|
||||
Современность
Архипастырское пасхальное поздравление (лето 7515 года)
Кирилл Товбин "Вера и идентичность"
Открытое письмо Кириллу Товбину
"Преодолеть разделение братьев" Открытое письмо христианам РДЦ
Архипастырские поздравления с Рожеством Христовым
"Православный путь или Am(erican) Way?"
"В престольный праздник всей Руси ... "
О мироточивой магаданской иконе святой великомученицы Парасковии Пятницы
Фотоочерк с празднования Недели свв. Жен Мироносиц
Архипастырские пасхальные поздравления
"На деревню - к деду Феодору "
"Фоторепортаж из Олекминского заповедника"
"На уральской Пристани год 7514... "
"У нас разное понимание истории"
"Два дня в "оплоте старой веры"
"Фоторепортаж о празднике Святой Троицы"
Выступление митрополита московского и всея Руси Андриана на Всемирном Русском Народном Соборе
"На престольный праздник к отцу духовному"
Виктор Бужинский "Нелепость велия!"
Старообрядцы - "руссейшие из русских"
Молодые староверы побывали в Миассе
"Урал -оплот старообрядчества России"
Архипастырское пасхальное поздравление
Митрополит московский и всея Руси Андриан "Старообрядцы ждут молодых"
Биография Митрополита Андриана
Виктор Бужинский "Сруб не сгорел, он всё ещё горит"
Архипастырское поздравление митрополита Алимпия с Рожеством Христовым
Христианскому лагерю "Ржевская обитель" - десять лет!
Антимастодонтия : атеистична ли наука?
Архипастырское пасхальное поздравление
Солженицын А.И. "О старообрядчестве"
Знатнов А.В. "Противление злу ненасилием"
Кутузов Б.П. "Об анти-старообрядческой деятельности и официальной позиции РПЦ"
Освящение Троицкого храма в Николо-Улейминском монастыре
Мельников Ф.Е. - певец (древнего) Православия
Об оккультизме, магии и "нетрадиционных методах"
Архипастырское рождественское послание
Ирина Фролова "Телевидение и дети. Союзники или противники?"
Терентий Серединов "Нужен ли старообрядцам патриарх?"
Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири "О проявлениях неоязычества у христиан"
Газете "Дальневосточный старообрядец" 80 лет
Осипов В.И. "...в Боровск ... на место мученое..."
Всемирный собор старообрядческой церкви
Владыка Силуян - 10-летие архипастырского служения
Михаил Шахов "Проблемы современного старообрядчества"
интервью с митрополитом Алимпием (НГ-Религия)
Л.Воронцова С.Филатов Церковь достоинства |
Б.П. Кутузов Об антистарообрядческой деятельности некоторых публицистов и издателей, сеющих межконфессиальную
вражду, и официальной позиции РПЦ "...Наше безумное - бесовское! - гонение старообрядцев... Что преступление было - оспорить никто уже не найдется... В перспективе столетий...все более будет расти тень того великого церковного преступления, с которого началась гибель России". А. Солженицын. Антистарообрядческие публикации, появившиеся в последнее время
в некоторых изданиях (журналы "Москва", "Благодатный огонь", газета "Радонеж"),
выдержанные в тоне времен злейших гонений на старообрядцев, вызывают у многих недоумение.
А какова же позиция Русской Православной Церкви в этом вопросе? Знакомство с официальными церковными определениями последних
трех столетий по вопросу отношения к старообрядчеству свидетельствует, что
Русская Православная Церковь последовательно и неуклонно ведет линию на развитие добрых
отношений со старообрядчеством, направленных к ликвидации великого Раскола, этого "трехвекового
церковного бедствия" (архиеп. Уфимский Андрей), выражая сожаление о всем отрицательном,
что было в прошлом во взаимоотношениях с приверженцами старой русской церковности. "Да приведет Господь расстоящаяся паки воедино"- этот
призыв прозвучал в 1971 году на Поместном Соборе Русской
Православной Церкви. Призвав к ликвидации
великого русского церковного Раскола, Собор 1971 года, отменил клятвы Московских соборов 1656
и 1667 годов на старые обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, чем подвел
итог многолетней дискуссии по старому обряду, в частности, утвердил решения Священного Синода
1929 года, в том числе и "о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые
обряды, и равночестными им". Еще до революции профессор Московской духовной академии Н.Ф.Каптерев
писал: "Осуждение собором 1667 года русского старого обряда было, как показывает более
тщательное и беспристрастное исследование этого явления, сплошным недоразумением, ошибкою
и потому должно вызвать новый соборный пересмотр всего этого дела и его исправление, в видах
умиротворения и уничтожения вековой распри между старообрядцами и новообрядцами, чтобы Русская
Церковь по-прежнему стала единою, какою она была до патриаршества Никона". Исполнению этого высказывания известного ученого, которое является
выражением чаяний многих и многих православных людей, и было положено начало на весьма представительном,
в присутствии восточных патриархов, Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года. Уже в 1765 году в "Увещании православной кафолической Церкви"
митрополита Платона (Левшина) признавалась православность старых обрядов и спасительность
их употребления. Иначе и быть не могло, поскольку церковная жизнь русского народа всегда
зиждилась - и до наших дней - на вере святых равноапостольских Владимира и Ольги, преп. Сергия
Радонежского, святителей Петра, Алексия, Ионы и Ермогена, этих несомненных двуперстников,
и в этом смысле Русская Православная Церковь укоренена в старообрядчестве. В 1800 году, по рассмотрении митрополитом Платоном, было разрешено
и утверждено императором Павлом Петровичем так называемое единоверие. "Быть по сему"
начертал император на прошении старообрядцев о дозволении им иметь священников для совершения
богослужения и треб по старому обряду. По Определению Собора 1917-1918 годов: "Единоверцы суть
чада Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кои, с благословения Поместной Церкви,
при единстве веры и управления, совершают церковные чинопоследования по богослужебным книгам,
изданным при первых пяти русских патриархах, - при строгом сохранении древнерусского бытового
уклада". Единоверцы, или как их еще иначе называют "православные
старообрядцы", канонически подчинены священноначалию Русской Православной Церкви, единоверческие
приходы - их сейчас не менее 12-ти - входят в состав православных епархий. А.В.Карташев в "Очерках по истории Русской Церкви"
пишет: "Со времени учреждения единоверия русская церковная власть, а за ней и вся Русская
Церковь de facto отменила навязанный нам греками на
Соборе 1667 года взгляд на старый обряд, как на ересь. Остается теперь лишь формально, de
jure, post factum санкционировать это молчаливое и правильное решение Русской Церкви опять
же на Поместном Соборе и с формальной же отменой клятв Собора 1667 года"(Т.2.М.,1991.
С.182). Отмена клятв Московских соборов 1656 и 1667 годов должна была
совершиться еще на Поместном Соборе 1917-1918 годов, чему предшествовало длительное предсоборное
изучение этих вопросов. Уже в 1906-1907 годах IV Миссионерский съезд в Киеве и VI Отдел Предсоборного
Присутствия признали равночестность старого и нового обрядов. В докладе VI-му Отделу
Предсоборного Присутствия говорилось: "Для успокоения старообрядцев и православных, но
молящихся двоеперстно, необходимо уже не разъяснение... а совершенная отмена этих клятв, как
положенных от "простоты и неведения"... Вместе с этим необходимо высказаться Собору
Русской Церкви и по вопросу о порицаниях на так называемые старые обряды в полемических книгах
прежних писателей против раскола. И здесь необходимо не разъяснение, а полная отмена этих
порицаний". Проект соборного постановления об отмене клятв был уже подготовлен,
однако Поместный Собор 1917-1918 годов, ввиду известных событий того времени, успел принять
лишь определение о единоверии, приведенное выше. Решениями от 23 (10) апреля 1929 года Священный Синод подтвердил
православность и спасительность старых русских обрядов, а также богослужебных книг, напечатанных
при первых пяти Российских патриархах, отменил клятвенные запреты и отверг порицательные выражения
о старых обрядах. И, наконец, подводя итог
многолетней дискуссии по старому обряду, Поместный Собор 1971 года утвердил решения, принятые
по этому вопросу Священным Синодом в 1929 году. "Рассмотрев вопрос... с богословской, литургической, канонической
и исторической сторон, - говорится в "Деянии" Собора, - торжественно определяем: 1.Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23
(10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды,
и равночестными им. 2. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от
23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений,
относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем
бы они ни изрекались. 3. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от
23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского собора 1656 года и Большого Московского
Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих
христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие. Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию
объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей святой Церкви, так и
именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру... Да приведет Господь расстоящаяся паки воедино, и в любви друг
ко другу да исповедуем и славим едиными устами и единым сердцем Отца и Сына и Святаго Духа,
Троицу Единосущную и Нераздельную". Поместный Собор 1988 года подтвердил решения Собора 1971 года
в отношении старообрядчества. Развитие историко-богословской науки в последнем столетии, труды
профессоров Московской духовной академии Н.Ф.Каптерева, Е.Е. Голубинского, профессора Вандербильского
университета С.А.Зеньковского, профессора Парижского богословского института
Б.И. Сове, профессоров Ленинградской духовной академии Н.Д. Успенского и протоиерея
Иоанна Белевцева и других ученых, во многом изменили взгляд на старообрядчество и вообще на
проблематику церковной реформы и Раскола XVII века. Многие критические высказывания,
сделанные в прошлом в адрес старообрядчества, признаны несправедливыми и отвергнуты РПЦ как
частные мнения, обусловленные духом своего времени и порой чисто политическими причинами,
что ныне, по соборной формуле, вменяется "яко не бывшее". Это
относится, прежде всего, к порицательным высказываниям относительно двуперстия. Кличка "раскольники",
была запрещена к употреблению Российским законодательством еще в XVIII веке
( "Манифест" Екатерины II от 3 марта 1764 г.). В Обращении Поместного Собора Русской Православной Церкви
1988 года к старообрядцам говорится: "Вы, наши единокровные и единоверные братья
и сестры..." "Поместный Собор Русской Православной Церкви, - говорится
в Обращении, - в 1971 году в Троице-Сергиевой Лавре от гроба печальника земли Русской Преподобного
игумена Сергия подтвердил равночестность древних обрядов. Сердца многих с благодарностью
Богу восприняли эту благую весть". "Освященный Собор
Русской Православной Церкви призывает все возлюбленные о Господе старообрядческие согласия
к братскому диалогу с Московским Патриархатом ради утверждения нашего единства в Христовой
Церкви, ради провозглашения исконных духовных ценностей, сохраняемых нами преемственно от
благочестия Древней Руси, ради наших общих святынь". "Объединиться во
взаимном прощении с нашей самой исконной ветвью (старообрядцами)
" призывал в своем письме Третьему съезду Зарубежной церкви в 1974 г. А.Солженицын. В 1974 г. Поместный Собор РПЦЗ также снял клятвы со старообрядцев. На заседании 29 декабря 1998 года, Священный Синод принял следующие
определения по вопросу отношений со старообрядчеством: 1. Считать важным развитие и углубление сотрудничества между
Русской Православной Церковью и старообрядчеством, которые будут способствовать укреплению
традиционных духовных ценностей и норм в жизни нашего общества. 2. Поручить Отделу внешних церковных сношений тщательно изучить
формы и перспективы дальнейшего сотрудничества Московского Патриархата и старообрядчества
и сделать соответствующие предложения по развитию двустороннего диалога. На расширенном заседании Священного Синода 18-19 июля 1999 г.
были одобрены результаты переговоров, проведенных председателем ОВСЦ митрополитом Кириллом
с представителями Старообрядческой Митрополии и Древлеправославной Поморской Церкви. Были
также осуждены имевшие место в прошлом насильственные методы преодоления Раскола, явившиеся
результатом вмешательства светских властей в дела Церкви. На основании решений Поместных Соборов
1971 и 1988 годов о снятии клятв на старые обряды Священный Синод обязал епархиальных архиереев
и духовенство учитывать в практической деятельности эти общецерковные решения, а также призвал издательства, выпускающие церковную литературу,
применять критический подход к переизданию литературы, напечатанной в дореволюционное
время, когда старообрядчество критиковалось некорректными и неприемлемыми методами. Принято
решение создать при ОВЦС комиссию по вопросу взаимоотношений РПЦ со старообрядчеством. Из вышеизложенного видно,
что линия РПЦ по отношению к старообрядчеству после Соборов 1971 и 1988 годов отнюдь не изменилась
- она нацелена на дальнейшее развитие двустороннего диалога и сотрудничества во имя укрепления общих
духовных ценностей и ликвидации церковного Раскола. Тем контрастней выявляется деструктивная деятельность в этом плане некоторых, декларирующих себя православными,
но не желающих подчиняться церковным соборным решениям издателей и публицистов, сеющих межконфессиональную
вражду. Особо обращает на себя внимание позиция по вопросу отношения к старообрядчеству газеты "Радонеж" (глав.
редактор Е.К. Никифоров). Сообщив о заседании и определениях Священного Синода РПЦ 18-19 июля
1999 г., однако умолчав о решениях по старообрядчеству, эта газета (№ 13-14), в этом же номере
поместила разнузданный по тону и клеветнический по содержанию антистарообрядческий псевдоисторический
пасквиль (начало в № 11-12) Н. Михайловой, обещая продолжение.
|
|
||
|