|
||||
Современность
Открытое письмо Кириллу Товбину
"Преодолеть разделение братьев" Открытое письмо христианам РДЦ
Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым
"Православный путь или Am(erican) Way?"
"В престольный праздник всей Руси ... "
О мироточивой магаданской иконе святой великомученицы Парасковии Пятницы
Фотоочерк с празднования Недели свв. Жен Мироносиц
Архипастырские пасхальные поздравления
"На деревню - к деду Феодору "
"Фоторепортаж из Олекминского заповедника"
"На уральской Пристани год 7514... "
"У нас разное понимание истории"
"Два дня в "оплоте старой веры"
"Фоторепортаж о празднике Святой Троицы"
Выступление митрополита московского и всея Руси Андриана на Всемирном Русском Народном Соборе
"На престольный праздник к отцу духовному"
Виктор Бужинский "Нелепость велия!"
Старообрядцы - "руссейшие из русских"
Молодые староверы побывали в Миассе
"Урал -оплот старообрядчества России"
Архипастырское пасхальное поздравление
Митрополит московский и всея Руси Андриан "Старообрядцы ждут молодых"
Биография Митрополита Андриана
Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"
Архипастырское поздравление митрополита Алимпия с Рожеством Христовым
Христианскому лагерю "Ржевская обитель" - десять лет!
Антимастодонтия : атеистична ли наука?
Архипастырское пасхальное поздравление
Солженицын А.И. "О старообрядчестве"
Знатнов А.В. "Противление злу ненасилием"
Кутузов Б.П. "Об анти-старообрядческой деятельности и официальной позиции РПЦ"
Освящение Троицкого храма в Николо-Улейминском монастыре
Мельников Ф.Е. - певец (древнего) Православия
Об оккультизме, магии и "нетрадиционных методах"
Архипастырское рождественское послание
Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"
Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"
Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"
Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет
Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."
Всемирный собор старообрядческой церкви
Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения
Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"
интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)
Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства |
НА УРАЛЬСКОЙ ПРИСТАНИ ГОД 7514
В уральской глубинке Новый год отмечали далеко не все люди, и за праздничный стол кто-то из них сядет только 13 января. За несколько дней до наступления «общего» Нового года корреспондент «НС!» снарядился в командировку в старообрядческое село.
В дороге Дорога предстояла дальняя: до Артинского района – две сотни километров с лишком. Напросился в дорогу со знакомым водителем, который с оказией отправился в Арти. …На пригорках двигатель надсадно ревет. Маленькие деревушки проплывают мимо совсем незаметно. Однако одну деревню – Половинку – оставить без внимания нельзя. Стоит она словно в низине и примечательна тем, что расположилась ровно между Пристанью и Екатеринбургом. От нее еще часа полтора езды. В субботний день село стоит, словно вымершее. У проходящего мужика, в распущенной шапке-ушанке интересуюсь: где здесь староверов отыскать? - Да везде они живут. Вот по этой улице почти в каждом доме, - окает он. – А по Шевалдина у них и священник живет. Генерал-лейтенант Трифон Шевалдин, уроженец села Пристань, - член первого состава Артинского революционного комитета, командир первого красноуфимского полка 30-й стрелковой дивизии. Приказом наркома обороны СССР № 2484 от 26 ноября 1935 года Шевалдину Т. И.. было присвоено персональное военное звание «комдив». Известно, что в 1945-48 годах он был назначен заместителем командующего Уральским военным округом. Старожилы говорят, что их прославившийся земляк принимал участие в обеих Мировых войнах. Недавно в его честь односельчане установили памятную стелу.
Знакомство В поселковой администрации знакомство с местными староверами посоветовали начать с Лидии Заплатиной. «Она у нас разговорчивая, правда, глуховата немного», - пояснили мне. Иду на другой конец села. В окнах домов, которые, кажется, вросли в землю, тут и там зажигают свет, - пасмурно и темнеет рано. Тянет дымом. Дом на три окна, чуть приметная тропинка в снегу. Долго стучусь в высокую ставню. Лишь минут через десять во дворе кто-то зашевелился и женщина, укутанная в шаль, открыла ворота. На завалинке скользко. В сенях какие-то вязаные веники, - кажется, мята. В красном (самом видном) углу избы, как и принято у деревенских жителей, божница – крест, иконы - Не знаю, что это тебя ко мне-то направили, да ты оставайся на ночь, места много, не жалко, - любезно приглашает хозяйка. …Пока закипает чайник, рассматриваем черно-белого фотографии, пожелтевшие от времени. От них веет стариной. Лидия Михайловна трепетно пересматривает каждую фотокарточку и то ли мне, то ли себе говорит: - Анатолия своего я схоронила пять годков назад, мы с ним 43 года вместе прожили. Теперича вот одна живу, хозяйство-то сейчас у меня не великое – две козы да собачошка. Правда, огород еще держу. Ребята мои помогают – дочка из райцентра почти каждые выходные приезжает, сын поддерживает.
В светлой горнице накрыла хозяйка стол, в большие миски себе и мне начерпала похлебки из чугунка – крупно нарезанная картошка, цельные грузди, морковка – в календаре трапез на каждый день сегодня значится «пища без масла». Незатейливо, но вкусно. То и дело она подбрасывает в печь дрова – пять поленьев у печки лежит больших, березовых. Треск лучины в печке и проблески огня на стене успокаивали, убаюкивали даже.
«Нечево в городе делать!» На Пристань она приехала в 1955 году из-под села Сажино («слыхал, деревня там есть, Соколята зовется»), это отсюда еще километров сорок лесом ехать. Говорит так: - Работал у нас там парень такой видный, симпатичный, холостой был. Познакомились, он меня сюда и привез. Венчались уже тут вот, - старушечье сердце как-то вмиг потеплело, словно корка льда, которой успело обрасти за годы одиночества, вмиг растопилась, - старичка-священника, как сейчас помню, его сейчас уж нету живого, жаль вот имечко его запамятовала. Потом муж работал, а она дома – троих детей поднимала, да по хозяйству все хлопотала. Когда младшенькой исполнилось пять лет, пошла Лидия работать в Арти. - Работа невесть какая была, техничкой я устроилась: образования-то нету, - как-то грустно смеется она. - Сначала только три класса в деревне проучилась, уж потом еще три освоила. Довелось и детей понянчить у состоятельных людей, а по вечерам все за книжками сидела. Как-то вдруг случилось несчастье: парализовало. Получила инвалидность. Когда это было? Жалуется: «Стара стала, памяти совсем нету, а ведь раньше цифры-то всякие легко запоминала». - Лидия Михайловна, вы всю жизнь в деревне прожили, разве желания в город не возникало уехать? - Нечего нам в городе делать. Я ж на Пристань еще девицей приехала из такой же деревни, родственники мужа и мои – все почти тут. Правда старший брат у меня, он участником войны был, уехал на Северку, потом в Тюмень переехал, там и помер, - рассуждает она, то и дело говорит «мы», хотя речь только о себе ведет. - Привыкли мы деревне и не хочем никуда, другой раз думаю: в городе-то и не прожить будет. Ведь за долгие годы огород родным стал, постоянно охота в земле копаться. У меня соток двенадцать сейчас, ягод на весь год хватает, овощей, хотя вот жуки окаянные – кларатские что ли, картошку все грызут, житья нет от них… Конечно, сложностей в деревне немало. Одних дров на зиму запасти – целая проблема порой. Лидия Михайловна говорит, на год здесь ровно две машины дров уходит: - Тут ведь как сторгуешься еще, но вообще из-за дров я не страдаю. У меня как дрова за дрова заходят, сын беспокоится, везет аж из Первоуральска. …Плотничал муж у нее: кому рамы вставить, кому и гроб сколотить – а в обмен к их дому всегда дрова подвозили. А вообще, сложной жизнь была: детство тяжелое, и голод страшный застала, потом войну… Особенно она вспоминает работу в колхозе: сложно представить, что работали не за деньги, а за трудодни. - Условие было: вот год проработаешь, тогда тебе может, и дадут зерна на заработанные трудодни. Коль не доработаешь год, схватило тебя или умрет, если человек – вся его работа даром пропадает. Вроде как государству все отходит, - и сегодня вспоминать ей об этом нелегко.
«Почто нам этот новый год?» Для своих 72 лет она удивительно подвижна: садит огород, ведет небольшое, но столь необходимое деревенскому человеку хозяйство, да выстаивает длинные, по несколько часов, службы в церкви. Чуть глуховата, потому каждый вопрос переспрашивает и отвечает нарочно громко. Долго не решался прерывать ее рассказы о былом семейном счастье вопросами, да потом все же осмелился: - А новый год-то как отмечать будете? - Так мы ж его уже отметили! – ошарашила меня баба Лида. Оказалось: праздник церковного Нового года, или Новолетия, отмечают старообрядцы первого сентября. По преданию, именно в этот день, во время иудейского праздника жатвы, Христос начал проповедь царства Божия и впервые засвидетельствовал исполнение ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии - сына Божия. Тем самым была завершена эпоха Ветхого Завета и открыта эпоха Нового Завета. По календарю староверов, на дворе сегодня стоит 7513 год «от Адамова лета». Западное летоисчисление от «рождества Христова» было введено на Руси в 1699 году, когда Пётр Первый, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом повелел «впредь лета исчислять» с первого января: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает». Но вдали от городов обычай всегда был крепче светского закона и царского указа. Некоторые, особо не охочие до реформ крестьяне, продолжали жить по древнему календарю, так и не приняв петровских новшеств. Вот и нынче, 13 января, когда большинство россиян будут приходить в себя после декады праздничных выходных, православный календарь, «отстающий» от современного ровно на 13 дней, достигнет даты 31 декабря и православные староверы, те, что помоложе, хотя и живут в общине, уступят-таки натиску современного общества: отпразднуют «старый новый год». Хотя все торжества здесь проходят пристойно: алкоголем они не упиваются, да и музыкой себя не балуют. - Почто мне этот праздник, его уж и праздновать сейчас не с кем, да и грешно это у нас – в пост развлекаться, - добавляет Лидия Михайловна.
«Кто в Москве главный – не ведаю» - Чай-то густой поди любишь? - спохватилась, подвинула ко мне ближе смородиновое варенье («Да ты больше варенья-то ложи, больше!»), громко хлебнула горячего чая из блюдца и как-то вдруг продолжила. – А в городе, конечно, благ много – печь топить не надо, вода опять же горячая. Дочка к себе помыться иной раз зовет, но до Артей мне топать долго, да и подыматься к ним на гору тяжко. Мы все по духу, кто здесь живет – деревенские. Живем как за забором от той жизни. Я ведь толком и не знаю, кто там сейчас в Москве-то у нас главный. Местные все как один натуральным хозяйством живут, поэтому переселиться для них куда-то – все равно, что жизнь себе поломать. Прикипели к насиженному месту, привыкли к суровому деревенскому труду… - Кошка, ты чего лезешь?! Ну ты посмотри какая, поговорить не дает… Хлеба дать ей, что ли? Айда, – махнула черно-белой кошке и ушла в кухню. От черной печи – только сейчас почувствовал – теплом потянуло. На часах уж было начало третьего ночи, когда иссяк разговор. Лидия Михайловна постелила мне тут же, в горнице, а сама ушла куда-то вглубь избы.
Между веками Весь воскресный день староверы молились, а мне представилась возможность понаблюдать, как и чем живут здесь, в этом глухом селе люди. Всего на Пристани постоянно проживают около трех тысяч человек. Один сельмаг, в котором можно купить все: от дивана и кетчупа, до ниток и кирзовых сапог. Преступность здесь и вовсе низка – местная молодежь из не-старообрядческих семей, торопится окончить школу, да перебраться поближе к городу. Маломальский клуб популярностью у подростков не очень пользуется. Разве что по весне, когда на реке Уфа начинается ледоход, из окрестных сел и деревень съезжаются все от мала до велика. Местные так говорят: - Как только пошла шуга, по берегам часами в изумлении стоят люди, много приезжают на машинах в это время, и все глядят на грохот, с которым идет лед по реке, наблюдают безмолвно – шум и зрелище способны взволновать даже искушенных соблазнами городских. В церкви у женщины, спешно отбивающей поклоны по старообрядческим четкам – лестовке, интересуюсь: действительно ли большая у них здесь община? - На праздники-то во время службы даже бочком не пройти, шибко много народу. Ребятишек у нас много бывает. Да мы тут все как родня, ежли кому помочь надо или утешить – это всегда, - так мне ответила. В этом году жители «всем миром» ставили часовню-сруб над колодцем, освятили который еще в июне. За него здесь, в этом небольшом селе, у всякого гостя невольно глаз цепляется. Представители районной администрации летом выступили со словами благодарности местным жителям и лично настоятелю – «за духовное возрождение Артинского района».
…Вечером в доме одной из местных жительниц Антонины Саламатовой, куда меня пригласят на вторую ночевку, еще будут потчевать рисовой кашей, да сетовать, что в магазин не завезли крабовых палочек и салатом гостя не побаловать. Так вот здесь старина с современностью встречаются и словно бы руки друг другу пожимают. За ужином журчат разговоры – бесконечье тем: «Когда еще грамотный журналист из города приедет!». Именно здесь мне еще раз подтвердят: - Свое Новогодье мы уже отметили, а первого января у нас в минее (церковном календаре) память мученика Внифантия значится, он избавляет от винного запоя, наверное, в ночь ему молиться будем, - говорит Антонина Григорьевна. …Есть на Пристани что-то такое, чего и не встретишь сегодня в больших городах – какая-то необъяснимая доброта человеческая. Здесь, в глубине уральских лесов, недалеко от границы с Пермской областью, еще сохраняются традиции и обычаи предков, а язык жителей и по сей день хранит память о допетровской Руси.
Максим ГУСЕВ, Артинский район. Фото автора.
«На смену!», Екатеринбург № 1 (16588), 5 января, 2006 год. |
|
||
|