|
||||
Современность
Программа основных мероприятий встречи старообрядцев мира "Путь Аввакума" 30 мая - 3 июня 2007 года
"Торжественное празднование дня жен-мироносиц. 2007 год "
Архипастырское пасхальное поздравление (лето 7515 года)
Кирилл Товбин "Вера и идентичность"
Открытое письмо Кириллу Товбину
"Преодолеть разделение братьев" Открытое письмо христианам РДЦ
Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым
"Православный путь или Am(erican) Way?"
"В престольный праздник всей Руси ... "
О мироточивой магаданской иконе святой великомученицы Парасковии Пятницы
Фотоочерк с празднования Недели свв. Жен Мироносиц
Архипастырские пасхальные поздравления
"На деревню - к деду Феодору "
"Фоторепортаж из Олекминского заповедника"
"На уральской Пристани год 7514... "
"У нас разное понимание истории"
"Два дня в "оплоте старой веры"
"Фоторепортаж о празднике Святой Троицы"
Выступление митрополита московского и всея Руси Андриана на Всемирном Русском Народном Соборе
"На престольный праздник к отцу духовному"
Виктор Бужинский "Нелепость велия!"
Старообрядцы - "руссейшие из русских"
Молодые староверы побывали в Миассе
"Урал -оплот старообрядчества России"
Архипастырское пасхальное поздравление
Митрополит московский и всея Руси Андриан "Старообрядцы ждут молодых"
Биография Митрополита Андриана
Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"
Архипастырское поздравление митрополита Алимпия с Рожеством Христовым
Христианскому лагерю "Ржевская обитель" - десять лет!
Антимастодонтия : атеистична ли наука?
Архипастырское пасхальное поздравление
Солженицын А.И. "О старообрядчестве"
Знатнов А.В. "Противление злу ненасилием"
Кутузов Б.П. "Об анти-старообрядческой деятельности и официальной позиции РПЦ"
Освящение Троицкого храма в Николо-Улейминском монастыре
Мельников Ф.Е. - певец (древнего) Православия
Об оккультизме, магии и "нетрадиционных методах"
Архипастырское рождественское послание
Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"
Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"
Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"
Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет
Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."
Всемирный собор старообрядческой церкви
Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения
Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"
интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)
Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства |
Открытое письмо Кириллу Товбину Доброго здоровья, Кирилл! Обращаюсь к Вам как кандидат философских наук к кандидату философских наук. Очень важно и хорошо, что в нашей Церкви множится число дипломированных философов. И очень хорошо, что эти философы разные. Посему пишу не столько ради спора, сколько ради дополнения, ради полноты картины философской мысли сегодняшнего православного староверия. Хотя поспорить придется. Ибо, боюсь, читатели Вашей работы о празднике 8 марта могут получить несколько одностороннее представление о духовной жизни православных христиан-старообрядцев. Сразу оговорюсь, что разделяю Вашу обеспокоенность по поводу наличия в российском (и не только в российском) обществе интенсивно протекающего процесса размывания мировоззренческих ориентиров. Но процесс этот гораздо более сложен и неоднозначен, нежели Вам представляется. Ваша идеологизирующая склонность к простым объяснениям и к простым решениям не всегда, на мой взгляд, способствует адекватному пониманию нынешней эпохи. Впрочем, хорошо само по себе уже то, что Вы всё-таки реально публикуете статьи, одну за другой, а не размышляете слишком долго над каждой строчкой, как это делаю я. Надо бы и мне доводить свои начинания до конца. Теперь по порядку. Вы пишете: Кирилл! Здесь Вы глубоко несправедливы! Я уже много лет работаю вместе с убежденными безбожниками (точнее, с теми, кого митрополит Корнилий недавно назвал "просвещенными атеистами"). Это весьма умные и совестливые люди. В том числе и доктора наук, в отличие от меня и Вас. 2 х 2 = 4 – это божеское или антибожеское? А более сложные данные науки? Общественный транспорт, грамматика того или иного языка, электродвигатель, плуг, профессиональные навыки рядовых членов общества, прочие подобные явления культуры – это божеское или антибожеское? Верующие различных конфессий могут говорить друг с другом и с неверующими на одном языке, могут понимать друг друга, и даже взаимодействовать друг с другом, только потому, что в обществе есть сфера светского, внеконфессионального. Разумеется, эта сфера не является ценностно нейтральной. В каждом конкретном случае светское может либо способствовать утверждению подлинных ценностей, либо разрушать их. Эти подлинные ценности – истина, добро, красота – давно известны человечеству. Православные христиане убеждены, что они укоренены в Боге. Но, заметьте, истина одна. Более того, в своих глубинных основаниях она едина с добром и подлинной красотой. Посему всё то в культуре, что является истинным, добрым и по-настоящему прекрасным, имеет то или иное существенное отношение к Древлеправославию, является в чем-то родственным последнему – даже если никто из людей об этом и не задумывается, даже если о Боге при этом вообще непосредственно умалчивается по тем или иным причинам. Между прочим, апофатика склоняется именно к молчанию, а не к многословию: "совершенные, неизменные и подлинные таинства Богословия открываются в пресветлом Мраке тайноводственного безмолвия" (Св. Дионисий Ареопагит. "О Таинственном Богословии"). И если наука, искусство, материальное производство, как правило, непосредственно молчат о Боге – всегда ли это говорит об их противоборстве Ему? Чем же в каждом конкретном случае является светское – наплевательством на сакральное или осторожным прикосновением к Тайне? Об этом не следует легкомысленно судить. Уж не знаю, какую методологию Вы использовали, чтобы выявить и описать нечто "продавленное" Творцом в человеческой психике, но попытаюсь объяснить, почему указанная традиция был подорвана. На это есть объективная причина. Пара воспитателей детского сада дает возможность работать 20-30 матерям. Если русский народ не будет задействовать женщин на производстве – русские окажутся неконкурентноспособными. В Великую Отечественную наши женщины вставали к станкам, чтобы заменить мужей, ушедших на фронт. У Гитлера не было этого во многом решающего ресурса, ибо немецкие женщины, ограниченные формулой "церковь, кухня, дети", просто в массе своей не имели достаточной квалификации, чтобы пойти на работу. Если русские женщины будут только сидеть дома и водиться с детьми – русские с легкостью смогут превратиться в нацию рабов. И в том числе малолетних рабов. Ссылки на патриархальное средневековье здесь неуместны. Сейчас иная эпоха, с принципиально иными общественными проблемами. Кирилл, а почему Вы для себя лично считаете возможной и желательной эту самую самореализацию (Вы же кандидат наук!), а женщине отказываете в таком праве? Не эгоизм ли это? И по-христиански ли зарывать в землю те или иные Богом данные таланты, даже если они даны женщине? В истории православия было много святых жен, чья деятельность выходила далеко за рамки их собственной семьи. Вы желаете видеть женщину лишь "тенью мужа", но ... где же сегодня найти таких мужей, "тенью" которых не стыдно быть? Есть такие мужчины, есть. И среди наших христиан таких немало. Но деградация мужского начала – деградация ответственности, заботы, мужества, самостоятельности – приняла в современной России характер эпидемии. Должна ли женщина быть "тенью" пьющего, инфантильного, распущенного мужа в ситуации, когда она нередко просто вынуждена не только "тянуть" на себе груз семейных дел, но и брать на себя добычу средств к существованию? И это пишет христианин? Да еще в Великий пост? Что же о нас после этого будут думать соотечественники? Что мы подлецы и варвары? Сделать пакости ближнему и дальнему легко. Тяжело просчитать все последствия таких деяний. Не самоуверенная мысль о своем праве вершить суд над людьми, но смиренная мысль о своем собственном несовершенстве и покаянная молитва должны сопровождать христианина каждый день, а более всего – во время поста. И самое главное. Для Вас Бог – это важнейшая категория и, вместе с тем, – важнейший объяснительный принцип. Т.е. вы применяете к Богу шаблон, рожденный наукой при изучении тварей, обращаетесь с Творцом как с тварью, как с предметом. Вы обращаетесь с Богом (постоянно поминая Его всуе) так, как будто Вы лично измерили Его линейкой, так, как будто Вы лично ежедневно разговариваете с Ним по телефону – и так, как будто посему Вам известно, Его мнение по любому вопросу. Однако именно апофатическая богословская традиция лежит в основе православного мировоззрения. И эта традиция не позволяет с легкостью выносить суждения о сакральном. Как же Вы можете использовать в качестве объяснительного принципа Того, кто сам по себе необъясним, Того, кто выше всякого человеческого объяснения? Простите Христа ради! Юрий (Георгий) Викторович Лоскутов. Пермь. Великий пост. 2007.
P.S. Пару слов, к рассуждениям наших уважаемых философов, кандидатов философских наук, хотелось бы добавить и кандидату технических наук. Мой ум, конечно, не столь изощрен как ваш в разрешении данных проблем. Но всё-таки мне кажется, что данный вопрос нужно рассматривать в свете цели нашего существования на земле. Я думаю, ни кто не будет со мной спорить, что мы появились здесь, для того, чтобы душу свою спасти. А чем спасается жена, - ещё в "Ветхом завете" было сказано - чадородием. А никак не самореализацией (как пишет Юрий Викторович), самореализациям не спасется даже и мужчина. Ведь в труде мы добываем хлеб насущный, а мысли наши, чтобы мы не делали, должны быть с Богом! И если жена будет спасаться, а не строить отговорки, типа "зачем плодить нищету", то у неё просто не останется времени ни на что, кроме как на воспитания своих детей. А выше этого просто ничего и нет! И счастлива, та жена, которая реализует себя именно в этом. А не в эфемерной самореализации, получения научных степеней! Ваш пример, о героическом труде СОВЕТСКИХ женщин в годы второй мировой войны (низкий поклон им) совсем здесь ни к месту. Ведь именно безбожники, отрывали женщин от семьи в постреволюционные годы и ставили их к станкам, сажали на тракторы и в корне меняли их жизневосприятия (отрывали от Бога). И что именно спасло нашу страну в сороковые (но уж точно не безбожие, что вытекает из Ваших мыслей) знает только один Бог! И в заключение, немного своего ощущения от прочтения статьи Кирилла и отзыва на неё. Когда читаешь работу Кирилла, чувстствуется, что пишет он от сердца, которое может быть в чем-то ошибается, но горит, и повернуто к Богу на всё 180 градусов. В открытом письме, Юрия Викторовича намного больше трезвого восприятия и попытки более цельного осмысления современности. Но в этой жизни мы обязаны сделать выбор между Богом и дьяволом. И нельзя повернуться к Богу на 90 градусов (нельзя одновременно служить Богу и мамоне), потому, что в этом случае ровно наполовину мы будем служить и сатане.
Простите меня ради Христа. Михаил Максимов. Улан-Удэ. Великий пост. 2007.
|
|
||
|