|
||||
Современность
Открытое письмо Кириллу Товбину
"Преодолеть разделение братьев" Открытое письмо христианам РДЦ
Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым
"Православный путь или Am(erican) Way?"
"В престольный праздник всей Руси ... "
О мироточивой магаданской иконе святой великомученицы Парасковии Пятницы
Фотоочерк с празднования Недели свв. Жен Мироносиц
Архипастырские пасхальные поздравления
"На деревню - к деду Феодору "
"Фоторепортаж из Олекминского заповедника"
"На уральской Пристани год 7514... "
"У нас разное понимание истории"
"Два дня в "оплоте старой веры"
"Фоторепортаж о празднике Святой Троицы"
Выступление митрополита московского и всея Руси Андриана на Всемирном Русском Народном Соборе
"На престольный праздник к отцу духовному"
Виктор Бужинский "Нелепость велия!"
Старообрядцы - "руссейшие из русских"
Молодые староверы побывали в Миассе
"Урал -оплот старообрядчества России"
Архипастырское пасхальное поздравление
Митрополит московский и всея Руси Андриан "Старообрядцы ждут молодых"
Биография Митрополита Андриана
Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"
Архипастырское поздравление митрополита Алимпия с Рожеством Христовым
Христианскому лагерю "Ржевская обитель" - десять лет!
Антимастодонтия : атеистична ли наука?
Архипастырское пасхальное поздравление
Солженицын А.И. "О старообрядчестве"
Знатнов А.В. "Противление злу ненасилием"
Кутузов Б.П. "Об анти-старообрядческой деятельности и официальной позиции РПЦ"
Освящение Троицкого храма в Николо-Улейминском монастыре
Мельников Ф.Е. - певец (древнего) Православия
Об оккультизме, магии и "нетрадиционных методах"
Архипастырское рождественское послание
Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"
Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"
Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"
Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет
Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."
Всемирный собор старообрядческой церкви
Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения
Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"
интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)
Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства |
НА ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК К ОТЦУ ДУХОВНОМУ
- Тепло чо то тут у вас сегодня. Сколь градусов-то? - Девятнадцать было. - Э! У нас поутру-то тридцать с гаком градусник казал. Так в пятницу утром начиналась наша поездка на престольный праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в старообрядческое село Пристань Артинского района Свердловской области, где служит духовный отец многих екатеринбургских старообрядцев – священноиерей Иоанн Устинов.
Денек выдался на редкость морозным: холода пришли нынче на Урал только в декабре. У нашего УАЗика-«буханки» две старушки постукивают валенком о валенок, переминаются с ноги на ногу, улыбаются. Шофер Валерий Иванович приехал за нами в начале одиннадцатого, когда холодное зимнее солнце лениво выползло к югу. Сам он с Пристани. Вот уже несколько лет работает водителем - раньше возил священника в старообрядческий приход Екатеринбурга, до недавнего времени его окормлял отец Иоанн (священников-то у староверов не хватает), сейчас все так же батюшке помогает – увезти куда, помочь при храме. Сегодня Валерий как всегда в хорошем настроении: говорит-«окает» типично по-уральски. Черная борода покрылась наледью от дыхания. С шофером нас в машине семеро. В небольшом городке Ревда, который известен своим металлургическом заводом, к нам присоединяются еще несколько старушек. В тесноте, да не в обиде… Везем и гостинцы – весь день вчера хозяюшки стряпали, готовились к предстоящему торжеству. До села Пристань часа четыре пути. От работающей в салоне машины печки жарко. Одолевает дремота. По пути проносятся уральские горы, леса стоят в обворожительных белоснежных шубах. - Уж скорее бы с батюшкой повидаться, ведь едем разделить с ним такое торжество, - Клавдия Чугунова, добродушная женщина лет шестидесяти, укутавшись в шубу, говорит звонким голосом. – У меня с отцом Иоанном долгий жизненный путь связан – вот уж 15 лет и в горе, и в радости он меня поддерживает. Мне он и друг, и наставник в одном лице. …Двигатель надсадно ревет. Маленькие деревушки с незамысловатыми названиями проплывают мимо совсем незаметно. - Ну вот уж и Половинку проехали, совсем недалеко осталось. Ну как, замерзли поди? – оборачивается к нам Валерий. Половинка – это деревня попутная. От нее еще около часа ехать. В оставшееся время настроение в машине приподнятое, женщины вспоминают свою пристанинскую молодость. На часах 14.00. Служба в храме уже началась, однако у церкви машина не останавливается – едем в самый конец села. Водитель, не оборачиваясь на нас, говорит: «Батюшко мне велел сначала накормить вас с дороги, потом уж молиться везти». -- Мир дому сему! – входим в гости, приветствуем поклоном хозяйку. Так у старообрядцев заведено. В избе натоплено. - С миром принимаем! – жена Валерия Зоя Ивановна уж хлопочет у стола. С дороги кажется, что вкуснее постной грибной похлебки с гренками и нет ничего: на дворе-то говенье стоит. Зоя Ивановна отправила мужа с утра за нами в Екатеринбург, сама вот только-только отстряпалась. Угощает нас своими разносолами, нежным осиновым медом да знатными пирогами с брусникой. В комнате мерно постукивают часы. Откуда-то со двора доносится лай собаки, а под столом возится хозяйская кошка. Горячий чай приятно согревает… В храме пахнет свечным воском и ладаном. Праздничная вечерня в разгаре. На чтении кафизм отец Иоанн вышел благословить приезжих. А после службы, конечно, разговоры, разговоры… …На ночевку кто куда: к родственникам, к знакомым. Единоверцы для старообрядцев все как родня. Потому и без места никто не остался. Меня пригласила к себе родственница по дедовой линии Лидия Заплатина. Идем к ней, а вокруг – темнота. В окнах домов, которые, кажется, вросли в землю, тускло горит свет. Тянет дымком. «Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен», - вспомнились строки классика. Под ногами хрустит снег. Лидия Михайловна держится за меня, чтобы не упасть – бабушке уже 70 лет, но идем довольно быстро. - Вот и мой домишко, - говорит с хозяйской теплотой, показывая на большой красивый дом. За воротами злобно залаяла собака. Боязливо заглядываю во двор: не укусит ли? Позже Лидия Михайловна рассказала, что собака охотничья. - У зятя мово в лесу, километрах в двадцати отсель – заимка своя, он с ней часто на охоту ходит, - говорит и, помолчав, добавляет загадочно, почти шепотом, - у нас тут в лесах волки и медведи водятся. На завалинке скользко. В сенях какие-то вязаные веники, - кажется, мята. В красном углу избы, как и принято в деревнях, божница – крест, иконы. Пока закипает чайник, рассматриваем фотографии, потускневшие от времени. От них веет стариной, у каждого черно-белого изображения своя история. Лидия Михайловна с любовью и слезами на глазах показывает покойного мужа, детей – двух дочек и сына, внуков. - Мужа я схоронила пять годков назад, мы с ним 43 года вместе прожили. Теперича вот одна живу, хозяйство-то сейчас у меня не великое – две козы да собачошка. Правда, огород еще держу. Ребята вон мои мне помогают – дочка из Артей (районного центра) почти каждые выходные приезжает, бывает и вторая дочка в гостях, сын шибко поддерживает. В светлой горнице накрыла хозяйка стол, в большие миски себе и мне начерпала похлебки из чугунка – крупно нарезанная картошка, цельные грузди, морковка – на календаре сегодня значится пища без масла. Незатейливо, но вкусно. То и дело подбрасывает в печь дровишек: говорит, чтобы за ночь не выстыло. И то верно – на улице стоит мороз великий. - На престол у нас часто холода такие, да ничаво, дров запасено у меня, и мороз не страшен, - улыбается: ни одна сегодня в большом доме ночует. Лидия Заплатина Треск лучины в печке и проблески огня успокаивают, убаюкивают даже. За разговорами просидели до половины второго. …Чудно ночью в деревенском доме: поскрипывают старые доски, словно ходит по ним кто-то неведомый, шебуршится кошка на кухне, громко и отчетливо секундная стрелка больших часов отмеряет ход времени, да время от времени загремит старый холодильник. А за окном ветер поет свою унылую песню. Долго не могу уснуть на мягкой кровати. Сон пришел нежданно, как редкий путник посреди ночи. Уже сквозь дрему почувствовал, как на мою кровать мягко запрыгнула кошка и свернулась клубком где-то в ногах, замурлыкала. Завтра утром – праздничная литургия в семь утра. Как и положено на престол, будет водосвятие, правда, без крестного хода. История пристанинского храма полна бед. Освещенная в 1908 году на праздник Введения, она пережила несколько пожаров, да и сталинский террор не обошел этот храм стороной. В 1942 году настоятель церкви отец Никифор Заплатин был арестован и погиб в лагерях… Его племянник Никифор Семенович Кетов вспоминает о двух пожарах в церкви с большим волнением: - Первый пожар, случившийся в конце 1930-х, был хотя и не очень сильным, но глубоко потряс местных жителей. Я помню, в сторожке при церкви жила просфирня Анастасия, и она как-то утром, часов в одиннадцать услышала страшный грохот – упало паникадило… Помню, цепочку людей, которые из небольшого овражка передавали друг другу ведра с водой. Тушили всем селом – беда сплотила. К счастью, все тогда обошлось, даже службы не прекращались. Никифор Кетов - бородат и строг Никифор Семенович тогда был совсем мальчиком (говорит, пожар случился в конце сентября - «мы еще с ребятами босиком бегали»), потому тот давний пожар оказался для него запоминающимся. Но гораздо более серьезный ущерб нанес второй пожар, который произошел в 1980 году. В то время окормлял храм села Пристань отец Геннадий Коробейников. - Этот пожар начался от непотушенных огарков, которые остались после службы, - дед Никифор говорит тихо, словно бы заново переживая ту трагедию. - Загорелась сначала штора, потом подоконник и окно. Вызвали пожарных. Те приехали быстро, все затушили, но, видимо, плохо, потому что через какое-то время огонь вспыхнул снова… Во время этого пожара в алтаре пострадал и антиминс (освященный плат, с изображением положения во гроб Исуса Христа, в уголки которого зашиты святые мощи. По церковным канонам, без антиминса совершать литургию в храме нельзя). По словам отца Иоанна, антиминс пострадал совсем немного, но освящать храм нужно было снова. Так уж получилось, что освящен он был владыкой только летом 1981 года, на Троицу. - Потому сейчас мы и отмечаем два «престола»: исторический – на праздник Введения Богородицы, и «официальный» – на Троицу, - говорит отец Иоанн. – Оба раза мы освящаем воду, но крестный ход совершаем только летом. …Лидия Михайловна встала в начале седьмого. Накормила коз, промела тропинку во дворе. К утру потеплело, правда, все вокруг замело снегом. Вышел на улицу – тишина. Неба, из-за падающих снежных хлопьев, не видно. Деревенская церковь на Пристани – местная достопримечательность. Храм стоит в самом центре села, радуя глаз. А служба уже идет – сегодня у церкви именины. Ночью приехали еще гости из Екатеринбурга. Народу на литургии много – мужчины стоят отдельно, как положено у старообрядцев, женщины – отдельно. На клиросе читают и поют молитвы дочки священника и местная молодежь. Отцу Иоанну помогает сын, чтец Вениамин. Девичьи голоса, журчащие как ручеек, тянут громко и красиво «Иже Херувимы». о.Иоанн Устинов за праздничной литургией - Спаси, Господи, люди своя и благослови достояние свое, - провозглашает иерей, за освящением воды, троекратно погружая крест в воду. Перед праздничной трапезой (столы расставили прямо в храме: от входа до амвона) пропели «многая лета» митрополиту Андриану, настоятелю храма сего отцу Иоанну. На глазах у батюшки слезы радости. -- Пожалела ли, что приехала? – отвечает Клавдия Петровна на мой вопрос, - конечно нет. Я очень довольна. Я ж сама-то пристанинская, с 1963 года здесь жила. Это уж потом в Свердловск-то уехала. У каждого из нас тут родственников много. Так что гостья я здесь частая. В последний раз была тут на Пасху – тогда отец Иоанн и день Ангела отмечал, поздравляли. Клавдия Петровна вообще путешествовать любит. Старообрядцы – они ведь все как одна большая семья. Побывала бабушка в Москве, Кишеневе, Барнауле, Томске. Ну а уж свою-то Уральскую епархию всю объехала. Сегодня рассказывает, что уральских-то староверов ни с кем не спутает: и обычаи у них иные, и церковные напевы другие… Уникальными древними напевами отличаются также молдавские старообрядцы. Кому-кому, а уж нам, екатеринбуржцам, это хорошо известно: в храме во имя Рожества Христова служат два брата Константин и Василий Макаровы, чтец Роман Донцов также из Молдавии к нам приехал. - А вот встречают староверы гостей везде одинаково: одни – городским изобилием, другие – простыми деревенскими угощениями. Но всегда накормят, приютят, никого в беде и нужде не оставят, - Клавдия Петровна говорит с задоринкой в глазах. - Им всегда можно повериться во всем – и о проблемах рассказать, и счастьем поделиться. У многих сегодня и с близкими родственниками таких отношений нет. Мне на Пристани всегда нравилось больше – здесь общение у старообрядцев одним храмом не ограничивается. Не случайно старообрядческие общины славятся своей взаимовыручкой. В Западной Сибири, к примеру, в одной общине местные староверы сами колхоз организовали. Тут уж работали все от мала до велика. Начинают и заканчивают любое дело общей молитвой. На церковные праздники жизнь в этом колхозе замирает, в церквах начинаются праздничные богослужения. …Батюшка Иоанн – человек на редкость простой. Всегда поддержит, найдет слово утешения, но и строг по старообрядчески. Сколько уж раз замечал: когда священник улыбается, огонек у него в глазах зажигается. Вот и сегодня также. А голос какой – невольно заслушаешься! А вечером – на воскресную службу. Сегодня отец Иоанн принимает всех желающих исповедаться. Принято у староверов прибегать к таинству покаяния каждый пост. Говорят так: «Тело свое мы часто омываем, а почему душа должна в грязи греховной пылиться?» Вторая ночь на новом месте. Огни во многих домах сегодня так и не погаснут – за совместными разговорами ночь пролетает незаметно, ведь не виделись с родными многие уж сколько времени! В полночь я вышел во двор. Морозно, однако небо очистилось – видны сотни и тысячи звезд. Глядя на них, ощущаешь себя песчинкой на планете… Воскресная заутреня началась в половине восьмого. Народу в храме совсем немного. Ощущение уюта и деревенской простоты не покидает ни на минуту. Апостол сегодня читает екатеринбуржец Василий Макаров, его мягкий, бархатный баритон раздается по небольшому храму эхом. Местные прихожане не нарадуются: так случилось, что в их храме нет ни одного мужчины, поющего в церковном хоре. Потому мужской глас для них непривычен. у церковного крыльца после службы пристанинская молодежь После литургии батюшка пригласил гостей к себе. За трапезой у отца Иоанна и разговоры все какие-то добрые. Екатеринбуржцы приглашают отца духовного приезжать почаще, а матушка Наталия говорит, что пристанинские старообрядцы будут ждать нас на праздник святой Троицы. Приедем! После обеда у священника еще раз пропели припев на девятой песни канона Введению Пресвятой Богородицы: «Величай душе моя, приведенную в церковь Господню, и благословенную рукама Иереовыма»… До нашего автобуса осталось полтора часа. Василий Афанасьевич на своей «Ниве» возвращается в столицу Урала вместе с женщинами из Первоуральска. УАЗик стоит поодаль, нас обещали довезти до артинской автостанции. Клавдия Петровна долго отказывалась фотографироваться, но у машины согласилась: «Щелкни, - говорит, - на память»… - С Богом! - напутствует нас отец Иоанн. Возвращаемся почти тем же составом, что и приехали. В старом автобусе холодно, но свободных мест нет. За окном в обратном порядке мелькают деревенские пейзажи, а вечерний полумрак неторопливо окутывает нас… Мы возвращаемся домой, в Екатеринбург. бесконечная дорога убегает лентой вдаль
Максим ГУСЕВ, Свердловская область. Фото автора. "Вера"-"Эском", Христианская газета Севера России, январь 2005, № 2 (482).
|
|
||
|