Современность
Зимой в Шамарах
Открытое письмо Кириллу Товбину
Кирилл Товбин "8 марта"
"Преодолеть разделение братьев" Открытое письмо христианам РДЦ
Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым
"Православный путь или Am(erican) Way?"
"В престольный праздник всей Руси ... "
"Свято место - пусто... "
"Уральский праведник"
"Греховно ли страхование"
О мироточивой магаданской иконе святой великомученицы Парасковии Пятницы
Фотоочерк с празднования Недели свв. Жен Мироносиц
Архипастырские пасхальные поздравления
"На деревню - к деду Феодору "
"Фоторепортаж из Олекминского заповедника"
"На уральской Пристани год 7514... "
"Богом избранный... "
"У нас разное понимание истории"
"Новая обитель в Подмосковье"
"Два дня в "оплоте старой веры"
"Фоторепортаж о празднике Святой Троицы"
"Самый культурный день"
Выступление митрополита московского и всея Руси Андриана на Всемирном Русском Народном Соборе
"Незабытая старина"
"На престольный праздник к отцу духовному"
"Старой веры хранители"
Виктор Бужинский "Нелепость велия!"
Старообрядцы - "руссейшие из русских"
Крест святому из Тарбагатая
Молодые староверы побывали в Миассе
"Урал -оплот старообрядчества России"
Архипастырское пасхальное поздравление
Собор у черты раздора
Митрополит московский и всея Руси Андриан "Старообрядцы ждут молодых"
Биография Митрополита Андриана
Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"
Бремя Перво-святительства
Избрание нового Митрополита
Прощание с долгожителем
Архипастырское поздравление митрополита Алимпия с Рожеством Христовым
Великорецкий крестный ход
Христианскому лагерю "Ржевская обитель" - десять лет!
Крестный ход во Ржеве
"Сарахван" на глазок
Антимастодонтия : атеистична ли наука?
Архипастырское пасхальное поздравление
Солженицын А.И. "О старообрядчестве"
Знатнов А.В. "Противление злу ненасилием"
Кутузов Б.П. "Об анти-старообрядческой деятельности и официальной позиции РПЦ"
Освящение Троицкого храма в Николо-Улейминском монастыре
Мельников Ф.Е. - певец (древнего) Православия
Об оккультизме, магии и "нетрадиционных методах"
Архипастырское рождественское послание
Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"
Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"
Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"
Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет
Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."
Всемирный собор старообрядческой церкви
Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения
К вопросу об ИНН
Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"
интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)
Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства
|
САМЫЙ
КУЛЬТУРНЫЙ ДЕНЬ
Двадцать четвертого мая в России
официально отмечается День славянской письменности и культуры
Постановление праздновать в Российской Федерации
день памяти святых Кирилла и Мефодия 24 мая (по новому стилю) приняли
еще в 1863 году, однако в годы Советской власти этот праздник был
вычеркнут из календаря. И лишь в 1985-м традиция праздновать этот
день вновь возродилась.
|
История праздника своими корнями уходит в далекое
прошлое, можно сказать, к моменту рождения нашего государства, к началу
девятого века. Как известно, в раннем славянском государстве еще не было
своего алфавита, своих знаков, которые бы позволяли фиксировать данные
в письменном виде.
Создателями славянской письменности, которая легла в основу культуры Российского
государства, по праву считаются святые равноапостольные братья Кирилл
и Мефодий. Братья происходили из большого христианского рода и в молодости
получили отличное образование, которое сыграло, быть может, решающую роль
в культурном становлении нашего государства.
Жемчужины Урала
- Славянские народы, получив письменность, разом
получали и готовую литературу на своем, уже национальном языке, - говорит
проректор Екатеринбургской Духовной семинарии, настоятель храма РПЦ во
имя Кириилла и Мефодия протоиерей Петр Мангилев, - а также и возможность
прикоснуться к богатейшей культуре византийской империи, а через нее и
к античной культуре, потому что все, что было создано мировой цивилизацией,
к тому времени являлось открытым для славянского народа.
В Археографической лаборатории Уральского госуниверситета хранятся уникальные
рукописные и первопечатные книги.
- Эти книги можно смело причислить к разряду жемчужин,
которыми мы располагаем, - рассказывает главный инженер лаборатории Сергей
Белобородов.
Многие книги, находящиеся в лаборатории, бесценны. Их уникальность в том,
что созданы они в 16 и 17 веках.
- Вот книга, которая была изготовлена старообрядцами на Русском Севере,
в Поморье. Лично я за свою исследовательскую жизнь видел всего пять экземпляров
таких книжек-малюток, - говорит Сергей Анатольевич.
Формат этой книжки чуть больше спичечного коробка. По словам археографа,
в Поморье делали подобного рода книги и распространяли их по всей России.
В эти книжки-малютки вошли Святцы и Месяцеслов, то есть календарь и описание
месяцев.
Хранителями традиций, помимо коллекционеров и археографов, являются старообрядцы,
которые молятся только по старым книгам. Оно и понятно: подобных книг
с молитвами и поучениями, кроме музеев, найти сегодня просто негде.
…А вот - рукопись музыкальная. Значки, которые здесь изображены, это древнерусские
ноты-крюки. По ним и поют древние стихеры (молитвы) староверы. Светский
человек, взглянув на эти страницы, вряд ли поймет, что же здесь написано.
Отрадно то, что в забытых цивилизацией деревнях Урала, Сибири и Дальнего
Востока еще сохранились мастера, способные с листа спеть эту древнюю музыку.
В Свердловской области таких мастеров еще можно найти в Баранчинском и
Артинском районах, Невьянске и поселке Шамары.
Рукописи - горят
По словам Сергея Белобородова, мы едва ли не ежедневно
теряем наши национальные ценности. Археограф мрачно шутит: "Вопреки
словам классика, рукописи не только горят и тонут, но и просто гниют".
- Для книг очень важно, чтобы не было перепада жары и холода, а также
необходимо, чтобы была более-менее постоянная влажность, поэтому просто
вынести и показать посетителям старинные книги - значит, подвергнуть их
насилию, - говорит он.
Книги погибают и от специфической болезни - грибка. К сожалению, до сих
пор не найдено эффективных способов борьбы с этим книжным недугом. Исследователи
и ученые, занимающиеся сохранением культурного наследия, обрабатывают
древние фолианты специальным раствором, чистят их и реставрируют. Нередко,
кстати, за свой счет или на небольшие суммы, выделяемые по грантам. Но
это - только одна проблема, другая, более важная, заключается в том, что
интереса к древнерусской литературе становится все меньше и меньше. Не
помогают даже многочисленные переиздания, скажем, "Слова о полку
Игореве" в современных ярких обложках, которые были бы способны соперничать
с беллетристикой, заполонившей все книжные прилавки.
Анна Плотникова, продавец одного из книжных магазинов сказала, что на
каждые проданные 35-40 детективных повестей приходится по одному-два тома
переизданий древнерусских книг. И те, по ее мнению, покупаются заботливыми
мамами своим детям для того, чтобы их чада могли освоить курс школьной
программы.
Однако, библиотекарь Юлия Антонова утверждает, что интерес со стороны
учеников к книгам с древними текстами пока не угас. Ребята нет-нет, да
и спросят подобные книги…
- Конечно же, не так часто, как популярные ныне серии книг, но и этого
достаточно, - сказала Юлия Михайловна.
Кстати, психологи отмечают, что те подростки, которые не считают своей
будущей специальностью филологию, берут старые книги значительно чаще,
чем гуманитарии. Сложно сказать, чем это объясняется…
А недавно в массовую продажу поступила новая книжная серия, повествующая
о многих, уже забытых исторических личностях. Эти книги посвящены русским
князьям и многим святым Руси - историям их подвижнической жизни. Красиво
оформленные, они действительно цепляют взгляд человека, зашедшего в книжный
магазин. Правда, простояв в одном из магазинов у полки с подобными изданиями
полчаса, я так и не заметил, чтобы кто-то ими всерьез заинтересовался…
Тайна за семью печатями
А в святая святых УрГУ - в хранилище древних книг
- Сергей Анатольевич нас не пустил. Говорит, входить туда имеют право
лишь несколько человек. О материальной стороне этих манускриптов говорить
вообще неуместно, ведь эти книги просто бесценны. Многие из них выносить
из мрака, царящего в хранилище, на свет вредно - таковы особенности старой,
ветхой, бумаги.
Кстати, Археографическая лаборатория сама по себе уникальна, ибо имеет
огромный фонд книг.
- Наши фонды и наше хранилище в целом являются крупнейшим на восток от
Москвы, то есть, в Российской провинции другого такого просто нет, - уверяет
Сергей Белобородов.
Основным источником пополнения фонда являются староверы, с которыми сотрудники
лаборатории весьма тесно общаются - выезжают в их поселения, где изучают
историю и культуру, устаревший язык, бытовые и духовные особенности жизни,
а также богослужебную и "четью" литературу.
Специалисты с сожалением отмечают, что многие
рукописи сегодня, увы, пропали и восстановить их уже невозможно. Пару
недель назад один мой друг показал мне книгу, которая хранится у него
дома. Говорит, ее когда-то подарили на свадьбу родителям. Выглядит эта
рукописная книга удручающе: потемнела от ветхости и рассыпается буквально
в руках. Правда, прочесть манускрипт еще можно, осторожно перелистывая
затвердевшие страницы. Листы этой книги стали похожи на вафли - кажется,
надави чуть сильнее и страница переломится пополам. По словам хозяина
книги, отыскал он ее совсем недавно, в сундуке на чердаке, куда уже несколько
десятилетий никто не заглядывал. Там же нашлась и старая икона, переломленная
пополам…
- Книги как люди. Это не я, это еще древние сказали - "habent sua
fata libelli", то есть каждая книга имеет свою судьбу, - рассказывает
главный инженер Археографической лаборатории. - Как и любой человек, книга
рождается, живет и, к сожалению, тоже умирает.
Такие энтузиасты, как Сергей Анатольевич, своими делами убеждают нас в
том, что, даже имея минимум финансирования, сохранять наследие можно.
И нужно. И пока есть такие люди, история государства Российского будет
существовать как тонкая ниточка в бесконечной пряже человечества.
Максим ГУСЕВ
"На смену!", № 54 (16494), 24 мая, 2005
|
вопрос
священнику
e-mail
автору проекта
|