|
||||
Современность
Открытое письмо Кириллу Товбину
"Преодолеть разделение братьев" Открытое письмо христианам РДЦ
Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым
"Православный путь или Am(erican) Way?"
"В престольный праздник всей Руси ... "
О мироточивой магаданской иконе святой великомученицы Парасковии Пятницы
Фотоочерк с празднования Недели свв. Жен Мироносиц
Архипастырские пасхальные поздравления
"На деревню - к деду Феодору "
"Фоторепортаж из Олекминского заповедника"
"На уральской Пристани год 7514... "
"У нас разное понимание истории"
"Два дня в "оплоте старой веры"
"Фоторепортаж о празднике Святой Троицы"
Выступление митрополита московского и всея Руси Андриана на Всемирном Русском Народном Соборе
"На престольный праздник к отцу духовному"
Виктор Бужинский "Нелепость велия!"
Старообрядцы - "руссейшие из русских"
Молодые староверы побывали в Миассе
"Урал -оплот старообрядчества России"
Архипастырское пасхальное поздравление
Митрополит московский и всея Руси Андриан "Старообрядцы ждут молодых"
Биография Митрополита Андриана
Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"
Архипастырское поздравление митрополита Алимпия с Рожеством Христовым
Христианскому лагерю "Ржевская обитель" - десять лет!
Антимастодонтия : атеистична ли наука?
Архипастырское пасхальное поздравление
Солженицын А.И. "О старообрядчестве"
Знатнов А.В. "Противление злу ненасилием"
Кутузов Б.П. "Об анти-старообрядческой деятельности и официальной позиции РПЦ"
Освящение Троицкого храма в Николо-Улейминском монастыре
Мельников Ф.Е. - певец (древнего) Православия
Об оккультизме, магии и "нетрадиционных методах"
Архипастырское рождественское послание
Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"
Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"
Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"
Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет
Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."
Всемирный собор старообрядческой церкви
Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения
Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"
интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)
Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства |
НЕЗАБЫТАЯ СТАРИНА «От избытка сердца уста глаголят» В первый день масленицы, 7 марта, в Екатеринбурге
впервые состоялся праздник древнерусского пения. Мероприятие было организовано
Уральской старообрядческой епархией. Церковные хоры из Свердловской, Челябинской
и Пермской областей соревновались за звание «лучший хор епархии». Праздник открыл настоятель храма во имя Рожества Христова отец Павел Зырянов. Во вступительном слове он подчеркнул актуальность такой встречи. «Сегодня в старообрядческих храмах много ребят, которые делают первые шаги в изучении пения, мы хотим передать знания наших предков молодежи, научить их петь без ошибок», - сказал он. Ведущий праздника о.Павел Зырянов
-
Старообрядческое пение уникально: оно совершается на восемь гласов, каждому
из них соответствует свой мотив, - рассказывает председатель старообрядческой
общины Екатеринбурга Мефодий Тюкин. - Поется оно не по нотам, а по крюкам,
это - древняя музыкальная азбука. Такое
пение не просто украшает богослужение, но и позволяет голосом выделить
особо значимые места. Как
подчеркнул отец Павел, древняя традиция совершенно утрачена сегодня в
Русской Православной Церкви – многие молитвы исключены, а пение потеряло
свою самобытную ценность, поскольку совершается оно не по крюкам, как
это было до церковной реформы 17 века, а по нотам, которые обмиршают молитву. -
Несмотря на то, что крюки называют сегодня нотами, это не так. В действительности
крюки мало, чем напоминают современные ноты, - рассказывает Мефодий Константинович.
– Да и научиться крюковому пению в музыкальных школах нельзя. Наши умельцы
получают эту грамоту в общинах, рядом с образованными людьми. Правда,
требования близки к светским: нужен музыкальный слух, который поможет
воспринимать и отличать один напев (глас) от другого. Десятиклассница
из города Березовский Свердловской области Елена Леонова учится петь по
крюкам с раннего детства. Тогда еще в здании екатеринбургского старообрядческого
храма был музей (1990 год), потому несколько месяцев староверы отмаливали
его, молились прямо на крыльце. -
Хотя мы и живем не близко, бабушка брала нас с братом и мы приезжали к
храму. Она читала по большим старым книгам, а мы стояли рядом, не понимая
смысла молитв. В
1993 году на праздник Рожества Христова церковь освятили. Тогда-то Лена
и начала ходить на клирос, всерьез занялась изучением крюкового пения.
Открыв древнерусскую книгу, первый раз так и не смогла понять, что же
там написано. Говорит, первые два года стояла в общем хоре и просто подпевала,
ориентируясь на слух. Сегодня Елена свободно читает молитвы, написанные
на старославянском языке, поет по крюкам. Крюки
– это знаки древнерусского безлинейного нотного письма, комбинации чёрточек,
запятых и точек. Крюки имеют византийское происхождение и указывают направление
движения голоса, замедление и ускорение темпа, и звуковые акценты. Книга с крюками
Женский хор поселка Шамары
Хор храма во имя Рожества Христова (Екатеринбург)
Крюковая
грамота, которая лежит в основе церковных служб староверов, остается неизменной
уже много веков. Ее намеренно не упрощают и не адаптируют для простоты
восприятия. -
У меня никакого музыкального образования нет, потому каждая новая спетая
молитва кажется достижением, - рассказывает Елена Леонова, перебирая в
руках лестовку – старообрядческий вариант четок. -
Прогресс лично для меня большой. Правда, некоторые сложные крюки
я так до сих пор не смогла понять, есть еще чему учиться. Людей,
которые знают крюковое пение в совершенстве, немного. К примеру, в екатеринбургской
общине одним из таких умельцев является чтец Роман Донцов. Он постигал
пение у себя на родине – в Молдавии. Старообрядческая
молодежь постигает пение в общинах, перенимая опыт от грамотных бабушек
и дедушек. Кстати, в сентябре 2004 года Русская православная старообрядческая
церковь открыла, наконец, собственное Духовное училище, располагающееся
в Рогожском поселке (центре староверия России). Здесь церковной грамоте
(богословию, пению, иконописи) обучаются сегодня около 30 ребят со всех
приходов России. Первые результаты уже видны. Так, в декабре 2004 года в Москве во Всероссийском выставочном центре
прошла выставка «Рождественский дар», где состоялось выступление объединенного
молодежного хора старообрядческого Духовного училища и Покровского кафедрального
собора. Как
рассказал сотрудник Молодежного отдела Московской Митрополии Александр
Писаревский, ребята готовились к выступлению более чем серьезно: в глазах
посетителей выставки нельзя было ударить в грязь лицом. Помимо собственного
пения было важно показать, что РПСЦ – это не только старики, но и молодежь.
Во время выступления мужским хором руководил чтец Александр Овчаров, женским
– Валентина Синельникова. Среди
посетителей выставки были и священники РПЦ МП. По словам участников мероприятия,
иереи с большим внимание и интересом слушали выступление молодых старообрядцев.
Действительно, крюковое пение способно заинтересовать многих. Звучащее
необычно для слуха современного человека, оно несет в себе не только историю,
но и одухотворенность, что-то такое, что заставляет со внимание и трепетом
вслушиваться в древние молитвенные стихеры – молитвы, созданные в определенном
порядке, для прославления святых. Такова древнерусская традиция. Старики
баяли: «От избытка сердца уста глаголят». Книги
с крюками сегодня можно отыскать в музеях и древлехранилищах, а людей,
способных «с листа» спеть эту древнюю музыку в России немного. Как рассказывают
старообрядцы, издавна принято выделять географические напевы – молдавских,
сибирских, московских и уральских хоров. Праздник
древнерусского крюкового пения решили приурочить к началу масленицы. С
момента возникновения православия на Руси было принято эту неделю проводить
в народных празднествах, ведь уже в Великий пост всякие увеселительные
мероприятия будут под запретом. По
словам историков, древние церковные песнопения являются самым совершенным
видом музыкально-поэтического творчества, в котором сочетается внутреннее
единство священнодействия, слова и пения. На
празднике присутствовало около 40 певцов-клирошан. С «домашним заданием»
- молитвами, произвольно выбранными певцами для показательного выступления,
справились все. Однако уже во втором конкурсе организаторы приготовили
хорам задачу посложнее – за пять минут надо подготовиться и спеть те молитвы,
которые достанутся по жребию. Справились. -
В каждом хоре обязательно должен быть стержневой голос, который будет
связывать все остальные голоса в один мотив, - рассказывает Роман Донцов.
– Таким голосом не каждый может стать, ведь если сфальшивит он, неправильную
тональность подхватят и все остальные клирошане. Посторонним может быть
это будет и незаметно, однако отклонение от нормы будет довольно серьезным.
А этого допускать никак нельзя. Титул
«лучший хор епархии» был присвоен певцам из поселка Шамары. Совсем немного
уступили им в лидерстве екатеринбуржцы. Третье и четвертое место заняли
певцы-староверы из Миасса и Перми. Участникам мероприятия указали на ошибки,
которые были допущены во время исполнения песнопений. В итоге было решено
сделать подобный праздник традиционным, чтобы певцы могли не только показывать
свой талант, но и обмениваться опытом со своими единоверцами. По
словам Мефодия Тюкина, сегодня у людей все чаще стала появляться возможность
прикоснуться к своей истории – познакомиться с пением, которое под страхом
смерти сохраняли и передавали из поколения в поколение старообрядцы. …Это
только для Уральской епархии подобное мероприятие уникально, в Сибири,
например, праздники древнерусского пения проводятся регулярно. Новосибирский
старообрядческий хор считается одним из лучших в России, его часто приглашают
выступать светские власти. А на Рожество Христово в храме Успения Пресвятыя
Богородицы Нижнего Новгорода состоялся концерт духовных песнопений учащихся
воскресных школ нижегородского благочиния. Для нескольких сотен гостей
храма свое мастерство продемонстрировали отроки 4-12 лет. Младшие дети
пели стихи, а учащиеся постарше разучили и исполнили сложные стихеры знаменного
распева. -
Даже во времена гонений на старую веру наши предки сохраняли пение, благодаря
крепости их духа оно и дошло до нас в своей первозданной чистоте, - подчеркивает
председатель старообрядческой общины Христорождественского храма Екатеринбурга. Во
время перерыва принимающая сторона организовала праздничное застолье,
где клирошане и гости смогли поделиться своими впечатлениями от услышанного. -
Мы оцениваем уральские хоры сегодня не как профессионалы, а как слушатели,
немного понимающие в этом пении, - говорит протоиерей Вячеслав Зобнин.
– В большей степени мы воспринимали благозвучие и дикцию, а не правильность
пения по крюкам. Ошибок много, работать нашим певцам есть над чем. К примеру,
не все знают, где и как ставить ударение в молитвах, какие слова можно
и нужно растягивать, а какие ни в коем случае тянуть нельзя. По
окончании праздника объединенный хор Уральской старообрядческой епархии
пропел многолетие преосвященному митрополиту Андриану, который в этот
день в Кафедральном соборе столицы второй раз в качестве предстоятеля
Русской православной старообрядческой церкви отмечал День Ангела. Многая лета, святый владыко!
-
Многая лета, многая лета, многая лета! – громогласно подхватывает хор… Духовенство
и миряне всерьез задумались над необходимостью создания единого епархиального
хора, который будет представлять Уральскую епархию на общероссийских торжествах.
По словам священников, талантливых людей, которые войдут в этот хор, в
приходах много. Удивительно,
но конкуренции на празднике не было. Старообрядцам чужды подобные чувства.
Конечно, в какой-то степени лестно быть «первым из лучших», однако основная
задача праздника – не обойти друг друга по уровню пения, а вместе сохранить
духовное молитвенное богатство древней Руси.
|
|
||
|