|
||||
Современность
Архипастырское пасхальное поздравление (лето 7515 года)
Кирилл Товбин "Вера и идентичность"
Открытое письмо Кириллу Товбину
"Преодолеть разделение братьев" Открытое письмо христианам РДЦ
Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым
"Православный путь или Am(erican) Way?"
"В престольный праздник всей Руси ... "
О мироточивой магаданской иконе святой великомученицы Парасковии Пятницы
Фотоочерк с празднования Недели свв. Жен Мироносиц
Архипастырские пасхальные поздравления
"На деревню - к деду Феодору "
"Фоторепортаж из Олекминского заповедника"
"На уральской Пристани год 7514... "
"У нас разное понимание истории"
"Два дня в "оплоте старой веры"
"Фоторепортаж о празднике Святой Троицы"
Выступление митрополита московского и всея Руси Андриана на Всемирном Русском Народном Соборе
"На престольный праздник к отцу духовному"
Виктор Бужинский "Нелепость велия!"
Старообрядцы - "руссейшие из русских"
Молодые староверы побывали в Миассе
"Урал -оплот старообрядчества России"
Архипастырское пасхальное поздравление
Митрополит московский и всея Руси Андриан "Старообрядцы ждут молодых"
Биография Митрополита Андриана
Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"
Архипастырское поздравление митрополита Алимпия с Рожеством Христовым
Христианскому лагерю "Ржевская обитель" - десять лет!
Антимастодонтия : атеистична ли наука?
Архипастырское пасхальное поздравление
Солженицын А.И. "О старообрядчестве"
Знатнов А.В. "Противление злу ненасилием"
Кутузов Б.П. "Об анти-старообрядческой деятельности и официальной позиции РПЦ"
Освящение Троицкого храма в Николо-Улейминском монастыре
Мельников Ф.Е. - певец (древнего) Православия
Об оккультизме, магии и "нетрадиционных методах"
Архипастырское рождественское послание
Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"
Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"
Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"
Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет
Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."
Всемирный собор старообрядческой церкви
Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения
Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"
интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)
Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства |
НУЖЕН
ЛИ СТАРООБРЯДЦАМ ПАТРИАРХ? Церковные деятели должны показывать пример презрения к мирской
славе Предлагаемый материал представляет собой отклик на учреждение
патриаршества в одном из старообрядческих согласий - Русской Древлеправославной Церкви (бывшей
Новозыбковской архиепископии), иначе называемой беглопоповским согласием. Автор - православный
христианин-старообрядец Белокриницкого согласия, прихожанин Покровского кафедрального собора,
что в Рогожской слободе в Москве. "НГ-религии" публикует этот текст, полностью сохраняя
его стилистические особенности. С разных концов бывшего Советского Союза приходят важные
вести о появлении новых патриархов. Особенно плодоносна на патриархов щедрая земля Украины,
но и Россия в последнее время старается не отставать. Вот и у беглопоповцев появился свой
"патриарх". Ни наш первоиерарх митрополит Алимпий, ни Освященный Собор
Церкви не выразили публично своего отношения к решению новозыбковского съезда. Их молчание,
по-моему, объясняется тем, что в таких случаях хочется не лукавить, а честно высказать все,
что думаешь, но, как известно, не все слова допустимы в устах епископов. Однако полностью отмолчаться тоже нельзя, тем более что
в сообщениях некоторых СМИ говорится о том, что новозыбковцы просто постарались опередить
Московскую старообрядческую митрополию, будто бы тоже готовящую своего митрополита к производству
в патриархи. Нас обвиняли в этом еще в 1905 году. Тогдашняя пресса писала, что вот, мол, вышел
Указ о веротерпимости, теперь старообрядцы заведут себе патриарха и будут возить его по Москве
в золотой карете. Попытаюсь разъяснить, почему, по моему мнению, Русская
Православная Старообрядческая Церковь не будет вводить у себя патриархат в сколько-нибудь
обозримом будущем. Начну с того, что патриарх - это всего-навсего один из
титулов первоиерархов некоторых из автокефальных Церквей. Когда-то этот титул был введен,
чтобы почтить наиболее древние и уважаемые Поместные Церкви (Римскую, Константинопольскую,
Александрийскую, Антиохийскую и Иерусалимскую) и упорядочить церковное управление, поскольку
епископов стало очень много и помимо митрополий понадобился еще один уровень руководства.
Сам по себе титул патриарха не сообщает его носителю дополнительной благодати. В смысле священнодействия
патриарх такой же епископ, как и остальные (это отличает православие от католичества, где
Папа Римский наделен особой властью и учительством в Церкви. - Прим. ред.). Требуется ли сейчас вводить еще один уровень управления
в Старообрядческой Церкви? Нет, не требуется - на 10 епископов вполне хватает двух митрополитов,
Московского на Руси и Белокриницкого в Румынии. Есть и более серьезное препятствие в деле восстановления
патриаршества в Старообрядческой Церкви. Патриарх не может быть один во вселенной, поскольку
это будет нарушением принципа соборности. Согласно духу и букве православного вероучения,
патриархов, как и любых других равных по положению епископов, непременно должно быть несколько,
дабы в необходимых случаях они могли составить Собор. Кроме того, любой титул получает легитимность
только в случае внешнего признания. Митрополит Иов был избран первым патриархом Московским
и всея Руси при царе Федоре Иоанновиче не самочинно и самозванно, но с согласия православных
восточных патриархов. Если же кто-то из епископов начинает присваивать себе такие
почетные титулы, которых больше ни у кого из единоверных ему христиан нет, то это значит только
одно: этот епископ в сердце своем уже впал в латинскую ересь и не сегодня завтра поверит в
собственную непогрешимость (если уже не поверил). Кстати, напомню: титул Римского Папы - "епископ Рима,
наместник Исуса Христа, преемник князя Апостолов, верховный понтифик Вселенской Церкви, патриарх
Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства-города
Ватикан, раб рабов Божьих". Достойно ли православному архиерею уподобляться Римскому
понтифику в любви к пышным титулам? Современное массовое сознание уродливо искажено. В том
числе и у людей, мнящих себя православными. Эти люди не в состоянии понять, что православный
первоиерарх всего лишь первый среди равных в Соборе епископов. Им мнится некий Великий Государь
- Первосвященник, помыкающий Церковью по собственной воле. Современное российское общество, все более утрачивающее
смысл своего существования, судорожно пытается игрой с внешними формами и названиями прикрыть
пустоту внутреннего содержания. Каждый пустоцвет старается поярче блеснуть среди себе подобных.
Чиновники многих государственных ведомств нацепили на форму
военные погоны: и прокуратура, и таможня, и налоговики, и еще невесть кто; а погоны-то все
полковничьи да генеральские. Казалось бы, церковные деятели должны показывать пример
презрения к мирской славе и пренебрежения внешними отличиями. Но что мы видим? В Московской
Патриархии на 66 "простых" епископов приходится 89 митрополитов и архиепископов
(данные 2001 года). А ведь у каждого митрополита и архиепископа под присмотром должно быть
несколько епископов, иначе эти титулы теряют свое первоначальное значение и канонический смысл.
Новозыбковской иерархии, зародившейся в веселые времена
советского нэпа и имеющей несомненную преемственность от славной Обновленческой Церкви, обязательно
надо стать еще одним Московским Патриархатом. Видимо, следует ожидать в ближайшее время появления
новозыбковских Папы Римского, Константинопольского и других патриархов, благо, все эти кафедры
вакантны (со старообрядческой точки зрения). Старообрядцев издавна обвиняли и обвиняют в слепой приверженности
букве и форме. Да, мы твердо держимся веры в то, что православие имеет внешнее выражение лишь
в издавна сложившихся и канонически обоснованных формах. Положено митрополиту первенствовать среди епископов подведомственной
ему области - значит есть на Москве один митрополит, а на Руси несколько (шесть в настоящее
время) руководимых им епископов. Положено проводить Собор в составе всех епископов и избранных
общинами священников и мирян не реже одного раза в год - разорись, но проводи (и проводим).
Положено в малых монастырях (а крупных у старообрядцев
нет) архимандритов не иметь - так и не имеем. И так далее. А раз положено, то лежи оно недвижимо
во веки веков! Значит, и с патриаршеством подождем, доколе не восстанут
рядом с нами в иных странах и народах истинные Православные Церкви. А пока будем руководствоваться решением Освященного Собора
Православной Старообрядческой Церкви России и Зарубежья, состоявшегося в Белой Кринице (Украина)
в 1996 году и постановившего, что избрание первоиерарха нецелесообразно и несвоевременно. |
|
||
|