|
||||
Современность
Программа основных мероприятий встречи старообрядцев мира "Путь Аввакума" 30 мая - 3 июня 2007 года
"Торжественное празднование дня жен-мироносиц. 2007 год "
Архипастырское пасхальное поздравление (лето 7515 года)
Кирилл Товбин "Вера и идентичность"
Открытое письмо Кириллу Товбину
"Преодолеть разделение братьев" Открытое письмо христианам РДЦ
Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым
"Православный путь или Am(erican) Way?"
"В престольный праздник всей Руси ... "
О мироточивой магаданской иконе святой великомученицы Парасковии Пятницы
Фотоочерк с празднования Недели свв. Жен Мироносиц
Архипастырские пасхальные поздравления
"На деревню - к деду Феодору "
"Фоторепортаж из Олекминского заповедника"
"На уральской Пристани год 7514... "
"У нас разное понимание истории"
"Два дня в "оплоте старой веры"
"Фоторепортаж о празднике Святой Троицы"
Выступление митрополита московского и всея Руси Андриана на Всемирном Русском Народном Соборе
"На престольный праздник к отцу духовному"
Виктор Бужинский "Нелепость велия!"
Старообрядцы - "руссейшие из русских"
Молодые староверы побывали в Миассе
"Урал -оплот старообрядчества России"
Архипастырское пасхальное поздравление
Митрополит московский и всея Руси Андриан "Старообрядцы ждут молодых"
Биография Митрополита Андриана
Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"
Архипастырское поздравление митрополита Алимпия с Рожеством Христовым
Христианскому лагерю "Ржевская обитель" - десять лет!
Антимастодонтия : атеистична ли наука?
Архипастырское пасхальное поздравление
Солженицын А.И. "О старообрядчестве"
Знатнов А.В. "Противление злу ненасилием"
Кутузов Б.П. "Об анти-старообрядческой деятельности и официальной позиции РПЦ"
Освящение Троицкого храма в Николо-Улейминском монастыре
Мельников Ф.Е. - певец (древнего) Православия
Об оккультизме, магии и "нетрадиционных методах"
Архипастырское рождественское послание
Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"
Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"
Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"
Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет
Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."
Всемирный собор старообрядческой церкви
Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения
Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"
интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)
Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства |
СТАРОЙ ВЕРЫ ХРАНИТЕЛИ Три века их гнали... Они насмерть стояли в своей вере, храня ее в глухих лесах, спасались суровым климатом, скрывались за рубежом или, не дрогнув, шли в тюрьмы и лагеря. Триста лет прошло, а они все такие же: подпоясанные мужики носят бороды, женщины повязывают на голову платки и ходят в сарафанах, молятся по старым книгам и блюдут древние церковные каноны, широко крестятся и приветствуют друг друга поклоном со словами «Доброго здоровия!»
Не такие как все?
Их дети – такие и не такие как все. На улице их и не отличишь от общей массы молодежи: те же джинсы и модные куртки, та же молодежная речь. Правда, кока-колу не очень жалуют, да не курят, говорят, большой грех. «Молодой старообрядец», - скажете, абсурдно звучит? Настоятель екатеринбургского храма во имя Рожества Христова (что в районе Верх-Исетского завода) отец Павел Зырянов, батюшка совсем молодой. Познакомились мы с ним в начале девяностых. Он тогда заканчивал Сельскохозяйственный институт (с детства мечтал стать ветеринарным врачом) и только-только начинал посещать храм, учился петь, изучал церковнославянский язык – на нем у староверов все книги писаны. Община старообрядцев в Екатеринбурге появилась в годы перестройки. Поначалу собирались в квартире, а в 1993 году на праздник Рожества Христова был освящен екатеринбургский храм – его отстаивали и хлопотали «всем миром». Здесь, в церкви, застенчивый молодой человек Паша скоро познакомится со своей будущей женой Ириной. ...Мы разговариваем со священником в тишине келии, голос его звучит серьезно, но невыразимо мягко. Разговаривать с ним – что черпать воду из колодца посреди пустыни. Кажется, он умеет говорить о сложных вещах самыми простыми словами, а этого, согласитесь, многим из нас порой недостает. После окончания вуза и женитьбы, Павел вернулся на родину – в Невьянск, где проводил свое детство и отрочество. - Бабушки мои жили в деревне, на каникулах я у них гостил, - задумчиво вспоминает батюшка. – И тяга к земле-кормилице привилась. Церкви по близости, конечно, не было. Даже собираться на общее моление было негде, но, сколько помню, всегда в нашем доме висели иконы. Обе бабушки молились на глазах мальчика. И если у ребят, растущих «в миру», беззаботные годы юности нередко проходят в веселых встречах с друзьями и полуночных дискотеках, у староверов – все иначе. - Основным увлечением тогда было чтение исторической литературы, - отвечает священник на мой вопрос. – Нравилось изучать историю Руси, читал и литературу по будущей профессии. Что касается досуга... не знал я, как это описать, помню, был какой-то незримый ограничитель: идут ребята на танцы, а у меня никакого желания с ними идти нет. Хотя тогда еще и на исповедь я не ходил, не знал почти ничего... Невьянск – городок сельскохозяйственный. Поработал
Павел в колхозе ветврачом, позже охранником устроился. Все чаще с молодой
супругой стали ездить в Екатеринбург, в храм. Вместе с тем изучал богослужебные
книги. В 2001 году духовный отец благословил его на служение Богу – Павел
стал уставщиком в церкви (в отсутствие священника вел службы, руководил
клиросом – церковным хором), вскоре возвели его и в духовный сан – стал
диаконом. Во священники отца Павла поставили совсем недавно, в конце мая,
на праздник Дня Святаго Духа. К его сану и сегодня многие прихожане еще
не совсем привыкли. Однако, на прошедшем в июле епархиальном совещании
(в Уральскую старообрядческую епархию входит Свердловская, Челябинская
и Пермская области – всего около 20 приходов) иерея Павла Зырянова избрали
ответственным по работе с молодежью епархии.
Староверами рождаются. И становятся.
- Отец Павел, кто он – старообрядец 21 века? - Наша церковь – часть российского общества. Для нас характерны те же социальные особенности: основной костяк старообрядчества – женщины среднего возраста, мужчин меньше. В последнее время стало довольно много молодежи. Во-первых, подросли дети и внуки наших прихожан. Это – коренные старообрядцы. Во-вторых, интерес к нам стали проявлять молодые люди «извне», ранее не верующие, у кого религиозных корней не было – изучают историю церкви, которая предшествовала и сопутствовала расколу 1653 года, взвешивают ее, делают для себя выводы, после чего уже осознанно приходят в храм, принимают крещение и становятся полноправными членами Христовой церкви, сторонниками «древнего благочестия». Само слово «старообрядцы» появилось еще во времена Екатерины Великой, а при Николае Втором термин был юридически закреплен. Кстати, начало 20 века считается «золотым веком» староверия. В это время когда сторонники древней веры получили полную свободу – в России тогда было открыто и освящено до тысячи староверческих храмов. Сегодня старообрядцы причисляют себя к исконному православию, считают, что именно они являются Русской Православной Церковью, но вынуждены называться старообрядческой Церковью, чтобы, как отметил митрополит Андриан в одном из интервью, «соблюсти самоидентификацию». Бережно хранят они древнехристианские формы богопочитания – двуперстие, трехпогружательное крещение (в отличие от обливательного крещения во многих храмах РПЦ), хождение во время свершения таинств крещения, венчания и в крестных ходах посолонь (по солнцу – М.Г.), молитвы совершают по крюковому пению (Крюки - древние ноты, которые спеть "с листа" без знания их невозможно - никакое музыкальное образование не поможет), пишут имя Исус с одной «и». Кстати, эта особенность - удвоения букв в именах, пошла на Руси после церковной реформы 17 века. В ходе реформы, утверждают староверы, патриарх Никон внес столько масштабных изменений в книги, что мало осталось молитв, которые произносились бы одинаково старообрядцами и сторонниками «нового обряда» (РПЦ) . Говорят, изменения никоновской реформы зафиксированы о составляют свыше двухсот томов. От староверов вы никогда не услышите «спасибо», только «Спаси Христос». Они не делают для себя послаблений ни в постах, ни в молитвах, ни в службах. Сегодня в России насчитывается свыше 2 миллионов старообрядцев. Впрочем, цифра эта весьма условная, ибо многие общины, находящиеся в труднодоступных местах, в контакты с миром так и не вступили. В наши дни живут сторонники древней веры в Румынии, Италии, Болгарии, Канаде и США, Австралии, Аргентине, Уругвае, Бразилии, Турции. В последние годы старообрядчество стало молодеть. Эта тенденция, конечно, больше касается городских приходов. Деревенских общин староверов хотя и больше, но активность их низка. Городские общины Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Томска и Казани – пожалуй, самые живые и подвижные. - Живость в их активности. Здесь много молодежи, регулярно проходят занятия в воскресных школах. Сибирские старообрядцы славятся своими церковными хорами. Например, новосибирский хор даже выступать приглашают, - говорит отец Павел. Оживает сегодня и екатеринбургский приход. По воскресениям у храма – вереница машин, каждую службу знаменует колокольный звон… Чтец Роман Донцов ловко управляется с колоколами, вызванивая на высокой колокольне древние праздничные мотивы своеобразной музыкальной «азбуки». Традиции, конечно, передаются. И преемственность поколений ощущается. По словам священника, главное – дух церкви жив. «А пока он жив – будут к нам приходить и молодые люди, значит и вера наша будет продолжаться», - добавляет батюшка. В 2004 году Русскую Православную Старообрядческую Церковь возглавил молодой и активный архиерей. 53-летний митрополит Андриан Четвергов встал во главе староверов в ответственный момент, когда у верующих не было общего видения собственных проблем. Первые действия нового владыки говорят о серьезности его намерений. Так, за несколько месяцев своего служения, митрополит объехал почти все старообрядческие приходы Молдавии, России и Украины (свыше 250 приходов), встречался с представителями местной власти и духовенством РПЦ, заявляя о претензиях на исторические владения своей церкви, которые в годы Советской власти насильственно изымались и национализировались. Общая задача старообрядчества сегодня, как отметили на минувшем Соборе РПСЦ (он прошел в Москве, на Рогожском кладбище – историческом центре старообрядчества – с 19 по 22 октября) – широкий охват молодежи, привлечения ребят в храм. - Женщин в наших храмах много, у всех есть дети, внуки... Мы бы очень хотели привлечь этот контингент в церковь, значит, нам нужно их как-то заинтересовать, - говорит отец Павел. - А ты чего тут бегаешь, давай-ка садись со мной, - прервав разговор, батюшка усадил рядом с собой мальчика лет семи. Никола – сын священника. Он в церкви с младенчества – еще и говорить не умел, а вместе с мамой каждую службу в храме проводил… В Екатеринбурге сегодня можно встретить совсем еще юных девушек в длинных юбках и сарафанах, да подпоясанных ребят в темных кафтанах, читающих молитвы и как-то подчеркнуто серьезно слушающих слова преподавателя воскресной школы. Правда, под одеждой нередко можно заметить джинсы и кроссовки, а после службы – на церковном крыльце с сотовым телефоном. Для проведения «молодежного вопроса» в жизнь при Московской Митрополии создан Молодежный отдел. Он занимается организацией и проведением съездов, созданием в епархиях инициативных молодежных коллективов. Результаты его работы уже видны – в пяти епархиях в этом году прошли встречи православной старообрядческой молодежи. Уральская встреча прошла в городе Миасс Челябинской области, в ней приняли участие около 30 ребят…
«Все можно, да не все полезно»
Мы с отцом Павлом приехали на молодежную встречу на его стареньком потрепанном «Москвиче». Официальная часть встречи – обсуждение актуальных для молодых староверов вопросов: «Общение с внешним миром», «Цель моды», «Духовное и светское образование». Последняя тема оказалась для ребят неожиданно важной. – Думаю, что образование – неотъемлемая часть старообрядчества, – делится мнением пермяк Виталий Мингалев. – Староверы во все времена были образованной частью общества и бояться этого не нужно: никакое образование не сломает внутренний стержень нашей веры. Виталию 27 лет. По образованию – историк. Взгляд проницательный, а характер юморной, иначе и не скажешь. О себе говорит: «Я человек простой, с кудрявой головой». Эта человеческая черта, кажется на первый взгляд, как-то не вяжется с его внешним видом – большой бородой и строгостью в одежде. Быть может, сказывается его театральное прошлое: около семи лет он писал сценарии для театрального кружка, играл там и сам. - Мой приход к вере был неожиданным ни для родителей, ни для друзей. Да и я его совсем не ожидал. Виталий рассказывает, как в студенческие годы спорил с каждым, кто придерживался «христианских взглядов». Чтобы опровергать «научно», одолел труды Тертуллиана, Оригена, Афанасия Великого, Иоанна Златоуста, Августина Блаженного – видных религиозных философов. Оппонентом в спорах стал друг-старообрядец. - Мы проводили целые ночи в спорах, - сегодня Виталик говорит об этом с улыбкой, - доходило до обид и криков, ведь язычество тогда для меня было идеалом, я даже писал статьи и научные работы на эту тему, проникая в самую суть этой обрядовости, ничего православного на дух не переносил. В конце учебы он уже стал неплохо разбираться в области язычества и магических практик. Однажды, а чудеса в нашей жизни так и случаются нежданно-негаданно, уже устроившись на работу в Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, на Бородинском поле служили молебен. Что-то заставило вчерашнего студента остановиться на том самом месте, где во время Бородинского сражения стояла батарея Раевского: «Вокруг шел дождь, а над верующими – шутка ли? – светило солнце». …И снова бессонные ночи. Правда, теперь уже серьезно и вдумчивого изучал большие тома ветхих метрических (церковных) книг. Улыбается: «Такой вот у меня путь к вере в Бога через Бородинскую битву». Отец Павел сегодня говорит, за время его служения окреститься приходили люди разного возраста и уровня образованности. Подходят после службы, задают вопросы, присматриваются… Двадцатилетняя Юлия Потеряева – уставщица прихода поселка Шамары Шалинского района, на клиросе поет с самого детства. Церковную службу знает в совершенстве. Сейчас девушка стоит на перепутье: получать ли светское образование или пойти в Духовное училище? Там нынче уже учатся три уралочки. Юля и сама понимает, что без образования староверы деградируют. До сих пор в книжках о старообрядцах пишут, будто живут они как затворники. А между тем совсем еще юные староверы учатся в обычных школах, получают высшее образование (священники считают, что образованные люди быстрее к вере приобщаются), служат в армии (многие священники в свое время отслужили в рядах вооруженных сил), активно занимаются спортом, дружат со своими далекими от веры сверстниками. Мобильная связь, телевидение, интернет и современная культура – музыка и видео – уже давно являются неотъемлемой частью их жизни. Все чаще в старообрядческих семьях появляются компьютеры. Хотя некоторые старики, от своих дедов перенявшие строгий деревенский образ жизни, и сегодня ворчат: «Все нам можно в этом мире, да не все полезно». Правда, границу дозволенного каждый определяет сам. Среди староверов в наши дни есть банкиры, предприниматели,
журналисты, историки. Правда, «старообрядческого бармена» вы точно никогда
не встретите. Современные черты органично сочетаются в их жизни со строгим
образом мыслей. Сказывается многовековая закалка.
На крестный ход… в кроссовках
В наши дни они стали как бы нитью между прошлым и настоящим. Открываются старообрядческие храмы, возобновляются крестные ходы. Так, в июле, когда на Урале гостил митрополит Андриан, православные верующие совершили 25-километровое паломничество от поселка Шамары до небольшой деревушки Платоново, к месту упокоения местночтимых святых чудотворцев Константина и Аркадия. Крестный ход возглавил тогда сам митрополит. Обратно сплавлялись на плотах по реке Сылве. Отважились на это немногие, зато сколько впечатлений было! Вернулись в поселок уже заполночь. Прихожанин Александр Смоквин с супругой Галиной участвовали в сплаве с удовольствием. Рассказывают, что на будущий год вновь приедут в этот гостеприимный поселок, со всех сторон защищенный «от мира» зелеными лесами. Кстати, община староверов поселка Шамары одна из самых молодых по возрастному составу. На епархиальную встречу в Миасс отсюда приехали девушки-веселушки, да высокие симпатяги-ребята – знакомились, шутили, гоняли в футбол, пели стихи. В последний день встречи организаторы приготовили сюрприз – путешествие на озеро Тургояк. Здесь находится остров Веры, - остров, где в позапрошлом веке жили и молитвой спасались отшельники. Виталий проявил к острову профессиональный интерес и еще долго потом делился впечатлениями. Ему в жизни пришлось немало попутешествовать (работал археологом-исследователем), однако, подобные места, по его словам, всегда интересны историку, поскольку позволяют с головой окунуться «во время оно». Сегодня на острове идут раскопки, но вокруг что-то никого не видно. Ребята переговариваются вполголоса, делятся впечатлениями. Кажется, здесь сама природа настраивает на молитву… У костра ели печенки. Крахмальная картошка обжигает руки, горячий чай разливают всем прямо из ведра. Молодые люди и девушки улыбаются, кутаясь в курточки. Зябко. Старообрядцы уверены: воспитав своих детей в подлинно-христианском духе, в загробной жизни они получат награду от Бога. - Я искренне удивлен уровнем духовного развития нашей молодежи, - мы говорим с отцом Павлом уже по пути в Екатеринбург, мелкие камни, ударяясь о дно машины, глухо вылетают из-под колес. Священник изредка поглядывает в зеркало заднего обзора и оборачивается в мою сторону. - Светская образованность у молодых Уральской епархии довольно высока. И с каждым годом стремление наших ребят к получению высшего образования увеличивается. Значит, завтрашний старообрядец будет умен, образован и воспитан в подлинно-христианском духе, как это было испокон веков… Кстати, сами ребята говорят, что они гораздо счастливее
своих неверующих друзей. Максим ГУСЕВ, фото автора. На фото: «мал мала меньше» - молодежь прихода во
имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы села Пристань Артинского района
Свердловской области. «На смену!» (Екатеринбург), 16 декабря 2004 г., №140 (16433) |
|
||
|