя, современные массово-коммуникативные тексты, воспроизводя стандартные языковые модели, обращаются к устаревшей лексике для большей эмоциональности, экспрессивности» (оригинал статьи "Церковная лексика в СМИ" – см. на сайте www.gramota.ru). Такие тексты заметно оттеняются на фоне материалов, стандартизированных в языковом отношении. А если принять во внимание тот факт, что духовность в ряде умов ассоциируется с ушедшими в историю временами, то особенность лексики обращает на себя безусловное внимание. Существует и еще один весьма принципиальный момент, о котором мы всуе забыли сказать. Конфессиональная журналистика набирает обороты уже потому только, что религиозная тематика не получает своего достойного отражения в светских СМИ. А если и появляется, то в искаженном, интерпретированном варианте, который, естественно, не может устраивать православных. Потому и остается лишь "своя" - конфессиональная пресса. Да, она «для своих» - прихожан, членов их семей, для священников, но и только... За ограду храма такие издания не выходят. Не выходят и потому, что экономически это обременительно, как следствие, тиражи минимальны, что не позволяет обрести себе читателей в обществе, не искушенном религией. Язык, стиль и манера подачи материалов в конфессиональной прессе также накладывают свой отпечаток. Люди не хотят воспринимать на веру материалы в этих газетах, ибо все там подается однобоко. Нужно ли идти Церкви в этом отношении на уступки? Возможно, хотя вместе с уступками появляется и инакомыслие. Протопоп Аввакум погиб за идею. Быть может и пресса Церкви обречена? Думаю, нет. Журналисты конфессиональной прессы, в этом плане, находятся в более выигрышном положении: они могут писать свои статьи отстраненно и не отстраненно, с пафосом и без пафоса, аналитически и эмоционально, скромно и вычурно, с критикой и уважением – читатель понимает, что издание это – церковное; священник может в «своей» газете опубликовать проповедь (кстати, это одно из направлений пастырского служения, связанного с раскрытием в сознании верующих богооткровенных истин христианской веры), а на следующий день в молодежной газете – рецензию на сборник стихов… Ни одна публикация в таком издании не пройдет незамеченной. Каждый материал будет обсуждаться, а потому автору конфессионального издания отводится непростая и весьма ответственная роль. И все же пока Церковные СМИ находятся в стадии становления, до полноценных изданий им еще довольно далеко. Если корпоративная пресса отдельных предприятий, фирм или частных компаний насчитывает уже чуть многие десятилетия своей практической деятельности, то церковным СМИ предстоит долгий и непростой путь. Автор текущей работы уверен, что конфессиональная пресса, по большому счету, пребывает сегодня в стадии зарождения и первостепенного своего развития, а потому – это одна из перспективных ветвей отечественной журналистики, которая громко заявит о себе, думается, в наступившем веке. Впрочем, не так все просто. К примеру, на конференции, организованной Ассоциацией Журналистов-христиан в ноябре 2001 года, прозвучала мысль о том, что «возможным выходом из финансового (творческого, профессионального или др.) кризиса мелких изданий может быть их укрупнение через их добровольное объединение из многих мелких в одно более крупное»*.
НЕКОТОРЫЕ
ВЫВОДЫ Подводя итог проведенной работе, необходимо отметить, что в ходе написания я старался затронуть максимально разнородные аспекты в рамках «конфессиональной журналистики»: ее специфику, типологию, функции, особенности и задачи, стиль религиозных публикаций, их язык. Такой дифференцированный подход, на мой взгляд, позволил подойти к работе разносторонне. Важным моментом стало то, что многие теоретические выкладки были подкреплены фактическим материалом, основой которого стал анализ старообрядческого издания «Остров веры» и других приходских газет. В ходе подготовки работы стало понятно, что объем научно-исследовательской литературы по теме «корпоративная пресса» и непосредственно «конфессиональная журналистика» довольно высок, что свидетельствует о самом живом интересе со стороны Церкви и журналистов к этому, не побоюсь этого слова, феномену. Работать в таком издании журналисту не просто: необходимо учитывать интересы «верхов» и «низов», максимально адаптировать текст для понимания простыми людьми, ориентировать публикации на самую разнородную аудиторию. Верующие сегодня не удовлетворены тем, как информация о Церкви доводится до россиян светскими журналистами. По большей части эти претензии обоснованы, так как последние имеют весьма поверхностное представление об освещаемой теме. Именно поэтому карт-бланш сегодня – в руках у приходских изданий, которые довольно активно развиваются, даже в тех жестких экономических условиях, имеющих место в суровой российской действительности. Представляется, что в России, в отличие от Запада, пока не реализован системный подход в политике религиозных объединений в области СМИ. Связано это, прежде всего, с отсутствием у российских церквей необходимых финансов. Увы, как и всегда, все проблемы, в том числе и журналистского свойства, в России упираются в деньги. В ходе работы я не раз говорил, что для организации собственного издания необходим пусть и небольшой, но начальный капитал. И если «официальная церковь» может себе позволить выпускать в приходах собственные издания, то таким газетам, как «Остров веры» существовать гораздо сложнее, поскольку приходы, в которых оно распространяется, насчитывают так мало членов, что содержать собственную газету крайне накладно. Все держится на энтузиазме редколлегии, нескольких священноиереев, да, быть может, двух-трех прихожан, присылающих в редакцию собственные, и не материалы даже, а так, заметки, которые редакции необходимо перерабатывать, чтобы облечь их в наиболее удобную для будущего читателя форму. В заключение отмечу, что духовную пищу посредством средств массовой информации (конфессионально-приходских) ищут отнюдь не все верующие, пожалуй, даже меньшинство (и в этом, между прочим, парадокс), но это «интеллектуальное меньшинство» в ближайшем будущем будет определять религиозную жизнь общества. Впрочем, если говорить непосредственно о старообрядцах, то им-то к трудностям не привыкать: пережили гонения при царе, анафему «официальной церкви», советскую власть, переживут и эти «временные трудности». Их газета только встает на ноги, но уже есть лицо, стиль, «имидж», как это модно сегодня говорить. В «ОВ» никогда не появится лжи, заказных публикаций, словом, ничего, что бы пошло вразрез с их верой. А то, что всплеск развития приходских изданий пришелся на текущий исторический этап, говорит о том, что такие СМИ востребованы и есть люди, которые хотят и обязательно будут творить. В конце концов, «все мы творцы», - сказала одна известная журналистка. Сегодня приходская пресса начинает двигаться вперед, спотыкаясь, но всегда глядя в будущее. Только вперед…
________________________________________
|
|
||
|