|
||||
Современность
"У нас разное понимание истори
"Два дня в "оплоте старой веры"
"Фоторепортаж о празднике Святой Троицы"
Выступление митрополита московского и всея Руси Андриана на Всемирном Русском Народном Соборе
"На престольный праздник к отцу духовному"
Виктор Бужинский "Нелепость велия!"
Старообрядцы - "руссейшие из русских"
Молодые староверы побывали в Миассе
"Урал -оплот старообрядчества России"
Архипастырское пасхальное поздравление
Митрополит московский и всея Руси Андриан "Старообрядцы ждут молодых"
Биография Митрополита Андриана
Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"
Архипастырское поздравление митрополита Алимпия с Рожеством Христовым
Христианскому лагерю "Ржевская обитель" - десять лет!
Антимастодонтия : атеистична ли наука?
Архипастырское пасхальное поздравление
Солженицын А.И. "О старообрядчестве"
Знатнов А.В. "Противление злу ненасилием"
Кутузов Б.П. "Об анти-старообрядческой деятельности и официальной позиции РПЦ"
Освящение Троицкого храма в Николо-Улейминском монастыре
Мельников Ф.Е. - певец (древнего) Православия
Об оккультизме, магии и "нетрадиционных методах"
Архипастырское рождественское послание
Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"
Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"
Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"
Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет
Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."
Всемирный собор старообрядческой церкви
Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения
Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"
интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)
Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства |
Преосвященный
Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири О
проявлениях неоязычества у христиан Свято место пусто не бывает, - гласит старинная народная мудрость.
Потому, когда во времена атеистических лихолетий вытеснили из жизни русского человека веру
во Христа, образовавшуюся духовную пустоту быстро заполнил всяческий духовный суррогат,
граничащий с магией и колдовством, энергетикой и шаманством. Условно говоря, в сознании полуатеиста (так как абсолютный атеизм,
абсолютное безбожие чуждо самой природе человеческой) возродилось, никогда полностью не
уходившее из сознания народного, язычество, но не в той
своей изначальной форме, а в форме иной, полухристианской, трудноузнаваемой, гибкой.
Именно для того, чтобы нам с вами не путать первоначальное язычество с язычеством новым,
назовем последнее неоязычеством и постараемся определить его признаки, дабы не проросло
нечто подобное и в нашем православном сознании. Надо отметить, что Церковь Христова время от времени страдала
от всяческих потрясений и шатаний подобного рода. Одним из подобных проявлений в начале
становления христианства была закравшаяся в сознание верующих философия гностицизма (от
греческого слова "гносис" - знание). Это заболевание в течение 300 лет извращало
православие и лишь в VI веке было окончательно определено как чуждое христианству учение,
отдалено от христианства и предано анафеме. Именно гностики проповедовали заблуждение о переселении души
в другие тела, об энергетической силе человеческой молитвы, об иллюзорности страданий Христа,
о возможности достижения знаниями определенных сил и способностей в области духовной и энергетической
и т. д. Это учение имело свою четко обоснованную философию, свое вероучение и, естественно,
своих теоретиков, апологетов и их последователей. Конечно же ныне, спустя 14 веков после отделения гностицизма
от христианства, подобные проявления носят скорее эпизодический, личностный характер и далеки
от формирования в философское течение, однако отдельные еретические завуалированные заблуждения
не редки и сейчас и чаще всего, являясь убеждением того или иного христианина, остаются
нераскаянным его грехом. Чаще всего происходит это не по злому умыслу, но лишь потому, что
человек не знает об имеющемся у него заблуждении. По сей причине, по причине неопределенности,
несформированности, растворенности неоязычества в сознании народном, затруднительно его
врачевание. Но сделать это так же необходимо, как и необходимо было сделать это на заре
христианства. Вот некоторые случаи из моей практики общения с христианами,
в той или иной степени находящихся в языческом заблуждении. 1. Молодой человек, прилежно молящийся, спит в той же комнате, где расположен молитвенный уголок. Не так давно
он приобрел старинный "намоленный" молитвослов, который ныне лежит у него в изголовье
и "излучает благодатную энергию, в лучах которой он спит. От этой энергии у него перестает
болеть голова, а лучи проникают через голову во все тело". 2. Группа прихожан, во главе с руководителем общины, созывает
к себе в новую молитвенную комнату христиан, прося при этом: "Комната новая и ее нужно
сильно намаливать, накачивать молитвенной энергией". 3. Нередко встречаются христиане, особенно из присоединившихся
к Церкви из неверия в зрелом возрасте людей, чаще всего имеющих хорошее образование и прошедших
через различные вероучения, которые во время молитвы занимаются осознанным "промаливанием"
своего будущего пути или действия, создавая своеобразный энергетический тоннель, по которому
будет развиваться его будущее действие. Считается в данном случае, что это и есть благодать
Божия, в которой заповедано пребывать христианам. 4. Нередко, особенно у сестер, встречаются проявления скрытых
форм заговоров и зашептываний. От сглаза, перед дорогой, от дурного слова. Чаще всего подобные
действия снабжаются короткими неканоничными молитвами (с
использованием имен святых, Богородицы и даже Христа) и определенными ритуальными действиями
(плеванием, дуновением, разворачиванием через одно или другое плечо и т.д.). 5. В последнее время чаще стали встречаться христиане, "выходящие
на контакт", или "на связь", или "на канал" с "Отцом Небесным"
или со Христом, или с ангелами, или еще с кем-либо. Эти "контакты" имеют всевозможные
формы. А люди, в зависимости от степени подобного одержания, являются либо "избранниками
Божиими", либо "мессиями". Это заболевание особенно тяжко и трудно поддается исправлению
прежде всего потому, что люди, получающие информацию таким путем, начинают ей верить более,
чем наставлениям своего отца духовного, поучениям Святых отец и самому духовному учению.
Ибо поначалу духи злобы поднебесной, приходящие в светлых одеждах к подобным людям, учат
по-христиански; затем - по-христиански, но лишь с незначительной разницей в некоторых вопросах
(якобы эти знания не всем открываются или истолкованы неверно), и лишь через многие годы
"контактов", очень незаметно, учение "контактное" начинает быть абсолютно
противоположным основным православным догматам. 6. Встречаются различные "слухи" о существовании эзотерического
или тайного христианства. Якобы учение, доступное широкому кругу людей через доступность
Писания и Предания Церковного, есть не все учение христианское, а полное учение хранится
у тайных христиан- отшельников (или в "Беловодье", или в "Шамбале"),
куда допускают лишь избранных, кто развил свои способности и стал неким сверх-человеком.
Ярче всего эта теория представлена в еретических лжехристианских учениях теософского общества
Е. Блаватской и общества "Живой этики" Рерихов. К сожалению, иные христиане скоры на изучение чужих учений,
а к учению своему небрежны. Отсюда, не имея твердой основы, незыблемого камня в основании
своих знаний, многие претерпевают шатания и заблуждения, а то и отпадения от спасительного
пути. 7. "Походите босиком по росе". "На восходе и
закате солнца помолитесь Господу. Это время наиболее благоприятно". "Прислонитесь
к дереву, поделитесь с ним всеми своими бедами - обязательно полегчает". "Остерегайтесь
ночи, когда на небе нет луны - это самое время для темных сил," - эти и подобные им
суждения - не что иное, как само язычество. 8. Не знаю, сколько раз ко мне обращались люди с просьбой о
помощи, когда против них что-либо "сделали" ("сглазили" , "прокляли"
, "поставили на смерть"). Увы, но и обращаются чаще всего с вопросом, как отомстить,
куда какую свечку поставить в ответ или чем наказать мнимых обидчиков. Да будет известно нам, что никто из людей никак и никогда не
способен на какие бы то ни было энергетические воздействия. Человек может думать и желать
вам зла, а уж беси по его желанию и просьбе могут пытаться искушать. Но способны беси делать
это и без чьих-то просьб, специально, чтобы поссорить людей между собой как бы от того лица,
просто за то, что вы христиане. Что же нам бороться против крови и плоти ближних своих,
а духов злобы поднебесной даже не замечать? 9. Прожигание свечой углов в комнате, отливание воском испуга
и "выкатывание" порчи яйцом, заваривание травы чертополоха и окропление отваром
всех и вся, окуривание квартиры ладаном, а то и глотание ладана для изгнания бесов, и прочие
подобные ритуальные действия скорее напомнят нам языческие времена фетишизма. Мы же, христиане,
спасаемся молитвенным призыванием Господа и Святых Его, всяческим Их заступлением. 10. Практически повсеместно, особенно у новоприходящих к вере,
утративших свои православные корни людей, приходится слышать подкупающее своей наивностью
и верой суждение: "Больных детей обязательно нужно окрестить, чтобы они перестали
болеть". При этом чаще всего озабоченной и любящей матери фактически все равно, в какой
церкви будут крещены ее дети. Лишь бы окрестить, лишь бы поставить свечку, и тогда "какая-то
добрая энергия будет защищать ее детей от злой энергии". Можно было бы неустанно перечислять массу различных проявлений
неоязычества, встречающихся в повседневной практике, и списку подобному не было бы
конца. Это и понятно. Падать куда легче, чем подниматься. И спускаться долу легче, чем карабкаться
в гору. И заболеваем мы куда быстрее, чем лечимся. Но лечиться необходимо. Если у кого нечто
подобное, описанное выше, случается, или происходит иное что, отличающее вас от братьев
и сестер во Христе, не стоит уповать на то, что это богоизбранность или редкий дар Божий.
Хотя, возможно, это и так. Поделитесь своими мыслями с духовником и послушайте его, ибо
через священноиерея говорит Христос. Многое можно исправить сейчас. А во аде же кто может
исповедоваться? И знающих нечто подобное за братьями и сестрами во Христе, прошу
смиренно: не оставляйте попавших в беду христиан, но всячески с любовью и терпением, врачуйте
болящих духовными заболеваниями и неустанно молитесь о них ко Господу, дабы подобные языческие
проявления не отлучили наших братьев и сестер во Христе от спасительного тела Церкви, чтобы
не услышать им и нам на Страшном и Праведном Суде слова Христа: "Отойдите от Меня,
делающие беззакония". (Перепечатано из газеты "Русь православная" №5-6,1997,
С.4) |
|
||
|