|
||||
Современность
"У нас разное понимание истори
"Два дня в "оплоте старой веры"
"Фоторепортаж о празднике Святой Троицы"
Выступление митрополита московского и всея Руси Андриана на Всемирном Русском Народном Соборе
"На престольный праздник к отцу духовному"
Виктор Бужинский "Нелепость велия!"
Старообрядцы - "руссейшие из русских"
Молодые староверы побывали в Миассе
"Урал -оплот старообрядчества России"
Архипастырское пасхальное поздравление
Митрополит московский и всея Руси Андриан "Старообрядцы ждут молодых"
Биография Митрополита Андриана
Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"
Архипастырское поздравление митрополита Алимпия с Рожеством Христовым
Христианскому лагерю "Ржевская обитель" - десять лет!
Антимастодонтия : атеистична ли наука?
Архипастырское пасхальное поздравление
Солженицын А.И. "О старообрядчестве"
Знатнов А.В. "Противление злу ненасилием"
Кутузов Б.П. "Об анти-старообрядческой деятельности и официальной позиции РПЦ"
Освящение Троицкого храма в Николо-Улейминском монастыре
Мельников Ф.Е. - певец (древнего) Православия
Об оккультизме, магии и "нетрадиционных методах"
Архипастырское рождественское послание
Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"
Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"
Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"
Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет
Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."
Всемирный собор старообрядческой церкви
Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения
Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"
интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)
Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства |
Христианскому лагерю "Ржевская обитель" - десять лет! (интервью
газете "Ржевская Правда") Наш вопрос - к настоятелю Покровского
храма священнику о. Евгению Чунину: - 10 лет "Ржевской обители" – небольшой, но юбилей. Можно подвести
некоторые итоги. Что удалось сделать за это время? - Вообще, победных рапортов к юбилею "Ржевской обители" подготовить в этот раз как-то не получилось. Наши сегодняшние итоги имеют «промежуточный», рабочий характер, и надо еще трудиться и трудиться! Но если все-таки попытаться перечислить самое главное… Во-первых, прошедшие 10 лет подтвердили актуальность нашего начинания, и даже с учетом относительной малоизвестности нашего христианского лагеря желающих побывать в "Ржевской обители" все годы было достаточно, а иногда даже и более чем. А во-вторых - сам факт того, что "Ржевская обитель" отработала эти десять лет - не взирая на всякоразличные препятствия и трудности, и не столько «благодаря», сколько, пожалуй, «вопреки» кому-то и чему-то. Вообще, идея создания детского христианского лагеря родилась в результате нескольких попыток организовать летнего отдыха детей, некоторые из них оказались относительно удачными. Но тогда, 10 лет назад, мы были одними из первых - и не только в Тверской области, кто взялся за организацию систематического летнего христианского отдыха; понятно, что готовых путей решения этой проблемы найти было негде. Все начиналось с экспериментов; собственно, поиск оптимальных методов работы с детьми продолжается и по сей день: каждый летний сезон – это внедрение новых идей и форм организации отдыха. В этом смысле – один из главных наших результатов – это накопленный за десятилетие разноплановый опыт. Причем, опыт не только положительный – многие наши чаяния не оправдались, но благодаря этому мы сегодня в некоторых случаях точно знаем, на что надеяться и как поступать НЕЛЬЗЯ. Это, может быть, иногда и грустно, но это – тоже опыт. Важным итогом этого десятилетия является и наш коллектив сотрудников. Именно благодаря их энтузиазму и самоотверженному труду мы можем говорить о каких-то вообще положительных итогах. Если обратиться к материальной сфере – здесь наши достижения намного скромнее, поскольку практически все эти вопросы напрямую связаны с финансированием… А нерешенность вопроса финансирования детского лагеря остается проблемой из проблем. Тем не менее, за эти годы мы окончательно «выросли» из палаточного городка, с которого начинали в 1994-1995 годах, и обзавелись стационарным жильем для детей. Значительно продвинулись в вопросах благоустройства. Самым последним и наиболее значительным нашим достижением является устройство артезианского водозабора. В этом году впервые мы предприняли столь беспрецедентную кампанию по сбору средств на его устройство. И хотя 95% тех, к кому мы обращались, вежливо промолчали, кто-то все же и оказал содействие. К настоящему времени буровые
и основные монтажные работы выполнены, и артезианской водой
уже начали пользоваться. Но завершение полного цикла сантехработ
еще не близко, поскольку требуется решить весь букет задач,
связанных с водоснабжением и водоотведением; к тому же мы еще
остаемся должны буровикам «кругленькую» сумму. - "Ржевская Обитель" – наверное, не только лагерь отдыха. В
чем выражается своеобразие «Ржевской обители»
как христианского лагеря? - Таких особенностей несколько. Во-первых, это ежедневная молитва. Каждый день утром все дети вместе с воспитателями и сотрудниками читают утренние молитвы (Повседневную полунощницу). Причем читают хором все вместе, за исключением кафизмы, которую читает вслух один человек. Тем самым каждый подросток постепенно научается правильно произносить и выговаривать повседневные молитвы. Таким же порядком вечером хором читается Малая павечерница, а канон Богородице прочитывает кто-то один. Для тех же, кто не знает текстов молитв, предоставляется возможность пользоваться печатными Молитвословами. В «Ржевской обители» принято, что участие в утренней и вечерней молитве является обязательным для всех, - исключение делается только для тех, кто занят каким-то совершенно неотложным делом. Естественно, что молитвой предваряется и завершается всякая трапеза. С нынешнего года мы утвердили в Обители обычай ежедневного чтения Псалтыря: каждый вечер после общего отбоя несколько детей с кем-то из воспитателей или вожатых уединяются в моленной и, переменяясь, прочитывают две-три кафизмы. Это делание помогает насельникам «Ржевской обители» удерживать на высоте христианский дух. Во-вторых, мы стараемся не пропускать церковные праздники, и в эти дни организуем автобусные выезды в нашу Покровскую церковь. Однако участие детей в церковных молебствиях является их добровольным делом, поэтому едут не каждый раз все. Мы же стараемся предусматривать расписание каждого дня таким образом, чтобы ни поехавшие на церковное богослужение, ни оставшиеся в "Обители" не имели каких-либо явных преимуществ друг перед другом. В-третьих, мы стараемся поддерживать своеобразную "церковность" самого повседневного бытия "Ржевской обители". Этот тезис реализуется тем, что все многообразие жизненных ситуаций, которые требуют урегулирования, воспитатели стараются комментировать и разъяснять именно по-христиански, с привлечением цитат из Евангелия, высказываний отцов Церкви, либо подходящих примеров из житийной литературы. Наконец, хотя летом дети не особенно стремятся думать об учебе, однако мы стараемся каждую смену предложить им непродолжительные занятия по типу Воскресной школы. В особенности тем из них, кто приезжает к нам из таких местностей, где еще нет старообрядческих храмов. Все это – взятое в совокупности – и дает минимальную христианскую направленность воспитательного процесса. Что касается воспитания трудового
– здесь наши успехи носят переменный, если не отрицательный
характер. Очевидно, сказывается царящий в наше время дух всеобщего
иждивенчества. Кроме элементарных работ по самообслуживанию,
наведению порядка, дети откровенно не желают и не готовы что-то
делать. Исключения из этого правила очень редки, зато и весьма
отрадны: почти всех детей, кто за десять лет «Ржевской обители»
отличились особым трудолюбием, мы помним поименно. Многие из
них теперь уже стали нашими сотрудниками или постоянными помощниками
в работе с детьми. - Вы полагаете, что "Ржевская обитель" может повлиять на нравственное
состояние нынешней молодежи? - Наверное, даже и на жизнь Ржевской молодежи существенно повлиять «Ржевская обитель» не сможет – масштабы несопоставимы. Дискотеки собирают чуть не каждый вечер сотни юных жертв. Насколько широко ржевские дети охвачены «уличным образованием», вообще не поддается никакому учету. Доступность видеопорнографии, распространенное желание «жить для себя», - все это оставляет мало отрадных надежд. Противостоять этому растлевающему течению, влекущему в пропасть бездуховности, можно бы только общим напряжением сил. А нас, увы, оставили в одиночестве. И более того: я уверен, у кого-то это мое признание вызовет вздох отрады… Однако мы надеемся, что Господь наши искренние старания не оставит без Своей помощи. А много или мало окажется тех, кому бы мы смогли оказаться полезны - это уже полностью во власти Божией. Мы же сознаем свой христианский долг в том, чтобы внести свой скромный вклад в общее дело стояния за Святую веру на некогда святой Руси. Понятно, что количество тех подростков, кто прошел через «Ржевскую обитель», - это «капля в море» современной молодежи. Но ведь в Писании говорится, что Господь и ради спасения одной души пошел бы на крестные страдания. Наши же «муки» здесь – далеки от тех лишений, которые претерпевали ради Святой Старой веры наши отцы и деды. И мы, к тому же, надеемся, что уже не одна «душа» за эти годы вспоминает время, проведенное во «Ржевской обители» с теплом и благодарностью. Если, действительно, это так – значит, мы не зря трудились все эти годы. Мы хотим помочь укрепиться в
вере, в первую очередь, именно христианской молодежи и детям. Ну, а если
кому-то пребывание в «Ржевской обители» помогло впервые почувствовать
себя верующими – это тем более отрадно. - Вы обмолвились выше о некоем «отрицательном опыте» – как итоге десятилетней
деятельности «Ржевской обители». Если не секрет – что имелось
в виду? - Можно перечислить целый ряд печальных факторов. Тем более что они по-своему тоже связаны с юбилеем «Ржевской обители». Только вот стоит ли говорить о грустном? По нашему мнению – самый главный из них – это то, что у нас в городе сложилась четкая система «двойных стандартов» в отношении к религии, и, прежде всего это видно по двум преобладающим конфессиям – Русской Православной Церкви и Русской Православной Старообрядческой Церкви. Скажем правду: старообрядцы сегодня во Ржеве фактически гонимы, как и в прошлом веке. Но тогда они были открыто гонимы от царской власти, законы которой давали юридическую базу для этих преследований. Тогда никто о равноправии и не говорил – о нем только мечтали. А теперь – при декларативном равноправии законодательных подходов ко всем религиозным конфессиям – существует широкая практика «одностороннего применения» принципа равноправия: «У нас все религии равны перед законом, но одна из них равнее всех остальных»! И это незаметно введено в наш обиход, люди привыкли и «покупаются»! Помню, как раз десять лет назад, в 1993 году состоялось памятное заседание Совета Директоров, на котором – с подачи В.Т. Степанченко - впервые был широко поставлен вопрос о помощи церкви. А мы в то время как раз уже прорабатывали «в верхах» идею нашего христианского лагеря. На следующий день меня взялся поздравлять один из участников этого заседания: «Поздравляю! Теперь ты сможешь быстро поднять и обустроить свой церковный лагерь! Мы вчера приняли целую программу помощи церкви – теперь у тебя не будет проблем ни с чем!» Я, помню, поблагодарил за поздравления, но выразил большое сомнение: коснется ли хотя краем нашего лагеря эта программа помощи? Но, уверенный в своем понимании вопроса, руководитель не отступал: «Да ты что! Ведь речь-то не о церковных источниках финансирования, а о ресурсах городских государственных предприятий! Ведь на них, между прочим, работают твои прихожане! Поэтому все, что делается для города, для духовного подъема народа, обязательно будет поддержано городом!» Но при всей, казалось бы, прозрачности такой позиции - этот руководитель все-таки ошибся; возможно даже, и не он один. И когда стало окончательно ясно, что у столь широко провозглашенной «программы помощи церкви» имеются совершенно конкретные адреса – состоялось другое заседание Совета Директоров. Пафоса на нем было намного меньше, как и результатов. Но даже и на этом еще дело не кончилось! Уже после этого заседания в отношении некоторых руководителей Ржевских предприятий, кто все-таки не отказался помочь создающейся «Ржевской обители» – были предприняты акции по «разъяснению политики партии» в пресловутом вопросе помощи церкви. Аргументы в этих циничных разъяснениях были взяты из миссионерских произведений прошлого века: безвозвратная душевная погибель за одно лишь «сочувствие расколу», и угроза отлучения от церкви. Казалось бы – вчерашние атеисты, отлучение от какой церкви их могло бы устрашить? Но – удивительно! – этот начальственный окрик подчас вызывал верную реакцию! Очевидно, еще не забывшие страха быть вызванными на ковер разгневанного «Первого», эти вчерашние коммунисты брали «под козырек» перед рьяным священником в широкой поповской рясе, и кто-то с извинениями забирал свои обещания, а кто-то более проницательный с английской улыбкой вежливо отвечал: «Вы знаете, у нас возросла нагрузка на производство, и нет никакой возможности помочь ВАШЕЙ церкви. Если хотите, это может быть сделано только за ваш счет – после предоплаты! Успехов вам!!!» Ну, а кто-то, не смея отказаться от своего слова, тянул с исполнением ранее данного обещания чуть ли не несколько лет – пока «все затихнет»… Другие, чтобы разом отвести от себя обвинения в «раскольничестве», спешили срочно «перекреститься в православие». Их желание с пониманием принималось, и после старообрядческого троекратно-погружательного крещения их быстренько окропляли «православной» святой водой, и дело их исторического «присоединения к православию» считалось завершенным… Вот в таких условиях, «пробиваясь через асфальт» противодействия или банального равнодушия, строилась и жила «Ржевская обитель». Правда, словесное ПОНИМАНИЕ встречать все-таки удавалось: «Вот, вы молодцы, не о себе думаете, а о чужих детях…», и т.п. Но чаще всего эта поддержка оставалась только словесной. И теперь во Ржеве надо уметь видеть и понимать эту игру слов, терминов и понятий. Так что когда говорят «Надо больше помогать церкви!» - можно не сомневаться: это призыв к усилению помощи местным структурам РПЦ. Когда говорят «православный праздник, православный святой» - чаще всего хотят подразумевать, что Русская ПРАВОСЛАВНАЯ Старообрядческая Церковь не имеет отношения к сказанному. Но обо всех этих хитреньких «умолчаниях» прямо не говорится, и поэтому создается иллюзия справедливости и равноправия. Вот в таком-то равноправном государстве
и городе мы живем. Причем – это только малая толика фактов и
примеров подобного рода. А некоторые из них имеют и откровенно
скандальный характер, и могли бы послужить основанием для каких-то
разбирательств. Но мы не желаем и не ищем этого. - 24 июля – праздник Ржевско-Оковецкой Божией матери. С каким чувством
Вы встречаете этот праздник - Чувство двоякое. С одной стороны – это праздник, идущий из глубины веков, и связывающий нас с нашей далекой историей, с нашими христианскими корнями. Это вдохновляет, придает силы, укрепляет надежды. С другой – нынешняя бездуховность, как та «мерзость запустения», грозящая воцариться везде, и прежде всего - на некогда святых местах. Это растлевающее дыхание времени чувствуется даже на Святом Ключе - в Оковцах, где еще недавно чистое и святое место сделалось гульбищем для всякого, подчас весьма далекого от веры христовой, люда… Кстати, как многие заметили, в последнее время источник стал заметно истощаться. Это – не потому? Но очень хочется, чтобы в эти
торжественные дни грустные нотки не перебивали общего праздничного
настроения. Мы хотим надеяться на лучшее, и живем этими надеждами! - В нынешнем году Покровская община впервые совершила Крестный ход из
Ржева во «Ржевскую обитель». С чем связано это событие? - В нынешнем году этот Крестный ход был совершен в ознаменование исполняющегося 10-летия «Ржевской обители». Однако многие из его участников предлагали сделать такое христианское шествие традиционным. А 25 июля, в пятницу, в 8:00 утра начнется еще один Крестный ход – теперь в обратном направлении, из «Ржевской обители» в Покровскую церковь. Этим Крестным ходом мы «замкнем круг», и как бы символически завершим наш юбилейный летний сезон. Вообще, в прошлые времена Крестные ходы были делом обычным, и совершались далеко не только на Пасху – вокруг храма. Если вспомнить даже историю явления Оковецкой иконы – ведь она в 1540 году из Оковцев была Крестным ходом принесена в Москву, для личного удостоверения и поклонения государя Иоанна IV Грозного, а потом, спустя время, опять же Крестным ходом была возвращена во Ржев. А уже в позднейшие времена утвердился обычай ежегодного пренесения чудотворной Оковецкой иконы с Крестным ходом из Оковцев через села и веси во град Ржев, где она находилась около месяца, а потом – обратным Крестным ходом икона возвращалась на свое постоянное место пребывания. Такой обычай существовал, насколько можно судить, более века, и прекратился только с наступлением безбожных коммунистических времен. В прошедшие времена Крестные ходы часто совершали и старообрядцы, об этом сохранился ряд свидетельств в церковной и светской прессе начала ХХ века. Так что мы своим Крестным ходом в некотором роде попытались вспомнить бытовавшую на Ржевских землях традицию. Теперь вот думаем как-нибудь совершить Крестный ход из Ржева в Оковцы, - хочется восстановить и это, забытое нынче, доброе христианское дело. Может быть, такая акция хоть немного поспособствует подъему духовного христианского пафоса на сих памятных местах?
|
|
||
|