Современность
Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым
"Православный путь или Am(erican) Way?"
"В престольный праздник всей Руси ... "
"Свято место - пусто... "
"Уральский праведник"
"Греховно ли страхование"
О мироточивой магаданской иконе святой великомученицы Парасковии Пятницы
Фотоочерк с празднования Недели свв. Жен Мироносиц
Архипастырские пасхальные поздравления
"На деревню - к деду Феодору "
"Фоторепортаж из Олекминского заповедника"
"На уральской Пристани год 7514... "
"Богом избранный... "
"У нас разное понимание истории"
"Новая обитель в Подмосковье"
"Два дня в "оплоте старой веры"
"Фоторепортаж о празднике Святой Троицы"
"Самый культурный день"
Выступление митрополита московского и всея Руси Андриана на Всемирном Русском Народном Соборе
"Незабытая старина"
"На престольный праздник к отцу духовному"
"Старой веры хранители"
Виктор Бужинский "Нелепость велия!"
Старообрядцы - "руссейшие из русских"
Крест святому из Тарбагатая
Молодые староверы побывали в Миассе
"Урал -оплот старообрядчества России"
Архипастырское пасхальное поздравление
Собор у черты раздора
Митрополит московский и всея Руси Андриан "Старообрядцы ждут молодых"
Биография Митрополита Андриана
Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"
Бремя Перво-святительства
Избрание нового Митрополита
Прощание с долгожителем
Архипастырское поздравление митрополита Алимпия с Рожеством Христовым
Великорецкий крестный ход
Христианскому лагерю "Ржевская обитель" - десять лет!
Крестный ход во Ржеве
"Сарахван" на глазок
Антимастодонтия : атеистична ли наука?
Архипастырское пасхальное поздравление
Солженицын А.И. "О старообрядчестве"
Знатнов А.В. "Противление злу ненасилием"
Кутузов Б.П. "Об анти-старообрядческой деятельности и официальной позиции РПЦ"
Освящение Троицкого храма в Николо-Улейминском монастыре
Мельников Ф.Е. - певец (древнего) Православия
Об оккультизме, магии и "нетрадиционных методах"
Архипастырское рождественское послание
Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"
Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"
Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"
Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет
Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."
Всемирный собор старообрядческой церкви
Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения
К вопросу об ИНН
Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"
интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)
Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства
|
КРЕСТ
СВЯТОМУ ИЗ ТАРБАГАТАЯ
Подвиги православного святого из
Бурятии привлекли паломников со всей России
8 сентября на вершине одной из гор близ Тарбагатая
установлен восьмиконечный поклонный крест в память священномученика Афанасия,
епископа Иркутско-Амурского Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Крест поставлен над пещерой, где в 50-е годы были
найдены православные святыни, спасенные епископом. Сам он решением НКВД
был приговорен к расстрелу. Спустя 50 лет после смерти епископ был реабилитирован,
а в 2003 году причислен к лику святых.
Восхождение к местам, связанным с подвигами святого, стало важнейшей частью
программы визита митрополита Андриана, главы Русской православной старообрядческой
церкви. На церемонию вознесения креста приехали паломники-старообрядцы
из Москвы, Новосибирска, Алтая и других регионов России.
Восхождение
Торжественный для всех старообрядцев Забайкалья день начался с Божественной
литургии в храме святителя Николы в Этнографическом музее. Руководил ею
митрополит Андриан. По окончании богослужения православные христиане на
автобусах выехали в Тарбагатайский район. Около Омулевки машины свернули
на пыльную грунтовку и углубились в падь Жарчиха, перешедшую в глубокое,
узкое ущелье.
— Это место называется Боги с ударением на последнем слоге, — пояснил
отец Елисей, благочинный иерей Дальневосточной епархии. — Это название
появилось после того, как была найдена пещера со святынями.
Здесь-то и предстояло восхождение на гору. Но сначала верующие положили
поклоны, а священнослужители начали молебен священномученику Афанасию.
По его окончании около десятка крепких мужчин взялись за тяжелый крест
длиной четыре метра. Поднимали его с величаниями на старославянском языке:
«Велича-а-а-а-е-е-м тя святы-и священномучениче Афанаси-е…»
Подъем по почти отвесной горе был невероятно трудным. Крест нужно было
поднять на высоту более 200 метров. Путь преграждали деревья, валуны и
расщелины. Мужчины спотыкались, оступались на камнях, падали, карабкались
по кручам, но ни разу не уронили свою драгоценную ношу. 77-летний Маркел
Иванович и 73-летний Семен Иванович Борисовы, внуки владыки Афанасия,
по этому случаю специально приехавшие из Москвы, вместе со всеми совершали
восхождение.
На вершине
Подъем вместе с остановками на отдых длился более часа. Пещера представляла
собой огромный плоский камень, горизонтально выступавший из горы почти
на самой ее вершине. Под ним было свободное пространство размером с небольшую
комнату, с одной стороны выложенное каменной кладкой.
— Все было заложено камнями, владыка Афанасий и его брат Илья жили вместе
в Тарбагатае и приходили сюда по ночам, с тележкой, полной книг и икон,
— дополняя друг друга, рассказывали присутствовавшие здесь дети Александра
и Илья Елисеевы, Рома Свининников. — До Тарбагатая около 10 километров
они шли пешком, поднимались в гору, прятали святыни и закладывали пещеру
камнями.
По словам детей, пещеру случайно обнаружил охотник из Шарихи. Святыни
были увезены в музеи Улан-Удэ, а то, что «советские» посчитали ненужным,
— сожгли. Кроме этой пещеры, которая называется Большой, есть и Малая,
где тоже хранились книги, иконы и утварь.
Верующие устроились вокруг пещеры — на валунах, поваленных стволах деревьев.
Немного передохнув, святые отцы продолжили молебен, началась установка
креста. Сначала его разобрали, поставили в заранее подготовленную яму,
залили раствором и смонтировали с помощью лестницы. Табличка, прикрепленная
посредине, гласила: «Крест установлен в память о священномученике Афанасии
(1877 — 1938), в миру Федотов Амвросий…»
Митрополит Андриан освятил его, окропив святой водой. В это время певчие
запели ирмасы — особую форму церковных песнопений, пели древним знаменным
распевом. Звуки их голосов, отражаясь от скал и золотеющих листьев, сливались
с пением лесных птиц и уносились ввысь, в безоблачное голубое небо.
— Мы сегодня совершили восхождение к пещере, где хранились святыни, которые
пытался сохранить священномученик Афанасий, — сказал владыка Андриан.
— Сей подвиг он совершал ежедневно, еженощно поднимая ценный груз вдали
от людских глаз, чтобы ничто не могло осквернить святыни, которые он пытался
спасти. И не важно то, что святыня каким-то образом не дошла до нас, то
есть даже неизвестно, где она находится, только Бог знает это, важно его
желание угодить Богу.
Митрополит говорил, что подвиг святого из Тарбагатая должен послужить
примером для всех христиан. Каждый верующий должен стремиться к сохранению
и умножению православных святынь, и вот это возвышенное устремление должно
быть постоянным направлением движения человеческой души.
Крест над горами
Спуск с горы был не менее трудным, чем восхождение. Мужчины помогали
старикам и женщинам. Шли, не спеша, останавливаясь и отдыхая.
— У него была возможность спастись, уехать в Харбин, но он этого не сделал,
— говорил спутникам, сидя на валуне, седобородый старец. — Он знал, на
что шел: готовился и духовно, и физически пострадать за Христа.
А внизу на зеленой лужайке ждала скромная трапеза. Усталые богомольцы
пили черный чай и ели пироги с грибами.
— Когда случилась бединушка и на нас начались гонения, дедушка сказал:
«Надо уезжать из Тарбагатая…» — рассказывал Семен Борисов, внук святого.
Иван Калашников, заместитель председателя Народного Хурала и председатель
Тарбагатайского землячества, разговаривал с крепким чернобородым мужчиной.
Это был Вениамин Борисов, правнук святого, заказавший крест и привезший
певчих из Томска и Новосибирска.
— Я здесь во второй раз, — сказал он. — В первый раз прочувствовал, а
во второй раз приехал с крестом.
Когда все ушли с вершины, около пещеры остались только дети, скакавшие
по камням, и молодой человек, представившийся Владимиром Мейером. Он сидел
на валуне и смотрел на крест. А крест возвышался над ущельем, наполняя
горы волнующим ощущением божественного присутствия.
— Я атеист, просто уважаю чужую культуру, — говорил Мейер. — Но разве
не приятно сидеть здесь, смотреть на крест и чувствовать, как что-то в
душе шевельнулось и стало хорошо?
Александр Махачкеев.
"Информ-Полис". № 15(624) 15 сентября 2004 г.
|
вопрос
священнику
e-mail
автору проекта
|