|
||||
Современность
Открытое письмо Кириллу Товбину
"Преодолеть разделение братьев" Открытое письмо христианам РДЦ
Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым
"Православный путь или Am(erican) Way?"
"В престольный праздник всей Руси ... "
О мироточивой магаданской иконе святой великомученицы Парасковии Пятницы
Фотоочерк с празднования Недели свв. Жен Мироносиц
Архипастырские пасхальные поздравления
"На деревню - к деду Феодору "
"Фоторепортаж из Олекминского заповедника"
"На уральской Пристани год 7514... "
"У нас разное понимание истории"
"Два дня в "оплоте старой веры"
"Фоторепортаж о празднике Святой Троицы"
Выступление митрополита московского и всея Руси Андриана на Всемирном Русском Народном Соборе
"На престольный праздник к отцу духовному"
Виктор Бужинский "Нелепость велия!"
Старообрядцы - "руссейшие из русских"
Молодые староверы побывали в Миассе
"Урал -оплот старообрядчества России"
Архипастырское пасхальное поздравление
Митрополит московский и всея Руси Андриан "Старообрядцы ждут молодых"
Биография Митрополита Андриана
Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"
Архипастырское поздравление митрополита Алимпия с Рожеством Христовым
Христианскому лагерю "Ржевская обитель" - десять лет!
Антимастодонтия : атеистична ли наука?
Архипастырское пасхальное поздравление
Солженицын А.И. "О старообрядчестве"
Знатнов А.В. "Противление злу ненасилием"
Кутузов Б.П. "Об анти-старообрядческой деятельности и официальной позиции РПЦ"
Освящение Троицкого храма в Николо-Улейминском монастыре
Мельников Ф.Е. - певец (древнего) Православия
Об оккультизме, магии и "нетрадиционных методах"
Архипастырское рождественское послание
Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"
Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"
Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"
Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет
Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."
Всемирный собор старообрядческой церкви
Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения
Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"
интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)
Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства |
«У НАС РАЗНОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ» Время объединения православных еще не пришло На Урале в начале июля побывал старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Андриан. Цель приезда столичного гостя – участие в крестном ходе к могиле святых мучеников Константина и Аркадия, который состоялся в Шалинском районе, а также решение ряда имущественных вопросов. Митрополит Андриан встретился в Екатеринбурге и с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием. В обществе до сих пор бытует мнение, будто все староверы живут общинами и единым духом. Однако, мало кто знает, что среди старообрядцев существует ряд толков, который берут свое начало в 17 и 18 веках. Как обстоят дела внутри старообрядчества сегодня, а также о наметившемся сдвиге в отношениях между двумя ветвями православной веры «НС» беседует с иереем РПСЦ Павлом Зыряновым.
- Отец Павел, сколько человек насчитывает община
старообрядцев Екатеринбурга? - Наш приход довольно большой. Если говорить об активных прихожанах – тех, кто приходит на службу регулярно, - таких, пожалуй, свыше 70 человек. На высокоторжественные праздники – Рожество Христово и Пасху, в храм приходят до 250 человек. Всего в нашей области сегодня несколько общин. В селе Пристань, поселках Шамары и Баранча – постоянно действующие храмы. Строится церковь в селе Русская Тавра, что недалеко от Красноуфимска. Кроме того, собираются старообрядцы и в моем родном городе, в Невьянске. - Кто они, прихожане-старообрядцы – строги,
замкнуты, бородаты и в черных кафтанах? -(Улыбается) Костяк любой общины старообрядцев составляют женщины среднего возраста, мужчин существенно меньше. В последние годы очевидна общероссийская тенденция: в храмы потянулись молодые семьи. Отрадно, что много детей присутствует на наших богослужениях. Как правило, у нас в церквах молодость прихода определяется по количеству младенцев, которые причащаются за службой. У нас в церкви во время литургии причащаются до десяти ребят. Настоятелем в екатеринбургском храме я прослужил всего год. Едва ли не каждую неделю ко мне пообщаться приходят люди, весьма много молодежи, нередко подходят целыми семьями. Люди не стесняются задавать вопросы, стремятся разобраться в русской истории, в особенности в подробностях церковной реформы 1653 года, проведенной патриархом Никоном. Мы с ними общаемся, я, насколько могу, объясняю, в чем суть нашей веры и почему наши службы, наш жизненный уклад так отличается от того, что сегодня есть в новообрядческой церкви. - Суть той реформы, в общем, известна и многократно
переосмыслена. Представители Русской православной церкви на прошедшем
в октябре 2004 года Архиерейском Соборе, в который раз принесли извинения
за многовековые гонения на старую веру. На какой стадии сегодня диалог
между двумя церквами? - До недавнего времени диалога как такового не было. И вот наш митрополит Андриан, приехав на Урал, предложил встретиться с архиепископом Викентием, который дал свое согласие. Разговор, в котором принимал участие и я, шел долго – мы затронули вопросы возвращения нашего исконного имущества, архиепископ Викентий рассказал о том, как и чем, живет его епархия. Конечно, уврачевать раскол – к чему все православные так стремятся – пока не удастся. Правда, некоторые приходы РПЦ переходят в своих службах на старый обряд, - вводят крюковое пение, земные поклоны, - но, на наш взгляд, этого мало. Единственная плоскость, в которой Русская Православная Старообрядческая Церковь ведет сегодня диалог с РПЦ – имущественная, поскольку здания и территории многих храмов по России приватизированы церковью, которую все мы называем сейчас официальной. О сближении двух церквей говорить нельзя, с нашей стороны никаких уступок нет и быть не может. Если мы поступимся своей верой, значит, предадим память наших прадедов, ведущих свой род от протопопа Аввакума, кстати, мученически пострадавшего за веру на костре. Но мы надеемся, что со временем произойдет воссоединение, которое сплотит церковь и сделает ее по настоящему сильной, способной противостоять любому внутреннему и внешнему рагу. А врагов у нас – общества, государства, - сегодня, к сожалению, хватает. Отрадно, что это понимает и архиепископ Викентий. - Отче, внутри самого старообрядчества существует
немало толков и «согласий». Расскажите, что это за согласия и представителей,
каких старообрядческих ветвей можно встретить сегодня в Свердловской области. - Действительно, разногласий среди сторонников древлей веры достаточно. Условно можно разделить старообрядчество на «поповцев» и «беспоповцев». Для старообрядцев утрата епископов была основной проблемой, из-за которой внутри самого старообрядчества и стали происходить разделения. Беспоповцы – один из больших по численности толков. Как видно из названия, у них нет священников, свои богослужения они проводят в моленных домах, а не в церквах. Поскольку нет священства, значит, нет и целого ряда таинств, которые могут совершать только священники, или эти таинства конъюнктурно изменены. Сами беспоповцы делятся на два крупных согласия: поморского и часовенного, а также множество мелких. Поморские староверы настаивают, что священство дораскольной церкви «истощилось и обрести его уже не удастся до скончания века». Поморцы молятся в Екатеринбурге, в пределе Вознесенской церкви (напротив Храма-на-Крови), от нашей церкви ведут себя обособленно, на контакт идти не хотят. В отличие от них, часовенные староверы с нами общаются. Они, хотя и не признают духовенство, но допускают возможность обрести его когда-нибудь. А вот как это сделать – вопрос к их наставникам. Общины часовенных староверов есть в Екатеринбурге, Красноуфимске, в Нижнем Тагиле и Невьянске, в Ревде, в Тугулымском районе, в городе Полевской. Но мне кажется, что будущее все-таки за поповским согласием. Как бы это было ни печально осознавать, беспоповцы сегодня пребывают в стадии деградации, их общин в Свердловской области становится меньше и меньше. К примеру, умирает активная старушка, в чьем доме собирались на молитву, община распадается. Хранители старой веры у беспоповцев – это те бабушки, которые воспитывались своими дедами еще до революции. И далеко не каждой из них удается передать свою веру детям и внукам. - Но ведь и среди старообрядцев, приемлющих
священство, существуют существенные разногласия… -К сожалению, это так. Староверы-поповцы сегодня – это Русская Православная Старообрядческая Церковь во главе с митрополитом Андрианом Четверговым и Древлеправославная Церковь во главе с патриархом Александром Калининым (их называют новозыбковцами, поскольку их духовный центр находится в городе Новозыбков Брянской области). До 1970-х годов у нас в области новозыбковцы жили в поселке Верх-Нейвинск, однако сегодня ни одной их общины у нас нет. Отношения между РПСЦ и РДЦ напряженные, то и дело они стараются нападать на нас с упреками и обвинениями, но наша церковь этот этап прошла, и мы никак не реагируем на их выпады. Древлеправославных общин в России не так уж и много. Прихожане, видя такие нестроения в руководстве, уходят и к нам и в РПЦ, а часть их переходит к беспоповцам. Мои личные выводы говорят о том, что причина этого заключается в скудости священных кадров и внутренние их нестроения – они сейчас разделились на целых четыре ветви, о которых доподлинно вообще мало что известно. - Когда началось разделение на РПСЦ и на РДЦ
и что послужило причиной этому? - Дело было так. Последний, не предавший исконное дораскольное православие епископ, Павел Коломенский был замучен в 1656 году, после чего старообрядцам приходилось принимать священников от никонианской церкви посредством отречения их от ереси (такие священники назывались беглыми). Восстановить церковную иерархию удалось в 1846 году после присоединения к Церкви белокриницкого (Австрия) митрополита Амвросия. Часть старообрядцев согласились назвать митрополита «своим», другая категорически отказалась это делать и продолжала принимать священников из «никонианской церкви» дальше. Своего предстоятеля (то есть, главу церкви) они обрели только в 1924 году, это был епископ РПЦ Никола Познеев. - Поддерживает ли сегодня Русская Православная
Старообрядческая Церковь какие-либо отношения с древлеправославными? - Суждения о присоединении к церкви епископа Николы Познеева сами по себе неоднозначны. Если смотреть поверхностно – все без замечаний, но здесь, увы, сам факт времени становления Советской власти (1924 год) оставил свой отпечаток. Есть данные, что епископ Никола, будучи главой Древлеправославной иерархии, получал жалование у «никониан». Уже это создает некоторые шероховатости. Но, несмотря на это, канонически мы эту иерархию признаем и, если появляются желающие перейти в нашу церковь, мы их принимаем на основе устного согласия считать главой своей Церкви митрополита Андриана. К сожалению, старообрядцы РДЦ нас признавать упорно не хотят и принимают от нас – РПСЦ – к себе путем полного перекрещивания. Хотя именно РДЦ из всех ветвей старообрядцев к нам ближе: наши службы и обряды практически идентичны. Отношения между РПСЦ и РДЦ напряженные, то и дело они стараются нападать на нас с упреками и обвинениями, но наша церковь этот этап прошла, и мы никак не реагируем на их выпады. Древлеправославных общин в России не так уж и много. Прихожане, видя такие нестроения в руководстве, уходят и к нам и в РПЦ, часть переходят к беспоповцам. - Отец Павел, вы сказали, что некоторые приходы
Русской православной церкви переходят на старый обряд… - …И спешат назвать себя староверами, хотя это совершенно не так. В 1801 года часть старообрядцев-поповцев пошла на компромисс с официальной церковью, образовав единоверческую церковь. Эта церковь сохраняла старые обряды, но юридически подчинялась Синоду. Сегодня таких приходов внутри РПЦ становится заметно больше. Мы считаем, что хранителями старой веры их называть нельзя ни в коем случае, поскольку лишь внешне прихожане этих храмов соблюдают дораскольные формы богопочитания, на деле же они духом своим принадлежат к Русской православной церкви. Довольно большая единоверческая община зарегистрирована сегодня в нижнетагильском поселке Горбуново. Для нас печально, что туда уходят наши братья, соблазнившиеся на облегченные «условия» веры. Многих отпугивает строгость наших церковных уставов: длительные службы, пост, быт… - Вы полагаете, разногласия внутри самого старообрядчества
способствуют сближению с РПЦ? - Любые разногласия никогда и ни в чем не способствуют сближению. Чтобы свести к минимуму шероховатости в диалоге, как между ветвями старой веры, так и между староверием в целом по отношению к РПЦ, все православные христиане должны стремиться к неукоснительному соблюдению правил, данных нам святыми апостолами и святыми отцами семи Вселенских Соборов. Староверы хранят эти правила, в частности, наша церковь живет по так называемому Номоканону. Это свод церковных законов, где четко прописаны почти все особенности жизни и даны ответы едва ли не на все вопросы, с которыми сталкивается каждый человек в повседневной жизни. К сожалению, РПЦ уже давно отступила от следования правилам Вселенских Соборов. Все разногласия в православной вере появились именно из-за нарушения или отказа от этих правил. Путь к единению возможен лишь через покаяние и исправление ошибок. Пришла пора признать эти ошибки и начать искоренять их из нашей жизни. Но пока готовности сближаться со стороны РПЦ не видно, а многие староверы считают, что даже конструктивный небогословский диалог между нами сегодня невозможен. У нас разное понимание истории. Беседовал Максим ГУСЕВ Фото автора ПОКА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР Стало известно, что в столице Урала создана вторая община РПСЦ. Предметом интереса староверов стала бывшая усадьба купца-старовера Рязанова на углу улиц Розы Люксембург и Декабристов. Сегодня здесь располагается тубдиспансер. Новую общину, которая, скорее всего, здесь расположится, возглавил иерей Иоанн Устинов.
ОПУБЛИКОВАНО: «НА СМЕНУ!», Екатеринбург, 12 июля, 2005 |
|
||
|