|
||||
Современность
"У нас разное понимание истори
"Два дня в "оплоте старой веры"
"Фоторепортаж о празднике Святой Троицы"
Выступление митрополита московского и всея Руси Андриана на Всемирном Русском Народном Соборе
"На престольный праздник к отцу духовному"
Виктор Бужинский "Нелепость велия!"
Старообрядцы - "руссейшие из русских"
Молодые староверы побывали в Миассе
"Урал -оплот старообрядчества России"
Архипастырское пасхальное поздравление
Митрополит московский и всея Руси Андриан "Старообрядцы ждут молодых"
Биография Митрополита Андриана
Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"
Архипастырское поздравление митрополита Алимпия с Рожеством Христовым
Христианскому лагерю "Ржевская обитель" - десять лет!
Антимастодонтия : атеистична ли наука?
Архипастырское пасхальное поздравление
Солженицын А.И. "О старообрядчестве"
Знатнов А.В. "Противление злу ненасилием"
Кутузов Б.П. "Об анти-старообрядческой деятельности и официальной позиции РПЦ"
Освящение Троицкого храма в Николо-Улейминском монастыре
Мельников Ф.Е. - певец (древнего) Православия
Об оккультизме, магии и "нетрадиционных методах"
Архипастырское рождественское послание
Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"
Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"
Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"
Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет
Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."
Всемирный собор старообрядческой церкви
Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения
Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"
интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)
Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства |
"Наша высшая роскошь - это радость совместной молитвы", - заявляет старообрядческий Митрополит Московский и всея Руси Алимпий.
Ваше Высокопреосвященство, какие наиболее важные для жизни Старообрядческой Церкви решения были приняты на прошедшем недавно Соборе?
- С тех пор как стало возможно, Освященные Соборы Русской Православной Старообрядческой Церкви проводятся, согласно церковным правилам, ежегодно. Наши Соборы - это весьма скромные по финансовым затратам мероприятия. Делегаты приезжают и проживают за свой счет. Фактически все затраты сводятся к обеспечению делегатов простым и умеренным питанием. Разумеется, в таких условиях ни о какой помпезности речи быть не может. Наша высшая роскошь - это радость совместной молитвы и общения съехавшихся со всех концов России и некоторых зарубежных стран священнослужителей и мирян. Мы стремимся сделать наши Соборы как можно более представительными. Каждая община может прислать на Собор избранного делегата, священника или мирянина. Если община многочисленна, норма представительства увеличивается. Освященный Собор считается правомочным, если на нем представлено не менее четверти общин Церкви, причем должны быть представлены все епархии. Большинство обсуждавшихся на прошедшем Соборе вопросов касались текущей деятельности Церкви. Это были кадровые, финансовые и организационные вопросы: регистрация епархий, величина отчислений общин на содержание Митрополии, упорядочение общинной документации, функциональные обязанности икономов и другие. Обсуждалась деятельность Христорождественского прихода в Сиднее и Белокриницкого мужского монастыря на Украине. Ответив на многочисленные обращения верующих, Собор напомнил христианам о недопустимости кремации покойников. Особый интерес у делегатов Освященного Собора вызвал вопрос об отношении Церкви к присвоению идентификационного налогового номера. Этот вопрос, как известно, уже длительное время широко обсуждается в средствах массовой информации. Многие христиане выражают беспокойство, не заменит ли этот номер их имени, данного при святом крещении. Высказывались опасения, что усиление контроля за личностью, связанное с введением ИНН и другими техническими новациями, может в будущем перейти разумные границы и привести к сокрушению свободной воли человека и погибели его души. Собор поручил созданным комиссиям продолжить изучение данного вопроса. Было определено, что если христианин воспринимает ИНН как элемент подготовки к принятию печати антихриста, он может его не принимать, тем более что светские власти отменили процедуру обязательной подачи заявления о присвоении ИНН. В заключение Освященный Собор поручил мне направить президенту Российской Федерации письмо с приглашением посетить старообрядческую Московскую и всея Руси Митрополию. Это поручение мной было незамедлительно выполнено. Старообрядцы надеются, что Владимир Владимирович Путин посетит Рогожскую слободу в Москве, увидит наши прекрасные храмы и находящиеся в них святыни, встретится со священноначалием и мирянами. Возможно, наши надежды небеспочвенны, так как президент уже успел посетить некоторые из религиозных центров России.
Каким вам видится место старообрядцев в современном российском обществе? Готовы ли они принимать перемены, происходящие в России?
- Старообрядцы - это такие же граждане России, как и все остальные, поэтому ни на какое особое место они не претендуют. Мы хотим только справедливого и непредвзятого отношения к себе. Старообрядцы с удовлетворением восприняли прекращение прямых гонений на веру. Мы рады тому, что государство христиан не притесняет, а священнослужителей не преследует. Однако с горечью приходится отмечать, что нравственность в обществе упала ниже любых допустимых пределов. Царствует дух безграничной алчности и бесстыдства. Ради сиюминутной наживы многие люди готовы на любое преступление, даже на смертоубийство. Блуд и прелюбодеяние не только не осуждаются, но открыто прославляются. Дошло до того, что противоестественные пороки признаются нормальным явлением. Семьи рушатся, а дети, лишенные должного родительского попечения, становятся легкой добычей преступности и наркомании. Как ядовитые травы, расцвели оккультизм и язычество, появились сатанистские секты. Таких перемен православные христиане-старообрядцы не приемлют. До революции большинство русских промышленников и крупных купцов были старообрядцами. Упирая на это, некоторые недобрые люди сочиняют сейчас клеветнические писания, в которых огульно обвиняют старообрядцев в алчном корыстолюбии и преступной деятельности. Подобные писания публикуют такие издания, как журналы "Москва", "Благодатный огонь", газета "Радонеж" и некоторые другие. Если бы эти писания были правдой, если бы старообрядцам действительно были свойственны такие нечестивые качества, то в настоящее время процветало бы старообрядческое предпринимательство. Но ничего подобного не слышно. Наших современных старообрядцев-предпринимателей (кстати, совсем не богатеев) можно пересчитать по пальцам, причем одной руки хватит. Да и наиболее успешные проживают, насколько мне известно, вовсе не в России, а в Австралии.
Как вы могли бы оценить отношения старообрядцев с Русской Православной Церковью? Испытывают ли они притеснения или недоброжелательство? Могли бы вы привести положительные примеры, свидетельствующие о налаживании отношений?
- Официальных отношений с Московской Патриархией Старообрядческая Митрополия не имеет. Последнее официальное послание Старообрядческая Митрополия направила в Московскую Патриархию в 1993 году и до сих пор не получила ответа. Неофициальные контакты поддерживаются. Например, протоиерей Леонид Гусев и иерей Леонтий Пименов уже неоднократно встречались с представителями Московской Патриархии для обмена мнениями по вопросам, представляющим взаимный интерес. Однако до того, чтобы между двумя традиционными конфессиями возникла атмосфера полного взаимного доверия, еще очень далеко. Мы высоко ценим многие благожелательные по отношению к старообрядцам заявления отдельных высших представителей Московской Патриархии и постановления ее коллегиальных органов. К сожалению, практические действия некоторых влиятельных деятелей РПЦ расходятся с этими заявлениями и постановлениями. Прежде всего это касается непрекращающегося присвоения имущества, имеющего несомненное старообрядческое происхождение, представителями РПЦ. Старообрядческие иконы и другие богослужебные предметы из государственных хранилищ и с таможенных складов прямиком отправляются в Московскую Патриархию, а наши многочисленные обращения игнорируются. Очень больно говорить о недавних событиях в Ивановской области. Последний в области старообрядческий храм ликвидирован. А ведь до революции там действовало несколько десятков старообрядческих храмов! У бедной и слабой старообрядческой общины города Иваново, состоящей в основном из пожилых ткачих, путем неприкрытого произвола отобрана небольшая деревянная церковь и все имущество. Все это передано одной из общин Ивановской епархии РПЦ. И это при том, что Ивановское епархиальное управление только что разместилось в полученном от местных властей храмовом комплексе, также до 1930 года принадлежавшем старообрядцам! Мало им трехэтажного кирпичного корпуса с примыкающим большим пятиглавым храмом, так еще и последнюю деревянную церквушку отняли! Впрочем, в некоторых областях отношения с представителями РПЦ складываются нормальные. Упомяну Ярославскую и Пермскую области, где существует доброжелательное и конструктивное сотрудничество между старообрядцами и последователями РПЦ.
Насколько в жизни старообрядцев действительны древние нормы Церкви о выборности священства и епископата? Соблюдаются ли эти нормы?
- Древние нормы, касающиеся выборности священства и епископата, действуют и безусловно соблюдаются. В принятых в 1998 году на Освященном Соборе Уставах Церкви и общины эти нормы были еще раз подтверждены. Порядок выбора епископов таков: делегаты Освященного Собора (священники и миряне) выбирают кандидатов в епископы, из числа этих кандидатов все епископы выбирают одного, которого затем утверждает митрополит. Священники же рукополагаются из кандидатов, избранных общинами. Епископ может отказать в рукоположении избранному общиной кандидату, сочтя его недостойным, но назначать священника вопреки воле общины он никогда не будет. Из этого правила существует важное исключение: епископы назначают настоятелей своих кафедральных соборов по своему усмотрению. Конечно, общины обычно просят в настоятели уже подготовленного и опытного попа. На такие просьбы следует ответ: сначала подготовьте своего кандидата и представьте его на освидетельствование. Часто такого кандидата определяют на службу в кафедральный собор сначала чтецом, потом дьяконом, а уж затем отправляют на приход. Мы стараемся соблюдать древние правила, что дьяконом нельзя ставить людей моложе 25 лет, а священником - моложе 30 лет.
Как старообрядцы восприняли решения Архиерейского Собора РПЦ и канонизации, прошедшие на нем?
- Мне сложно комментировать решения Архиерейского Собора РПЦ. Я бы хотел только отметить, что сильно политизированная атмосфера, в которой проходили последние канонизации, не способствует спокойствию и стабильности российского общества. К канонизациям надо подходить очень осторожно, не допуская никакой спешки, всесторонне исследуя все свидетельства о святости прославляемого, малейшая ошибка тут недопустима. Представляется, что массовая канонизация, проходящая в последние годы в РПЦ, как-то обесценивает само понятие святости. Кроме того, непонятно, как можно заявлять о необходимости диалога со старообрядцами и одновременно канонизировать Филарета Дроздова, ярого гонителя старообрядцев.
Как должны строиться взаимоотношения религиозных организаций России с государством? Устраивает ли вас существующая ныне форма этих отношений? Поддержали бы старообрядцы конкордатную модель церковно-государственных отношений?
- Старообрядцы за почти четыре века преследований убедились, что отделение Церкви от государства является благотворным. В нашем понимании это означает, что государство не вмешивается во внутренние дела религиозных конфессий, а Церковь не является орудием политической борьбы. Разумеется, это не означает, что под прикрытием религиозной деятельности можно заниматься чем угодно. Правительство вправе беспокоиться о том, чтобы деятельность конфессий не наносила урона безопасности государства, здоровью и имуществу его граждан. Конечно, такого правительственного беспокойства тоже должно быть в меру. Желательно также, чтобы руководители религиозных конфессий держались от политики подальше. Заявленная в Конституции и Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" форма отношений религиозных организаций с государством нас в целом устраивает, но в России, как известно, очень важно не только то, что написано в законах, но и то, как эти законы исполняются чиновниками. В нынешних кризисных условиях сложно предложить какую-либо стабильную модель церковно-государственных отношений (конкордатную или иную). Тем более что сложившиеся за много веков российские политические традиции не предусматривают возможности равноправных договорных отношений государства с какой-либо частью общества. Не буду говорить о других конфессиях. У старообрядцев накоплен свой, достаточно богатый опыт взаимодействия с Российским государством. И этот опыт подсказывает, что возможность регулярных рабочих встреч представителей Русской Православной Старообрядческой Церкви с лицами, обладающими реальной властью в государстве, намного полезней любых формальных договоров. Когда говорят о регулярности таких встреч, то имеется в виду хотя бы один раз в несколько лет. И необязательно постоянно встречаться с первым лицом государства, лишь бы государство представляли действительно значимые люди. К сожалению, последним крупным российским государственным деятелем, проводившим со старообрядцами рабочие встречи, был граф Александр Бенкендорф, и было это в 1831 году. Старообрядцы считают, что государственные деятели не должны лишать себя возможности, во-первых, получать неискаженную информацию из первых рук, а во-вторых, доводить свое понимание проблем до авторитетных представителей общественности напрямую, не ограничивая себя различного рода условностями, неизбежными при публичных заявлениях. Действуя предлагаемым нами образом власть имущие смогут избежать банальных ошибок, да и просто узнают много для себя полезного и интересного.
Беседовал Максим Шевченко Независимая газета - Религии, 15.11.2000
|
|
||
|