Современность
Программа основных мероприятий встречи старообрядцев мира "Путь Аввакума" 30 мая - 3 июня 2007 года
"Торжественное празднование дня жен-мироносиц. 2007 год "
"Звонарь по призванию"
Архипастырское пасхальное поздравление (лето 7515 года)
Кирилл Товбин "Вера и идентичность"
Зимой в Шамарах
Открытое письмо Кириллу Товбину
Кирилл Товбин "8 марта"
"Преодолеть разделение братьев" Открытое письмо христианам РДЦ
Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым
"Православный путь или Am(erican) Way?"
"В престольный праздник всей Руси ... "
"Свято место - пусто... "
"Уральский праведник"
"Греховно ли страхование"
О мироточивой магаданской иконе святой великомученицы Парасковии Пятницы
Фотоочерк с празднования Недели свв. Жен Мироносиц
Архипастырские пасхальные поздравления
"На деревню - к деду Феодору "
"Фоторепортаж из Олекминского заповедника"
"На уральской Пристани год 7514... "
"Богом избранный... "
"У нас разное понимание истории"
"Новая обитель в Подмосковье"
"Два дня в "оплоте старой веры"
"Фоторепортаж о празднике Святой Троицы"
"Самый культурный день"
Выступление митрополита московского и всея Руси Андриана на Всемирном Русском Народном Соборе
"Незабытая старина"
"На престольный праздник к отцу духовному"
"Старой веры хранители"
Виктор Бужинский "Нелепость велия!"
Старообрядцы - "руссейшие из русских"
Крест святому из Тарбагатая
Молодые староверы побывали в Миассе
"Урал -оплот старообрядчества России"
Архипастырское пасхальное поздравление
Собор у черты раздора
Митрополит московский и всея Руси Андриан "Старообрядцы ждут молодых"
Биография Митрополита Андриана
Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"
Бремя Перво-святительства
Избрание нового Митрополита
Прощание с долгожителем
Архипастырское поздравление митрополита Алимпия с Рожеством Христовым
Великорецкий крестный ход
Христианскому лагерю "Ржевская обитель" - десять лет!
Крестный ход во Ржеве
"Сарахван" на глазок
Антимастодонтия : атеистична ли наука?
Архипастырское пасхальное поздравление
Солженицын А.И. "О старообрядчестве"
Знатнов А.В. "Противление злу ненасилием"
Кутузов Б.П. "Об анти-старообрядческой деятельности и официальной позиции РПЦ"
Освящение Троицкого храма в Николо-Улейминском монастыре
Мельников Ф.Е. - певец (древнего) Православия
Об оккультизме, магии и "нетрадиционных методах"
Архипастырское рождественское послание
Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"
Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"
Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"
Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет
Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."
Всемирный собор старообрядческой церкви
Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения
К вопросу об ИНН
Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"
интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)
Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства
|
Михаил Шахов
Проблемы современного старообрядчества
Перед современным староверием стоит необходимость разрешения серьезных
теоретических и практических проблем, вызревавших на протяжении многих десятилетий. До самого
последнего времени староверие, как и все религиозные организации в СССР, было практически лишено
возможности решать их. Не имея научно-богословских и духовно-учебных заведений, староверие находилось
даже в более тяжелом положении сравнительно с Московской Патриархией. Попытаемся далее обозначить
некоторые важные проблемы, стоящие перед старообрядческой мыслью.
Их можно сгруппировать по следующим трем направлениям: теоретически-богословские проблемы; задачи
миссионерства и религиозного просвещения в современных условиях; комплекс проблем отношений староверия
с государством и российским обществом. В известной мере, как будет видно из дальнейшего, это направления
взаимосвязаны и частично перекрываются.
Перед церковной мыслью стоит задача переоценить применительно к современной ситуации богословскую,
религиозную оценку конфессионального состояния внешнего общества, не обновлявшуюся с дореволюционных
времен. Тогда, по крайней мере формально, внешнее общество было религиозным, состояло из еретиков-никониан
и иноверцев. За послереволюционный период общество радикально изменилось: в нем значительная доля
некрещеных неверующих и огромная масса абсолютно нерелигиозных людей, которых крестили из полутрадиционных,
полусуеверных соображений в младенчестве и которые о Православии никаких представлений не имеют.
Поэтому богословски неверно считать это общество "никонианским". Предстоит дать ответ
- какое же оно: еретическое, языческое или иное? И это не праздный вопрос. Каноны Церкви совершенно
по-разному регламентируют многие практические аспекты отношений с еретиками и с язычниками (например,
несообщение в еде и питье).
Задача богословского осмысления отношения к государству и обществу. И при царской, и при советской
власти критика действий правителей России была для Церкви запрещена. Поэтому исполнение общественного
служения Церкви - печалования перед властями за обездоленных, обличения несправедливостей так
или иначе представлялось нарушением долга законопослушания, повиновения властям предержащим в
светской жизни. Аналогично, под запретом была и миссионерская деятельность Церкви, попытка проповеди
во внешнем обществе. Сейчас все эти законодательные запреты уже не существуют. Но раньше, сто
и более лет назад благочестивые христиане-староверы, староверческая Церковь активно стремилась
идти со словом Христовым во внешний мир, преодолевая его сопротивление. Сейчас этот импульс, это
побуждение оказалось утраченным. А ведь сознание членов Вселенской Церкви тем и отличается, в
частности, от сознания членов секты, что они чувствуют себя в ответе перед Богом за весь мир,
за его максимально возможную христианизацию.
Обращение к внешнему миру на понятном ему, доступном его сознанию языке. Век и более назад сознание
общества было в основном религиозным, люди не сомневались в самом бытии Божием, в необходимости
почитать Его, в необходимости существования церковной обрядности. В те времена перед проповедником
Древлеправославия стояла задача убедить обращаемых в том, что спасительны древлеправославная Церковь
и Её таинства, а не никонианские. В наши дни у большинства обыденное сознание вообще нерелигиозное,
материалистического типа. Таким людям надо вначале прививать и саму веру в Бога, во Христа; надо
объяснять, почему недостаточно быть "верующим в душе", но требуется непременно соблюдать
церковные каноны и обряды. Готовой проповеди такого типа в древних книгах нет, ибо предки наши
с таким обществом не сталкивались. Но никто не дает нам права "списать со счетов" подавляющее
большинство народа, отказаться от трудов по его обращению - если, повторю, мы продолжаем считать
себя членами Православно-Кафолической (Вселенской) Церкви. Тем же, кто основной источник пополнения
христианского общества видит в семейной преемственности, хотелось бы указать на реальную опасность
формирования "неообрядоверия", когда человек приходит в данную общину, в данное согласие,
движимый в первую очередь родоплеменными мотивами и уже не утруждает себя познанием вероучения
- ему достаточно, что здесь молились и молятся его родственники.
Развитие воцерковленной науки - истории Церкви, богословия, исследования писаний святых отцов.
Полемические трактаты староверов, написанные для разрешения конкретных исторических задач могут
подчас создать впечатление, что история Церкви и патристика существуют исключительно для подтверждения
истинности двоеперстия и ложности никоновой реформы. Вдобавок уже в XVIII-XIX вв. староверческие
писатели были вынуждены черпать сведения об истории древней Церкви из трудов кардинала Барония
и других небеспристрастных католических и протестантских ученых (и не только потому, что "свидетельство
врага в нашу пользу - ценный довод", но и просто за отсутствием иных источников). Кроме нескольких
учебников для младших школьников, старообрядчество почти не создало в ХХ веке серьезной церковно-научной
и церковно-просветительной (не полемической) литературы и сейчас наши единоверцы могут получать
современные познания только из еретических и безрелигиозных книг.
Конечно, развитие старообрядческой церковно-исторической и богословской науки - дело крайне трудное
и требующее длительного времени. В качестве первого шага для церковно-просветительной деятельности
можно было бы предложить создать цикл лекций или курсы для староверов: по истории Вселенской и
Российской Церкви, по догматике, по творениям святых отцов. Также было бы полезным систематическое
сотрудничество со светскими учеными, но не в прежнем плане, когда старообрядчество было скорее
объектом изучения, а на принципиально новой основе, когда Церковь дает мировоззренческую основу
научных исследований. Древлеправославный исследовательский центр намеревается организовать регулярные
собрания, семинары старообрядческих деятелей всех согласий для обсуждения конкретных научных и
практических проблем. Мы надеемся тем самым внести свой посильный вклад в развитие староверческой
церковной науки.
Серьезной проблемой для всех старообрядческих согласий является сложившийся разрыв поколений:
уходит поколение старше 70 лет, люди, прожившие в Церкви всю жизнь, хранители её традиций. В последние
годы стало больше молодежи, но между молодежью и старцами отсутствует связующее звено среднего
возраста, людей 45-65 лет. К этой возрастной группе относятся люди, чья жизнь проходила в нецерковном
мире. И если некоторые из них сейчас, в пенсионном или предпенсионном возрасте начали воцерковляться,
то для того, чтобы стать церковными людьми, готовыми сменить уходящих старцев, чтобы перестроить
свое формировавшееся всю жизнь безрелигиозное естество и привычки, им будут потребны многие годы
- гораздо раньше уйдет из жизни старшее поколение, которое некому будет заменить. Миссионерская
работа по обращению людей к Церкви может хоть отчасти сгладить этот кризисный период разрыва в
преемственности поколений.
Эсхатологическая природа воззрений староверия на нынешний этап мировой истории не позволяет надеяться
на всеобщее, массовое обращение людей к вере. Пророчество Христа об оскудении истинной веры на
земле бесспорно исполняется днесь. Но это вовсе не означает, что мы должны пассивно созерцать
происходящее вымирание староверия и чуть ли не радоваться тому, как сбываются пророчества: значит,
все идет "как надо". Мы должны сделать все от нас зависящее для привлечения людей к
истинной вере, а уж Господь Сам определит меру успеха наших начинаний. Но не наше дело упреждать
Его суд и решать: все заранее обречено на неуспех, не будем и начинать свою проповедь.
Важной проблемой являются церковно-государственные отношения. Если в периоды гонений действия
государства воспринимались как свершавшиеся Божиим попущением бедствия, которые нельзя предотвратить,
то ныне существует возможность официально защищать свои права и интересы.
В частности, при подготовке нового закона, регламентирующего жизнь религиозных организаций, старообрядчество
имело возможность высказать свои критические замечания и пожелания. Конечно, оказать реальное
влияние на развитие событий было маловероятно, не тем не менее уже сейчас можно констатировать,
что под влиянием обращений старообрядческих религиозных организаций были изменены некоторые наиболее
неприемлемые формулировки в тексте закона.
Особое значение имеет задача добиваться от государства соблюдения реального конституционного равенства
религий, чтобы не допустить "монополизирование" Православия Московским Патриархатом.
В настоящее время нет никаких нормативных актов, обязывающих власти возвращать церковное имущество
в соответствии с его вероисповедной принадлежностью, поэтому уже неоднократно старообрядческие
колокола и иконы передавались никонианам. Более того, Патриархат считается единственным законным
претендентом на православные церковные реликвии: мощи святых, иконы, храмы, книги дониконовского
периода. Старообрядчество должно отстаивать свои права на наследование материального воплощения
Святой Руси, духовным наследником которой оно является.
|
вопрос
священнику
e-mail
автору проекта
|